Татьяна Воронина 29.01.23 17:22
Анатолию Ревенко
Я наблюдаю жизнь... Меня интересует статистика, через которую можно давать прогнозы. Статистика страшная, потому и прогнозы жуткие. Единичные (частные) случаи ничего не меняют. Вот я о чём...
Анатолий Ревенко 29.01.23 15:44
Татьяне Ворониной
Не спешите хоронить живых вместе с мертвыми.
Здесь на сайте совсем молоденький, если сравнивать с моим поколением, поэт Лошкарев. И его стихи по ментальности в одном ряду с русской классикой.
Татьяна Воронина 29.01.23 14:17
" ...опоздала на тот поезд, в котором в свой Высокий Град Человеческий (в наше далекое и великое прошлое!) умчались вершины великой русской литературы".

Поезд ушёл навсегда. И чтобы понять это, надо вознестись над проблемами в литературе и тогда станет понятно почему "навсегда".

В 90-е нам сосватали одну бабушку в Архипо-Осиповке. Мы в Архипку приезжали три года подряд с дочкой и останавливались у неё. И мы ей "зашли", и она нам "зашла". До моря от её дома было идти далековато, но оно того стоило! В доме и на участке - порядок: чистота, уют, покой, гармония. Мы жили там как в Эдеме. А ведь ей уже было за 70... Своих детей у неё не было, муж умер несколько лет назад, захаживали к ней в гости племянники. Так вот, "наша" бабушка - это тот уходящий поезд... А племянники - обычные совковые дети. Там уже от русскости ничего не осталось. Смотрела на неё и с болью, и и грустью... и думала: а ведь они последние... Последнее поколение, которое помнит русскость...

Как-то с дочкой поехали по русским городам... Переславль-Залесский - Ярославль - Кострома - Плёс. В Переславль-Залесском гуляли по частному сектору (что в низине у самого озера). Сидит на лавочке у своего дома дедушка. Мы к нему подошли, задали пару вопросов, покалякали о том о сём. Попрощались и пошли было, а дедушка нас окликнул, подошёл к нам и мы ещё минут сорок говорили... О чём говорят русские меж собой? А неважно. Просто идёт энергетический, ментальный обмен. Я это давно уловила (ещё в 80-е). Так и тут. Смотрю на дедушку - ему интересен наш разговор, исподволь смотрю на дочку - и она принимает живое участие в разговоре. Краем глаза вижу - в доме дедушки начался переполох. Забеспокоились его родные: то бабушка прильнула к окну, то дочка или невестка прильнула к окну. То внучка вышла за ворота на нас поглядеть. Забеспокоились. И правильно - мало ли что... Сколько стариков пропадает в стране! Тётки рядом с их дедушкой чужие, пришлые. Что у них на уме? Подбежала потом его внучка к нам и просит вернуться деда домой, мол, бабушка его кличет. Попрощались мы и пошли своей дорогой. А дочка мне и говорит: "Мама, какой хороший дедушка!" А я ей отвечаю: "Вот такие русские и были в моём детстве. Ты таких в своём детстве не застала. Москва - это помойка (впрочем как и все города - генетические помойки). Теперь ты понимаешь, какая боль в моём сердце? Ты понимаешь, что русский этнос потерял? Навсегда потерял?"

Племянники бабушки из Архипки и внучка дедушки из Переславль-Залесского - русские по генетике, не полукровки. Однако и они потеряли русскость, сущность русского человека. В них уже космополитическая сущность (Кто лечит, учит, воспитывает наших детей, тот их и танцует!). Им уже никогда не видать Высокий Град Человеческий!

Вот от этого и надо плясать в рассуждениях, почему литература молодых уже не та... Нет оснований быть великой литературе! Всё, кина больше не будет: киномеханика расстреляли, кинотеатр переделали под казино. Причём навсегда!
Наталия Тяпугина 29.01.23 07:37
Игорю Жарихину.
"Слом наступит тогда, когда Наталия Юрьевна перестанет публиковать здесь на писательском сайте свои статьи по причине того, что их уже некому читать". Наверное, так, Игорь. А потому выход один: и Вы, и я не должны отступать. К счастью, пока всё не так плохо: статьи и комментарии к ним не иссякают. "Возьмемся за руки, друзья..." С уважением, надеждой и благодарностью.
Игорь Жарихин 27.01.23 22:41
Не согласен с Петром Бойченко в том, что "на нынешнем историческом сломе, когда мы уже не знаем, что ждет нас в будущем, но знаем, что в будущем будут уже не привычные катастрофы, а непонятно какие, - размышление о том, что мы есть в своем остатке сегодня, наши души приемлют только в бессознательных ощущениях, а не на уровне логических, как у Наталии Тяпугиной, размышлений".
Слом наступит тогда, когда Наталия Юоьевна перестанет публиковать здесь на писательском сайте свои статьи по причине того, что их уже некому читать.
И более всего я согласен с вот этим признанием Валентины Ефимовской: "Радостно, когда в нашу бурную, переворотную эпоху постоянно меняющихся законов и смыслов, выпадает счастье видеть сущности незыблемые, символизирующие традицию и Вечность".
Спасибо вам, Наталия Юрьевна, за "сущности незыблемые, символизирующие традицию и Вечность"!
Наталия Тяпугина 27.01.23 13:33
Дорогие Екатерина Лаврентьевна и Надежда Алексеевна! Ваши отзывы всегда такие щедрые и искренние, что их не просто интересно читать - им хочется в своей дальнейшей работе непременно соответствовать. Благодарю вас!
надежда шарт 24.01.23 21:27
"Спроси у классика". Нет-нет, да и спрошу о наболевшем, о недопонятом. Увы, не всегда получаю ответ, продираясь по тексту классика, а вот через посредника-рубриковеда - много чаще... Поэтому каждую новую публикацию Н.Тяпугиной читаю как письмо, лично мне адресованное. А тут "красота" - какую женщину этот вопрос не волнует?!
Статья захватывает с первых строк. Умно, тонко, профессионально. Интересно о давно знакомом, известном. Ан нет, оказывается, - о незнаемом. Достоевский традиционно считается писателем сложным, тексты его многослойны, философия и символика переплетаются. Для обычного читателя встречается много такого, через что хочется перескочить побыстрее, не теряя нити сюжета. А вот с автором статьи прочитала "Идиота" - и "сложное" показалось простым, "ненужное" - важным, "лишнее" - необходимым. Простодушно удивляюсь: как же раньше я этого не увидела, не поняла, а ведь не единожды брала роман в руки, смотрела его киноверсии. И всё как-будто было о другом Мышкине, о другой Настасье Филипповне, о другой Аглае. Сколько же их? Непостижимо. Как до конца непостижим дар Достоевского (для меня по крайней мере). Поводырь нужен. А вы, Наталья Юрьевна, умеете провести по лабиринтам "достоевщины", не наскучив литературоведческой назидательностью.
Екатерина Пионт 24.01.23 16:05

Дорогая Наталья Юрьевна, сколько в Вашем трактате о красоте
философских размышлений, поэтики!

"Идиот" - одно из моих любимых произведений, с него началось знакомство с Достоевским, считаю, что образ Настасьи Филипповны – души мятущейся и строптивой, страдающей и бескорыстной – это шедевр великого писателя.
Да, он с благоговением относился к женщине, видя в ней жертвенную красоту и правду. Недаром он писал, что Пушкину поэму "Евгений Онегин" надо было назвать "Татьяна",– в ней правда и высшая гармония духа. Перед нею Фёдор Михайлович преклонялся и ещё пред тургеневской Лизой – женщинами нежными и сильными.

Наталья, Ваши Труды всегда уводят далеко, заставляя снова вспоминать
наших больших писателей, восхищаясь и удивляясь их таланту.

Спасибо Вам. Вы делаете большое дело.

Наталия Тяпугина 23.01.23 08:17
Дорогие Ольга Шевченко (простите, не знаю Вашего отчества), Григорий Исаакович Блехман, Валентина Валентиновна Ефимовская! Не устаю благодарить вас за поддержку моих "несовременных" мыслей. А какую богатую аргументацию вы приводите, как со знанием дела апеллируете к классике! Наслаждаюсь вашим русским языком и горжусь вашим вниманием к непростой моей рубрике. С уважением, Н.Ю. Тяпугина.
Валентина Ефимовская 22.01.23 09:17
Радостно, когда в нашу бурную, переворотную эпоху постоянно меняющихся законов и смыслов, выпадает счастье видеть сущности незыблемые, символизирующие традицию и Вечность. Так же радостно, как Пушкину в своем путешествии в Арзрум было отрадно увидеть через многие годы на том же месте и в той же величественной красоте Кавказские хребты. «В Ставрополе увидел я на краю неба облака, поразившие мне взоры девять лет назад. Они были все те же, все на том же месте. Это – снежные вершины Кавказской цепи» (А.С.Пушкин “Путешествие в Арзрум”). Статьи Наталии Тяпугиной ведут за собой читателя к горизонтам прошлого, к укрытым за облаками времени нравственным вершинам, которые за этими облаками не померкли, и в наше время не изменили ни высоты, ни места в русской жизни.

Григорий Блехман 21.01.23 22:09
Ф.И. Достоевский, как и любой выдающийся мыслитель - неисчерпаем.
Поэтому каждый раз, когда перечитываешь любое его произведеие, открываешь для себя что-то новое, прежде не сфокусированное тобой для отдельых размышлений.
Вот и сейчас, уже благодаря очередному блистательному анализу Наталии Юрьевны Тяпугиной, выбранного ею ракурса философской мысли гениального романа "Идиот", неожиданно для себя вспомнил глубинную фразу из тоже выдающегося романа "Белая гвардия" М.А. Булгакова : "Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод, мор. Меч исчезнет, а вот эвёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет и одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?".
Собственно, на такую ассоциацию навела заключительная фраза Наталии Юрьевны, в которой для меня сфокусировалась главная или объедияющая аналитическая мысль этой публикаци.
Ведь это обо всех нас и наших деяниях - деяниях человека, как такового в любые времена.

Не устаю Вас благодарить, дорогая Наталия Юрьевна, за то, что неустанно даёте повод задумываться о неисчерпаемых горизонтах сложного, нередко противоречивого, генетически загадочного внутреннего мира каждого из нас.
Наталия Тяпугина (Леванина) 21.01.23 19:12
Ох, не случайно Вы так прочно поселились в моей душе, дорогая Елена Львовна!
Вот и опять - полное совпадение и понимание. Поклон Вам и благодарность.
Ольга Шевченко (Украина) 21.01.23 19:12
Единодушна с Вами, уважаемая Наталья Юрьевна.
"...Глубинная, почти родственная связь, которую Мышкин и Настасья Филипповна при первой же встрече ощутили друг к другу, - это как бы забытые, но сразу узнанные сердцем духовные узы, о которых всегда мечтается человеку, но в существовании которых разочаровавшийся и отчаявшийся человек так легко склонен усомниться...."
"...Что же произошло с Настасьей Филипповной за этот промежуток времени? Что наделило её такой чудесной силой? - Конечно, любовь. Ведь главным источником духовного опыта и нравственного преображения является именно она.
Очевидно, что дух пробуждается только на призыв духа. .."
Интересно было прочесть Ваше нынешнее исследование. Спасибо за статью.
Елена Балашова 21.01.23 18:26
"Нам свежесть слов и чувства простоту
Терять не то ль, что живописцу зренье
Или актёру - голос и движенье,
А женщине прекрасной - красоту?" ( Анна Ахматова)
С большим интересом всегда читаю статьи Н.Ю. Леваниной.Они дают читателю толчок к тому, чтобы снова и снова взять в руки любимую книгу и прочитать её словно заново.Вот и "Идиота"тоже захотелось перечитать. И вспомнилось вдруг, как когда-то я лежала в больнице. Нас в палате было шесть человек.И мы в "тихий час" по очереди читали вслух "Идиота" Достоевского. И надо было видеть,с каким нетерпением ждали все "болящие" этого "тихого часа", чтобы скорее читать книгу, которая так волновала всех нас. Почему это было так важно? Да потому, наверное, что каждому человеку хочется понять, "...что же есть красота"?И этот вопрос не устареет,как . не могут устареть "старые письма- с восторгом грустным, к нынешней жизни отношения не имеюшим"(П.Бойченко).
Очень даже имеющим и к нынешней жизни!
И я очень благодарна Наталье Юрьевне за то, что она побуждает нас к тому, чтобы "выйти из комы"и читать взахлёб "старинного" Достоевского, который тоже не может устареть , пока мы живём на этой земле и пока мы стремимся понять, зачем живём и "что есть красота..."
Наталия Тяпугина 21.01.23 16:07
Петру Бойченко. Спасибо Вам, уважаемый Пётр, за отзыв и подсказанную спокойную мудрость стихов Юрия Перминова, которые, действительно, не дают впасть в отчаяние и историческую нервозность (только этого нам не хватало!). Надо чаще себе напоминать: мы не какое-нибудь историческое отребье, ботало гремящее, у нас мощные корни, великие предки и великая история. И это не отменимо. Конечно, я тут и о своем, любимом...
Вот и Юрий Петрович Перминов, по сути, шаманит о том же, о вечном и неотменяемом:

Мороз лютует… Видимо, не в теме
людских забот с темна и до темна.
Зимую тем, что Бог послал, и с теми,
кто дорог мне в любые времена –
кто жизнь ведёт открытую, земную,
в том смысле, что без фиги за спиной:
я с ними и не то перезимую,
ну и они, конечно же, со мной.

Зимует стойко мой навечный город…
Вот разгребу посконных дум завал
и повесную – с теми, кто мне дорог,
и с теми, кто со мной не зимовал.
-------------
Как удачно мы с ним соседствуем, однако!
Геннадий Старостенко 21.01.23 13:48
А если совсем уж совсем в прозаическом смысле истолковывать... женская красота для нас, мужиков, и в самом деле сила страшная. Я бы даже сказал - термоядерная.... Была Алина Кабаева - одно было дело, а как ушла ...
Геннадий Старостенко 21.01.23 13:11
Мир красотою спасется... У Достоевского - страдательный залог, она не движитель сама по себе, а идеал - побуждение к действию. Впервые понял в 90-м, когда работал в АПН и снимал док кино про Достоевского.
Так что красота - она и в социальном действии, убожество на него не способно...
Петр Бойченко 20.01.23 23:46
На мой взгляд, Наталия Юрьевна опоздала на тот поезд, в котором в свой Высокий Град Человеческий (в наше далекое и великое прошлое!) умчались вершины великой русской литературы.
Всё просто. Они умчались.Остались лишь, как остатки, новые не менее высокие Поэтические Вершины, если судить хотя бы по публикации Юрия Перминова, оказавшиеся по воле случая рядом с публикацией Наталии Юрьевны. Но поэты (Поэты!), в отличие от прозаиков, интуичат, а не мыслят. У Перминова "Из невидимой тихой волны тьмы ночной – показалась мордашка припозднившейся нынче луны…" - и необъяснимо, почему "мордашка" пронзительней, чем привычные серп или шар луны. И непонятно почему именно "мордашка" душу заставляет проснуться и жить заново, - и с такою нежностью ко всему живому заставляет жить, что и не задумываешься, как, почему, зачем заставляет.
Это необъяснимо.
Но как же мы обкрадываем себя, когда не замечаем, как не поэт, а просто мыслитель (просто доктор!) преподносит нам свою мысль,словно пойманную в океане, но искусным поэтическим поваром не приготовленную рыбу:

"Любой человек ощущает тягу к прекрасному. Его сердце прозревает в красоте то высшее проявление блага, ту приобщенность к подлинному совершенству, первозданной гармонии, которые и рождают в сердце восторг любви. Происходит то, что Вл. Соловьевым точно названо “перестановкой центра личной жизни”, когда естественным путем усваивается навык преодоления эгоистической изолированности человека, перенесения жизненного интереса с “Я” на “Ты”. Так открывается в красоте её спасительная миссия. Так соединяются в человеке бессознательное мечтание и сознательная духовность, иррациональные токи души и разумные поступки.
Безусловно, прав был И.А. Ильин, когда утверждал, что любовь к совершенству совсем не есть пустое слово, аффектированная фраза или сентиментальная выдумка, но живая реальность и притом величайшая сила человеческого духа и человеческой истории".

Для меня эти строки Наталии Тяпугиной в постижении доброй, светлой, сокровенной тайны воистину человеческой души одинаково значимы с рядом опубликованными стихами Юрия Перминова. Просто это два разных жанра. Но уровень погружения в тайну души у них одинаков.
А почувствовал я, что Наталия Юрьевна опоздала на наш человеческий поезд, по признакам, свидетельствующим о том, что на нынешнем историческом сломе, когда мы уже не знаем, что ждет нас в будущем, но знаем, что в будущем будут уже не привычные катастрофы, а непонятно какие, - размышление о том, что мы есть в своем остатке сегодня, наши души приемлют только в бессознательных ощущениях, а не на уровне логических, как у Наталии Тяпугиной, размышлений.
Сужу по себе, читающем статьи Наталии Юрьевны, как старые и когда-то самые важные письма, с восторгом грустным, к нынешней жизни отношения не имеющим.
Но моя не поэтическая, а уже примитивно выживательная интуиция подсказывает мне, что когда эти старые, от классиков, письма Наталии Тяпугиной даже и грустного восторга вызывать у нас не будут, мы обнаружим себя в той новой реальности, когда не только до старинного Достоевского, а и до своего современника Перминова нам уже дела не будет.
Мы погрузимся в кому.
Наталья Юрьевна! Жду ваших новых статей, свидетельствующих, во имя чего и ради чего мы жили в Золотой век со всеми его остатками. И ради чего можно выйти из комы. Тем более, поэты все еще остаются для нас кислородной маской. Всё они тоже тоже всё понимают, но только таинственно, как Перминов:

Ну, а вдруг… ну, допустим, Тимошке
подсобить не успел бы Господь?..
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА