Страница: 1 2 3 Все |
Илья Герчиков | 7.07.15 23:46 |
Чудесный рассказ. Не удержался поместил его у себя на фейсбуке..
Чтобы с ним познакомилось побольше читателей. Спасибо! |
людмила | 21.01.14 17:43 |
Храни Вас Господь! Богата талантами наша курская земля! Рассказ прочитала на одном дыхании, подумала о своих грехах...Философия понятна, думаю, многим, спасибо!!! |
Юлия | 20.01.14 13:05 |
Я плакала! Такое эмоциональное произведение! Спасибо автору,за то что ОН умеет ТАК рассказать!!! |
АЛИНОЧКА | 26.04.13 23:08 |
Боже, какое прекрасное, тонкое, эмоциональное произведение! И главное то, что написано простым, деревенским языком, что предало рассказу своеобразный шарм. Восхищена! Горжусь, что являюсь землячкой Михаила Николаевича!!! |
Надеина Любовь 11Б | 9.04.13 13:41 |
Спасибо Вам, дорогой земляк, за Ваши умные и добрые произведения... |
Надеина Мария 11Б | 9.04.13 13:40 |
Рассказ "НИ ТУЧКИ, НИ ХМАРКИ..."мал по объему, но важен по своей социальной значимости. Спасибо! Жду новых откровений... |
Томанова Анастасия 11Б | 9.04.13 13:39 |
хотелось бы Михаилу Николаевичу искреннюю благодарность за столь теплое и легкое в своем понимание произведение " НИ ТУЧКИ, НИ ХМАРКИ..." Сколько доброты и нежности в строках этого рассказа, что хочется вновь и вновь перечитывать его, насыщая свою душу радостью... |
Некипелова Анна 11Б | 9.04.13 13:36 |
Никита Алдохин, герой произведения " НИ ТУЧКИ, НИ ХМАРКИ", так уж сразу повзрослев, проходит период духовного возмужания от влюбленного мальчика - подростка до юноши, способного нести ответственность за свои поступки. Это светлое, чистое произведение, близкое к сердцу каждого из нас... |
Бочарова Анастасия 10Б | 9.04.13 13:33 |
Дорогой Михаил Николаевич! Ваш рассказ " НИ ТУЧКИ, НИ ХМАРКИ..." заставил задуматься над тем, что в этом мире ценна по - настоящему, что существуют вечные нравственные ценности, которые нам необходимо считать образцом поведения... |
Королева Анастасия 11Б | 9.04.13 13:30 |
Рассказ М. Н. Еськова "НИ ТУЧКИ, НИ ХМАРКИ..." привлек мое внимание глубиной поставленных морально - нравственных проблем, простым, разговорным языком героев, а их поведение и любовь трогают душу... |
Галина Сергеевна | 9.04.13 13:24 |
"Нареченная" - глубокое переосмысление собственной жизни, пронзительный и мужественный взгляд в себя, мысли, переложенные на бумагу и отданные людям на вечное пользование. Вы нужны нам, читателям!
Изучать биографию М. Н. Еськова можно и нужно по его произведениям. Вы настоящий писатель, писатель от Бога... Художественная литература - учебник жизни. Ваши произведения яркое отражение народной истории, а произведения последних двух - трех лет просты и поэтому гениальны по своему сюжету... |
ALEXPRO | 9.04.13 11:28 |
Замечательно! |
Людмила Владимирова | 9.04.13 02:22 |
Удивительно, до чего вовремя пришел ко мне этот рассказ, давно, как оказалось, бытующий на сайте!..
Спасибо, Михаил Николаевич! Спасибо и Николаю Дмитриевичу Балабаю. Но тут позвольте чуть-чуть услышанного иначе. «После прежней зануженности – будто праздник», м.б., от слова «нужда» в данном контексте? А еще: «Занудити» («и» читайте как «ы») – «затосковать, истомиться, захандрить» и – «замутить, затошнить». Все вместе, наверное, – «тошнотворный, затхлый» – вечный спутник «нужды». Какое ёмкое слово у народа! И как хорошо, что услышано талантливым писателем! А «нужник» то сам – от «нужды» («вышел по нужде»), ну и запах – соответственно… «Я никогда звягливой не была, от боли вою сквозь зубы». Я здесь слышу: «визгливой». И – словотворчество народное. А вообще-то, признаюсь вам, – это большая радость: знать и русский, и украинский языки. И не надо, Юрий, о диалектах. Теоретически я с Вами согласна, но практически, в нынешних реалиях… И зачем Вам уж так упорствовать? Кстати, и шляпу не спешите снимать. Если Николай Дмитриевич о писателе (назову условно П.М.), то я с ним согласна. Согласитесь и Вы, что можно использовать древнеславянский так, что "мало не покажется». И в той книге, о которой – я, совсем некстати АВТОРСКАЯ речь по-древнеславянски. И - мнимо-древнеславянская она, увы!.. |
Юрий | 8.04.13 21:10 |
Н.Д.Балабаю
Думаю. что это не у автора книги о Древней Руси беда ("щебёнка", как вы сказали), а у тех, кто читает это как неизвестный иностранный язык. У автора нет никакой беды. Снимаю шляпу перед этим нашим современником! Что касается прозы Михаила Николаевича, она восхищает. |
Юрий | 8.04.13 21:04 |
Н.Д.Балабаю
Не означает слово "справная" в украинском языке того, что Вы написали. Оно означает то же самое, что в России, плюс ещё имеет смысл "умелая", "ловкая". И не пора ли перестать говорить об украинском языке. Ваши собственные примеры говорят о том, что это малороссийское наречие общерусского языка. |
татьяна грибанова | 8.04.13 17:50 |
Михаил Николаевич!
Потрясли! Язык - великолепен! И ещё - спасибо за искренность. Храни Вас Господь! Здоровья Вам и творческого долголетия! |
Людмила Николаевна | 9.02.13 16:34 |
Уважаемый, Михаил Николаевич! Знакома со всеми Вашими произведениями. За последний рассказ "Наречённая" спасибо, читала с удовольствием. Притягивает открытость Вашей души и правда жизни. Дальнейших успехов в литературе. |
Николай Дмитриевич Балабай | 4.02.13 15:45 |
Отзыв
Но муза, правду соблюдая, Глядит — а на весах у ней Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Афанасий Фет. На книжке стихотворений Тютчева. Трудно писать отзыв о прозе Михаила Николаевича, в том числе и о рассказе «Наречённая». Это произведение многопланово. Как вертикальный срез горного склона. Здесь и занимательное повествование, начав читать которое, хочется, не отрываясь, дочитать до конца. А то и перечитать ещё раз. Такая судьба у настоящих художественных произведений, такова классическая литература. И другие пласты жизни. Сейчас русская проза переживает, к сожалению, не совсем удачные времена. С одной стороны, бесцензурные публикации плодят лавину посредственных авторов. С другой стороны, вседозволенность порождает неряшливость в работе над текстом, примитивность сюжетов, абстрактность в изображении героев, а также наблюдается литературная беда XXI века – безнравственность, сквернословие, и попрание грамматики русского языка. На этом неблагополучном фоне приятно поражает читателя язык прозы курского писателя Михаила Николаевича Еськова. У него чистый современный русский язык, украшенный перламутровыми блёстками авторских художественных находок: древнерусских, простонародных слов, а также украинизмами. Это язык родины Михаила Еськова – Пристеньщины. Пристеньский район Курской области – один из южных регионов, ближе других расположенный к Украине. Так ведь и Россия произошла от Киевской Руси. Так что быть в языке курян древнерусским и украинским словам сам Бог велел. Я позволю себе привести несколько таких замечательных слов, употребляемых героями и автором в рассказе «Наречённая». Скукоженной – скомканной, усохшей и ещё много слов-синонимов. А тут одно искрящееся слово. Вызволить – освободить, выручить из неволи. Это слово в украинском языке самостоятельное. Бегучей жизни – особое слово. Не то же самое, что «бегущей». Здесь есть оттенок неустроенности, неуютности. Едучих мыслей – беспокойных, неуёмных, неприятных мыслей. Слово «едучих» - ёмче, колоритнее, богаче, свежее. - Жаню тебя – излишнее акание или даже якание характерно для простонародного русского языка. Например, тебе – табе, несу – нясу, мешок – мяшок, Кумаманька – Кумаманькя. То же «Манькя, будя». В другом месте: «жана будет справная». Слово «справная» - скорее украинское. Но в украинском языке оно означает «упитанная», «толстая», «дюжая». А в русском – подходящая, хорошая, правильная. Девка работяшшая – удвоение буквы «ш» вместо буквы «щ» характерно для речи русского селянина. Например: подходящая, ледащая. - Мам, а про что ишшо? Окромя работы я, ить, ничего не видала – Здесь вместо «ещё» – «ишшо», вместо «ведь» – «ить». Блескучий след (от плуга). В украинском языке есть слово «Блыскучий», что значит «блестящий». А вот смачная авторская речь. «Оживлять задичавшие огороды; земля пробыла под войной, отбилась от рук: покрылась колюкой, забурьянела - переиначилась неузнаваемо. В брундевших руках не осталось никакой державы. Ковылюгами (след от плуга) – изгибами. Но слово Михаила Еськова кажется мне красивее, богаче, полнокровнее. Цобцобеканья – слово, образованное автором от двух слов «Цоб» и «Цобэ». Это команды волам для поворота в движении. Кошлатых волос. Кошлатый – украинское слово, означающее «лохматый». Вот ещё находка автора: «Бешено забухала кровь, и руки рванулись к постижению…» Как кто-нибудь другой написал бы эту фразу? «Бешено застучало сердце, и руки протянулись к телу». «Забухала кровь» выглядит сильнее. Это значит, что любовный трепет овладел всем Мишкиным организмом. Ведь кровь – везде, а сердце – только в одном месте. Испужался?.. Видишь, какая теперича? …Калекой изделалась. Здесь комментарии не требуются. Плечи никлые – уставшие, ослабевшие, поникшие Зануженности (о воздухе в избе) – затхлый, вонючий. По-видимому, слово происходит от слова «нужник», туалет, уборная. Послухай меня – украинское выражение. По радиву на те-та деньги кухвайку купить – без комментариев. Переживчивый – сопереживающий, сочувствующий, добрый. Красивое русское слово. Хорошо исделал, что на мне не жанился – без комментариев. Я никогда звягливой не была. Из контекста следует: «Не была неженкой». Примеров колоритной и яркой русской речи достаточно. Но, хотелось бы особо отметить, что слова и в авторском тексте, и в разговорах героев – понятные, эмоциональные. Я недавно пытался читать книгу одного современного писателя о древней Руси. Так там и авторская речь, и диалоги героев наполовину написаны на древнеславянском языке. Я не смог эту книгу прочитать. Какой-то иностранный язык. Будто щебёнки поел. У Михаила Николаевича Еськова этой беды нет. Пронизывает рассказ Михаила Еськова глубокая и здоровая философия воли к жизни. Он пишет: «Кто-то хлёстко изрёк: «К счастью, все мы смертны». Такое лихо сказать в пустой белый свет. Когда коснётся тебя самого, философские измышления, скорее всего, обернутся недобрым напутствием в сырую землю. Как врач, Михаил Николаевич представить не мог ликующего состояния перед последним вздохом. Счастье - жить! А смерть - какое счастье? Если же полагать, что мы, человеки, гожи лишь в качестве навоза на земле, тогда не следует изобретать заоблачно высокие мысли». И ещё: «Собственный приговор гнетущей ненужности запечатлён в древнем латинском изречении: «Лучше умереть тому, кому не хочется жить». Я лично испытал однажды эту позицию автора рассказа. Как-то я сказал Михаилу Николаевичу (он на год старше меня, а знакомы мы на протяжении сорока пяти лет): - Мы с тобой уже в таком возрасте, что можем спокойно говорить о смерти. Он с негодованием ответил мне: - Это надо совсем потерять мозги, чтобы о своей смерти говорить спокойно. Отдельной темой звучит, мне показалось, будто моцартовская, светлая и торжественная, музыка нравственности, вины, покаяния, верности идеалам морали, трепетная и глубокая вера в Бога. Вот примеры. «Грехи наши Бог может простить, а нервная система – никогда. Оказывается, человек изнутри не так чист, как выглядит снаружи». Или вот ещё: «Мусор от вроде бы навсегда забытых неприглядных поступков». «Вот он не знает, куда деться от поиска вины перед бедной женщиной. Значит, есть смысл определиться, во всём ли поступал, как подобает. Был ведь не травой. Жил среди людей и жил не ради смерти… Успел-таки вымолвить душой» Михаил Николаевич может целомудренно описать интимную картину жизни. В рассказе «Бучило» он описывает такой эпизод.. «Танётка с ходу вздернула свою сумку, а другой рукой к подбородку подхватила еще и платье. Я остолбенел. Танётка была без ничего…». Далее в том же рассказе его герой Мишка вспоминал: «…Передо мною не улетучивалась развилка Танёткиных ног и черный рисунок в виде распластанной ласточки». В рассказе «Наречённая» есть столь же беспорочное описание двух эротических сцен: купание Кумаманьки в сарае и её сон на снопах. Кроме мною перечисленных, есть и другие оттенки прозы Михаила Еськова. Я, будучи в какой-то мере математиком, сказал бы, что рассказ расположен в многомерном пространстве. И «мер» этих очень много. Все мною перечисленные измерения уложены автором на прочном постаменте Правды жизни. Я познакомился с творчеством Михаила Еськова в 1968 году. Первые его рассказы «Гулёнок» и особенно «Петька вернулся», которые я услышал из уст молодого тогда Миши Еськова, были уже тогда пронизаны жгучей, кричащей и покоряющей Правдой. Рассказ «Гулёнок» впоследствии превратился в монументальную повесть, рассказывающую о послевоенной жизни односельчан. Правдой жизни «грешат» все его произведения. Вот почему большинство из них написано от первого лица. А этот рассказ хотя и написан от автора, но трудно отделаться от ощущения авторского повествования о себе. А ещё хочу добавить, что Михаил Николаевич Еськов – замечательный Человек. Он скромен, добр и заботлив по отношению к людям, в том числе и ко мне, много помогает школьникам, библиотекам, молодым писателям. Он верен в дружбе. Курянин Евгений Иванович Носов, гордость русской литературы XX века, в одном из посвящений своей книги написал: «Михаилу Николаевичу Еськову – человеку, потерять которого боюсь как самой большой беды. А потому на дружбу, на память. Е Носов». |
Михаил Мороз | 27.01.13 15:56 |
Радостно сознавать, что такой искренний, честный и благородный писатель живет на Курской Земле - горькой и пронзительно любимой многими из нас. Да вот о такой любви не каждый может сказать так, как Михаил Николаевич Еськов.
Последний его рассказ, возможно, и есть дорога к Божьему храму.А может, еще проще: дорога к добру, свету, нежности, сострадательному целомудрию, к бережному сохранению русской совести, без которой мы - никто и звать нас никак. Если бы герой рассказа заботился только о личном физическом выживании и просил бы у Бога благ только для себя, то такой герой не заслуживал бы Божьего участия, сострадания и конечного выздоровления. Он, герой, бесконечно совестлив и добр. Об этом с редчайшим психологизмом, которого в современной "модернизированной" литературе нет и в помине, поведал нам автор. Даже и был бы трагический исход, всё равно своею духовной, нравственной силой герой стал бы бессмертен, как Христос. Автобиографический элемент", должно быть, не позволил автору пойти на этот шаг. Спасибо, Михаил Николаевич! |
Татьяна Триленко | 17.01.13 02:31 |
Кумаманька, Кумаманька... Сколько их таких одиноких послевоенных дев? История им счёта не знает. И хочется преклонить колени в благодарность перед мужественными, стойкими и простыми русскими девами. Спасибо, уважаемый Михаил Николаевич, что вы не только тронули, но и раскрыли глубокий, величественный образ. Рассказ тёплый, любящий. Заставляет переживать и пережить всю тяжесть взвалившуюся на хрупкие девичьи плечи. И просто человеческие отношения доброты, искренности и откровения. А также сила воли к стремлению жить, бороться, любить и просто быть на нашей земле.
Здоровья Вам! Долгие лета! Творческих успехов и зелёный свет вашим произведениям! |
Александров | 13.01.13 07:23 |
Спасибо, дорогой Михаил Николаевич за прекрасный рассказ. Столько замечательного я нашел в нём! Когда читаешь словесные потуги нынешних модернистов, усмехаешься: ребята, чего придумывать, когда есть русский язык? Мы ведь не немцы какие-то, где одно слово, как костяшка, на счётах отщелкивает образ. Потому-то и воспринимаем ту, не нашу, литературу, разумом, а не сердцем. У Вас всё по-русски. Конечно, взволновало, в который раз, возвращение в сороковые годы... Настолько тяжело увидеть полоску рассвета в той сумеречной жизни, но Вы смогли написать так, что свет исподволь мерцает по ходу всего рассказа: и в образе Кумыманьки, без жертвы которой Россия не сдюжила бы, и в оставшейся жить 102-летней матери, и в жене, молящейся Матроне, и даже в мрачных мыслях самого героя, борящегося с самым смертным грехом - унынием. Как и после прочтения других Ваших рассказов, даже с трагическим финалом, жить хочется. Только резануло, что больного своим именем назвали. Не надо бы, а? Немного успокоил счастливый финал. Здоровья Вам, дорогой! |
Просто зашел | 13.01.13 01:01 |
Спасибо за рассказ, простая и в то же время сложная жизнь, но сколько вымученных слов-неологизмов - стремление к "народному языку", по-момему, наоборот привело к некоторому отрыву - уж больно нарочито выглядят какие-то словесные "выкрутасы", извините, если бы один-два - ну ладно, но уж больного многовато, выкобенисто. А в целом хорошо... |
виктор лаз | 11.01.13 21:01 |
Спасибо .пробирает.надо всем студентам лечебникам прочитать. Храни Вас господь. |
Зинаида Дмитриевна | 11.01.13 19:30 |
Спасибо, Михаил Николаевич за Ваше мужество, благодаря которому Вы вынесли для обсуждения свои сокровенные переживания. Вы "сказали вслух" то, о чем мы боимся говорить не только с другими, но и с собой.Ваш опыт "общения" с трудностями, с болезнью нужен многим, мне в том числе. Искренность, с которой переданы не только личные переживания, но и штрихи трагической жизни крестьян после Великой Отечественной войны, вызывает сочувствие, слезы, пробуждает желание сравнить судьбу своих родественников с судьбой Кумаманьки. Приятно, что рассказ нашел столько желающих поделиться своим мнением, среди них, судя по отзывам, есть и молодые люди. |
Елена | 11.01.13 17:42 |
Вы написали рассказ о святой. Но не указали ничем не намекнулина ее отношения с Богом, а свои возвели на высокий уровень некоего достижения, преодоления, понимания истины и получения за то награды...
Справедливо ли? телегу поставить впереди коня? Но рассказ, конечно, классический. Простите за замечание. |
Надежда Викторовна | 11.01.13 14:46 |
Не рассказ, а исповедь. Проплакала все время пока читала. Спасибо. Жалко Кумманьку. У меня мама всю молодость пред- и послевоенную провела на колхозных полях и торфоразработках, пока не уехала в город. Муж умер от рака. Я не думала, а ведь и у него были такие же мысли Мы от него все скрывали и он молчал.
Чудесный русский язык. Это надо почитать молодым. Еще раз спасибо за рассказ. Ждем встречи с Вами |
Светлана | 10.01.13 17:34 |
Дорогой, Михаил Николаевич! Как всегда, с удовольствием прочла Ваш новый рассказ, одновременно светлый и грустный. Очень созвучно моему восприятию жизни - Ваше убеждение об отягчающих последствиях наших негативных поступков. И о спасительной силе веры. Наслаждаюсь Вашим языком, очень люблю эти совершенно русские словечки и выражения, смысл которых понимаешь сразу, даже если до этого не приходилось их слышать. Очень жаль Кумаманьку, тем более если понимаешь, что их таких невостребованных невест было целое послевоенное поколение. Спасибо! Здоровья вам и Вашим близким! И ждем нового сборника... |
Людмила Кутыкина | 10.01.13 12:55 |
Читаю и плачу... Михаил Николаевич! Спасибо Вам за этот рассказ. Сколько в нем глубины вашего сердца! Как всегда, язык произведения Вашего - просто наслаждение. Это уходящая, к сожалению, Россия, совестливая, трудолюбивая. Как умели любить и сострадать русские женщины в ваших повестях и рассказах. Спасибо! Спасибо! Спасибо! |
Людмила Кутыкина | 10.01.13 12:21 |
Михаил Николаевич! Не выходит из сердца Ваш рассказ. И чем больше я его перечитываю, тем яснее становится главная его мысль. Она выражена в тексте не прямо. Это дорога героя рассказа к Божиему храму. Часто мы постигаем близость Спасителя именно в минуты очень трагические для нас: в дни тяжелой болезни, при потере близких и родных людей. Он, наш Отец, приходит к нам и спасает нас, очищает нашу душу, меняет нашу жизнь и ставит нас на светлую дорогу. И вот тогда мы пересматриваем нашу жизнь, каемся в своих грехах.
Как важно, чтобы этот рассказ прочитали молодые девушки и юноши. Чтобы они поняли сердцем вашу главную мысль. А еще то, как целомудренно прожила свою жизнь "несостоявшаяся невеста". В наш век в отношениях молодых все просто. Но как много одиноких мужчин и женщин. Неполных семей. И в храм вроде бы ходят, но суть веры православной не понимают. А главное в ней - любовь к людям. |
Домашева Марина | 9.01.13 11:34 |
Михаил Николаевич, спасибо за Ваш дар. С превеликим удовольствием прочитала ВАш рассказ. По-настоящему живой, глубоко забирающийся в душу, пробирающий до дрожи и слёз. Здоровья Вам и всей Вашей семье! |
Елена | 8.01.13 09:10 |
"Кумамайка" - хорошее название для сборника рассказов!
Желаю автору в этом году - крепкого сборника в твердой обложке. Ждем!!! |
Сергей Беспалов | 8.01.13 03:06 |
Да, талант, да, мастер достаточно тонкий, чтобы понимать, где надо укрупнять и замедлять повествование, а где надо пробежаться. Но главным для меня событием является то, что в авторе я встретил воистину хорошего и доброго человека. Таким же был его земляк Евгений Носов, таким не сумел быть блистательный повествователь Виктор Астафьев, но есть у нас еще и такой же Валентин Распутин.
А если говорить коротко, то это самая глубинная, от нашей русской души, проза. Остальное - дело вкуса и наш собственный, возбужденный автором, творческий раж. |
Юрий Серб | 7.01.13 19:37 |
С Рождеством Христовым, Михаил Николаевич!
|
татьяна | 6.01.13 23:50 |
И грустно, и больно. Невероятно прочувственный и пережитый автором образ Кумаманьки. Дрожь пробивает. Желаю автору новых литературных творческих вершин. |
татьяна | 6.01.13 23:49 |
И грустно, и больно. Невероятно прочувственный и пережитый автором образ Кумаманьки. Дрожь пробивает. Желаю автору новых литературных творческих вершин. |
Евгений | 6.01.13 22:44 |
Рассказ замечательный. Добротная русская проза. |
Борис Агеев | 5.01.13 23:31 |
Нельзя как-то сразу написать о судьбе сирых и нагих и об остальных. Кумаманьки достаточно в этом рассказе, а рассказ в целом - о сочувствии, о тревоге за ближнего, о связи живых.
Кажется, что автор не вытянул всю тяготу совместной жизни и сирых и сытых, но их трагическое соседство не придумано, оно вопиёт. Миша, пока удержись от комментариев. |
Павел Калашников | 5.01.13 19:17 |
Страшный, как судьба и жизнь России, и беззащитный по своей правде рассказ.
Автору кланяюсь. |
Ирина Владимировна | 5.01.13 17:19 |
Прчитала и не могу забыть встречу автора с Кумаманькой.
Мне тоже приходилось приезжать в родное село и встречать таких же женщин, прогорбившихся всю жизнь, но так и не успевших пожить. И было это привычным. А вот рассказ прочитала и расплакалась. |
Наталья | 5.01.13 16:48 |
Что-то я уже стала привыкать к тому, что если опубликована настоящая проза или поэзия, сразу находятся охотники потоптаться.
А как что-то средненькое, то и упреков нет. Очень редкий рассказ. Кланяюсь автору Михаилу Еськову. |
саша | 5.01.13 13:31 |
Игорю
Все же алмаз требует огранки, а Кумаманька - алмаз огромный. Потому теему взяв неподъемную, автор ее поднял и бросил оземь. Конечно, алмаз не разбился, но упал в сор эгоистических, тусклых бытовых страхов перед смертью и абсолютного равнодушия к смерти чужой. Я ведь так и не понял - когда и как Кумаманька умерла. Просто обидно, когда небрежно обращаются с таким сокровищем. А то, что жизнь продлилась - это же такие мелочи по сравнению с таким сокровищем, как этот рассказ. |
Игорь Смрнов | 5.01.13 13:01 |
Саша и Паша, рассказ называется не "Как я думал, что вскоре умру", а "Нареченная". Автор рассказывает не о себе, а об искалеченной судьбе русской женщины, молодось которой пришлась на послевоенную разруху. А последние абзацы - это просто ответ на досужий читательский вопрос о том, что же случилось с самим автором.
И у меня тоже в конце рассказа "слезы лились и лились", потому что я понимал: автор спасся не только от смертельной болезни, а и от судьбы своей односельчанки. Да и автор, назвавши повествователя своим именем-отчеством, не скрывает, что рассказ не придуман. А в жизни все бывает более неправдоподобным, чем в литературе. Я уже давно ничего подобного не читал. Эта Кумаманька не идет из головы. Страшный именно своей правдой рассказ. Судьба женщины куда более страшная, чем все смертельные болезни. А поскольку еще и написано художником редким, то, не сомневаюсь, о многом вы, Саша и Паша, забудете, а Кумаманька останется в памяти. |
Паша | 5.01.13 10:50 |
Не может быть различий между правдой жизни и правдой литературы. Что в литературе не воспринимается, то и неправда, даже если такой факт имел быть. Поэтому и слёзы не всегда воспринимаются как слёзы, когда не хватает искренности плачущего. И не каждый смех воспринимается за смех, если он идёт не из души.
В этом рассказе, в целом замечательном, встречаются натяжки не только в концовке. Автору пожелаем удачи. |
Михаил | 5.01.13 10:26 |
Уважаемый Саша! Спасибо за отзыв. А последние строки - это тот самый случай, когда правда жизни разошлась с правдой литературы. |
саша | 5.01.13 02:23 |
Очень хорошая проза. Но последние строки пафосные настрожили неискренностью. |