Страница: 1 2  Все

Станислав Фёдорович Ветров 20.12.19 14:59
Вчера послушал очередную невнятную пресс-конференцию нашего президента, и так остро усилилась ностальгия, о которой так прекрасно написал Григорий Блехман.
Всё-таки время всё больше усиливает ощущение мудрости и величия Иосифа Виссарионовича Сталина.
Спасибо автору за эту работу..
Владимир Федотов 14.12.19 18:05
Самое интересное, что такие мысли с каждым днём охватывают всё большее число людей, среди которых появляется больше и больше молодых, воспитанных на таких воспоминаниях.
Очень хорошо написано.
Такая литература всегда злободневна и современна.
Спасибо, Григорий.
Ты - патриот и умный человек.
Спасибо сайту "РП" за такую публикацию.
Александр Лаврентьев 4.12.19 00:06
Как ни крути, без системы, созданной Сталиным, у нас ничего не получилось и не получается. Может быть, он чего-то не учёл, чтобы и после него эта система продолжала успешно функционировать. А, может быть, не успел этого сделать, т.к., согласно довольно убедительной версии, уходить в мир иной никак в 53-м не собирался.
Приятно читать умную работу.
Борис Миронов 1.12.19 18:58
Этот художественный очерк Григория Блехмана - наглядная панорама политических и социально-экономических процессов России на протяжении почти вековой её истории по нынешний день.
Автор очень удачно в художественной форме дал глубокую аналитику не просто самих процессов, но, что самое ценное, - природы этих процессов.
Отличная работа. Нужная. Особенно сегодня, когда так много лжи о сталинских временах.
Николай Стариков 23.11.19 16:41
Владимир Плотников прав, назвав эту публикацию Григория Блехмана "спокойной, уравновешенной и честной Памятью сердца".
И всё же, читая другие публикации и комментарии Григория, чувствую за этим спокойствием и уравновешенностью его горячее сердце патриота, оставшегося верным тому, за что сражались в годы Великой Отечественной войны великие наши предки.
Это вызывает глубокое уважение к автору, за активную и последовательную гражданскую позицию, которая так отчётливо звучит во всём многообразии его писательского дарования - поэзии, прозе, публицистике и даже литературоведении.
Владимир Плотников 19.11.19 15:29
Не просто публицистика – память сердца


Вопросы в работе подняты мировоззренческие.
Вопросы, по которым разделились комментаторы в плане определения жанровой принадлежности очерка, очевидно, не менее важны, ибо усиливают значимость и уровень поднятой – многогранной – темы разговора. Так что же это, в самом деле: исторический очерк, биографическое эссе, социологическая фантазия, литературно-публицистический памфлет?...

Если отталкиваться от ярких характеристик и формул, прозвучавших в откликах, то публицистика занимается четкой и едкой ИНВЕНТАРИЗАЦИЕЙ и КАТАЛОГИЗАЦИЕЙ по рубрикам, именно как в научной ТАБЛИЦЕ ПЕРИОДИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ разграфляя по столбцам те или иные причины, проблемы, факты, цифры, итоги и последствия.
Но в работе Григория Блехмана мы видим-то совсем иное.

С одной стороны, это как бы стилистическое (и только стилистическое) продолжение его недавнего историко-публицистическо-биографического эссе. С другой – здесь заметен и некий новый уровень – мыслительно-мемуарная ретро-нарезка наблюдений, впечатлений, отсылок, которые накопились за личную, богатейшую на яркие события и роковые разломы биографию автора – где-то с 1940-х. А вот сверхзадача опуса в другом, и она не раскрывается. Но всем комплексом усилий рассказчика, рано или поздно, отливается не в конечный вопрос-констатацию, а в более объемный финал, который осмысливается и домысливается уже самим читателем.

Стало быть, эскизно набросанные образы главных героев, их знакомых здесь необходимы лишь для того, чтобы усилить эффект соприсутствия и узнаваемости для читателей, жизненности наблюдений, закономерности выводов, а, тем самым, смягчить ту жесткую и резкую акцентированность напрашивающихся диагнозов и приговоров, что свойственна голой публицистике. В итоге, мы и получаем не зубодробительную (для «либерал-реформаторов», «демшизы», «новорусских») хронологию их преступлений, измен и злодейств (осознанных и, что не менее часто, бессознательных). Перед нами плавно выстраивается более мелодичный парафраз, более всем понятная вариация, что, благодаря своей тактичности, способны вовлечь в диспут куда больший круг потенциальных читателей. В том числе из тех, кто давно не видит выхода, но и не поверит, что он найден, если его преподнесут кавалерийскими методами «коммунистической пропаганды».

В стиле же Г.И. Блехмана нет даже намека на непримиримые лозунги и призывы «расстрелять контру недобитую». Это сейчас уже не пройдет. Даже оттолкнет. Следственно, к тому, что на самом деле преступно: назначенное «преступлением» (культ личности, Гулаг, репрессии, «голодомор») или «прогрессивно-гуманные» действия тех, кто ТАК НАЗНАЧИЛ, – должен логически прийти сам читатель, даже, если у него нет полноценного, т.е. советского, образования. В достижении этого – САМОСТОЯТЕЛЬНОГО - результата - и заключена авторская сверхзадача Григория Исааковича. Отсюда и мягкая манера письма. Он хорошо знает, как ученый-биолог и поэт-философ, что человек от природы заряжен на добро и, по крайней мере, способен увидеть разницу между добром и его полюсом.

Русский человек слушает ушами, верит словам, постигает умом, а понимает сердцем, пусть и задним числом (сильный «задним умом» в долговременной схватке всегда победит словесного пустобреха-скорострела, наша история тому примером от Владимира Мономаха и всех четырёх Иоаннов до Кутузова и Сталина).

Думаю, поэтому повествователь и выбрал или невольно по ходу изложения выработал своеобразный жанр – «Память сердца». То есть всего генетически обусловленного и подспудно живущего в народе - от начала времен и до поры до времени – Понимания Правды, Справедливости и, в конечном счете, Добра.

Напористая ярость публициста все-таки способна всколыхнуть злые струны, сыграв, тем самым, не в те ворота. Тогда как спокойная, миролюбивая исповедь человека, память его сердца – вот, что нужно для убеждения постепенного, но глубокого, а не сиюминутного поверхностного понуждения к спонтанному действию, как это уже случалось, например¸ в народовольческом, эсеро-бомбистском и, особенно кроваво и массово, троцкистском варианте «большевизма». Мы знаем, к чему оно привело.

Именно поэтому современные «неотроцкисты» и «необольшевики», горланы революционной фразы, только отталкивают народ, уставший за 30 лет от не менее ядовитой нетерпимости недавних «светочей» ельцинизма. Поэтому, вероятно, почти все комментаторы работы доктора наук Блехмана – за его спокойную, уравновешенную и честную Память сердца…
Григорий Блехман 17.11.19 17:26
Дорогие коллеги.
Большое спасибо вам всем за ваши мысли, какие прозвучали в ваших комментариях.
Мне это очень важно, поскольку каждый из вас личность, состоявшаяся в литературе и заметная в общественной мысли
Поэтому, всё что вы написали в своих комментариях, невозможно переоценить с точки зрения взгляда на историю нашей многострадальной страны.
Думаю, если мы будем так же едины и последовательны в наших убеждениях, то сумеем сыграть немаловажную роль в возрождении нашей России.
А что может быть выше с точки зрения будущего для наших детей, внуков, правнуков..
Иными словами - будущего не так давно великой нашей страны.
Низкий поклон каждому из вас и самые добрые пожелания вам и вашим близким.
Особая благодарность Елене Игоревне и Николаю Ивановичу Дорошенко за публикацию этой - печальной на сегодня - повести.
Надеюсь, общими усилиями мы переломим нынешнее несправедливое устройство нашего общества, и наши публикации будут много более оптимистичными.
Низкий вам всем поклон.
Вадим Артамонов 16.11.19 17:42
Умно, объёмно по временному охвату, структурировано и, главное, с отличным знанием вопроса.
Григорий Исаакович, с удовольствием жму Вашу руку.
Сергей Фомин 15.11.19 20:17
Чуть больше месяца осталось до 140-летия лучшего государственного деятеля на Руси И.В. Сталина. В сильно оболваненной современной России есть немало людей, в основном молодых, кому сегодняшняя преступная власть внушила солженицынские небылицы о периоде Сталина и о нём самом.
И этот художественно-публицистический очерк Григория Блехмана появился на самом читаемом литературно-публицистическом сайте "Российский писатель" как нельзя вовремя. Он настолько убедителен, что на него можно ссылаться, рекомендуя к чтению широчайшему возрастному диапазону читателей, кто ещё не знаком с этим сайтом.
Спасибо, Григорий Исаакович, за Ваш труд.
Спасибо сайту за публикацию.
Сергей Журавлёв 14.11.19 20:57
Интересный разговор был в некоторых комментариях о том, как определить жанр, в котором Григорий Блехман так убедительно написал "Ностальгию...".
По мне, так это историко-публицистическая проза, где так естественно каждый из жанров находятся во взаимодополнении. И в конечном счёте получается тот эмоционально-познавательный эффект, к какому и стремится каждый писатель, но какой немногим даётся.
К тому же, у Григория Блехмана получилось написать так, что огромный пласт исторического материала читается легко и просто.
И лишь по почтении, перечитывая те или иные важные для тебя места этой повести, понимаешь, какую информационную глыбу поднял писатель, как сумел её структурировать, сделав доступной для самообразования очень широкого возрастного диапазона читателей.
Низкий Вам поклон, Мастер.
Нина ВОЛЧЕНКОВА 13.11.19 23:45
ПО ПРОЧТЕНИИ

Романтической строкою
Приковали к тексту взгляд.
И лишилась я покоя
Среди дней, стоявших в ряд.

Всё ходила, изнывала,
И смириться не могла.
В горе время миновало,
А страна под нож легла.

На куски её кромсали.
Мало! Больше подавай!
Только лучшими не стали.
На чужой спине да в рай?

Не получится, не надо
Строить из себя святых.
Вы получите «награду»
На глазах у понятых.

Неужели всё вам мало?
Нос в корыто опустив,
Вы пропустите начало,
Вас никто не известит

О молебне Иисусу,
Кровь за вас он проливал.
Вы подвержены искусу,
Не надейтесь на привал.

За предательство, иуды,
Вам ответ ещё держать.
А герои есть и будут,
Сохрани их, Божья Мать!

С поклоном, Н.П.
Юрий Пастухов 13.11.19 20:28
Присоединяясь ко всему, о чём уже сказано в комментариях, отдельно отмечу вопрос, звучащий в заключительной фразе очерка Григория Блехмана. Мне кажется, что сегодня этот вопрос является ключевым, потому что лучшей по своей эффективности из всех систем, что были в нашей стране, стала система эпохи правления Сталина. Конечно, понятно, что после него у власти оказывались люди значительно более мелкого государственного уровня. Но вот можно ли было так выстроить систему, чтобы даже это не повлияло в конечном счёте на жизнеспособность нашей страны, остаётся вопросом. И глубокий аналитик Григорий Блехман именно его и задаёт: "...что у Сталина не получилось, а может, он не успел сделать, чтобы и после него этого сбоя с такими печальными последствиями не было?"
Спасибо, Григорий Исаакович, за такой ракурс Вашей - ко всему ещё и научной - работы.
Владимир Степанов 13.11.19 12:23
Немножко добавлю к тому, что так верно отметила Сэда Константиновна.
Григорий Блехман провёл не только "инвентаризацию преступлений Ельцина и его режима", но и огромного периода режима Советского Союза, начиная с 40-х. Причём, сделал это настолько фактологически убедительно, что эта работа действительно заслуживает всеобщего чтения и обсуждения.
Григорий Исаакович, Вы в очередной раз удивляете широтой диапазона Ваших интересов, умением дойти до сути и убедительно донести её читателю. Дай Бог Вам здоровья.
Сэда Вермишева 13.11.19 10:13
Для меня это инвентаризация преступлений Ельцина и его режима.Спасибо,
Григорий Исаакович!

С уважением Сэда Вермишева
Валерий Латынин 12.11.19 23:10
Краткую историю уничтожения СССР, экономики, культуры и литературы нашей страны, дружбы народов, написанную Григорием Блехманом, надо читать, как "Отче наш...", не только молодому поколению, но и многим взрослым, утратившим историческую память и способность логически осмысливать происходящее. Спасибо, дорогой Григорий, за твою мудрость и боль за Отечество! Дружески, Валерий Латынин.
Олег Ларионов 12.11.19 12:25
Мне очень понравилось это определение Геннадия Иванова.
Действительно, у Григория Блехмана получился такой системный анализ сложнейшего исторического отрезка в жизни нашей страны, какой позволяет понимать, почему мы пришли к такому печальному на сегодня итогу.
И этот причинно-следственный анализ выстроен так, что абсолютно чётко укладывается в голове.
А то, что автор сумел придать своим аналитическим мыслям художественную форму ещё и заметно усиливает эффект его очень важного, на мой взгляд, исторического произведения.
Поэтому вслед за Геннадием Викторовичем тоже восклицаю : "Браво, Григорий Исаакович".
Геннадий Иванов 12.11.19 08:45
Григорий, у тебя получилась своеобразная "таблица Менделеева".
Браво, Григорий!
Николай Долгополов 11.11.19 14:29
Солидарен с Валентиной Коростелёвой. Отличная работа высокого литературного качества. А вопрос, звучащий в заключительной фразе повествования, свидетельствует о том, что известный русский писатель Григорий Блехман является серьёзным аналитическим мыслителем.
Спасибо сайту "Российский писатель" за публикацию такого материала.
Валентина Коростелёва 11.11.19 13:04
Я так думаю, что этот очерк надо издать отдельной книжкой и раздать всем студентам России, - и не надо будет мучить их разными трактовками истории страны в разных учебниках и хитроумных пособиях. Издатели, ау!..
Спасибо Григорию Исааковичу за - простой по форме, насыщенный по содержанию и обрамлённый художественно - материал, что в наши дни уже тоже становится редкостью.
Удачи автору в его хороших делах!
Михаил Строганов 11.11.19 12:07
Прочитал эту повесть, потом отдельно перечитал авторские вставки, выделенные курсивом, каждая из которых представляет собой резюме, претендующее на отдельную, углублённую историко философскую работу.
И с удовольствием отметил, как органично сочетается в повести Григория Блехмана художественная и историко-философская части. Они придают этому художественному произведению (для меня оно именно художественное) ту убедительность, какая не оставляет сомнений в причинах ностальгии сразу нескольких поколений, рождённых в Советском Союзе, по временам, когда во главе государства был Сталин.
Григорий Исаакович, с благодарностью жму Вашу руку
Анатолий Краснов 10.11.19 10:22
Тут хитренькие либералы, преследуя свои корыстные цели, усиленно напевают народу, что Путин - едва ли ни современный Сталин.
А это художественно- публицистическое (согласен с уже сказанным в одном из комментариев) произведение Григория Блехмана очень убедительно показывает, какая непреодолимая пропасть между ними в пользу Сталина находится.
Я являюсь, наверное, ровесником героя этого произведения и могу подтвердить, что всё здесь написанное, абсолютная правда.
Спасибо, Григорий Исаакович, что так убедительно сказал за всех нас.
Сергей Зубарев 10.11.19 09:59
Всё так, Григорий Исаакович! Полностью согласен. Хорошо написано, пронзительно. Спасибо!
Александр Никифоров 9.11.19 23:17
Мне ещё видится важным, что это написал не блогер, не политолог, а известный, уважаемый в России русский писатель, чьё слово много весомее, чем слово любого блогера и политолога.
Я вижу, как в последнее время тонкий лирик Григорий Блехман сильно расширил диапазон своих произведений, где заметную роль играют его гражданские мотивы.
Вот и сейчас читал и утверждался в своём уважении к этому прекрасному писателю.
Жму вашу надёжную руку, Григорий Исаакович.
Дай Бог Вам здоровья.
И почаще приезжайте в Сибирь. Мы Вас любим и часто вспоминаем.
Юрий Максин 9.11.19 23:10
* * *
"Денег нет, но вы держитесь!"
Мы и держимся, премьер.
Передай привет элите,
в нас живёт СССР.

Тошно слушать ваши речи,
видеть чуждый интеллект.
Ваша совесть вас не лечит,
ведь её в помине нет.

Вы надолго задержались
у державного руля,
но покуда не добрались
до советских звёзд Кремля.

Нам они напоминают,
что и флаг, и герб не тот.
Не для вас они сияют,
эти звёзды - за народ!

ВераДмитриевна 9.11.19 19:59
Мелкие люди, мелкие цели, только воруют по-крупному нынешние "менеджеры" Спасибо автору, согласна с каждым словом.
Нина Дронова 9.11.19 18:30
У Григория Блехмана получился очень интересный жанр повествования, в котором органично сплелись части, относящиеся к художественной литературе и публицистические части. И это, с одной стороны лишает публицистику сухости фактов, а с другой - придаёт художественной части фактологической убедительности. Ну, а в конченом счёте, получился очень убедительный исторический анализ, сделанный советским человеком, который прожил долгую жизнь, и всё, о чём написал, испытал на себе.
По мне, так Григорий Блехман написал художественно-публицистическую повесть о большом отрезке истории нашего государства, которая имеет ещё и ценность с образовательной точки зрения.
ИГОРЬ 9.11.19 17:55
1. " «Почему система государственного устройства и управления, выстроенная Сталиным и так успешно при нём функционировавшая, дала после его ухода сбой".
Социализм -НАУКА. После Сталина ею во власти никто серьёзно не занимался. О народе и говорить нечего. Почему так получилось?
Война 1941-1945 г.г. ПОХОРОНИЛА в прямом смысле, основной костяк сталинистов, а значит и сторонников марксизма-ленинизма..Сталину даже оказывалось сопротивление со стороны "ученых" и его обвиняли в отходе от марксизма!!! О как. Отсюда Хрущевский волюнтаризм, послевоенная "дружба" с Западом, открывание "занавеса", "кукурузная эпопея", приведшая к уменьшению посева пшеницы и ржи, а после неурожая кукурузы, хлеба нам Запад не продал.... Желание - ПРАГМАТИЗМ - "освободить " тружеников от домашней работы хрущевцы урезали землю крестьянам, заставили забить скотину (40 миллионов только крупного рог. скота), птицу и прочую живность, чтобы кормить тружеников в общепите. О как!!!.Поголовье скота и ...до сих пор вернуть страна не может. Непонимание (глупость, умысел?? со стороны руководства и науки) отличия СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ экономики от КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ породили , ПОЗВОЛИЛИ ??? косыгинский возврат к капиталистическому производству. Итог известен: Горбачев открыто вернул страну в "лоно капитализма". А народ молчит. Науки о социализме нет. Сегодня молодежь из интернета знает, что социализм , это общие жены и куры. По поводу жен есть согласие, а по поводу кур - согласия нет, желудку виднее, а значит и социализм молодым не нужен.
С уважением, Игорь Пряхин

Гость 9.11.19 16:31
Революция принесла одним благо и развитие, другим - смерть, кровь казни, репрессии. Это неразделимо. Празднуя день 7 ноября, люди празднуют и то, и другое. Это как сиамские близнецы. Поэтому никогда это не праздновал.
Екатерин Пионт 9.11.19 16:09

Ностальгия со знаком вопроса...
Всё верно. Всё точно. Эти, озвученные тобою мысли, Григорий, не могут не волновать человека, взращенного страной СССР.

И как хорошо, что ты посвятил эту публикацию незабываемой Лилии Ивановне Беляевой... не предавшей своего прошлого. Только подумать - она ушла из жизни 7 ноября...
Светлая память о ней жива.
Олег Михайлович Костюков 9.11.19 12:52
В этих неторопливых размышлениях длиною в долгую жизнь Григорий Блехман очень наглядно показал, что происходило в Советском Союзе и что происходит сейчас .Автор никому не навязывает своей точки зрения, которую, конечно же, чувствуешь, читая это произведение. Но тот, сравнительный анализ, который он проводит на протяжении всей этой, как он её назвал, "истории", убедительнее любых умозаключений, не говоря уже о всяких декларативных заявлениях, которых сейчас полно.
Григорий Исаакович, спасибо за то, что свой ум и талант выразить мысль направляете на такие важные разговоры с читателем. Я ведь читаю все Ваши публикации. К тому же являюсь ровесником Лилии Беляевой. Светлая ей память.
Леонид Волков 8.11.19 23:04
Григорий, какой ты молодец, что посвятил это памяти Лилии Ивановны.
Знаю, как она тебя любила и уважала и как человека, и как писателя.
Твою последовательность в своих убеждениях и смелость их высказать без какого-либо лукавства.
Жаль, что она не сумеет этого прочитать, потому что вы с ней действительно единомышленники.
А написал ты очень сильно. Продолжая мысль Натальи Радостевой, скажу, что не только старшеклассникам и молодёжи твою работу полезно читать, но и людям любого возраста, потому что это, умная и глубокая работа. .
Ещё раз спасибо тебе, что посвятил её Лилии Ивановне.
Наталья Радостева 8.11.19 20:45
Интересная хронология достаточно продолжительного отрезка истории сквозь призму наблюдений и размышлений представленного нам Григорием Исааковичем конкретного героя.
Иногда найти преемника в собственном окружении просто невозможно - подавляющее большинство политиков при лидере (каж "сам себе с усами") заточены не на поиск решений во имя процветания страны, а на "перетягивание одеяла" с других на себя, при успешности в чём из опасений аналогичного поведения со стороны тех других, страхуясь, окружают себя серостью бездарей.
Сталин же был слишком деятелен, загружен и не стар, чтоб вопрос правопреемства стал для него приоритетным. Думаю, не успел.
Старожилы Воркуты Косыгина уважают. До сих пор с улыбкой вспоминаем, как к его приезду в городе зимой в срочном порядке даже весь снег с крыш посбрасывали, не только улицы почистили. Посетив нас 5 марта 1975, вопреки протестам своего окружения даже в шахту спускался.
Мне кажется, прочтение подобного расклада было бы очень полезно молодёжи, даже - старшеклассникам. Абы учились думать масштабно, сопоставляя, и озадачиваясь поиском дополнительной информации.
Андрей Смолин 8.11.19 20:30
Самый большой недостаток СССР был в том, что никто не знал что вообще строиться? Все оглядывались на теорию, а практика жизни должна была подсказывать другие решения, более решительные и эволюционные. Жаль, что после И.В.Сталина в партии не нашлось людей ещё умнее его, ещё дальновиднее. Да и сейчас социалисты топчутся на месте, ибо даже теоретически не представляют новый социализм.
Николай Башмаков 8.11.19 19:53
Хороший получился экскурс в историю того отрезка времени, который прожило наше послевоенное поколение и наблюдало воочию. На вопрос Алексея Фёдоровича многие умники дадут ответ – потерпела крах коммунистическая идеология. А может быть всё проще? Последователи Сталина были глупее и корыстнее вождя. Они допустили в партийные и государственные структуры откровенных врагов и те взяли реванш. Это значит, что может быть и процесс обратный реставрации…
Николай 8.11.19 18:24
Солидарен. Обнимаю дружески. == Ваш Николай.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА