Как предметно, живописно и точно нарисовано Киляковым происходящее в рассказе «Время «Ч». Тут и природная среда, и жанровые сцены, и противостояние добра и зла… И окончательность последнего слова главного героя: «В России живем…». А это значит, что однажды весь капиталистический «жир» будет растоплен и спущен в черную бездну. Наверное, это пушкинский бунт – не знаю, насколько бессмысленный, но беспощадный – совершенно точно. Приложится многим, и безвинным в том числе, но «сало в американских трусах» свое получит, без сомнения. Василий Киляков показал тот зыбкий психологический рубеж, за которым прячется багровое будущее, к которому фатально движется страна. Причем в рассказе – все в цветовых оттенках, тогда как сочетание девки с ракеткой, усадебного упыря - и простых русских людей дано в контрастной графике. За забором мир видится только искаженным, а на природе, в лесу, у реки – многообразным. В этой небольшой прозаической вещи, как бы невзначай, исподволь, дана картина нашего нынешнего дня. И сделано это лаконично, с каким-то глухим отчаянием и нарастающей решимостью. И еще – с нежной любовью к истерзанному горькой судьбой простому русскому человеку.
«Хожалый» - набирающий силу жанр современной прозы, когда вымысел и образное описание реальности растворяются друг в друге. Здесь есть элементы публицистического эссе, редкое по отчетливости изображение характеров. И что замечательно: автор говорит об одном, краем касаясь другого, и не жадничая литературно, соединяет главное с побочным в одну картину, в одну панораму, в одну страшную фреску современности. Писательское начало тут пронизано ядовитым сквозняком времени, нормальное противостоит уродству, а слеза авторская оплакивает весь разрушающийся отечественный мир.
Искусство не может подменить собой реальность, но оно может ее обнять и поддержать. Вот это качество, это поистине милосердное свойство есть отличительная черта рассказов Василия Килякова.
|