Марина Редина 29.05.21 18:30
Людмила Григорьева, опять вы сделали для меня открытие. Не подозревала об этом стихотворении. Оно, конечно, энергичное, но, увы, скорее декларативное, чем конкретное. Сразу же залезла в интернет и наткнулась на публикацию в журнале "Дилетант". Оказывается Тютчев после смерти своей жены, чувствуя себя очень подавленным, обратился с письмом к Нессельроде, но уже в совершенно ином роде (извините за каламбур). Письмо исполнено нижайшего почтения и благодарности. Так что человеческие отношения возобладали над убеждениями. Но я-то совершенно о другом: мне интересны не общие формулировки пусть даже и великого поэта, а конкретика. Например, какого вероисповедания был Нессельроде? И почему вы именно его называете в числе проводников бунтарских идей, тогда как он (по крайней мере в тех источниках, которые мне пока удалось прочесть) числится именно как любитель и защитник покоя и стабильности. И особенно интересно, что за программу по уничтожению русских поэтов он неукоснительно выполнял?
Геннадий САЗОНОВ 29.05.21 17:59
Выражаю искреннюю благодарность Людмиле Григорьевне за данное исследование и вообще за приверженность теме о Константине Батюшкове. Согласен с её мнение о причине "тайной" болезни поэта, о том, что явление декабризма преподносилось однобоко.
Признания Батюшкова - это его личный выстраданный путь!
Что касается замечания Василия Ревзина, то, думаю, он напрасно укоряет автора в простоватости и тенденциозности. Как я понимаю, Людмила Григорьевна не ставила задачей писать "про тайные общества".
О них прекрасно написал Олег Платонов и другие русские исследователи, так что ими уже всё сказано.
Людмила Яцкевич 29.05.21 17:44
ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ, всегда с благодарностью чувствую Вашу поддержку, хотя теперь Вы живёте далеко от Вологды.
Здравствуйте, МАРИНА РЕДИНА! Благодарю за вдумчивое прочтение моей статьи и возникшие у Вас вопросы. На них в комментариях подробно не ответишь. Но на самые существенные из них можно найти ответ в стихотворении Ф.И. Тютчева
У Ф.И. Тютчева есть стихотворение, посвящённое государственному канцлеру графу Карлу Васильевичу Нессельроде:

Нет, карлик мой! трус беспримерный!.
Ты, как ни жмися, как ни трусь,
Своей душою маловерной
Не соблазнишь Святую Русь…
Иль, все святые упованья,
Все убежденья потребя,
Она от своего призванья
Вдруг отречется для тебя?..
Иль так ты дорог провиденью,
Так дружен с ним, так заодно,
Что, дорожа твоею ленью,
Вдруг остановится оно?..
Не верь в Святую Русь кто хочет,
Лишь верь она себе самой, —
И Бог победы не отсрочит
В угоду трусости людской.
То, что обещано судьбами
Уж в колыбели было ей,
Что ей завещано веками
И верой всех ее царей, —
То, что Олеговы дружины
Ходили добывать мечом,
То, что орел Екатерины
Уж прикрывал своим крылом, —
Венца и скиптра Византии
Вам не удастся нас лишить!
Всемирную судьбу России —
Нет, вам ее не запрудить!..

Татьяна Воронина 29.05.21 16:31
От администрации: Ваш комментарий не имеет отношения к данному материалу, что расценивается нами как неуважение к автору. Мы перенесли ваш комментарий к статье Василия Пушкина https://clck.ru/VAAME
Марина Редина 29.05.21 09:56
Хочу поблагодарить автора статьи - Людмилу Яцкевич - за то, что напомнила о поэте, которого я, к стыду своему, очень мало знаю. Вообще, данная статья для меня явилась, как это модно сейчас говорить, "драйвером" для дальнейшего погружения в мир истории и литературы. А то живешь, как во сне: все дни похожи и нет в них никакого смысла. А трагическая фигура Батюшкова заинтересовала чрезвычайно! Ну и конечно, его время, и люди, с которыми он взаимодействовал. Надо же, я до недавнего времени считала Нессельроде повинным в смерти двух великих русских поэтов: Пушкина и Лермонтова. Не так давно узнала, что гибель Грибоедова - дело его рук. А вот вчера вечером еще одна новость: Батюшков - тоже его жертва.
И больше всего меня поразило то, что в стране, потерявшей четырех (!) гениев по вине одного человека - нет серьезных исследований на тему, кто же такой Нессельроде, откуда взялся, почему так упорно и подло уничтожал русских поэтов, почему имел такую власть в России, стране, как я понимаю, ему чужой?

Также мне пока непонятно, почему Батюшков при всей его вере в бога и таких ясных и правильных убеждениях - все-таки не имел в жизни покоя.
Насколько я помню одно из последних его стихотворений о Мельхиседеке наполнено даже не грустью, а тяжелой душевной пустотой:

***
Ты знаешь, что изрек,
Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?
Рабом родится человек,
Рабом в могилу ляжет,
И смерть ему едва ли скажет,
Зачем он шел долиной чудной слез,
Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Может быть дело как раз в том, что и Пушкин, и Батюшков и многие поколения русских людей не обладали достаточной информацией для того, чтобы понять все механизмы происходящего с ними. И, может быть наш священный долг - поскольку у нас есть доступ к информации и опыт, накопленный многими поколениями - создать наконец-то развернутую картину того, что на самом деле происходило в России и в мире, какие пружины двигали историю, создать при помощи логики, разума и знаний, а не общих слов и праздничных здравиц, не пряча голову, как страус в песок.

Согласитесь, сейчас как никогда нужен некий общий форум, собрание умных и образованных людей. Нужно отбросить все амбиции ради одной цели: донести до потомков картину ранее скрытых, а теперь вышедших на поверхность пружин истории. Тем более, что попытки собрать такой форум были. Правда эти попытки коллективно обсудить больные темы постоянно пресекаются, но мы,пока живем, - в ответе перед предками и перед будущим нашей страны. Пора осознать, что идет война, что враг практически полностью овладел и нашими землями, и нашим государством и нашим сознанием. Перечеркнуто все, чего страна достигла за столетия. Мы нищие и голые рабы, полностью лишенные возможности что-то сделать. Так давайте ДУМАТЬ, ведь этого нам запретить никто не сможет. В связи с этим, я, пожалуй, соглашусь с Василием Ревзиным, что начинать нужно не с упреков великой советской стране и воистину мученикам-декабристам.
Я бы развила тему Нессельроде, но не как единичной личности, а как винтика огромного античеловеческого механизма, чей маховик был запущен еще в древние времена и сейчас добивает не только нашу страну, но и все человечество, а мы пока по известной русской традиции сидим на печи и ждем кого=то, чтобы он пришел и все разрулил. Но не будет этого кого-то , хватит ждать и шушукаться по углам, пора самим засучивать рукава и понемногу, в меру своих слабых сил воссоздавать правдивую картину произошедшего с нами бедствия.
Виктор Бараков 29.05.21 09:07
Хорошо, что сказано, наконец, о "странности" не Константина Батюшкова, а его биографов, слабо представлявших жизнь поэта в Вологде. Спасибо Людмиле Григорьевне!
Василий Ревзин 28.05.21 21:30
Автор пишет:
"К сожалению, когда говорят о Батюшкове, стараются обойти некоторые факты его биографии или истолковывают их с позиций господствующей в XX веке в России идеологии. Причина этого заключается в том, что в советское время существовали «запретные» темы.
<...>Например, под запретом была критика декабризма, поэтому и отношения Батюшкова с декабристами, его родственниками и друзьями, не получили должного разъяснения.<...>В наше время появилось большое количество исследований, посвященных этим тайным обществам, идеологией которых питался декабризм. Мы многое узнали о тех деятелях, которые долгое время оставались в тени и не получили никакого наказания от царя Николая Первого. А ведь именно они толкнули русских мальчиков к декабрьскому восстанию."


Я бы согласился с такой позицией. если бы в ней не было некоторого лукавства.
Ну почему же только в советское время существовал запрет на полную картину о тайных обществах? И сейчас он есть! Попробуйте поднять тему международного еврейского ростовщического капитала, питающего тайные общества и провоцирующего многие абсурдные на первый взгляд решения властей - как нынешних, так и ушедших. Сейчас же получите клеймо антисемита, хотя к собственно еврейскому народу все извращения тайно и явно правящих в мире талмудистов имеют очень косвенное отношение.

Вот если бы автор называл вещи своими именами от А до Я, то я прочел бы статью до конца. А так призывы к благочестию носят характер "смиренных" рассуждений Иудушки Головлева и только все запутывают.

Тем более, что болезнь поэта помимо всего прочего, носила наследственный характер и желание автора объяснить ее неприятием декабризма выглядит простовато, чтобы не сказать тенденциозно.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА