Евгений ЮШИН 22.11.20 08:45
Немало памятных страниц в творчестве Михаила Петровича посвящено родной Рязанщине, мещерскому Спас-Клепиковскому краю. Это воспоминания о предвоенных годах учёбы в Екшурской средней школе, о начале творческого пути, о сотрудничестве с районной Спас-Клепиковской газетой «Колхозная постройка», где печатались ещё в школьные годы, с 1939 г., его первые рассказы.
И вот уже год, как благодарные земляки открыли в Екшуре Дом культуры имени М.П.Лобанова.
Маргарита Каранова 21.11.20 21:11
Уместно упомянуть очерк о М.П. Лобанове в книге Н.И. Дорошенко "Россия: избранные имена" (2019 г.)., в котором М.П. представлен как мыслитель, гражданин, мужественная личность. Николай Иванович напоминает о грандиозной по своему значению и прозорливости статье Лобанова "Просвещенное мещанство" (1968 г.), по тем временам показавшуюся революционной, предвзятой, вызывающей... И это странно: процесс "духовного вырождения" образованного человека в 1960-е годы был весьма заметен, однако не все могли или хотели его признавать.
Владимир Плотников 20.11.20 23:24
Добавка-пояснение

Просьба не путать Владимира Геннадьевича Соловьева (р. 1964, журналиста ГТРК в Югославии/Сербии (2-я половина 1990-х) и в период обеих Чеченских войн, Председателя СЖР с 2017 года) с Владимиром Рудольфовичем Соловьевым (р. 1963, ведущим программ «Москва. Кремль. Путин» и «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым»).
Владимир Плотников 20.11.20 14:54
Как и его учитель, Андрей Тимофеев деликатно ненавязчив в своих предпочтениях и симпатиях, но его ненавязчивость тонко-художественно улавливается при сравнении стиля М.П. Лобанова и М.М. Бахтина.

Вот просто приведенная выборка терминизмов Бахтина из предыдущей статьи Тимофеева «Лобанов и Бахтин: несостоявшийся диалог»: «глубокое недоверие ко всякой вненаходимости», «имманентизация бога», «разложение всех устойчивых трансгредиентных форм». Они никак не оценены, просто построены в рядок.

А далее выставляется вот эта наставническая работа Лобанова, и невольно сравниваешь те короткие две строки из Михаила Михайловича со всем строем речи Михаила Петровича. Лобанов выстраивает свой разбор, точнее разговор по душам не дидактически, хоть и литературно, и красноречиво, но без всяких модных наворотов и обидных акцентов.

Что и вызвало оправданную реакцию Ирины Кузьменковой: «Конечно же, эта статья должна быть обязательной для наших педагогов, поскольку она не заумно, а вполне доступно объясняет необъяснимое: чем художественные произведения отличаются от так называемой массовой литературы».
И, действительно, читая такой текст, понимаешь: умнейший человек и разносторонний энциклопедист говорит о сложнейших, пусть и очевидных после его пояснений, вещах, походу внятно толкуя и понятно растолковывая их для всех! И для начинающего литератора-семинариста, и для зрелого мастера, и для любого (простого и «простого») читателя.

Чему свидетельством и знаковое признание Василия Воронова («Его замечания и советы деликатны, ненавязчивы, уважительны к авторам. Его принцип: лучше перехвалить. Это школа, это академия»), и точное примечание Григория Блехмана: «работы Михаила Петровича Лобанова давно уже стали и учебным пособием, и даже энциклопедией знаний как для писателей самого широкого возрастного диапазона и степени литературного мастерства, так и для педагогов-литераторов».

Тогда как Бахтин зачастую - скорее, все-таки для подготовленных лингвистов и, особенно (отчего-то!), западной «масти». Ну, или, на худой конец, для спесиво-токующих эстетов-ведущих «интеллектуальных» ток-шоу на «культурных» каналах радио и ТВ, где надлежит не говорить, а «дискурсировать» с максимальным латино-англицистичным перевесом над русским лапотным говором. Примерно так: «Выдержанный в артхаусном рассоле, опус был отмечен за лужицу «аллюзий и реминисценций, запасных планов, множественных и не очень ясных толкований, скрытых символов и беглых подтекстов, поливариантность концовок, матричную темперированность и даже некий когнитивный проект с самодостаточным коридором аксиоматичности»».
Вот тогда ты культурный человек.

Знаю массу дипломированных филологов и журналистов, которые, закатив глаза, вдохновенно несут сию «purgu» на лекциях и с экранов, при этом постоянно ссылаясь на Бахтина в том самом «имманентно-трансгредиентном рассоле». Наверное, чтоб никто не понял, кроме их самих – говорунов, зато слушатели и зрители при этом чувствовали себя, как в приведенной Лобановым толстовской «Рубке леса»:

«Особенно он любил слова «происходит» и «продолжать», и когда, бывало, скажет «происходит» и «продолжать», то уж я вперед знаю, что из всего последующего я не пойму ничего. Солдаты же, напротив, сколько я мог заметить, любили слушать его «происходит» и подозревали в нем глубокий смысл, хотя так же, как и я, не понимали ни слова. Но непонимание это они относили только к своей глупости, и тем более уважали Федора Максимыча».

Однако Кожинов и Лобанов для всех этих «карнавально-смеховых бахтианцев» - «так, некие заскорузлые критики, кажется, времен Совдепии».

Возможно, есть такие «гуру», увы, и среди бывших посетителей семинаров Михаила Петровича Лобанова. Что, собственно, и объясняет горькое недоумение Петра Бойченко («Я даже не знаю, что произошло с писателями за эти годы и почему они о Лобанове здесь даже не вспомнили благодарным словом») и, особенно, Надежды Мирошниченко: «Я думала, что будут десятки откликов, хотя бы в знак благодарности от его студентов. Или оппозиционных мнений: мол, так сейчас не пишут...».
Может, и хорошо, что не откликаются, не вспоминают, не пишут. Молчание (тем более умолчание и замалчивание) красноречивей слов.
А вторая причина «тишины», скорее всего, еще банальней: многие отвыкли читать умные статьи, тем более такого объема. Куда проще обозначиться над парой абзацев или куплетом. Что, конечно, печально.

А вот только сейчас «Президент подписал указ «О совершенствовании государственного управления в сфере цифрового развития, связи и массовых коммуникаций», — говорится на сайте Кремля.
«Как отмечается в документе, опубликованном на сайте президента, такое решение приняли для оптимизации полномочий федеральных органов исполнительной власти и численности госслужащих, а также совершенствования госуправления в сфере связи и массовых коммуникаций.
Правопреемником Роспечати и Россвязи назначили Министерство цифрового развития: ведомству перейдут их функции, а также обязательства, возникшие после исполнения судебных решений. Сотрудники ликвидированных агентств смогут продолжить работу в Минцифры.

"Задача Минцифры сделать так, чтобы процесс упразднения агентств, который займет какое-то время, прошел "бесшовно" и не вызвал проблем в реализации текущих задач. <...> Вливание агентств позволит более эффективно и рационально использовать имеющиеся ресурсы без ущерба количеству и качеству реализуемых задач. Все полномочия и функционал плавно и поэтапно перейдут в министерство", — подчеркнули в ведомстве.

И тотчас же…
В СЖР выразили надежду на поддержку прессы и после закрытия Роспечати:
Москва. 20 ноября. INTERFAX.RU - Союз журналистов России надеется, что упразднение Роспечати не приведет к сокращению объема субсидий для печатных СМИ, заявил "Интерфаксу" в пятницу председатель СЖР Владимир Соловьев.
"Среди прочих функций агентство занималось и распределением субсидий для печатных СМИ. Причем я тоже участвовал в этой комиссии несколько лет, это были огромные объемы, каждый год около 0,5 млрд рублей распределялось, и эти деньги получали более 700 различных печатных СМИ, многие из которых на национальных языках. (...) Я очень надеюсь, что все-таки эта функция сохранится теперь уже в составе Минцифры, потому что иначе это может нанести урон национальной информационной безопасности", - сказал Соловьев.

В целом же, по его словам, медиаотрасль за годы работы научилась саморегулированию. "В целом, понятно, что отрасль, как работала, так и продолжит работать. Медиаотрасль в значительной степени сейчас саморегулируется, и все уже как-то, в общем, привыкли работать даже в этих тяжелых условиях пандемии, но, конечно, та помощь, которая была и помощь в разъяснениях о том, как ею воспользоваться, она очень важна", - сказал Соловьев.

По его словам, важно, чтобы профессионалы, которые есть в Роспечати и которые все годы работы агентства помогали СМИ, продолжили свою важную работу в составе Минцифры.
В пресс-службе Минцифры в свою очередь отметили, что сотрудники Роспечати и Россвязи смогут продолжить работу в министерстве цифрового развития и связи, слияние агентств и министерства займет какое-то время, но должно пройти "бесшовно".

Ну вот, и дождались.

Цифра победила и слово, и связь, несмотря на все услуги и старания «акул пера»…

«Цифровизация, о которой говорили м…ки, совершилась»…

Ликуйте, Греф и Гейтс...
Надежда 19.11.20 01:49
Скорее всего я присоединюсь к мнению Петра Бойченко.Всего 4 года нет с нами Михаила Петровича Лобанова. Я думала, что будут десятки откликов, хотя бы в знак благодарности от его студентов. Или оппозиционных мнений: мол, так сейчас не пишут...Но нет...А ведь Михаил Петрович Лобанов в литературном мире был одной из самых ярких творческих личностей второй половины 20 века и первого десятилетия века ХХI ! Воистину, коротка ты земная слава! А, может, потому и коротка, что неудобный он был человек, этот Михаил Лобанов! И мнение всегда своё, и не промолчит вовремя. И много ещё всяких неудобных "и". И спасибо Василию Воронову, что он помнит, что такое Учитель. А мы видим, что талантливые ученики таких Учителей сами вырастают в Классиков русской литературы. Светлая память и царствие Небесное.р.Б Михаилу! Надежда Мирошниченко
Григорий Блехман 18.11.20 17:38
К сказанному Василием Афанасьевичем Вороновым могу лишь добавить, что работы Михаила Петровича Лобанова давно уже стали и учебным пособием, и даже энциклопедией знаний как для писателей самого широкого возрастного диапазона и степени литературного мастерства, так и для педагогов-литераторов.
Это, действительно, кладезь знаний того, что есть хорошо и, что плохо в тексте художественной литературы.
Василий Воронов 18.11.20 17:24
Ремесло замечательного теоретика и практика литературного творчества Михаила Лобанова сродни ремеслу практикующего хирурга старой школы. Он слышит и понимает организм целиком, видит взаимодействие всех органов. Читая произведение, ставит ясный аргументированный диагноз.Его замечания и советы деликатны,ненавязчивы, уважительны к авторам. Его принцип: лучше перехвалить. Это школа, это академия. Я знал Михаила Петровича, слышал его голос. Он был рецензентом моего диплома в Литинституте. Кланяюсь Учителю.
Екатерина Пионт 18.11.20 14:43

Статьи Михаила Петровича Лобанова требуют глубокой вдумчивости и времени, это - Живое слово мастера!
Спасибо большое Андрею.
Петрт Бойченко 18.11.20 14:22
Я даже не знаю, что произошло с писателями за эти годы и почему они о Лобанове здесь даже не вспомнили благодарным словом..........
Виктор Брагин 18.11.20 12:08
Статья Лобанова очень актуальна. Её должен прочитать и продумать каждый прозаик.
Ирина Кузьменкова 17.11.20 21:10
Даже и не дочитав великолепную статью Андрея Тимофеева, не утерпела, и принялась читать Михаила Петровича Лобанова. Скажу честно, я оказалась из тех, кто Лобанова cтал читать в постсоветский период и до сих пор видел в выдающемся литературном критике скорее идеолога, чем тонкого знатока литературного мастерства.
Конечно же, эта статья должна быть обязательной для наших педагогов, поскольку она не заумно, а вполне доступно объясняет необъяснимое: чем художественные произведения отличаются от так называемой массовой литературы.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА