Татьяна 14.04.21 17:36
С первых слов рассказ захватил меня и не отпускал до последнего многоточия. Эмоции зашкаливали, как у Вас, Андрей Васильевич, во вступлении: из небольшого ручейка перетекали в речушки, и, прорвав сдержанность, мощным потоком перехватили дыхание.
---------------
Влюбилась в Мишу Ытынгына! Какая речь, какой незатейливый язык, какая мудрость души! «С болезнью нельзя договориться. Она всегда обманет. Хитрая – предлагала отпустить меня, если я укажу ей на кого перейти. Говорила – хоть на самого плохого человека, хоть на врага своего укажи – и я уйду, не буду тебя мучить. Хитрая. Если бы я согласился, она ни только бы тело моё изломала, но и душу. Как жить потом с подлой душой?! Кем бы я стал? Росомахой вонючей? Болезнь хитрая, но глупая: когда тело болит – терпеть можно, когда душа болит – нельзя терпеть, пропадает человек… Я ей ноги свои отдал. Она с ними и ушла – думала, куда я без ног от неё денусь? Глупая. Она думает, человек без ног – не человек. А зачем мне больные ноги? – у меня олешки есть...
Когда это чужие люди моему народу хорошо делали?..
Мой народ очень маленький народ, скоро в семи чумах все поместимся. У нас уже почти ничего своего нет – только вот эти долины и горы, да немного оленей. Рыба в реках, зверь в тайге – в которой деревья падают от старости, а не от топора…
Когда-то нас было много – и были мы карагасы – чёрные гуси. Мы ни с кем не воевали, пасли оленей, охотились. Мы просто жили…
Пришли чужие люди и сказали – какие вы карагасы, какие гуси? Вы будете тофалары. Теперь мы тофалары. Тофы…
Если тайну знают двое – значит, её знают все»
--------------------
Лексика рассказа понятна, несмотря на некоторые геологические и охотничьи термины, легка, похожа на прохладные разноцветные камушки, отшлифованные живой водой:
«…рыхлый аллювий
… Пока тропил снег на лыжах…
… Каждая ветка, каждая иголочка посеребрены морозом.
… Закатное солнце сиренево подкрашивало удаляющиеся горы и чернило недалёкий лес. Воздух ощутимо остывал, и лёгкая, снежная взвесь мелкими, едва заметными крупинками-звёздочками сыпалась с неба.
… Снежная невесомая взвесь, опадая на лицо Кузнецова, сначала таяла, но вскоре белёсая вуаль укрыла ледяной корочкой его полностью…
------------
Ни одного слова, ни одного предложения в рассказе нет лишнего! Никаких словесных нагнетаний, а какая мощь! Вот она, сила слова!
Спорна суть рассказа. Жалко убитого геолога – он делал свою любимую работу, он посвятил ей всю жизнь. Золото нужно стране. Но нужны ли чужие люди в когда-то родном богатом краю вымирающего, если не вымершего, народа, люди укравшие самобытную жизнь карагасов?
Есть убийство, но нет тяжёлого послевкусия – только ощущение справедливости в мире.
Спасибо автору за рассказ, волнующий ум и душу! Спасибо «Российскому писателю» за такого автора!
Нина Бойко 22.03.21 08:37
Этот рассказ надо сделать легендой. Кстати сам стиль изложения – для легенды, это улавливается с первых же строк.
А если оставить рассказом, тогда возникают вопросы. Почему Андрей оказался один у водопада? Саяны –– серьезные горы, а если зимой, то особенно. Под снегом может быть впадина или болото, оступишься и не вылезешь. Сам автор пишет: «Подойти к водопаду можно только со стороны реки, что непросто – заболоченные участки так плотно забиты молодым березняком, что пройти к водопаду летом практически невозможно. Только зимой через крутую крупную осыпь».
Опять возникает вопрос: каким тогда образом ВЕСНОЙ, когда самая распутица, Андрей увидел золото? И почему сын Ытынгына, коль он знал о самородке, не вытащил его раньше, не выкинул?
Ну и опасения Ытынгына о том, что открытие золотоносных жил будет несчастьем для его племени:
«Когда-то нас было много /.../. Чужие люди забрали наше имя, потом наши долины, оленей – мы ушли в тайгу, в горы. Но чужие нас и здесь не оставили – они стали забирать себе в жёны наших девушек, а наши юноши стали брать в жёны женщин из чужих племён. Людей стало много, а народа моего почти не стало. Нас совсем мало – семь-восемь сотен».
Тут вопрос: что важнее? –– сохранение чистоты племени или тяга одного человека к другому, любовь, создание семьи.
В перестройку я жила в Грузии и очень хорошо помню, как грузинское телевидение надрывалось: «Не ассимилировать!» И начались издевательства над смешанными семьями, особенно над детьми, которые боялись признаться, что мать или отец у них не грузины.
В общем, легенда была бы уместней, а главное, понятней. Охотник нашел самородок и выкинул его, ибо золото –– это зло. Всеобщее зло, а не только для этого племени.
Наталья Радостева 18.03.21 00:57
Уважаемый Андрей, на ФБ не все понимают, что отзывы лучше оставлять на РП. Вот один из - на данную мной ссылку данного рассказа:
"Лідія Циганко
Наталья, спасибо за рассказ. Я ЭТО никогда не променяю на " наших" Андруховича и Забужко."
Наталья Радостева 18.03.21 00:50
Дорогая Маргарита Васильевна, я тоже была рада увидеть Ваш здесь (как иные) отзыв. Этот год для меня какой-то странный - мало что успеваю (даже потенциально для себя выгодного), в связи с чем много что на РП пропускаю. Но, помимо того, что моё любопытство побуждает меня заглядывать на темы с малым количеством отзывов (неистребимая склонность к справедливости), данный автор ещё до публикации в одном из журналов отзывался о стихах моей подборки, и мне не могло не быть интересно, профессионален ли его взгляд. Познакомившись благодаря данной публикации с его творчеством, порадовалась, убедившись - профессионален более чем; буду и далее читать...
Вот к Олькову по определённым причинам не могу заставить себя заглянуть... Слышала, неплохо пишет, но наверное так и не соберусь в этом или обратном убедиться. А сюда ещё вернусь - пообщаться с Ниной Бойко. Ибо уважаю, и хочу развеять её сомнения...
С уважением, ...
Андрей Растворцев 17.03.21 14:28
Сегодня я хочу поблагодарить от всей души и редакторов сайта Росписатель, за то, что разместили мой рассказ, и всех тех, кто оставил после прочтения рассказа свои отзывы о нём. Знаете, когда через несколько дней после размещения рассказа на сайте под ним не было ни одного отзыва - ни плохого, ни хорошего - я, честно скажу - расстроился. Ведь не последнюю роль в писательском деле имеет обратная связь - читатель-писатель. Ведь по большому счёту без читатели нет писателя. Не верьте тем, кто говорит, мол я пишу для себя и мнение читателей мне не важно. Важно! Именно мнение читателей даёт пишущему ощущение правильности выбранного пути, или не правильного, его это дело или лучше заняться чем-либо другим. Поэтому сегодня, после прочтения Ваших, дорогие мои читатели, отзывов, я счастлив! Очень! Спасибо Вам. что не пожалели добрых слов. Да и других тоже))) Спасибо Маргарите Карановой, Наталье Радостевой, Юрию Жекотову, Григорию Блехману, Екатерине Пионт, Нине Бойко, Николаю Олькову! Низкий Вам поклон от меня! Что ещё более радует, что отзывы оставили мастера литературного слова, мастера, чьи произведения я читаю и почитаю! Такие отзывы дорогого стоят. Спасибо! С теплом и уважением, Андрей Растворцев.
Николай Ольков 15.03.21 19:35
Завораживающая красота рассказа от глубокого знания и творческого осмысления автором вроде примитивной, но высокой философии Малого народа. И от потрясающих деталей, которые и делают прозу художественной.
"Снежная невесомая взвесь, опадая на лицо Кузнецова, сначала таяла, но вскоре белёсая вуаль укрыла ледяной корочкой его полностью…". Только одна, их там много.
Нина Бойко 15.03.21 17:53
Озадачил меня этот рассказ. Действительно малые народы на земном шаре почти исчезли, но ведь не в землю –– соединились с другими народами, стали иначе жить. А жизнь не остановишь, она идёт вперед и утверждает то, что вчера еще казалось катастрофой.

Андрей Александрович видит в будущем ––поселки золотодобытчиков, шоссейные дороги, ЛЭП, больницы, школы, техникумы. А Ытынгын говорит: «Реки перекопают, горы взорвут, тайгу вырубят-выпилят –– куда тофу идти?.. Придут чужие люди, и не станет больше карагасов. Все будут –– а карагасов не будет. Если кто и останется –– то ненадолго –– водка их убьёт».

Так может говорить только человек, никогда не видевший цивилизации, но ведь Ытынгын был наставником Андрея Кузнецова, когда тот прибыл в эти края после окончания горного института, и значит, имел опыт общения с людьми вне своего круга. Неужели он видел повальное пьянство у них? Неужели не заметил хороших качеств? Неужели все они, кроме Андрея, были распущенны и жестоки?

И почему Ытынгын говорит нехорошо о будущих работниках прииска? Он представляет прииск, как в царские годы, но современные прииски оснащены мощной техникой, оборудованием, лабораториями, а контроль настолько жёсток, что не вынесешь и крупинки золота. Развратиться золотом людям не с чего, живут как обычной –– ходят на работу, общаются компаниями, растят детей.
Убить человека, как это сделал сын Ытынгына для сохранения своего племени, это поступок дикаря.




Екатерина Пионт 15.03.21 15:43

Несмотря на то, что рассказ небольшой, Андрей Растворцев в нём обозначил огромную проблему, которая, думаю, пока неразрешима...

Три героя, каждый, кажется, прав по-своему. Напрасна и ужасна смерть геолога Андрея Кузнецова. Тяжела и так жизнь его верного друга Михаила, а теперь будет ещё безрадостней...

"Старый тофалар от рождения, да и от прожитого времени был тёмен лицом, но сейчас, казалось, почернел совсем. Сидел он обезноженный на нарте, смотрел на белое застывшее лицо старого друга и, раскачиваясь, тянул заунывную песню ыр"

"Не стреляем пока глаза в глаза со зверем не поглядим друг на друга"-
говорит старый охотник, мудрый охотник. Получается, что сын не следует
уже этому закону, если он с человеком так безжалостно обошёлся, не взглянув даже в его лицо.

Сын Ытынгына - мог бы податься в город, жить совсем другой жизнью, но он чувствует себя хранителем тайны предков... их традиций...
только новое время, видать, и на него наложило свой зловещий отпечаток.
Где здесь выход? Есть над чем подумать...

Андрей, Ваш рассказ, как северная природа, прозрачен и таинственен. Прост и сложен.
Григорий Блехман 14.03.21 21:55
Согласен с уважаемыми коллегами.
В этом немудрёном сюжете - такая глубина философии, какая может рождаться только в случае, если находишь верную шкалу внуренних ценностей.
Кроме того, рассказ Андрея Растворцева для меня хорош ещй и своей наполненностью абсолютно естествееного художественного звучания.
Читал, и будто слушал симфонию, на фоне которой проиходило действо и труд души каждого их персонажей.
Тот внутренний труд, что всегда является самым важным, поскольку, действительно, "чтоб в ступе воду не толочь, душа обязана тудиться и день и ночь, и день и ночь!"

Браво, Андрей.
Новых Вам сюжетов, потому что так написать мало кому подвластно.
Маргарита Каранова 14.03.21 18:34
Наташа! Я так ждала, когда же Вы появитесь в этих комментах! Уж думала, не случилось ли что... Так что я рада Вашему появлению как единомышленника, а также комментарию Юрия Жекотоова. А для меня автор этот - открытие, впервые увидела здесь, не сразу даже стала читать. А прочитав, была просто потрясена. И тоже внесу в свою папку "ИЗБРАННЫХ".
Юрий Жекотов 14.03.21 11:14
Пропитан правдой жизни, глубокой философией и живописными картинами Севера рассказ Андрея Растворцева "Ненужное золото". В нём на склонах Восточного Саяна, на земле Тофаларов, олений человек – Ытынгын и геолог-скиталец Андрей Кузнецов поднимают самые главные академические вопросы сегодняшнего дня и устройства будущего. Сомневается Кузнецов, но точно знает, в чём беда, в чём проблема сын народа Чёрных Гусей: "…когда тело болит – терпеть можно, когда душа болит – нельзя терпеть, пропадает человек". Хочется и мне присесть на нарты Ытынгына, поучиться у него, послушать праведные мысли, спросить что-нибудь важное. Возможно, найти единомышленника: "Придуманное богатство – золото – лишь туманит и коверкает человеческие мысли. Перелопачены сотни сопок, изуродованы русла многих речек и ручьёв, а вместе с ними лишены привычных гнездовий птицы, а нерестилищ – рыбы. Не приносит золото в целом счастья и стране, порождая иждивенческое мировоззрение – жить за счёт своих недр". "…ненужное это золото. Никому не нужное – ни чужим, ни его народу".
Так, где же спрятаны настоящие сокровища и богатства?
А, пожалуй, их нужно искать в мировоззрении народа Ытынгына, в удивительных рассказах-самородках Андрея Растворцева и в произведениях других авторов, опубликованных на сайте "Российского писателя".
Наталья Радостева 14.03.21 00:30
Потрясающий!, просто потрясающий рассказ! За какие мало лауреатства давать, по каким не только взрослому населению самообразовываться и размышлять - их место в школьных и вузовских программах. Цельный и ёмкий сюжет, профессиональный литературный язык и безупречная точность во всём - вплоть до говора и манеры общения (геолог машинально переключается на краткость и размеренность языка общения своего северного друга) не впервые встретившихся литературных героев разных национальностей и диктуемого Севером сдержанного темпа всего произносимого и в целом происходящего. Нет необходимости приложения хоть малейшего усилия, чтоб почувствовать себя зрителем представленной автором истории - настолько явно каждое из предложений рассказа включает воображение читателя. "Запаленные олени, с мордами в хрустком инее, сипло раздували мокрые ноздри." Не раз и не два видела тех "запаленных" оленей - и не представляю, как можно бы описать эту реалистичную картину художественно точнее. Немногословные диалоги построены ровно так и с таким расположением слов в высказываниях - как (сужу на основании опыта) происходят между случайными и коренными жителями тундры и тайги в реалии, и подобная точность была бы недостижима без глубоких знаний автора о жизни народов Севера, без чего невозможно бы было именно так правдиво передать тонкость национально-природного интеллекта мало эмоционального, но меткого донесения Михаилом Ытынгыным до Андрея Александровича своих логично-мудрых размышлений и истин. Что о болезни, что о наступивших и ожидаемых последствиях появления на землях коренных жителей нежданных-незваных пришлых и прочем... А самое замечательное, что и самого финала я не предугадала, и он оказался много интереснее, удивительнее, честнее, мудрее и многозначительнее мною предполагаемого. Данный рассказ настолько великолепно живописует природу, образ жизни, мыслей и рассуждений коренных северян, что несёт в себе более чем достаточную образовательную составляющую - прочитавшие его справедливо могут считать себя Севере познавшими. Без малейшего колебания записываю Андрея Васильевича Растворцева в свой пока небольшой (К. Зинаншин, Г. Блехман, Н. Дорошенко, А. Смышляев) список лучших авторов современности. От озвучивания своих мыслей по поводу малого количества отзывов лучше воздержусь...
С благодарностью за публикацию к редакторам РП и восторженным уважением к Автору, ...
Маргарита Каранова 12.03.21 18:02
А "философия" жизни - такая же, как на диком Западе времен Джека Лондона и Майн Рида.
Маргарита Каранова 12.03.21 17:58
Безумно интересный, мудрый рассказ. Другой мир, другие отношения с природой, с животными местного населения. То, что говорит карагас, чудо:
"Мы даже ловушки на зверя не ставим – зачем зверя обманывать?.. Мы зверя честно добываем – ружьём и собакой. Не стреляем пока глаза в глаза со зверем не поглядим друг на друга".
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА