Николай Толстиков | 24.03.22 12:38 |
О книге А. Подольского «Не переступить черту»
Открывающую новую книгу Анатолия Подольского повесть «Не переступить черту» можно смело отнести к жанру «жизнеописание». Автор, как и главный герой повести, Алексей Горностаев, - из нашего поколения, чья юность пришлась на 80-е годы прошлого века. Так же Алексей Горностаев уезжает из маленького провинциального городка на Вологодчине в большой город, поступает в институт, пытается освоить городские «замашки». Но все равно много остается в нем чисто деревенского, доброго. Отсюда и честность, вызывающая иронию некоторых «продвинутых» сокурсников, уже расписавших свою жизнь вперед: к примеру, жениться на дочери высокого начальника, и так, глядишь, занять и хлебную непыльную должность. В современной литературе различные подходы, разные требования, а также многообразие запросов. Анатолий Подольский владеет этими подходами, удачно использует литературные рамки и способы до размеров большой повести, где наряду с положительным в жизни Алексея Горностаева присутствует и иное, что делает героя повести не стандартным положительным персонажем, а живым человеком со своими радостями и невзгодами, успехами и страданиями. Например, не дают ему покоя угрызения совести – на родине, в родном городке, осталась первая любовь, родился сын, но и в большом городе, где он живёт и работает, создана семья с женщиной, спасшей Алексея от глупой гибели. И вроде бы жить с человеком только из благодарности – не уважать себя и его. Но так ли однозначна эта ситуация? Сложные порою вопросы ставит жизнь, а разрешить их просто и правильно для всех близких часто уже не возможно. Горностаев, во многом, идеалист. Заложенное родителями в детстве, доброе начало – совестливость, отличное русское качество, потом, в зрелости, в тяжелые и непростые «девяностые годы» не позволяет «переступить незримую черту». Особенно, проявляется это, когда Алексей Горностаев, уже будучи немалым «чином» отговаривает руководство приборостроительного завода от выгодной продажи за границу «изделия», которое легко можно перепрофилировать из мирного в военное. Как там такое «изделие» использовать будут, в каких целях? Не гонится Алексей Горностаев за легким барышом. Но гонятся другие из его окружения и среди них давние студенческие друзья. Что поделаешь, коли наступило время ловких пройдох. Один, Захаров Валерий, ловко прокручивает махинации, строя довольно успешно свой бизнес, другой – Галанин Сергей всегда держит «нос по ветру». Пробравшись в руководство, он обещает работникам комбината «златые» горы, а потом, наворовав и боясь возмездия, благодаря родственным связям «сваливает» в Америку. Хотя там «продвинуться» дальше таксиста уже не может, терпит полное фиаско, тоскуя по родине. Третий друг, Вениамин Рогозин, по студенческому прозвищу Старый, типичный для того времени персонаж, сделавший успешную карьеру и ставший мэром города не без содействия руководящей партии КПСС. Однако после прихода Ельцина к руководству страной и ликвидации власти КПСС, Рогозин опечатывает имущество коммунистической партии, закрывает здание горкома, приспосабливаясь к условиям «лихих 90-х», и в итоге становится мелким бизнесменом. Крупными активами, имея административные возможности, не завладел, что тоже характеризует этого персонажа, не переступившего свою моральную черту. Это, несомненно, удача автора – показать в повести последовательно 80-е, 90-е, 2000-е годы с их приметами и особенностями, четко обозначить периоды развития страны в это время, и обрисовать типичных представителей тех лет с их жизнью, часто ставившей этих людей перед выбором: переступить или нет незримую «черту». От добродетели – ко греху, от добра – ко злу, от мужества – к трусости. Для кого-то из героев повести это пара пустяков, а для кого-то поступиться собственной совестью – неприемлемо. «Красной» нитью проходит это через всю повесть и рассказы, представленные в книге. Рассказы «Вологодский приворот» и «Вася Матаня» живо и драматично погружают читателя в деревенскую жизнь глубинки России. Другие четыре рассказа с интригующими сюжетами о жизни городских героев, как правило, за не малый временной промежуток, который иногда включает основные периоды жизни героев. Психологические и нравственные аспекты рассказов еще более подчеркивают драматизм сюжетных линий. То, что автор является мастером жанра рассказов свидетельствует факт включения его рассказа «Не тобой положено, не тебе и брать» в «Антологию рассказа (2019-2021)» в которую журнал русских писателей «День литературы» собрал лучшие рассказы писателей России этого периода. И повесть, и рассказы связывают легкость повествования и ненавязчивые интересные подробности прошлого и настоящего современного общества. г. Вологда |
Татьяна Золотова | 21.03.22 16:54 |
НА ФОНЕ ФОЛЬКЛОРА И МИСТИКИ
О книге Анатолия Подольского «Не переступить черту» Современная отечественная литература рубежа XX-XXI веков и первых десятилетий XXI века уже может рассматриваться как некое единство, отмеченное рядом общих особенностей. К числу их можно отнести отказ от обязательных в прошлом идеологичности и дидактичности, множественность направлений и течений, внимание к форме, медийность фигуры писателя и другое. Важно и то, что независимо от возраста, статуса, принадлежности к определенному направлению и художественной ориентации автора, она творится «здесь и сейчас», отвечая самым разнообразным запросам и вкусам читателей. Как современное общество представляет собой ряд страт (национальных, профессиональных, религиозных, половозрастных и т.п.), так и автор, в ряде случаев, выражает в концентрированном виде представления одной из них. И если раньше литература делилась исключительно на высокую и низкую, то сейчас появляется большое количество промежуточных форм (беллетристика, массовая, наивная, паралитература, сетература и др.). Напряжение между ними, по замечанию современных литературоведов, во многом способствует ее развитию. В контексте стратификационного характера современной литературы может рассматриваться и книга Анатолия Подольского «Не переступить черту». В ней представлены повесть под одноименным названием и несколько рассказов, в ряде случаев развивающих ее темы и мотивы, но иногда привносящих и существенно новые черты. Значимой тенденций современной литературы было и остается изображение советского прошлого. Так, по замечанию известного критика и литературоведа Алексея Татаринова, одни авторы активно защищают «советский дискурс», другие, воссоздают его метафизический уровень, третьи – отрицают и преодолевают и т.п. Советское прошлое в ряде отношений типичного регионального (провинциального) центра России становится одной из основных тем повести Анатолия Подольского «Не переступить черту». Этому прошлому посвящена вся первая и часть второй главы повести. В интерпретации автора – это важный этап в формировании личности ее главного героя Алексея Горностаева и его друзей. Выпускной вечер в школе, учеба в техническом вузе, работа в качестве молодого специалиста в Сибири, участие в так называемом кооперативном движении, потеря любимой работы и обретение себя в новых областях, участие в выборах губернатора и, уже в зрелые годы, достижение относительно устойчивого положения уважаемого специалиста и профессионала – это путь многих людей, родившихся во второй половине ХХ века. Причем жизнь советского человека данного периода здесь действительно узнаваема как в бытовых мелочах, так и в некоторых душевных движениях и переживаниях героев. Я бы сказала, что книга Анатолия Подольского в этом плане – даже определенный источник сведений о советской повседневности. Но, в отличие от многих произведений современной литературы, автор не концентрирует внимания на постсоветских травмах и утрате идентичности героем и его ближайшим окружением. Герои Подольского, за небольшими исключениями (судьба Галанина), находят себя в новой реальности. Поисками себя и своего места в новой жизни заняты герои повести, по сути, в новой, уже другой стране, которой стала Россия. Этим аспектам отведена большая часть второй и полностью третья глава повести. В этом контексте можно несколько уточнить и жанр данного произведения. Перед нами достаточно хорошо известная в мировой и отечественной литературе прошлого и снова популярная в современной литературе повесть о становлении/взрослении героя произведения. Алексей Горностаев проходит своего рода инициацию, выделяясь на общем фоне известной рефлексией, романтическими переживаниями, стремлением к литературе и искусству. Как черту современной литературы, можно обозначить в романе и подробное описание различного рода производственных процессов. Массовая литература сегодня с удовольствием берет на себя функцию, утраченную в высокой (по существу экспериментальной) литературе, сообщая читателю сведения из разных областей науки и искусства. Особенно много таких зарисовок предлагает автор из жизни советской Сибири, одновременно, как мне кажется, это и один из самых удачных повествовательных фрагментов книги, не лишенный и некоторой поэтичности в восприятии мощной природы и социального оптимизма людей периода освоения этого региона. Как своего рода продолжение повести, но представленное в виде отдельных сюжетных зарисовок автора можно рассматривать его рассказы. В некоторых из них мы встречаемся с героями, близкими Алексею Горностаеву. Среди них – Артем, остро переживающий счастье взаимности и горечь утраты («Она приходит один раз»). Николай Николаевич – успешный бизнесмен, затем высокопоставленный чиновник, но сознательно оставивший и ту, и другую сферы ради преподавания в вузе («Мужские слезы»). Появляются и новые персонажи: Опрошка Затворница («Вологодский приворот»), Василий («Васька Матаня»), Фёкла («Не тобой положено, не тебе и брать»). А вместе с ними и яркие описания народного быта, народных праздников и народной морали. Хотелось бы особо выделить этнографически точное описание свадебного обряда («Вологодский приворот»), появление по сути фольклорных персонажей Опросиньи («Вологодский приворот») и Старушки с «замысловатой тростью» («Твой день, Владимир»), современного юродивого Васьки Матани («Васька Матаня»). Таким образом, события сегодняшнего дня измеряются Анатолием Подольским складывающимися веками традиционными представлениями. В этом плане особенно показателен рассказ «Не тобой положено, не тебе и брать». Его герой, Виктор Васильевич, отказывается от возможности стать обладателем огромного состояния («килограммы золота в старинных российских монетах»), испытывая при этом ощущение настоящей свободы. На фоне фольклорной эстетики и элементов мистики становятся понятными некоторая сглаженность конфликтов и противоречий, а также нарочитая декларативность отдельных утверждений автора. Думается, что в многообразии подходов и методов изображения действительности в современной литературе найдет свою нишу и своего читателя и новая книга Анатолия Подольского. г. Йошкар-Ола |
Екатерина | 21.03.22 16:45 |
Анатолий Анатольевич, Ваши книги есть и будут, особенно для будущих поколений, настоящим источником познания истории советской жизни, уклада, фольклора. А рассказы о современном времени не менее востребованы. Писатель с большой буквы. |