Валентина Ефимовская 1.12.20 00:48
Дорогая Надежда, ты как всегда блистательна в своей выразительности, искренности, мудрости. Спасибо за такой взволнованный комментарий, равный самостоятельной статье. Есть над чем подумать. Тему обсуждаемой статьи из литературно-нравственной плоскости ты выводишь на геополитический уровень. Так и должны функционировать произведения: искать отклик, расширяться в пространстве встречного мировоззрения, обогащаться читательской сопричастностью.
Надежда 30.11.20 18:45
Пожалуй, один из самых труднопонимаемых и так же трудно принимаемых авторов на нашем сайте, и один, в то же время, из самых глубоких и самобытных, мой большой друг-- Валентина Ефимовская.Никак не думала, что случится, в конце концов , такая тема на сайте в её исполнении, что мне удастся подумать вслух, за что я так люблю и читать, и думать над её лучшими стихами и публикациями. Как ни странно, это случилось сейчас, при чтении размышлений Валентины о поэзии Станислава Думина. Сейчас, в мясорубке и скороварке сегодняшнего дня, где, казалось бы, всё перемешано и перемолото, и от традиционного, (экспериментального, но взявшего многое из дореволюционной России) пути развития нашего государства советского периода почти ничего не осталось, совершенно неожиданно в голову приходят мысли, которых прежде и зародиться-то не могло.
Мы ещё все включены в перезревшие, но до сих пор не нашедшие ответа вопросы и главный из них:" Что лучше: Российская империя или СССР"( не понимая, что повторение СССР исторически невозможно при отсутствии сегодня тех ресурсов, которые были израсходованы на его реализацию, и исследовании всех причин и издержек этого проекта)?! А на нас уже навалилась всем своим весом туша нового" Медного всадника". И под отвлекающей сенью своего раба КОВИДА, (прям-таки королевское , какое-то английское литературное прочтение имени Слуги более, чем двух Господ) Цифра вступила в свои владения. И её мало волнует, что по ЕЁ поводу думаем мы. Так вот, в моём фантасмагорическом предположении я переношусь в воображении лет на 20-30 вперёд, когда все перейдут на онлайн и электронную Карту. А также на электронную, скорее всего, максимально купированную книгу. И только рудимент исчезающих эпох- библиотеки Бумажной Книги останутся странным воспоминанием об ушедших веках. Но ведь мы начинаем любить потерянное, когда его уже не вернуть. И вот тогда самые высоколобые и, скорее всего, как всегда, традиционно малооплачиваемые, кинутся в эти библиотеки и начнут читать всё несправедливо непрочитанное вовремя, главное из главного же, но пропущенного. Например, книги и стихи писателей и поэтов, названные в своём, тоже думаю не всеми внимательно прочитанном, материале Николая Дорошенко. И когда схлынет эмоция ускользающей надежды и очередного пропущенного момента Возрождения, читатели со спокойной печалью увидят, сколько было глубокого и предсказательного в работах поэта и литературного критика, и, с осторожностью перед мужчинами произношу это слово, философа Валентины Ефимовской. Это в нашем социалистическом ХХ веке, подло ниспровергнутом в капиталистический ХХI, слово элита было сначала просто неприемлемо, а потом скатилось, благодаря тем, кого мы предполагали этой элитой считать,до масштаба "элитки" и то, в кавычках.А в нормальные периоды во всём человечестве существовали социальные группы в обществе, как правило материально хорошо обеспеченные, но и наделённые высокой ответственностью перед своими народами: если уж ты выбран в носителя Идеи и хранителя Смыслов, то и помни, что на тебя равняются ,и ВСЁ видят,и как ты справляешься со своим особенным положением в обществе тоже. Конечно, всегда были ИЗГОИ. Они, как бы тестировали эту часть общества. И если их протест был справедлив, на следующем этапе развития этого же общества их идеи учитывались. Конечно, были и институты, которые помогали всему обществу придерживаться общих правил. На всём пути развития Государства Российского (не зря же даже в обыденном сознании она всегда существовала. как Русь православная) таким институтом была Русская Православная Апостольская Церковь. И что интересно, когда Церковь ослабевала, народ ставил её представителей на место, как бы говоря:"Ты нас учила по-другому. Давай, возвращайся." А когда ослабевал народ, пламенные проповедники всех времён, духовная опора России, говорили нашему народу:"Ты испортился.Ты был лучше. У тебя есть СОВЕСТЬ. У неё есть точные ориентиры.Не отступай от неё. Покайся."На каком-то этапе эту роль взяла на себя Коммунистическая партия. Но, оставив в институте воспитания нации только материалистическую идею, хватившую для катастрофических моментов в жизни государства и народа, она не справилась с сытым периодном в жизни государства: народ заскучал. Он привык смотреть на Небо. Тут тебе ещё и коммунизм не случился в 80-х. А на земле было много, чего более вкусного, чем у него на столе. И наш народ- Богатырь и Подвижник-- со своей надёжной, но всё-таки какой-то очень простенькой Русской печи научился потихоньку завидовать этому незнакомому и яркому образу жизни, который тоже оказался не совсем таким, как поначалу виделось. Да и не было для него, народа этого, ни на кого непохожего, прописано в планах Хозяев Ковида и Медных всадников такой же, как у них, красивой жизни...И не думайте, что не об этом разговор во всех материалах Валентины Ефимовской. Прочтите, чтоб убедиться или опровергнуть. Валентина, мне показалось, что ты немного "занаучила" лексикой начало статьи.Но как профессионал ты права. Как всегда, прочла с большим интересом и, как всегда. с благодарностью.Потому что очень много глубокого. . Анализировать тут нечего. С такими Думами надо знакомиться и осмысливать их!
P.S. А твой "Севастополь", Николай Дорошенко прав- бессмертен! Но закончить хочу твоей цитатой из Станислава Думина:
"О,Господи Боже, а кто виноват,
глаза отводили мне, что ли,
когда на твоих ветряных --жернова
отборное время мололи?"
Низкий тебе поклон, дорогой друг! Бог в помощь нам всем в нашем колючем и пламенном Времени! Надежда Мирошниченко
P.S.И еще спасибо Наталье Егоровой и Елене Осминкиной за понимание важности статьи Валентины Ефимовской
Балакаев Цецен Алексеевич 27.11.20 01:54
Шедеврально.
Наталья Егорова 27.11.20 01:39
Валентине Ефимовской
Дорогая Валентина, я, конечно, совсем не богослов, и не знаю, права ли. Но икона Варнавы Гефсиманского у меня на столе стоит, а из того, что читала, если очень коротко - сложилось такое понимание: Царство Богом, а не людьми, восстановлено будет - потому что Царь и Царская семья совершенно добровольно принесли себя в Жертву ЗА РОССИЮ. Гражданская война все равно была - так что же, Жертва не была принята? Но ТАКАЯ ЖЕРТВА не может быть отвергнута! Мы за гибель царской семьи наказаны, покаяние наше - может сократить срок наказания, который уже подходит к концу, нечестие - может удлинить срок наказания. Но за Царство принесена Жертва, и восстановление Царства кроется в ЭТОЙ Жертвенной Чаше. Я свято верю, что Царство восстановлено будет. И Полнота Царства, видимо, тоже восстановится - для Бога все возможно - да ведь и Полнота Царства может быть достигнута только при Полноте Времен, как и в Небесное Царство может войти только Земное Царство. Именно поэтому Помазанник Божий появится в Конце Времен, и восстановлена этим будет не династия, а вся Полнота Святой Руси.
Валентина Ефимовская 26.11.20 21:02
Наталье Егоровой:
Наталья, своим комментарием Вы выходите на научно-богословское осмысление царской темы. Как говорил оптинский старец Варсонофий, «Мы любим царя, потому что любим Бога». «Царская власть – есть чудо» - утверждал трудно пришедший к Православию, измученный духовными поисками Василий Розанов. Россия – исконно царская страна, но Царство в полноте этого понятия, в традициях Святой Руси, не было достигнуто в Российской империи и погибло, так как была нарушена Божия заповедь «Не прикасайтесь к Помазанным Моим» (1 Пар. 16:22). А святой, обманутый богоборческими силами Царь Николай II пожертвовал собой, чтобы спасти свою любимую Россию от гражданской войны. Она могла бы помешать близкой победе в мировой войне. Та монархия – уже поучительная история, и чтобы восстановилось подобное государственное устройство, одного желания человеческого недостаточно. Повиновение Царю и поставленным им властям может стать искренним и быть понятным людям верующим, осознающим небесное происхождение царской власти, да и самой нашей России. Монархия, как власть богоданная, может явиться как божественный дар. А может и не явится. Уж очень много у нее сегодня противников, потому что в течение века российская история была искажена и скрыта. Сегодня мы понимаем, что фальсификация истории, чем яростно занимаются противники России, действительно, мощное оружие. И противостоять ему можно восстановлением исторической правды, в том числе и художественными средствами.
Наталья Егорова 26.11.20 19:37
Валентине Ефимовской
"Я, честно говоря, боялась, что из-за этой статьи меня опять станут уличать в особой симпатии к монархии", - а я, честно говоря, совершенно не подумала об этой проблеме. Для меня это мировоззрение - полная норма, а с учетом того, что в России будет восстановлено Царство, я бы не стала относить Монархию
к чему-то, отошедшему в историческое прошлое: Сейчас время покаяния после гибели Царской семьи, время искупления перед восстановлением Царства. Но если еще длятся покаяние и искупление - монархия есть, ее жизнь продолжается, только по-другому. И мне кажется, что Вы абсолютно правы - ведь русскость нельзя сводить к гниющим русским хатам, от вида которых у нас у всех сердца разрываются и от которых нам никуда не деться. Русскость - это Православие, это сильное государство, космические корабли, огромные заводы, доблесть воинов и, ценой великих подвигов и жертв - ослепительно-победоносная красота русской истории. А значит - и русской Монархии. О которой кто-то и в нашу смуту должен и думать, и писать. Станислав Думин - действительно хороший поэт, и дело делает, работая в архивах, архиважное. И об аристократизме - я с Вами согласна. Аристократизм - это не утонченная изнеженность, это готовность положить душу свою за други своя, способность к жертве, к подвигу и доблести воина. Аристократизм, более обиходная интеллигентность - это не сословные понятия, это живой плод Веры, то, какими людей делает прикосновение к Христу. Когда прикасаешься к святости, диву даешься, насколько святые душой своей интеллигентны, аристократичны, деликатны по отношению к другому человеку, готовы жертвовать собой, а ведь часто это совсем простые люди, не получившие образования, жизнь проводившие - в нищенстве и молитве. Но сейчас суть многих понятий забыта и извращена.
Валентина Ефимовская 26.11.20 12:10
Спасибо Наталии Егоровой. Своим откликом Вы, Наталия, сразу высоко подняла планку обсуждения. Ваше врожденное духовное видение бытия позволяет Вам не только создавать талантливые стихи, но и правильно оценивать и соединять историю и современность. Я, честно говоря, боялась, что из-за этой статьи меня опять станут уличать в особой симпатии к монархии. Сегодня монархия – понятие историческое, тот пример, то художественно-историческое средство, с помощью которого можно лучше понять прошлые и настоящие достижения и ошибки русского общества. Скажу откровенно, что все это написано из любви к Отечеству, за которое отдали жизни почти все мои предки, которые служили не власти, а Родине. Написано с почтением к тем людям, будь то аристократы или простые труженики, которые также в своих лучших качествах могут называться аристократами, которые обладали пониманием высокого предназначения человека, шли на жертвы во имя Родины, а значит, во имя ее народа. На основании стихов интересного поэта Станислава Думина, работающего в архивах Европы, знающего лично представителей русской эмиграции, выявляющего подлинную картину российской истории, мне хотелось показать ментальные смыслы, основы неизбывной любви к Отечеству. Наша Россия, находящаяся на поле брани во все времена своего существования, очень нуждается сегодня в этой нашей любви и понимании общей, должной объединять, а не разобщать истории. Только в этом понимании народ станет единой, монолитной, непобедимой нацией, которой не будут страшны ни внешние враги, ни внутренние.
Спасибо Елене Осминкиной за вдумчивое и неравнодушное прочтение материала. Ваши слова подтверждают мои мысли и чувства. Нельзя допускать разобщение народа историей и преходящими государственными формациями. Только вера и любовь неизбывны и спасительны.

Елена Осминкина 26.11.20 10:48
Написано масштабно в желании многое охватить, осознать на пути к истине, несмотря на то, что эта истина «всегда еще дальше». Ощущение того, что Валентина Ефимовская полностью погружена - чувствами и мыслями - в поэтический мир Станислава Думина с его жизненными ценностями и мировоззрением. Материал интересен глубоким изложением, искренним желанием приобщить читающую публику к осмыслению взглядов историка и писателя.
Наталья Егорова 26.11.20 00:18
В статьях Валентины Ефимовской традиция, на которой сознательно настаивает критик, постоянно соседствует с новаторством. Но и новаторство ее я тоже назвала бы традиционным, так как в основе постоянного поиска лежит стремление к универсальности и всеохватности знания. Привычные границы литературоведения тут постоянно раздвигаются вместе с рамками традиционного восприятия мира. И что перед нами – попытка познания Вселенной или разговор о поэтической книге – порой сказать трудно, но всегда речь идет о постижении универсальных законов бытия, равным образом правящих душой человека и внешним материальным миром, течением человеческой истории и движением огромных пластов физического времени. Это и есть ее путь к «Благословенному царству», «Небесному граду», способ постижения вечного.

 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА