Страница: 1 2 3  Все

Юрий Брыжашов 10.04.17 16:26
Уважаемые коллеги!
Я вообще не собирался высказываться. Как говорится : "..или ничего". Воспринял отклик А. А. Боброва лишь как его ностальгические воспоминания о минувшем времени. Появившиеся комментарии были непосредственно приближены к САМОМУ МОМЕНТУ СМЕРТИ. Это - как стояние у гроба. Мой комментарий был связан именно с этим. С начавшимся нарастанием категоричности и с неизбежным при этом нагнетанием страстей. Мы не можем уподобиться либералам -" привсехрежимцам", у которых в подобных случаях прорывается радость в том смысле, что хороший противник-это тот, который мёртв.
О времени я упомянул лишь как о "вечном императиве", так скажем. И не более того. В дальнейшем, представляется, любой может выразить своё мнение хотя бы и в целой публикации на сайте. Как это сделал, к примеру, Валерий Латынин, изобразив в " Чудилине и лицедее " узнаваемый евтушенковский портрет.
Мих 10.04.17 14:35
Здесь раздавались благодарности Евтушенко за антологию "Строфы века". А зря. Антология эта создаёт превратное, коньюнктурное представление о нашей поэзии 20-го века. Евтушенко выстраивал её по социальному заказу власть и деньги имущих так, чтобы главным событием советской истории сделать "сталинские лагеря", опустить советскую власть. Ну и себя с друзьями-почитателями выставить на первый план. Себе уделил места раза в три больше чем несоизмеримым с ним Павлу Васильеву или Борису Корнилову . Почти всех из еврейского лагеря, хоть что-то написавших, включил. А многих талантливых русских поэтов не включил, или дал издевательски мало и не лучшее. В частности, это касается поэтов фронтовиков: Е.Исаева, В.Кочетков, Д.Ковалёва, Н.Корнеева, С.Викулова; поэтов из провинции таких как Л.Татьяничева, Н.Благов, М.Вишняков, А.Гребнев, А.Горбунов, К.Рябенький, Н.Дмитриев, я уж не говорю про открыто отзывавшихся о нём В.Сорокине и В.Хатюшине. И это лишь малая часть поэтов, несомненно возвышающихся над серенькой евтушенковской компанией. Каждый может дополнить этот список многими достойными именами... Не хвалить надо за такое кривое зеркало, а Союзу писателей собрать свою Антологию. Действительно, по поэтическим заслугам, со строгим отбором. Чтобы не канули в лету стихи и имена поэтов хороших и разных. И попытаться очистить лик поэзии 20-го века от грязи приспособленчества и коньюнктурщины!
Григорий Старобельский 9.04.17 17:24
«Теперь главным судьёй становится время». А время то лихое и уже пошло, подступает ВОЙНОЙ! Для обычного случая на похоронах: «или хорошее или ничего». А это не тот случай. И именно решать ПИСАТЕЛЯМ РОССИИ! Быть Евтушенко ориентиром, стоять памятником? Хрущев похвалил страстного Евгения за патриотическое: «Хотят ли русские войны». А «патриот», которого никто не обижал и не гнал – тут же «на многие лета» - в благодарность за судьбу Родины - в США. Уже на другом полигоне НАЗНАЧЕНЫ «врушинские чтения» и «блевада-центр» в благодарность от олигархов- прихватизаторов за «ошибку» прогноза аж в 20% против тех, кто реально проголосовал за единство Союза ССР. Мы не дети, а, вынужденно, солдаты на фронте ГИБРИДНОЙ ВОЙНЫ против России. . Кто то благостно «проводит», а кто-то и «пошлет».
Николай Денисов Кстово 8.04.17 17:28
Советский на две трети, на треть - американец,
Увековечиться мечтал, себя загнав под глянец.
И упокоиться решил не просто так, однако,
Не в Талсе Оклахомовской, а рядом с Пастернаком.
Юрий Брыжашов 5.04.17 21:24
В. В. Кожинов на своих страницах определял Евтушенко как стихотворца- беллетриста, поэта- беллетриста.
Кто-то сравнится в недавнем прошлом и в днях нынешних с этим мыслителем, выдающимся литературоведом, историком, литературным критиком, человеком, обладающим системным знанием?
Для кого-то стихи Евтушенко - образец гражданственности, для кого-то одно сообщение В.Ерофеевой-Тверской позволит эту гражданственность взять в кавычки. Представляется, что правы В. Коростелёва и Г. Блехман :обмен субъективными мнениями уже словно бы и неуместен.
Многое, действительно, сказано до нас. Теперь главным судьёй становится время.
Человек покинул этот мир. И мы, вне зависимости от личного к нему отношения, достойно проводим его в последний путь!
Виктор из провинции 5.04.17 17:47
После известия о смерти Евгения Евтушенко спрос на его сборники стихотворений в сети магазинов «Московский Дом книги» вырос в пять раз, пишет агентство Москва. Отмечается, что особенно много читателей было в выходные сразу после трагического известия. Некоторые специально пришли, чтобы приобрести томик избранных стихотворений известного поэта, среди наиболее популярных книг – «Не умею прощаться», «Со мною вот что происходит», «Между городом Да и городом Нет», «Поэт в России – больше, чем поэт» и «Я пришёл в XXI век».
В целом спрос на книги вырос в пять раз, что составляет около 40% от общих продаж произведений Евтушенко за прошедший период 2017 года.
Евгений Евтушенко скончался 1 апреля на 85 году жизни в США, куда переехал в 1991 году. Он автор более 150 книг, которые переведены на многие языки мира. В 1963 году поэт был номинирован на Нобелевскую премию.
Источник информации: сайт Радио-1 (бывшее РТВ-Подмосковье).
Николай Денисов Кстово 5.04.17 17:46
-Возвращаясь к поэзии:
Евтушенко написал стихи "Большевик", "Размышление у черного хода", "Директор хозяйственного магазина". Думаю, это высший уровень гражданских стихов.
-Есть ли сегодня про сегодняшний день что и у кого такого же уровня?
Григорий Блехман 4.04.17 14:55
Полностью поддерживаю предложение Валентины Коростелёвой.
Уже всё давно и многократно об этой противоречивой фигуре сказано - и хорошее и дурное.
Но каждого из нас в состоянии объективно рассудить лишь время.
Оно и отведёт поэту то место, которое он заслужил.
А нам остаётся лишь набраться терпения, чтобы это со временем увидеть.
Валентина Коростелёва 4.04.17 13:01
Никого не хочу обидеть, но у меня предложение: прекратить ТАКОЙ разговор.. Евтушенко уже не услышит, а без конца повторяться, не выбирая эпитетов, в том числе в адрес друг друга, - не лучший способ дискуссии. Всё-таки это - не для сайта СПР. Сколько не спорь, а Евтушенко уже вошёл в нашу литературу, и при всём желании его, как капитализм, не объехать и не обойти (дословно, - по Маяковскому, его любимому поэту).
На остальном пусть зарабатывают биографы. А писателям как-то сподручнее говорить о современной литературе и её судьбе в нынешних реалиях.
Сергею 4.04.17 12:08
Человек сказавший подобное о Сибири и ее литературе чем отличается от Карелиной?!
Вот и поговорили....
Сергею 4.04.17 11:27

Немного погорячились,Сергей!
В.Распутин, В.Астафьев, А.Вампилов - этих имён уже достаточно, чтобы опровергнуть Ваше, смею надеяться, несколько "горячечное" утверждение.
Е.Евтушенко не упоминаю умышленно, ибо никогда "великим" его не считала.
А "ксений карелиных" - их ведь везде много, тем более, что сейчас наступает пора весенних обострений большинства хронических заболеваний. Но сами больные в этом не виноваты, так что будем терпимее!
Михе и Ксении 4.04.17 11:08
Уважаемый коллега, разделяю Ваше мнение. Кедрин, Старшинов, Рубцов, Плитченко и многие другие русские поэты далеко не чета ЕЕ. Даже в среде шестидесятников, из прошлых кумиров многих: Ахмадулиной, Вознесенким и новопреставленным Евтушенко, - более творческим и патриотичным оказался Роберт Рождественский. Писал о любви и не лукавил, из пальца не высасывал зарифмованную публицистику. Одно жаль, что вместо него (прошли уже операция за операцией) было подписано гнусное письмо в отношении событий у Белого дома в Москве.
Просьба к Вам "Мих", не нужно унизительных слов в сторону "сельского литобъединения". Если бы Ксения ходила в такое объединение, то спеси и самоуверенности явно поубавилось у "современной и талантливой", а литературный вкус, напротив - вырос и привился.
Такие литературные сельские ручейки питают большой океан столиц. Сколько славных наших современников работает профессионально со словом в провинции! Это они, поэты и прозаики глубинки нашей, сохраняют нормы нравственности и морали, чистоты слова от плесени и наносного мусора, коими уже переполняется Москва...

Ксении хочется сказать, расширяйте кругозор, девушка! Больше читайте русскую современную классику, не замыкайтесь на кумире Евтушенко и меньше амбицируйте на сайте, где далеко не все высказываются, но все читают! Не смешите аксакалов и не вводите их в хандру. Читая Вас, и Ваши комментарии можно подумать, - вот это и есть современная литература! Чур меня, чур!!!
Сергею 4.04.17 11:05
Евтушенко не трогайте. Хватит плясать на костях. А Киму Балкову я передам слова про "Сибирь - литературная помойка".

Сгнили вы совсем.
Прощайте, в вашей помойке я не желаю больше быть. Вздохните с облегчением.
Сергей 4.04.17 10:50
Согласен с вами. Сибирь - это литературная помойка. Я не припомню ни одного достойного поэта и писателя оттуда. И Карелина этому "живое свидетельство".
Михе 4.04.17 08:48
Ваша демагогия, относительно " сельских литобъединений" - неуместна и оскорбительна, относительно России. Или вы забыли, что Россия исторически на 80% сельская и сельскохозяйственная страна. Была когда-то. И я бы все отдал, чтобы в сельской местности существовали такие объединения, а не алкоголизм и прочая маргинализация, свойственная для сельчан, к нашей печальной современности.
И судья над поэтами - Время, а не "Миха" и прочие лица.
Тут я согласен, с замечательным сибирским поэтом, что "талант должен быть Временем воспет". Но чтобы произошел "естественный отбор", нужно, чтобы кто-то сохранил все "рифмованые столбики" в том числе, и ваши столбики, Миха. А будущее уже само все разрешит.
Мих 4.04.17 08:08
Восторг графоманов перед творениями Евтушенко красноречив. Для них Евтушенко недосягаемая вершина. Они ведь не почувствуют разницы между приведённой здесь притчей от их кумира о Батые и игрушечнике и, например, стихотворением "Зодчие" настоящего поэта Дмитрия Кедрина. Им неведома разница энергичной страстной Кедринской строки и занудного растянутого повествования Евтушенко. Им неведома сквозная фальшь вроде бы яркой и убедительной картинки их кумира. Матрёшки-то появились в 19-ом веке, и неваляшки тоже тогда пришли к нам, как говорят, из Японии. Во всяком случае, во времена Батыя о таких куклах не ведали. Притянуто за уши, сконструировано, но эффектно, --- для сельского литобъединения (если руководитель нетребователен) сойдёт!
Антон 4.04.17 03:52
Цитируемые в тексте строки Николая Дмитриева поэт посвятил не Евтушенко, они относятся к Ярославу Смелякову...
Мегалит 4.04.17 00:13
Лямпорт писал:
"Евтушенко аппелировал к эмоциям среднего горожанина от имени эмоций среднего горожанина. Он брал заведомо недиференцированное, лишённое индивидульного, подхватывал буквально из массы, из толпы, и отправлял назад.
"Нас метро то и дело глотает, выпуская из дымного рта."
Город глотает людей, соединяет вместе, и выпускает из метро - протоплазму. Облако коллективного бессознательного.
"В смутных улицах, в белом порханье,
люди, ходим мы рядом с людьми.
Перемешаны наши дыханья"
Да нет, конечно, это не люди - психические проекции. На них воздействует, их обрабатывает Евтушенко.
"популярные песни мычим.
Задевая друг друга локтями,
извиняемся или молчим"
Идут бессловесные - молчат или мычат; язык, разум не играют здесь никакой роли. Хотя Евтушенко пользуется словом, но это - не слово поэтического языка, имеет с языком лишь поверхностное, внешнее, морфологическое общее; по существу перед нами - элементальное.
--
Я прошу прощения за цитаты. Полагаю, они интересны. Как феномен интересна и автор Ксения Карелина. Эстетически явление того же порядка, что и Е.А. Евтушенко, Преемственность очевидна.
Не склонен к клерикализму, но читая её строки в столбик, не смог сдержать восклицания: Господи, помилуй Россию!
Мегалит 4.04.17 00:07
Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…."
Мих 3.04.17 23:24
Слава Евтушенко сродни славе Северянина, а в чём-то и Булгарина.
Ксения Карелина 3.04.17 20:29
«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко

Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.

Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.

Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.

я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.

И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?

А любил я Россию
всею кровью, хребтом —
ее реки в разливе
и когда подо льдом,

дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.

Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.

И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.

Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.

Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,

Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.

Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.

Небольшая интерпретация стихотворения.

Почему "снеги". Множественное слово "снега", здесь же мы видим окончание "И", как говорил Евтушенко, он пытался передать множественность явления, что "снеги" еще масштабнее, чем "снега". Потенциальная лавинность явления. Она давит на нить, скользит по ней. (С понятием "нити" у Евтушенко ассоциировалась жизнь, которая может оюорваться под этой тяжелой лавиной из снега).
Второй катрен: каждый день умирает "лавинообразная" огромная масса людей и уходят от нас ("растворяются. вдали"), только если лавина снегов (под усилением "снеги") падает вниз, то души летят вверх, в небо). А снег как душа, он тоже может "идти наоборот", таять и испаряться обратно в небо. СнегИ=ДушИ.
Под Стенькой он имеет ввиду Степана Разина. "Пятистенки" - каменные джунгли (четыре стены и потолок), пол всегда есть по умолчанию. Поэтому пять стен. Сосняки - сосновые леса. То есть, Евтушенко любил и урбанизированную страну и природу, не тронутую человеком в ней...

Вроде люди серьезные, а какими-то пародиями "обзываете" поэта.
Если кому-то, что-то не понятно в поэтике Евтушенко, любого сибиряка спросите, особенно, кто сном лично общался. Он вам приоткроет тайну и смысл его стихов.


Людмила Владимирова 3.04.17 20:23

Да-а-а, грустно... Хотя и н и к о г д а не пребывал Евгений Евтушенко в кругу любимых мною поэтов. Однако роль, выпавшую ему, поначалу выполнял неплохо, не отнять. И я, будучи – по природе своей – склонной к гражданской лирике, порою была неподдельно благодарна за строки стихов Мёд (1960), Интимная лирика (1962), « Идут белые снеги...» (1965), некоторые другие. Хотя и не принимала отдельных, «притянутых за уши» образов, рифм и т.п. Согласна с Еленой: «рифмованная публицистика». Но и она имеет право на существование и роль её – немалая, особенно в переломные, смутные времена.
Иногда сочувствовала, ведь Евтушенко сам писал:

...Пусть и жертвую я как художник собой,
но борьбы фронтовая линия,
где с неправдой любой –
очищающий бой:
вот
моя интимная лирика!

Но в тот же год – Наследники Сталина)!.. И – отшатнулась, мягко говоря. Надо же! –

...Он что-то задумал. Он лишь отдохнуть прикорнул.
И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою:
удвоить, утроить у этой стены караул,
чтоб Сталин не встал и со Сталиным – прошлое.

Но вот в 1990-м родились стихи, Раймонд Паулс написал музыку, Александр Малинин спел – право же, нельзя было остаться совсем равнодушной. Помните? –

ДАЙ БОГ!

Дай бог слепцам глаза вернуть
и спины выпрямить горбатым.
Дай бог быть богом хоть чуть-чуть,
но быть нельзя чуть-чуть распятым.

Дай бог не вляпаться во власть
и не геройствовать подложно,
и быть богатым – но не красть,
конечно, если так возможно.

Дай бог быть тёртым калачом,
не сожранным ничьею шайкой,
ни жертвой быть, ни палачом,
ни барином, ни попрошайкой.

Дай бог поменьше рваных ран,
когда идёт большая драка.
Дай бог побольше разных стран,
не потеряв своей, однако.

Дай бог, чтобы твоя страна
тебя не пнула сапожищем.
Дай бог, чтобы твоя жена
тебя любила даже нищим.

Дай бог лжецам замкнуть уста,
глас божий слыша в детском крике.
Дай бог живым узреть Христа,
пусть не в мужском, так в женском лике.

Не крест – бескрестье мы несём,
а как сгибаемся убого.
Чтоб не извериться во всём,
дай бог ну хоть немного Бога!

Дай бог всего, всего, всего
и сразу всем – чтоб не обидно…
Дай бог всего, но лишь того,
за что потом не станет стыдно.

Боюсь, да что там – знаю, или, по крайней мере, хочу верить, что Евгению Евтушенко есть чего стыдиться. М.б., и поболее, чем тем, кто не хочет – не может! – «бросить камень»... Не нам с е г о д н я судить, но - при жизни.

...Вот сейчас держу в руках подаренную им программку «Впервые в Одессе». Июнь 1990 года, приятельница приглашает на концерт во Дворце спорта – «достала билеты». Я отбрехиваюсь – не лежит душа! Но она настаивает. Иду. Как и ожидала – неоднократно чувство неловкости от манеры чтения, от, в заключение, предложения автора проставить автографы на его книгах. Приятельница – обладательница уговаривает пойти с нею. Пока препираемся – желающие «рассосались». – Ладно! – решаю.
Вот тут, в пропыленной костюмерной, Евгений Александрович, подписав ей книгу своих стихов, протягивает руку ко мне – какие-то два человека поторапливают его. Извиняюсь: «Книг Ваших у меня нет, я не умею д о с т а в а т ь...» Интересуется, кто я, берет с канцелярского стола программку и подписывает: «Не умеющей доставать книги Людмиле Борисовне от души. Ев. Евтушенко».
В программке – 2 стиха. Второе – известное: Любимая, спи..., а первое: Половинчатость. Оканчивается строфой:

...Неужто полу-Родина возможна?
И полусовесть может быть в чести?
Свобода половинная – острожна,
И Родину нельзя полуспасти.

Вот и грустно мне... И вспоминается Василий Розанов:

* Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости.
* Мы рождаемся для любви.
И насколько мы не исполнили любви, мы томимся на свете.
И насколько мы не исполнили любви, мы будем наказаны на том свете.

И почему бы нам с е г о д н я не пожалеть этого с л а б о г о человека, при всей, кажущейся и ему, и – с ы т ы м соблазнителям его, силе и успешности?..

Да упокоится душа его!

Л. Владимирова (Одесса).
Вольдемар 3.04.17 19:58
Александр Иванов

СНЕГИ И Я
(Евгений Евтушенко)

Идут белые снеги,
а по-русски снега.
Это значит, на свете
наступила зима.

Тянет снег свою лямку,
а она все звенит.
Я сижу размышляю:
чем же я знаменит?

Вот гляжу я на стенку,
нет на ней ничего...
Вспоминаю я Стеньку
ни с того ни с сего.

Весь от гордости синий,
осознал я в борьбе,
что любил я Россию,
как искусство, в себе!

И еще (уж простите!)
понимаю, скорбя,
что любил я в России
большей частью себя.

Но понять я не в силе,
все на свете кляня,
то ли я для России,
то ль она для меня...

Грозовые раскаты,
но я их не боюсь...
Я ведь быстро раскаюсь,
если вдруг ошибусь.

И Россия блаженно
шепчет, слез не тая:
если будешь ты, Женя,
значит, буду и я!

Источник:
Иванов А.А. Плоды вдохновения. – М., «Советский писатель», 1983, 224 с.
Карелина Ксения 3.04.17 19:23
И самое главное в поэзии: смысловой посыл, интуиция и вдохновение. А не академические правила стихосложения. Содержание первично, форма вторична.
Или как сказал Евтушенко: "Поэзия должна быть выдышана".
И еще раз прошу, в грязи не валяйте нашего Евтушенко.
Все поэты важны и нужны. В том числе и резиденты СПР.
Мы все равно вас всех любим и которые "палка-селедка" и которые "любовь-морковь-новь".
Покидаю, сие место.
Ксения Карелина 3.04.17 19:06
СЕРГЕЮ.

Я и не претендую. И с калькулятором слоги и стопы не считаю.
Я знаю, что тут все серьезные дяденьки и тетеньки от поэзии сидят. (Кстати, "филологические" идеальные стихи - прилизаны, скучны и искусственны).
Но за земляка, который к нам часто прилетал из Америки и беседовал с нами, я не могу не заступиться. А доя Москвичей, может он и накручивал таксу. Бог его знает.
Григорий Блехман 3.04.17 18:37
Как и подавляющее большинство моих сверстников, неравнодушных к поэзии, был очарован поэзией молодого Евтушенко и до сих пор храню, подаренные мне автором два его сборничка "Взмах руки" и "Нежность".
Тогда мне - старшекласснику, а потом и студенту думалось, что появился поэт огромной поэтической мощи - лирической и гражданской.
Но время шло и постепенно появлялось недоумение немалым числом тех публикаций, которые выходили в печать из-под его пера.
Я даже стал корить себя в том, что увлёкшись молекулярной биологией, черствею и что-то важное в душе утрачиваю.
Но в разговорах со своими коллегами по АН СССР, где подавляющее большинство людей знали (и знают) толк в настоящей литературе, чувствовал и с их стороны подобное недоумение.
Когда же случай предоставил мне возможность познакомиться с Евгением Александровичем, довольно скоро понял причину такого моего недоумения.
Дело в том, что определение:"фигура сложная и противоречивая" - не о нём.
Он был фигурой гуттаперчевой или, согласно известной фразе "колебался вместе с линией партии".
И поскольку человеком был ярким, эти колебания были на виду: с одной стороны он очень хотел быть трибуном, ратующим за свой народ, с другой - не желал ради этого ни на йоту поступиться собственным благополучием.
Т.е. пытался соединить несоединяемое.
Вот в этой борьбе и жил, пытаясь постоянно в чём-то оправдываться, придумывая разного рода версии, объясняющие его "странные" поступки.
Причём, до такой степени входил в эту роль, что и сам начинал верить в придуманное и обижаться, если кто-то не разделял с ним этой веры.

Что до его поэзии, то он сам считал, что процентов семьдесят публиковать не стоило.
На мой взгляд, Евгений Александрович заметно занизил эту цифру.
Мне кажется, не стоило процентов девяносто.
А вот из оставшихся стихотворений и поэм он, на мой взгляд, и мог бы оставить то имя, которое хотел.
Ну и, конечно, если бы не был таким гуттаперчевым генетически.
Уверен, что именно эти стихотворения и поэмы имеют в виду Валентина Коростелёва и Анатолий Аврутин, когда говорят о Евтушенко.
И ещё, конечно же, он сделал очень доброе дело, выпустив "Антологию русской поэзии 20-го века".

Не сомневаюсь, что его имя останется потомкам.
А вот каким оно будет, они сами и определят - из того, что прочтут у него и из наших воспоминаний.
Ну, а пока - пусть земля ему будет пухом.
ЕЛЕНА 3.04.17 18:11

Demortuis – veritas! – О мёртвых – правду.

Откуда это пошло: приукрашивать и нивелировать личностные качества умершего, как бы "прощая" ему все его ошибки и даже мерзости?! Прощать - это, конечно, хорошо, но прощать можно и нужно только того, кто раскаялся и просит о прощении. А покойники уже ни о чём не просят, так зачем им сладкая ложь и наше прощение вослед?!
"Великий поэт" - да не был он великим, это его "раскручивали" и назначали "великим"! Да и поэзии в её истинном, классическом смысле в его стихах не было. Неужели не понятна разница между стихом и поэзией, а в его случае - просто рифмованным репортажем, рифмованной публицистикой?!
Какую поэзию увидели в строках "Хотят ли русские войны?" Это же зарифмованные лозунги, причём здесь поэзия? Как можно говорить о любви к Родине применительно к сбежавшему четверть века назад с этой самой Родины за длинным рублём?
Полностью согласна с Валерием Хатюшиным (3.04 в 10-18) и Читательницей (3.04 в 10-58), Мих (3.04 в 10-30).
Не будем судить и осуждать, но и восхвалять сверх меры тоже не надо.
Как и любому покойнику - земля ему пухом!

Сергей 3.04.17 18:09
К.Карелиной.

А вас и не надо пробивать на графоманию. Она в каждой вашей строчке, извините. Неужели у вас нет внутреннего редактора, чтобы эти свои полурифмованные строчки в столбик считать поэзией? Здесь же серьезные поэты бывают на сайте, оставьте свои потуги...
Владимир Скиф 3.04.17 17:56
Евтушенко о себе:

"...Понамарал я столько чепухи,
А не собрать - по свету разбежалась..."

Или ещё:
Прощание с красным флагом

Прощай, наш красный флаг...
С кремля ты сполз не так,
как поднимался ты -
пробито,
гордо,
ловко
под наше "так-растак"
на тлеющей рейхстаг,
хотя шла и тогда
вокруг древка мухлёвка.
Прощай, наш красный флаг...
Ты был нам брат и враг.
Ты был дружком в окопе,
надеждой всей Европе,
но красной ширмой ты
загородил ГУЛАГ
и стольких бедолаг
в тюремной драной робе.
Прощай, наш красный флаг...
Ты отдохни,
приляг,
а мы помянем всех,
кто из могил не встанут.
Обманутых ты вёл
на бойню,
на помол,
но и тебя помянут -
ты был и сам обманут.
Прощай, наш красный флаг...
Ты не принёс нам благ.
Ты с кровью, и тебя
мы с кровью отдираем.
Вот почему сейчас
не выдрать слёз из глаз
так зверски по зрачкам
хлестнул ты алым краем.
Прощай, наш красный флаг...
К свободе первый шаг
мы сделали в сердцах
по собственному флагу
и по самим себе,
озлобленным в борьбе.
Не растоптать бы вновь
очкарика "Живагу".
Прощай, наш красный флаг...
С наивных детских лет
играли в "красных" мы
и "белых" больно били.
Мы родились в стране,
которой больше нет,
но в Атлантиде той
мы были,
мы любили.
Лежит наш красный флаг
в Измайлове врастяг.
За доллары его
толкают наудачу.
Я зимнего не брал.
Не штурмовал рейхстаг.
Я - не из "коммуняк".
Но глажу флаг и плачу...
1992

И сравните стихи поэта из Усть-Кута Вадима Ярцева:

Прощание с Союзом

Не с двушкой затёртой и ржавой –
Прощаюсь с великой державой.

«Родопи» из куртки достану
И спичек у друга стрельну.
Оплакивать больше не стану
Пропащую эту страну.

Мы сами свободу глотали
К исходу суровой зимы.
Империю мы промотали,
Пропили Отечество мы.

Теперь ничего не исправить,
Былого назад не вернуть.
Империи – вечная память,
А нам – неприкаянный путь.

Держава отчаянных Ванек,
Как птица, подстрелена влёт.
Как будто огромный «Титаник»,
Отчизна уходит под лёд.

Советский по крови и плоти,
Я слёзы сглотнул – и молчу.
Вы этой тоски не поймёте,
А я объяснять не хочу...

Согласен с Надеждой Мирошниченко: стихи Евтушенко, которые оттуда, из давней эпохи, из молодости - они другие. Они наполнены наивной ветреностью времени и грёзами будущего. Но их не много: "Идут белые снеги", "Любимая спи!", "А снег повалится, повалится".
Егор 3.04.17 16:49
Милой сибирячке хочется стадионной поэзии. Сергей Наровчатов, который вел тот известный вечер на стадионе в Лужниках, рассказывал, что большинство из горы записок, поступивших из зала, было примерно такого содержания: "Женя, где купил такой галстук?" "Женя, почему ты лечишь горло, пьешь из бутылки?", "Женя, повернись в профиль, я без ума от твоего профиля", нужно ли продолжать? А вот вечер на том же стадионе для 14 тысяч зрителей, вечер Рубцова, прошел на одном дыхании, все были воодушевлены, и не прикидами выступавших, а настоящей поэзией. Какая-то в нас, особенно в провинции, от незнания, что ли, заложена избранность: одно не знаем, а утверждаем, что внушили. У Евтушенко, милая Ксения Карелина, не было поэтической судьбы, не было! Всё было: подсчитанные им до единицы сотни поездок заграницу, сотни же книг, дачи, женщины, фильмы, а судьбы не было. Для поэта - это гибель, сейчас еще поговорим, и тут же забудем. Неужели будем цитировать:
...Куда идут сегодня танки?
Неужто вновь на "Белый дом“,
На демократии останки
Или на сброд, засевший в нём?..
Фомин 3.04.17 16:19
Строки Николая Дмитриева, процитированные здесь якобы в связи с Евтушенко, относятся к Ярославу Смелякову...
Ксения Карелина 3.04.17 14:48
Может быть имеет смысл обсуждать творчество отдельно от личности творца? Идеальных людей не бывает. А поэтов - тем более.
Мне он запомнился "просто дедушкой", когда приезжал к нам. Самый обычный. Но его стихи - это отдельный разговор. Его общественно-политические дела, это тоже еще одна отдельная тема.
Почему-то в нашей стране происходит такое, что: ходишь босым и умираешь с голоду - талант! Какая плохая власть! Если литератор сытый, довольный - все жид, проходимец, обслуживатель режима. А особо пытливые начнут копать и выяснят, что еще на 50% у него немецкая кровь, на 10% - украинская, на 5% - американская, на 3%- африканская и т.д. Все. Как он смеет вообще что-то говорить и на что-то влиять.
И я согласна, что может быть и были поэты объективно талантливее Евтушенко, но нужно ОДНО лицо эпохи. Так в нашей стране было всегда. Вспомните, например, актрису - Любовь Орлову. Были и талантливее, но возглавила идеологический локомотив она.
И я не согласна с с некоторыми предыдущими ораторами. Евтушенко помнят. По крайней мере у нас в Сибири. И в наших школах на уроках литературы про него говорят. Не знаю как в остальной стране. Но у нас все иначе. Сибирь всегда держалась немного особняком (у нас даже губернатор от КПРФ, на которого выливают тонны грязи в СМИ). Но тут мы сами себе хозяева. И к литературе у нас соответствующее отношение. Евтушенко мог перевести тонны макулатуры, ради нескольких жемчужных строк. Каких? Вы все знаете. И уже только из-за этого он останется в литературной памяти. Так как строки содержат в себе колоссальный энергетический посыл и наставление будущим творцам. Не обязательно быть "идеальным гражданином" чтобы "вещать" и "молвить". Думаю, творчество отделимо от личности.
Александр Щербаков 3.04.17 12:48
Да-да, уважаемая Читательница, Вы правы. В том-то и дело, что во многих народах поэту достаточно быть талантливым и "успешным", а в нашем русском он должен быть не только талантливым, но и честным, совестливым. Как там у Рубцова: "До конца, до самого креста, Пусть душа останется чиста". Иначе "поэт в России, меньше, чем поэт". Насчёт же "о покойном или хорошо, или ничего" (сентенция едва ли народная) когда-то резонно ответил Бунин. Он "прохаживался" по кому-то из "покойных", ему собеседник, морщась, заметил:"Иван Алексеевич, ведь покойник!". На что Бунин бросил: "Покойник? Простите, что за чин?"
У нас и за гробом достанут: "и не уйдёшь ты от суда людского, как не уйдёшь от Божьего суда".
Читательнца 3.04.17 10:58
О мёртвых - либо хорошо, либо ничего, кроме правды, как и о живых. Увы, как видим, хамелеоном может быть и падший, и предавший свои же идеалы, и присосавшийся к имперской кормушке, и большой стихотворец.
Свою славу Евгений Александрович заработал при жизни. А в последние десятилетия потерял всякое понятие о человеческой чести в своей лицемерной позиции по отношению к Родине (которую, оказывается, любил!), в бесстыдных, по сути воровских вояжах по стране и патологической жажде наживы.
Увы, Евтушенко блестяще дискредитировал собой истинное величие поэта как небесного посланника.
А земля принимает всех, примет и его.
Надежда 3.04.17 10:43
Да, поэт эпохи - Оттепели. И, как сегодня ясно, насколько хватило его энергии, настолько и оттепели. А вот на вторую" оттепель"- эпоха 90 - поэтов уже не хватило. Тоже странный признак: или народ уже настолько обескровил. Или оттепелям понял цену. Я люблю его молодые стихи. А в остальном - Бог ему судья. Трудно остаться объективным при такой активной поддержке властями уже в молодые годы. Кто смог бы - бросьте камень. Надежда Мирошниченко
Мих 3.04.17 10:30
Вспоминаются строки Николая Глазкова о покойном:
" Всё хочет он казаться,
А не быть."

Да, талантливый был имитатор чувств.
Екатерина Пионт 3.04.17 10:20

Эта новость печальная оказалась оглушительной.
Что-то прервалось в этом мире.
"Идут белые снеги..."

Человек противоречивый, сомневающийся, сомневающийся в себе до конца жизни.
Дружба с Фиделем. И это его последнее интервью-исповедь... Разве этого мало нам, чтобы попробовать понять...

Господи, упокой душу Евгения.
Долгая память поэту.
Валерий Хатюшин 3.04.17 10:18
"Советский поэт", ставший антисоветским...
Великий, талантливый версификатор, но не более того. Порой изящно играл в стихи. Как всякий полукровка-приспособленец всегда держал нос по ветру, нутром чуя какому богу надо в данный момент служить.
Русским поэтом, да еще с большой буквы, называть его нет никаких оснований. "Поэт в России, он - ПОЭТ, не больше и не меньше".
Ксения Карелина 3.04.17 10:14

Юрию Сербу
Да, есть в Иркутске областная библиотека имени Молчанова-Сибирского. Огромное многоуровневое здание, с картой и указателями внутри (чуть ли не как в метро). В ней все оборудовано по последнему слову техники. В отличие от маленьких городских библиотек. Посмотрите в Интернете сайт библиотеки.
Николай Кеженов 3.04.17 10:06
Прочитал комментарий Анатолия Аврутина, где упоминается песня Евгения Евтушенко "Хотят ли русские войны?" и вспомнил, как в Смоленске не так давно у нас проходила одна из патриотических конференций с участием молодёжи. После её окончания ведущий - заслуженный ветеран- предложил всем спеть "Хотят ли русские войны?" И хотя песня исполнялась под фонограмму, все пели её дружно, с большим воодушевлением, словно Гимн...Такое не забывается!
Думается, даже одна эта песня перевешивает все "минусы" в творческой жизни поэта. Россия будет петь песни и читать стихи Евгения Евтушенко...
Ксения Карелина 3.04.17 07:43
АНТОНУ.

Я не знаю, откуда вы географически... Я из Иркутска. Про какие 150 тысяч руб. вы говорите? Евтушенко к нам - в Иркутск, в Зиму приезжал часто. Официально и неофициально (без освященности в СМИ) устраивал в наших (провинциальных, нищих) библиотеках свои поэтические вечера. Абсолютно бесплатно, кроме того, с ним можно было сидел и пить чай. Желающие могли проводить (поехать с ним лично) до станции Зима.
Вы о чем говорите?

В США он уехал, так как не стало его Страны. Он дитя той эпохи, которая рухнула. И никому он ничего не должен. Позвали в США на работу - поехал.
Ксения Карелина 3.04.17 06:08
ПАМЯТИ ЕВГЕНИЯ ЕВТУШЕНКО

(Моему земляку и труженику по перу посвящается.)

Прости за то, что развалили,
Не сохранили ту Страну!
Хоть родом я из девяностых,
Мне стыдно там, где я живу!
Но обещаю, сохраню
На том клочке - "Россия",
Традицию и красоту
Советской той СТИХИи!

Ты стадионы собирал,
Вещал, пророк, о многом...
Мне стыдно, что теперь в стране,
В любимцах - Блуда "боги"!
Которые теперь за мзду
С трибун вещают пустоту.

И пусть Союз не возродить...
(Уж никогда не думала,
Что в свои тридцать буду жить
Душою в СССР.
Поэт не терпит полумер!)

Мы обещаем, сохраним
Ту память-артефакт.
Настал момент, пора...
И что случилось - это факт:
Мы - Дети Девяностых
Несём Советский красный флаг.
И не боимся Взрослых!

/03.04.2017/
Антон 3.04.17 01:09
Цитаты у Боброва плохенькие, но его аффектация понятна. Поэт! За 27 американской эмиграции он в России был забыт. А с чего она должна была о нем помнить?.. Никакой его чёс (такса 150 тыс. за "концерт", независимо, сколько в зале - пять или шесть человек) по городах РФ не помог, залы пустые. А вы хоть знаете, что он читал толстым американским олухам, выросшим на гамбургерах? Курс русской культуры. Есть видеозаписи его "лекций", лучше бы вам их не слышать. Хочется возразить и уважаемой Валентине Коростылевой насчет "искренности" доноса. У Куняева подробности, он ведь сразу поехал к нему. Лучше бы вам и их не читать, что тот ответил. Евтушенко - стихотворец образованщины, и странно это обсуждение на сайте организации, которую он хотел запретить и при случае (кто бы не подумал тогда о последствиях?) посадить.
Анатолий Аврутин 2.04.17 23:57
И все же это был последний ЗНАМЕНИТЫЙ поэт. Были и сегодня есть более талантливые, но всемирная слава досталась именно Евтушенко. Можно кривиться, можно не признавать, можно говорить о несправедливости провидения... Но это так... И от этого никуда не уйдешь...
Юрий Серб 2.04.17 22:49
Раз уж упомянули Маяковского, то он интересен далеко не всем и не весь.
Валентина Коростелёва 2.04.17 22:32
В данном случае, как и во многих других, я брала самое главное, составляющее суть творчества Поэта. "Я поэт, и этим интересен", - говорил Маяковский, предваряя все о себе небылицы или даже правдивые слухи, что будут заслонять его Поэзию. Моя задача чаще всего очень простая: рассказать, чем интересна поэзия конкретного писателя, по возможности определить его значение для литературы России и на основе главных вех в биографии добраться до истоков ключевых произведений, которые, возможно вспомнит читатель или узнает вновь и, дай бог, расскажет о том или другом нашем писателе детям своим...

Валентине Коростелёвой 2.04.17 21:52
Да, в 1991 году он очень искренне потребовал от московских властей закрыть Союз писателей России.Выгнвть из дома на Комсомольском и опечатать. Пришёл комиссар Музыкантский с отрядом.и каким-то мандатом. Писатели всю ночь держали оборону...Так что первый, кто посягнул на Дом, был покойный.Большой пустозвон он был,искренний.Говорят, по административной линии готовятся делегации от областей с венками.Путин назвал его великим.Что поделаешь... Настоящие великие редко нравятся властям. Всегда попса на виду.Но...мир его праху.
Юрий Серб 2.04.17 21:42
Владимиру Скифу: Спасибо, уважаемый собрат, за утешительные вести. Уже полегчало!
И спасибо Валерию Хатюшину за итоговую справку. Можно ещё вспомнить составление Евгением Евтушенко поэтических антологий, этим отчасти искупаются... ( и т.д.) Теперь он не нами судится, а Всевышним, от Которого ничего не скроешь. Он-то знает, чего стоят и последние интервью, и последние четверть века, прожитые за океаном. Мир его праху, а душа не в нашей власти.
Валентина Коростелёва 2.04.17 21:15
Буквально накануне закончила очерк о Евтушенко, взявшись за эту тему по предложению издателя. Не будучи страстной его почитательницей, имела возможность объективно отнестись и к его поэзии, и к его судьбе. Но писала о ЖИВОМ! И вот - как снег на голову...
В одном уверена абсолютно: это была мощная личность и, главное, абсолютно искренняя - и в своих стихах и песнях, и в ошибках, от коих трудно уберечься, будучи на виду у всего мира.
Он не изменил ни своей эпохе, ни России (его последние интервью дорогого стоят). И Родина уже оценила его многолетний труд по достоинству. А это главное - и для него, и для всех, кто помнит пронзительные строки его песен и стихов.
Евгений 2.04.17 20:43
Как мне думается, из группы самых известных поэтов 1960-80-х, включая Евтушенко, Рождественского, Ахмадулину и Вознесенского, более честным и человечным, более лиричным и гражданственным, более народным в поэзии был Роберт Рождественский
Сергей 2.04.17 20:41
Если мы коммунизм построить хотим,
трепачи на трибунах не требуются.
Коммунизм для меня - самый высший интим,
а о самом интимном не треплются.

Е.Евтушенко.
Валентина 2.04.17 20:27
В России так, - о покойника либо хорошо, либо никак....
Вроде яркая личность от нас ушла, а вот хочется промолчать... Вот, как-то так...
Владимир Подлузский 2.04.17 16:24
Владимир Подлузский

На смерть Евтушенко
Затихли вдруг великие скандалы,
Державе как бы не грозит опасность.
Гудят оголубевшие каналы,
Оплакивая кепку и цветастость.

Россия и Америка дуплетом
Пуляют из экранного обреза.
А был ли русским вообще поэтом
Служитель новоявленного Креза.

Он вытянул стихами из эпохи
Кровавой выгод золотые жилы.
Измерить те прозападные строфы,
Нельзя никак на русские аршины.

Играл великодушно антипода,
Был Ельциным поэзии в дни смуты.
Но никогда на стороне народа
Он не был в те тяжёлые минуты.

Он, выливая грязные ушаты
На отчие устои и пороги,
Спешил от родины подальше в Штаты,
Теряя голову и даже ноги.

Зима, Москва и горе за спиною;
Какой ни есть, а всё ж не безызвестный.
Не русскую воспевший паранойю,
Вернётся к русским за последней песней.

Горюют олигархи и кидалы,
Что умерла их гласность и согласность.
В России и в Америке каналы
Оплакивают кепку и цветастость.
2 апреля 2017
Андрей Попов 2.04.17 16:12
Хорошо сказал Валерий Хатюшин. Позволю себе его процитировать:

Валерий Хатюшин

ДА, ЭТО БЫЛО ЯВЛЕНИЕ…

Ушел последний из знаменитой четвёрки — Е.Евтушенко. Кто из поэтов моего поколения в 70-е годы не был подкуплен его стихами?.. Да, как ни признать, это было явление — странное и уже неповторимое. Прожил 84 года, оброс легендами и анекдотами, исписал море макулатуры, две трети которой — откровенная халтура в угоду моменту. Жил весело, богато и припеваючи, объездил весь мир, общался с главами государств, имел пять законных жён… И при этом, как ни удивительно, сумел создать ореол борца за свободу, притесняемого и гонимого… Как же, самому Андропову по ночам звонил…
Вся жизнь Е.Евтушенко — пародия на самого себя. То прославлял Сталина, то поносил его. То писал «Братскую ГЭС», воспевая коммунизм и коммунистов, то под влиянием перестроечного ветра клеймил советскую власть, репрессии и Гулаг. То русские у него не желают войны, то они же — фашисты, черносотенцы, погромщики и антисемиты. И ведь был талантливым, но без русского стержня, без твердых убеждений, вертелся как белка в колесе, разворачиваясь на 180 градусов в зависимости от конъюнктуры и веяний времени. Флюгер, хамелеон, а по свидетельству И.Бродского — «сексот». То у него «идут белые снеги», то он гуляет по улицам Тель-Авива в форме израильского офицера… Не раз я слышал от писателей его поколения, как они называли его шутом гороховым. И ведь угораздило же его уйти в мир иной 1 апреля…
Владимир Скиф 2.04.17 15:54
Юрию Сербу:
Юра, конечно есть Областная библиотека! Новая, да ещё какая! На территории от Урала до Владивостока таких больше нет. Называется она Иркутская областная государственная универсальная научная библиотека им. И. И. Молчанова-Сибирского. Другой крупной научной библиотеке, принадлежащей иркутскому государственному классическому университету в прошлом году присвоено имя Валентина Григорьевича Распутина. Есть ещё и другие областные и городские библиотеки:
Иркутская областная юношеская библиотека имени поэта Иосифа Уткина,
Иркутская детская библиотека имени А. С. Пушкина.
Центральная городская библиотека им. А. В. Потаниной (Александра Викторовна Потанина (13 [25] января 1843 - 7 [19] сентября 1893) – ученый-этнограф, фольклорист, автор 20 научных работ и литературно-художественных произведений. Первая женщина-путешественница, принятая в Русское географическое общество. С 1887-го по 1890-й годы жила в Иркутске.)
Городская библиотека № 4 имени издателя Геннадия Сапронова.
Иркутская детская библиотека им. поэта Марка Сергеева.
Детская библиотека № 19 им. сказочника Василия Стародумова
и другие библиотеки

Анатолий Аврутин 2.04.17 15:51
Мир праху Евгения Александровича! Все-таки "Хотят ли русские войны?.." написал именно он. И еще немало других стихов, которые останутся. "Идут белые снеги...", например. А что личностью был противоречивой, тоже правда. Один раз с ним встречались -- в Переделкино, в декабре 2012 года. Тогда там Форум писателей русского Зарубежья проходил. Завели нас на экскурсию в его дачу-музей, а вскоре и он сам неожиданно заявился. Тогда на Украине уже смутные времена начинались. Два киевских редактора пристали к нему с вопросом -- может ли на Украине фашизм к власти прийти? А Евтушенко в ответ: "Да никогда... Народ не допустит..." Спустя два года известно что там произошло. Один из тех редакторов не вынес происшедшего, умер от разрыва сердца. А Евтушенко написал странное стихотворение "Мы стоим на майдане..."... Противоречивая личность, непоследовательная. Но когда пришло известие об его кончине, на душе все равно стало больно. И вспомнилось, что "Хотят ли русские войны?.." написал все-таки он...
Юрий Серб 2.04.17 14:38
К Евгению Евтушенко можно относиться по-разному. Вот я по-разному и отношусь. Помимо его слов, что "поэт в России - больше чем поэт", он написал:
Искусство - ты всегда предсмертно
И в идеале быть должно
Ты завещанью соразмерно
И слов случайных - лишено.

Выдержал ли поэт эту заповедь? Не вполне. Но - сказал! А слова поэта, по убеждению Александра Пушкина, - уже его дела.

р.s. Мэр Иркутска Дм.Бердников знал, когда умрёт Евг.Евтушенко. Поэтому не предложил присвоить имя Валентина Распутина городской библиотеке, а теперь предложил членам топонимической комиссии имя Евтушенко.
А есть ли в Иркутске хоть областная библиотека?
Вера Михайловна Плотникова 2.04.17 12:39
Евгений Евтушенко

СКАЗКА О РУССКОЙ ИГРУШКЕ

По разграбленным селам
Шла орда на рысях,
Приторочивши к седлам
русокосый ясак.


Как под темной водою
Молодая ветла,
Русь была под ордою,
Русь почти не была.

Но однажды, как будто
Все колчаны без стрел,
Удалившийся в юрту,
Хан Батый захмурел.

От бараньего сала,
От лосняшихся жен
Что-то в нем угасало,
Это чувствовал он.

И со взглядом потухшим
Он сидел одинок,
На сафьянных подушках
Сжавшись, будто хорек.

Хан сопел исступленно,
Скукотою томясь.
И бродяжку с торбенкой
Ввел угодник - толмач.

В горсть набравши урюка,
Колыхнув животом,
"Кто такой?" - хан угрюмо
Ткнул в бродяжку перстом.

Тот вздохнул: («Божья матерь,
То Батый, то князья!»)
"Дел игрушечных мастер
Ванька Сидоров я".

Из холстин дыроватых,
В той торбенке своей
Стал вынать деревянных
Медведей и курей.

И в руках баловался
Потешатель сердец
С шебутной балалайкой
Скоморох-дергунец.

Но в игрушки вникая,
Умудренный, как змий,
На матрешек вниманье
Обратил хан Батый.

И с тоской первобытной
Хан подумал в тот миг -
Скольких здесь перебил он,
А постичь не постиг.

В мужичках скоморошных,
Простоватых на вид,
Как матрешка в матрешке,
Тайна в тайне сидит.

Озираясь трусливо,
Буркнул хан толмачу:
"Все игрушки тоскливы,
Посмешнее хочу.

Пусть он, рваная нечисть,
Этой ночью не спит
И особое нечто
Для меня сочинит..."

Хан добавил икнувши:
"Перстень дам и коня,
Но чтоб эта игрушка
Просветлила меня".

Думал Ванька про волю
Про судьбу про свою
И кивнул головою:
"Сочиню, просветлю".

Шмыгал носом он грустно,
Но явился в свой срок.
"Сочинил я игрушку,
Ванькой-встанькой нарек".

На кошме не кичливо,
Встал простецкий, не злой,
Но дразняще качливый,
Мужичок удалой.

Хан прижал его пальцем
И ладонью помог,
Ванька-встанька попался,
Ванька-встанька прилег.

Хан свой палец отдернул,
Но силен хоть и мал,
Ванька-встанька задорно
Снова на ноги встал.

Хан игрушку с размаха
Вмял в кошму сапогом
И, знобея от страха,
Заклинал шепотком.

Хан сапог отодвинул,
Но держась за бока,
Ванька-встанька вдруг вынырнул
Из под носка!

Хан попятился грузно,
Русь и русских кляня:
"Да уж, эта игрушка
Просветлила меня..."

Хана страхом шатало,
И велел он скорей,
От Руси - от шайтана -
Повернуть всех коней

И теперь уж отмаясь,
Положенный вповал
Ванька Сидоров – мастер
У дороги лежал.

Он лежал, отсыпался,
Руки белые врозь.
Василек между пальцев
Натрудившихся рос.

А в пылище прогорклой
Так же мал да удал
С головенкою гордой
Ванька-встанька стоял.

Из под стольких кибиток,
Из под стольких копыт,
Он вставал не убитый,
Только временно сбит.

Опустились туманы
На лугах заливных,
И ушли басурманы,
Будто не было их.

Ну а Ванька остался,
Как остался народ.
И душа ваньки-встаньки
В каждом русском живет

Мы народ ванек-встанек,
Нас не бог уберег,
Нас давили, топтали
Столько разных сапог.

Они знали: мы ваньки,
Нас хотели покласть,
Но о том, что мы встаньки,
Забывали, платясь!

Мы - народ ванек-встанек,
Мы встаем, так всерьез,
Мы от бед не устанем,
Не поляжем от слез.

И смеется не вмятый,
Не затоптанный в грязь
Мужичок хитроватый,
Чуть по-ка-чи-ва-ясь...

1963 год
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА