надежда алексеевна шарт 21.11.22 16:24
Начинала читать статью с интересом, но и с опасением ещё больше запутаться в неразрешимых вопросах. Прочла - на душе не полегчало: тяжёлая тема, сложный Достоевский, трудная статья. С точки зрения простого обывателя, в голове яснее, а на сердце спокойнее не стало. Что же мы за "твари" такие - люди? Высшее ли творение Божие или самые подлые существа, убивающие друг друга и физическими и духовными способами? Бьёмся, мечемся между "свободой" и "жребием", ищем себе оправдание за маленькие или большие подлянки... Не случайно в послестатейной дискуссии её участники, уже забыв про Мышкина, Рогожина, Ипполита, перешли к теме патриотизма, теме праведной и неправедной войны... Литературная полемика перешла в разряд бытовой (есть с кем поругаться) и политической (кто-то уже кричит, что Россию "ведут на убой") - к тому, что болит сейчас, сегодня вспухает гнойником личных обид и вселенской несправедливости.
И хотя Наталья Тяпугина завершает свою статью призывом к всеобщему примирению, к любви и добру, а отклики на этот призыв, как ранящие осколки, уже полетели в ближнего своего. Вот и получается, не всё мы ещё поняли у Фёдора Михайловича, как ни объяснял нам профессиональный литературовед. Так и слышу голос толкователя: " Не в Достоевском дело. Классик просто честен до конца. Потому это раздражает все стороны! И ведь о Мышкине, о святом практически, толкую!".
Все мы немного распалились. А и спасибо автору за то, что вопросы непростые поставила - и о свободе, и о жребии. Выбирать каждому своё.




Петр Бойченко 15.11.22 00:14
Это тот случай, когда читая статью, сожалеешь о том, что не была она предисловием к тому с романом "Идиот", который я когда-то прочел. Статья-то достаточно короткая, чтобы я не поленился начать чтение романа с неё.
И теперь свою жизнь с уже прочтенным романом начну заново, вооружившись зрением автора этой статьи.
Спасибо вам, Наталия Юрьевна!
Даже несогласия с вами Ольги Шевченко, Игоря, Марины Прошкиной лишь обозначают остроту современного смыслового контекста для вашей статьи.
Марина Прошкина 13.11.22 19:38
В отрочестве я просто бредила Достоевским. Прочитала сначала одно собрание сочинений (книги были толстые, серого цвета), потом, когда папа купил полное собрание сочинений (Оно только вышло) - прочитала и его.
Сейчас читать, к сожалению некогда.
Помню свое впечатление от Ипполита - самый неинтересный персонаж. А сейчас, благодаря Наталии Тяпугиной, я поняла, что все наоборот. Буду перечитывать.
Что до князя Мышкина то и тогда, и сейчас у меня одно впечатление - при всей его преданности и любви к людям - все около него как-то рушится и гибнет. И сам он заканчивает полным безумием. Что-то намудрил с ним Достоевский - на Христа он никак не похож. У Господа была и воля (прогнал торговцев из храма), и убеждения, за которые он отдал жизнь. И мне кажется, что не свобода - главное, что он нес людям, а способность к творчеству, особый внутренний мир, который достигается прежде всего - любовью. Любовь физическая творит новую жизнь, любовь духовная - творит новый мир, преображенный творческой волей.
А у князя Мышкина воли нет. Он идет на поводу у окружающих его людей.
Анатолий Ревенко 13.11.22 19:10
В статье очень много важного открыл я для себя, захотелось заново роман прочитать, уже "глазами" Наталии Юрьевны.
Что касается вот этого утверждения в комментарии Ольги Шевченко: "всё-таки основа христианства - это духовная любовь, а не свобода", я попробую возразить ей, основываясь на тексте статьи Наталии Юрьевны. Она пишет: "князь Мышкин никому не препятствует в его самовоплощении, даже если это поступок со знаком минус. Он противостоит злу не насилием, а любовью, пытаясь добром изменить характер волеизъявления человека. И даже предчувствуя катастрофу Ипполита, Рогожина, Настасьи Филипповны, Мышкин не настаивает, не протестует, не борется. Он от души жалеет их, сочувствует их участи и пытается помочь им".
Но в жизни каждого из нас бывает так, что что мы удерживаем себя от разного рода падений только потому, что не можем причинить страдания людям, которые к нам проявляют сострадание и нас любят.
Вот и что касается свободы, то она предоставляет Рогожину право выбора между желанием умереть, гордо подчиняясь только собственной воле, или не огорчить единственного человека, который верит в ж и в у ю душу каждого человека и ему сочувствует.
А что значит любовь, спасающая волевыми методами, не предоставляющая спасаемому человеку свободного выбора? В ответ спасаемый своего спасателя только возненавидит.
ИГОРЬ 13.11.22 19:06
Друзья, на мой взгляд, статья не выходит за рамки современных требований государства в деле воспитания молодого поколения в духе принятия теологии, как единственного учителя морали и нравственности и, конечно, как поводыря к воцерковлению. Тут претензий к автору нет. Всё в требуемых рамках.
А есть ли статьи, что выходят за названные рамки? Есть. Например:
(большая статья)

http://nevmenandr.net/nazirov/prototypes_idiot.pdf
"СТАТЬИ О ТВОРЧЕСТВЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО2
ГЕРОИ РОМАНА «ИДИОТ» И ИХ ПРОТОТИПЫ "
...
" Сюжет у Достоевского рождался из
столкновения драматического события действительности, зачастую
факта уголовной хроники, с философской идеей писателя. В ходе
разработки сюжета складывались образы героев. Они никогда не
были первоосновой замысла, как у Тургенева или Гончарова."
...

" Установка писателя на образ, превышающий свою среду
и эпоху, как бы свободный от социальной и исторической
детерминированности, вела Достоевского к привлечению
романтического художественного опыта.
Начиная со второй части романа образ главного героя
постепенно утрачивает определенные социально-характерные
черты. Мы не замечаем богатства князя Мышкина, не видим его
дома: он проживает в одной из гостиниц Петербурга и на даче
Лебедева в Павловске. Нет в романе и запланированного ранее
«завтрака у князя», исчезли намеки на благотворительную
деятельность («школы и заведения»). Не вошел в роман и детально
обдуманный «детский клуб» князя Мышкина. Достоевский
перестает заботиться о бытовой характерности. Мы больше не смот-
рим на князя извне, а постепенно «вживаемся» в его образ и
начинаем смотреть на окружающий мир глазами героя. В первой
части мы видели его башмаки с толстыми подошвами, теперь видим
его сны. Когда восприятие мира глазами героя прерывается криком:
«Парфен, не верю!» – и эпилептическим припадком, характер
повествования мгновенно меняется, и «всезнающий автор»
выступает с медицинскими пояснениями по поводу болезни князя.
Но когда герой в ясном сознании, все дается через его восприятие.
Снижается бытовая характерность – возрастает трагическое
философское напряжение действия. В доме Рогожина автор вводит
целый ряд символических деталей, намеков и предсказаний. Князь
Мышкин дважды берет в руки нож с оленьим черенком, и Рогожин
дважды отбирает его. В обстановке раскольничьего гнезда внезапно
возникает копия с гольбейновского «Трупа Христа» – картина,
изображающая смерть бога, символ погибающей веры. Происходит
обмен крестами, это символическое братание князя и Рогожина,
после чего старая мать Рогожина благословляет героя. Действие
приобретает глубину и многозначность. В построении образов
Достоевский переходит от социально-бытовой характерности к
философской символизации.
Характер князя изменяется Достоевским. Так, признание в
любви, сделанное князем Настасье Филипповне в первой части,
теперь «дезавуируется». В первой части герой целовал портрет
Настасьи Филипповны, а во второй – уверяет, что она
«сумасшедшая, помешанная» (скандал в Павловском вокзале).
Все сильнее акцентируется одухотворенность князя, он более
не выглядит способным на страстную любовь. Речь идет уже не о
том, что красота спасет мир, а о том, чтобы спасти от неминуемой
гибели эту самую красоту.
Мотивы ужаса и тоски начинают все сильнее нарастать в
третьей части, где светлое интермеццо (князь и Аглая) контрастно
перебивается темой смерти в исповеди Ипполита. Эта часть романа
завершается свиданием князя и Настасьи Филипповны в саду"
...
"Достоевский в своих романах создает исключительные
характеры, но законы сознания и бытия его героев исторически
обусловлены, и такой историзм хорошо понимал Достоевский.
Роман «Идиот» особенно богат рассуждениями о своеобразии
человеческого мышления в различные эпохи: так, вполне серьезные
мысли скрыты в клоунаде Лебедева на темы психологии
средневекового людоеда. Законы сознания, действующие в романах Достоевского, суть законы исторически конкретного сознания – большею частью, при всех противоречиях, это сознание русского общества, русской интеллигенции второй половины XIX века, эпохи развития капитализма и неуклонного роста революционного движения".

На мой взгляд, заключение приведенной примером статьи ближе к истине в творчестве Достоевского.
С уважением, Игорь Пряхин

.
Григорий Блехман 13.11.22 19:01
Не так давно перечитывал этот многослойный, как и всё остальное у Достоевского, роман "Идиот"; и как раз вспомнил об эпизоде, который поведала нам Анна Григорьевна Достоевская. Тогда же и подумал, что именно в такие моменты, на которых акцентирует внимание Наталия Юрьевна, к Художнику приходят озарения, которыми он потом делится со своими читателями (зрителями, слушателями). И благодаря таким озарениям, получающим, порой спонтанно, порой через некий отрезок времени в результате всё той же философской огранки, произведение уходит в вечность, поскольку в любые времена оно так же свежо и первозданно, как и во времена его написания.
Так и "Идиот" - через более, чем полтора столетия волнует уже совершенно другие поколения всё той же философской ремаркой Достоевского, которую Ниталия Тяпугина выделила в двух заключительных абзацах своих размышлений над сутью этого бессмертного романа.
Мне же при чтении этих финальных строк пришло на память стихотворение одного из самых ярких поэтов-фронтовиков Юрия Левитанского:

Вот приходит замысел рисунка -
поединок сердца и рассудка.
Иногда рассудок побеждает:
он довольно трезво рассуждает,
здравые высказывает мысли -
ну, и побеждает в этом смысле...

Сердце бьётся, сердце не слаётся,
ибо сердце сердцем остаётся.

Пусть оно почаще побеждает!
Это как-то больше убеждает.

Может быть вспомнил эти строки потому, что человек ведь по своей сути консервативен. И его понятия о добре и зле, в корневом их значеии, из века в век одни и те же. Меняется лишь вторичность - их событийная форма проявления.

Поэтому, дорогая Наталия Юрьевна, в очередой раз благодарю Вас за то, что с помощью своих акцентов при разговоре о гениальном произведении вызвали так "много дум" о Главном для каждого из нас.
Ольга Шевченко (Украина) 13.11.22 15:36
Я очень ожидала, когда же в данной рубрике появится материал о Достоевском...
Наталия Юрьевна, спасибо за изложенные факты из жизни писателя в первых абзацах статьи. Не знала ранее об этом.
Но, позвольте и возразить. Мне кажется, что основной посыл романа "Идиот" - это борьба между пороком и добродетелью, как в отдельно взятом человеке, так и в капиталистическом обществе в целом.
И ещё: всё-таки основа христианства - это духовная любовь, а не свобода.
Антивор 13.11.22 15:34
Марина Прошкина - вполне допускаю, тоже псевдоним. Так что же мне вас тоже прикажете осыпать эпитетами? Когда человек пишет - Антивор, всем понятно, что это псевдоним. Понятно, что человек хочет так себя назвать - чтобы все видели, что это его кредо. Таким образом, он, возможно, более открыт - чем
тот, кто ставит имя, так замечательно похожее на выдуманное.
Впрочем, если имя это ваше истинное, идентичное, и если все по паспорту (а не как либо иначе - помните тот еврейский анекдот?), то честь вам и хвала. Снимаю шляпу,
Антивор-Слабовик
От администрации: Просьба писать комментарии по теме статьи, так как ваши выяснения личных отношений - это неуважение к автору.
Марина Прошкина 13.11.22 14:21
Силовики - да. Но вы-то не силовик. Вы слабовик.
Антивор 13.11.22 13:36
А почему бы не прятаться за псевдоним, дорогая моя?
Смотрите - у нас половина силовиков всегда в масках, чтобы враг не узнал.
Времена такие...
Марина Прошкина 13.11.22 13:04
Антивору
Во-первых, странно, что вы такой боязливый и прячетесь под псевдонимом.
Во-вторых, разве всемирная отзывчивость и душевность - это два взаимоисключающих понятия. И князь Мышкин, и Алеша Карамазов и многи другие персонажи у Достоевского согревают своим душевным теплом - и это не мешает им видеть мир объемно, исчерпывающе.

Геннадию Старостенко
Нет, не патриотизм сейчас прибежище. Потому что патриотизм - это ЛЮБОВЬ к Родине, любовь самоотверженная, глубокая. Их же прибежище - спектакль под названием "патриотизм", они едва прикрывают свой паразитизм наскоро намалеванными плакатиками со словом "патриотизм". В них нет ничего живого, как в комсомольских работниках брежневского периода. С первым же абзацем вашего комментария я согласна.
Антивор 13.11.22 12:48
Достоевский-то писал о всемирной отзывчивости - а вы вечно о своей мнимой душевности..
ГеннадийСтаростенко 13.11.22 11:16
Это вот о чем и к чему? Что Россию в очередной раз ее правящий класс ведет на убой - но душа ее вечна и неубиваема? А потому сама она снова воспрянет из праха - как только сменит культ мамоны и стяжания на исповедание гуманизма и духовности?
Тридцать лет назад был редактором докфильмв про Достоевского. Но тогда его не очень-то и понимал - первого, выговорившего слова "русская идея". А сегодня эта идея, словно по Сэму Джонсону, стала последним прибежищем известно кого ..
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА