Андрей Антонов 26.11.20 23:54
Спасибо Сергею Юрьевичу за интересную статью. Деятельность Суворова-полководца - пример для литераторов-патриотов, коллегой которых мог стать Александр Васильевич. Но он нашёл своё место в жизни.
Некоторая ремарка. В 1772 году и последующих годах были не разделы Польши, а разделы именно Речи Посполитой, федеративного государства, созданного в результате Люблинской унии 1569 года Польским королевством и Великим княжеством Литовским, Русским и Жемайтским ( это полное название страны). Государственным языком Княжества был русский язык того времени. А по своим размерам и значению оно превосходило, на мой взгляд, Польшу. Хотя в силу ряда причин польская шлаяхта, католики получили в Речи Посполитой значительное преимущество. Что привело к фактическому унижению русского населения, русинов. В результате разделов Речи Посполитой западнорусские земли воссоедились с матушкой-Россией.
В русской историографии 19 века Княжество называлось Литовско-Русским государством. А название Литва могло произойти от названия территории древнеславянского племени лютичей, Лютва. Лютва - Литва. Самоназвание лютичей - вильцы или велеты. Отсуда, полагаю, название русского города Вильно (ныне Вильнюс), рек Вилия и Вильня, на которых стоит город. А, возможно, и немецкое слово вельт (Welt), что означает - мир (мiр, окружающее нас пространство).
Так что, коллеги, не будем приподнимать Польшу. Всяк сверчок, знай свой шесток.
Маргарита Каранова 26.11.20 20:04
В содержательной статье Сергея Порохова ценно и напоминание о том, что Суворов «мог бы быть писателем, если б не стал полководцем», - наш гений сам говорил об этом. В 1986 г. в изд. «Наука» вышли «Письма» Суворова, восхитившие, думаю, не только меня богатством и необыкновенной красотой языка, краткостью, точностью, афористичностью. Какие бриллианты русской речи щедро рассыпаны по всем страницам этих писем! Наугад открываешь:
«…ваш пространный рассудок да победит тлетворные препоны. Завоюйте горные части Италии к Зюйду; острастите сим французов…» (с.342).
Или, из письма Потемкину: «Вы начальник начальников… Добродетель всегда гонима, покровительство ближе всех к Вам. Вы вечны, вы кратки, в него я себя поручаю с глубочайшим почтением» (с.170).
"Следовало бы старосту и весь мир оштрафовать за то, что допустили они Михайлу Иванова дожить до одной коровы" (с.108).
Стихи в прозе…

Валентина Ефимовская 26.11.20 13:01
Уважаемый Сергей, хорошо, что в своем дополнении к статье в связи с именем Суворова Вы упоминаете о разделах Польши, которые поныне, у не знающих историю европейцев, да и у других, вызывают критическую реакцию. Думаю, будет уместным дополнением к Вашей обстоятельной и разноплановой статье цитата из книги богослова, историка, педагога, митрополита Константина (Горянова) «Апокалипсисы революций» (//Поступайте осторожно… потому что дни лукавы (Ефес. 5: 15-16. Брестская уния 1596 г. как церковно-политический плод унионального богословия, ее наследие и наследники. Изд. Дом «Родная Ладога». СПб., 2018 г., С. 33), поясняющая объективно-политические и религиозные причины разделов Польши. Это нужное знание.
«Религиозная ненависть имеет и имела на протяжении веков трагические последствия. В XVIII в. православный народ в Беларуси и на правобережной Украине, оставшийся в пределах Речи Посполитой, терпел неслыханные страдания. Католическое духовенство вынудило правительство Польши на ужесточение мер против православных подданных. Было запрещено строительство новых церквей, для рукоположения православных священников требовалось соизволение короля. Ксендзы натравливали католическую шляхту на православных. Православных священников часто били плетьми, сажали в тюрьмы, травили собаками, отрубали пальцы саблями. Сжигали святые обители, грабили или для оскорбления религиозных чувств православных верующих их храмы продавали арендаторам-евреям, которые взимали плату за то, что открывали храм для богослужения.
Святитель Георгий (Конисский) так описывал жизнь православных в Польше: «Духовные и сильные мирской властию гоняли православный народ, как овец, в костёл или униатский храм. Во время самого чтения Евангелия входил в храм приказчик, бил народ плетью и гнал его, как скот из хлева... Детей били розгами перед глазами матерей, матерей — перед глазами детей... На моих глазах несколько раз секли девицу сперва розгами, потом шиповником, чтобы отреклась от веры — и не отреклась. Женщину с грудным младенцем полгода держали в тюрьме, младенца она лишилась там же, а муж бит и замучен особо; ей самой жгли пальцы, чтобы отреклась от нашей веры — и не отреклась. Другая закована была в кузницу (железный ошейник) и удавлена» ( Цыпин В., протоиерей. История Русской Православной Церкви. Синодальный период. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2012. С. 93.). Жутким гонениям подвергались православные архипастыри.
В своих гонениях на православных католики и униаты зашли так далеко, что пришлось вмешиваться русским властям. Это было сделать легче, когда на польский престол взошёл король Станислав Понятовский, который искал дружбы с Россией и хотел дружить с Екатериной II. Шляхта вошла в конфронтацию с королём и развязала настоящий террор против православных на Украине. Убивали женщин, детей, стариков, мучили священников и монахов. Надо отметить, что в Польше дискриминации и преследованиям подвергались и протестанты. Поэтому ноты протеста последовали не только от государства Российского, но и от Английского, Прусского, Шведского и Датского. В таких обстоятельствах прусское правительство предложило разделить территорию Польши, и в 1772 г.произошёл первый раздел Польши. Россия получила восточную часть Белоруссии с Могилёвом и Витебском. На отошедших к России территориях униаты массами возвращались сами в Православие.
Но притеснения православных в Польше не прекращались. Многие священники были вынуждены бежать в Россию. В самой Польше начались междоусобные смуты, образовалась антироссийская Торговицкая конфедерация. В ответ на это Екатерина опять послала войска в Польшу, а с запада двинулась прусская армия. 3 июля 1793 г. гродненский сейм принял требования России и Пруссии, состоялся второй раздел Речи Посполитой. По нему к России отошли исконно русские земли — Минская область, половина Волыни, Подолье. Тогда же была учреждена отдельная Минская епархия. Через полгода в Польше вспыхнул новый мятеж. Было совершено нападение на русский гарнизон, погибло более 2000 русских солдат. Бунт был подавлен войсками А. В. Суворова. Вслед за взятием Варшавы последовал третий раздел Польши. К России отошла Литва с городом Вильно, Гродненская область и Курляндия. Ни пяди исконно польских земель Россия не взяла — они были присоединены к Австрии и Пруссии. На возвращённых территориях более 2300 униатских приходов с более чем миллионом прихожан воссоединились с Православной Церковью. <…>
Приведу пример из истории нашей страны. Князь Константин Константинович Острожский (1526–1608) на деле ревностно защищал Православие и во время униатского собора, и после него. Однако два его старших сына стали «полноценными» католиками (не униатами), а его младший сын не захотел стать «полноценным» католиком и был отравлен. В 1636 г. старшие сыновья с внучкой Анной Алоизией выкопали кости отца, омыли их и перекрестили с чтением Символа Веры с Filioque».
Елена Осминкина 26.11.20 12:08
Дух воинства, офицерской взаимовыручки, преданности долгу всегда царили в моей семье, а потому с особым интересом прочла вашу статью, Сергей.
Суворов так известен и любим в народе, что, казалось бы, нечего добавить к сложившемуся образу. Но у вас это получилось! Кстати, в Крыму, под Белогорском (Карасубазар) до сих пор растет 18-метровый памятник живой природы - Суворовский дуб. В 1776 году здесь располагался лагерь А. Суворова, воины которого заставили отступить многочисленных турок.

Вам расскажет житель каждый,
где Суворова был штаб.
Может быть, под старым дубом
сбор играли звонко трубы,
созывая на местА,
чтобы турок гнать отважно.

Спасибо, что отметили важную дату интересным, подробным материалом.
Михаил Попов (Архангельск) 24.11.20 22:17
Вот эту статью - да в хрестоматию для старших классов! Достой есть!
Спасибо, товарищ полковник!
Григорий Блехман 24.11.20 22:02
Прекрасно написано. Так же лаконично, как по воспоминананиям современников говорил наш великий полководец и личность многогранного дарования.
Очень ценно, что Сергей Прохоров привёл здесь крылатые фразы Суворова, которые ушли в народ и давно уже воспринимаются людьми, как пословицы и поговорки.
Это, как и ратные подвиги Александра Васильевича, дорогого стоит.
Спасибо, Сергей.
Валентина Ефимовская 24.11.20 19:40
Спасибо Сергею Порохову за вдохновенную статью. О великих подвигах Суворова, слава Богу, в России не забывают. Хорошо бы знали о его великой вере.

***
Священны слёзы о героях, —
их, русских, — как на небе звёзд.
По-невски вьюга в Альпах воет,
на высоте родней мороз.
По небу, прямо через горы,
сквозь облака, туда, вперёд,
к победе! - совершил Суворов
его прославивший поход.
Зияла рядом с ним пучина,
и все ж он доказал глупцам,
что промыслительна для сына
любовь небесного Отца;
то, что казалось не под силу,
смог с Богом одолеть отряд…
Чего же только за Россию
её герои не творят! —
Парят над кручами орлами,
штурмуют грудью Измаил
и над врагом Победы Знамя
вздымают из последних сил.
Но сила новая даётся
в бою, как будто Кто помог!?
Сердечным просьбам полководца
не отказал ни разу Бог.
Суворов всей душой молился
в седле, во храме, молча, вслух,
и по молитвам становился
прочнее русский ратный дух.
За Родину солдаты в дело
шли — грудь вперёд, чеканя шаг.
Выигрывает бой не тело —
неустрашимая душа.
Любим солдатами-сынами,
отец-князь битв не проиграл.
Кто переможет нас, коль с нами
Бог — безначальный Генерал!
Его неизреченной волей
науку побеждать постиг,
смирясь со смертью, кровью, болью,
Суворов — наш Архистратиг.
Ему — свет Вечной славы, павшим —
в краю родимом благовест.
Погибших, но не проигравших,
в России, — как на небе звезд.

Сергей Порохов 24.11.20 10:23
Гравюра с изображением Суворова рядом с его словами смотрелась бы уместнее. "Если б я не был полководцем, то был бы писателем" Это слова не об авторе статьи, а о Суворове.
Балакаев Цецен Алексеевич 24.11.20 10:22
Прекрасная статья чудесного содержания. Порохов даром порох не тратит.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА