Перечитал номер уже в журнальном варианте. Обратил внимание, что в редакционный совет недавно вошёл прекрасный русский поэт Алексей Полубота. Кстати, лауреат журнала в номинации «Поэзия» за прошлый год. Материалы уравновешены во времени и пространстве, сбавлены терпким национальным колоритом, разнообразием стилей и политы густым философским соусом. Перед нами жизнь русского человека, современника, попадающего в разных странах в сложные ситуации и остающегося гражданином Отечества. Наверное, и через сто лет учёные тщетно будут разгадывать феномен "Берегов". Правильно в своё время заметил Николай Иванов, что у журнала есть некая трудно объяснимая мистическая тайна. Но факт остаётся фактом. Даже в советское время с его заточенными на поиск талантов профессиональными редколлегиями и крупными финансовыми вливаниями, не могу припомнить ничего подобного. «Берега» некоторые пытаются сравнить с «Новым миром» периода Александра Твардовского. Да, это было по-своему сильное издание, где постепенно брали верх либералы. Издание же Лидии Довыденко всё настойчивее выдавливает их из первых рядов в литературном зале. Даёт слово талантливым перьям с ярко выраженной почвеннической установкой. В последние советские времена друг с другом отчаянно спорили книжные, идеологически выверенные, нередко в ущерб художественности, небоскрёбы и модные высотки с архитектурными наворотами и западным душком. Неравная борьба первых со вторыми, основанная на устаревших принципах, и подкосила как саму литературу, так и весь строй, во многом от неё зависевший. Она оттолкнула среднего читателя, бросившегося на всякие пестрящие цветными обёртками помойки, типа перестроечного "Огонька". Немало наших душ коротичи сделали укороченными, как бы суженными, о чём предупреждал ещё Достоевский. Мы клюнули на дешёвые сенсации, искажающие смысл русского бытия. Тяжёлые катки, наполненные жёлтым металлом нуворишей, прокатились по серебряным и золотым перьям многих наших писателей. Классика, осмеянная и частично раздавленная телевизионными болтунами, оказалась на грязной обочине. (Всё это легко просматривается между строк опубликованных в номере произведений. Например, у Юрия Серба).
Однако всегда оставался довольно густой слой интеллигенции, которому милее родниковая вода Русского Слова, нежели бутылки со всякой западной, расцвеченной опасными реакциями и иноязычными вкраплениями, жидкостью. Потому и постепенно возрождается национальная словесность, наполненная звуками, красками и ароматами нового столетия. Даст Бог, дойдём и до возвращения пейзажа, о чём мечтает Валентин Курбатов. Кстати, в номере образно поданные элементы русской природы нет-нет да и промелькнут. Лишь пара-тройка современных журналов способна реабилитировать утраченный вкус русской классики. Несомненно, впереди тут стоят "Берега". Они-то и собирают воедино то, что завтра, пусть и не всё, вполне может стать национальной гордостью. Берега пока не кисельные, да и реки их омывают не молочные. Но курс Лидией Владимировной Довыденко избран правильный. Третий номер можно читать в любом порядке, и гармония его не рассыплется. Потому что она и есть отголосок русской души. Такое моё мнение.
|