Надежда | 22.11.20 17:49 |
Володя, извини за опечатку. Конечно -- ПЕРИОДА. Просто заменила там текст и не усмотрела. Ещё раз - ПОЗДРАВЛЯЮ!!! Н.М. |
Надежда | 22.11.20 15:46 |
Дорогой Володя, ты взялся за художественное написание мировоззренческого портрета Времени. Мне кажется, что это одна из самых глубоких, но пока непосильных задач для нашего, не готового к осмыслению этих задач, Периоду.Но уже то, что думающий читатель найдёт в твоей "Великорецкой купели" материал и для осмысления своего собственного опыта, и для согласия, и для протеста, и для восхищения художественностью многих литературных приёмов(чего стоят пересказы-подстрочники Катиных текстов, лишённые длинноты знаков прямой речи!!! И этот образ "Дуба с полатями"... Все твои , так восхищающие меня "документальные записки", кот. исчезли с сайта "Р.П.", вошли своей национальной сутью в эту повесть. кот. стать в будущем или развёрнутым романом, где будет место для более точных философских и исторических акцентов или в философск0-религиозный трактат"СЛОВО о РУССКОМ НАРОДЕ". Все претензии, кот. я ,или любой читатель, мы могли бы предъявить тебе , отступают перед мужеством Замысла и его Реализацией русским писателем Владимиром Крупиным. Я не литературный критик, но мне кажется, что это -- самая главная удача
тебя как современного русского писателя. Кому много дано, с того много и спрашивается. Но есть времена и ВРЕМЕНА. Ты замахнулся на ВРЕМЕНА! С чем и поздравляю! Бог в помощь! Надежда Мирошниченко |
Петр Бойченко | 14.11.20 19:51 |
Я, наверно, почти ровесник героя повести. У нас ближайший храм был в 12 километрах, в райцентре. Да и не храм, а уцелевшая от бывшего большого храмового комплекса большая часовня вблизи кладбища. И моя мать после войны, а потом и в послехрущевские времена "хотя бы разочек в сколько-то дней" ходила туда причаститься. А вместе с отцом "под ручку" она туда ходила на Пасху, в Рождество и в другие большие дни. И иконы висели почти в каждом доме. И не было на моих набожных родителей гонений даже при Хрущеве, хотя мою мать председатель иначе, чем "Богомолкою" не называл. Потому что, если надо было ему в райцент ехать, он её, пешую, подбирал на своем "газике" и спрашивал: "опять ты на свое богомольё?" "Спасибочки, век буду молиться за вас!" - отвечала мать. А потом дома нам с восхищением персказывала свой разговор с самим председателем при всем том, что летом он, если мимо проезжал, заходил иногда к нам, чтобы угоститься нашим свекольным "колючим квасом", который у моей матери получался, как он говаривал, "почти шампанским", хотя в ту пору о шампанском мы даже не слышали.
Я помню, как в наш престольный праздник - на Ттроицу - к нам приходили люди гостевать из соседних сел, а мы ходили к родственникам в соседние села в их престольные праздники. А престольными у нас назывались праздники по наименованию неуцелевших сельских храмов, поэтому у каждого села был свойпраздник. "Борьба с религией" велась, но устраиванием на Троицу "праздника русской березки", а на Пасху и только для школьников "трудового воскресника". Хотя мы, школьники, и колядовали под окнами в день "колядок", и рано утром в на старый Новый год ходили по избам "засевать". Заходили небольшими стайками во все дома на своей улице, кидали зерна в красный угол под лампадку и клянчили гостинцы уверенными голосами: "Сею, сею, посеваю овсом, пшеницей, рожью, милостью Божью! На крутой творожок пастуху на пирожок!". - уже и не вспомню все эти эту речевки наши, но помню, что конфеты, пряники и пироги с фасолью и мёдом в карманы не помещались, и потому мы запасались самосшитыми матерчатыми сумками. Так что повесть известного писателя я читал с недоумением. И восхитился только заключительной сценой, когда люди во время крестного хода обошлись бех запрещенного парома. Это действительно похоже на правду. Потому что соответсвует характеру простого русского человека с его стихийными прозрениями в самом главном и сущностном. Когда Пушкин говорил о русском бунте как о бессмысленном и беспощадном, то под "бессмысленными" подразумевал великий поэт только те бунты, у которых не было таких вождей, как Минин и Пожарский. А разве ополчение нижегородское не было истинным народным бунтом против продажных бояр и ляхов, которым эти бояре продались? И разве нынешние бояре не продались? Мне кажется, русские писатели должны более фундаментально и не в политической, а в духовной плоскости понимать всю свою отечествнную, в том числе советскую, историю. Уж через какие страдания прошел советский философ Лосев, но я бы больше доверился такому, как он, герою советского времени, а не герою этой повести... |
Григорий Блехман | 14.11.20 16:39 |
Согласен с Виктором Брагиным.
Это от Бога. Что до самой повести - в ней о том, что, к огромному сожалению, всё больше убывает из нашей жизни: о той корневой системе, которая дала русскому народу невиданную в мире стойкость и способность возрождаться из, казалось бы, таких разрушений и потрясений, из каких возрождение для других народов немыслимо. Спасибо тебе, Николаич, что и на этот раз написал о главном. |
Виктор Брагин | 13.11.20 23:21 |
Очень приятно читать. И полезно: наглядно очевидно, что писателем надо родиться. Научиться нельзя. Никакой Литературный институт не поможет - хоть ты тресни. Крупин - мастер. |