Геннадий Иванов 19.05.22 11:10
Само по себе очень хорошо. что молодые ведут разговоры на серьёзные темы. Надо книжки трудные читать, как сказал один советский поэт. Ребята читают. размышляют...Хорошо. .Другое дело, что после всех трудных книжек надо садиться за стол и писать своё, желательно не столь трудное, а художественное - образное, музыкальное, интонационно тонкое, одновременно глубокое и простое.... И тут, мне кажется, решающую роль играет не теория, а образ того писателя или нескольких писателей, которые для тебя и есть пример подлинной художественной литературы. Пушкин - вот она художественная литература. Русские классики - тоже. Есть с кого брать пример, в какую сторону двигаться. Но кто-то, бывает. берёт себе в пример писателя далёкого от русской традиции...Тогда и получаются нетрадиционные ориентации. Есть ли там художественность? В каком-то смысле есть. но не в традиционном. И у них будут всегда свои последователи. Так устроен мир.
Успехов вам, молодёжь!
Валерий Скрипко 19.05.22 04:39

Роман Круглов верно заметил,что
Живая идеология с приоритетом духовных ценностей над материальными необходима. В сущности, хорошая литература всегда несла ее.
Но "духовную ценность" каждый социальный слой понимает как выражение своей философии, а она может быть вредна для будущего российского общества сама по себе. Фонд одного олигарха распространяет по библиотекам нашено края сотни изданий книг на самые разные темы. Но подобраны они таким образом,что являются по сути пропагандой эгоцентризма. Важнее всего собственное "я". Это доказывает биолог и социолог и прочие учёные. Говорят правильные слова, приводят неопровержимые факты, а все в целом "пестуют" эгоизм как жизненную позицию. Все,как чёрт ладана, бояться идей коллективизма. И от социализма испорченная природа человека отвернулась по этой причине. Быть Советским надо было себя каждый день заставлять! Это скучно,нудно! Греховная природа, как перекипевший электрочайник, исходит паром,гордыня -изнывает! Как волка духовными ценностями не корми....
Ольга Быстрова 18.05.22 21:01
Все авторы этого круглого стола убедительны. Особую надежду у меня вызывает Роман Круглов своею литературоведческой и культурологической осначенностью.
Жаль, что редко они появляются на главном общеписательском сайте.
Александр Бобров 18.05.22 08:55
Николай Дорошенко вдохновенно порекомендовал на секретариате прочитать суждения молодых (по всем меркам - достаточно зрелых) литераторов о настоящей литературе. Вчера читать не стал, потому что был расстроен: принимал экзамен по "Отечественной литературе ХХ века" у будущих журналистов. Подавляющее большинство, даже толковые, даже не лишённые способностей студенты - ни читают НИЧЕГО! Более того, уважая меня, работая со мной над учебными СМИ, некоторые как-то доверительно признаются в этом. Да ладно, что они не читают книг - поразительно, что для них нет литературы ВООБЩЕ. Они сидят в интернете, на лекциях, общаются порой с интересными людьми, но совершенно НЕ живут литературными образами, именами, названиями книг, строчками хотя бы из песен - как в Вологде стоял поддатый мужик у вокзала, качался под дождём и напевал Рубцова: "И архангельский дождик на меня моросил...". Этого сегодня у молодых нет - в принципе!
Представленные авторы рассуждают в правильном направлении (и это - радует!), академически даже, но в общем-то строят всё вокруг мудрых высказываний Франка, Коваленкова (1962) Кожинова !1969) и Малера. Достойные авторы и мысли! - кто ж против... Но я, как автор многих учебников по литературном мастерству и пособия "Наряд для Венеры Милосской - давно знал, читал ещё в Литинституте. А вот ничего не читавшим студентам пытаюсь рассказывать поживее, посовременнее как-то. Добавлю в копилку теоретиков ещё одно простое высказывание подзабытого Е. Винокурова, которое усложняет азбучные истины: "Для того, чтобы работать в классической традиции - нужен большой талант и высокое напряжение. Это как подключиться к высоковольтной линии". Понимаете? Мало сказать: надо следовать традиции Достоевского Твардовского, Фёдорова. А как? Без выстроенной подстанции и трансформатора - сгоришь ведь. Высоковольтные линии издалека видать в наших просторах. А как подключиться-то в реальных условиях? Может, и сама молодая литература должна стать такой подстанций, а не советчиком: смело подключить комп прямо к высоковольтке. Попробуй… Будет пепел - и не по Малеру!
Игорь Мальцев 17.05.22 08:54
Очень полезный материал!
Хорошо бы ещё вставить сюда же список, опубликованный Марией Четвериковой:
«Список литературы для работы в литобъединениях».
Говорить о критериях поэзии и художественности можно и нужно, но хорошо бы начинающему литератору сначала прочитать эти базовые статьи, чтобы критерий поэзии сформировался в голове сам собой, в виде работающего чувства меры, а не просто в виде системы формул.
Текст Романа Круглова я бы тоже добавил в этот список. Удивительно сильная и ясная статья. Хотел законспектировать важные мысли, а получилось, что скопировал почти целиком.
А поверхностный взгляд на критерии поэзии я уже как-то высмеивал:

Утвердить бы тест,
Чтобы знать ответ:
Где поэзья есть,
Где поэзьи нет.

Чтоб ни злой главред,
Ни союза член
Не нанёс бы вред
Будущ. поколен.

Чтобы каждый (сам!)
После кнопки Ввод
Знал бы: это — хлам,
А поэзья — вот!

ИМ 2014
Игорь Жарихин 16.05.22 22:35
Не ожидал от нового поколения столь глубокого понимания значения культуры (и литературы, разумеется) как высшей ценности, человека созидающей!
Слава Богу!
Ольга Шевченко (Украина) 16.05.22 18:58
"Нет, поэзия -
не профессия
и не прибыльное
ремесло.
Никакое это не лезвие
и не крылья,
и не весло!

Не играйте в слова,
как в мячики,
слово -
это серьёзно, как взрыв.
Сколько видел я бойких мальчиков -
их хватило на десять рифм.

Сколько шума,
огнекипения,
ах, какие они бунтари!
Ох, как лопались
эти "гении",
словно мыльные пузыри...

И, когда сказать было не о чем,
понуждали себя к нытью...
Сколько видел я томных девочек,
покапризничали и -
тю-тю!

Сколько бьётся трудяг безропотных,
фиглям-миглям
они не чета.
Только жалко мне этих роботов,
ведь не выйдет у них
ни черта!

Потому что она -
не профессия
и не лесенка,
и не чёлн,
потому что она -
Поэзия,
и не каждый с ней
обручён!"

Вячеслав Кузнецов. 8 января 1964 г.
("Ступени", стр.111, Л., "Художественная литература", 1984 г.)
Татьяна Воронина 16.05.22 17:18
Наверное, это и есть главный критерий, когда чуйка подсказывает, кому можно верить, а кому - нет. Все "кучерявые" кучеряво излагают... И распознать их можно уже по первым строчкам.

"Ложь редко бывает прямолинейной. Усложнения – её сфера. Стихи, не имеющие ясности и определенности, всегда вызовут читательское равнодушие или догадку: это неправда. Манера, жанр – все это на заднем плане, когда перед читателем встает вопрос, насколько поэт искренен в разрешении поставленных перед собой задач".

Или

«Чтоб разобраться с истинным и ложным, нам забывать не следует о том, что мастер просто говорит о сложном, а подмастерье сложно о простом».

Можно перефразировать...

«Чтоб разобраться с истинным и ложным, нам забывать не следует о том, что честный просто говорит о сложном, а хитрый сложно о простом».
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА