Екатерина Пионт 17.04.23 15:04

«Огонь» – это бросается в глаза даже по всполохам кадровых выборок, случайных фрагментов или превью – неожиданно и отчаянно правдив. Но удивительно: правда фильма, подчас суровая и выразительно-немногословная – не обжигает, не ранит. Скорее врачует, вызывая тебя на ответный разговор. Или на ответное молчание. В картине есть образ тишины, только не пустой, а поэтической, насыщенной смыслами и многомерными параллелями. Тишина природы. Тишина молитвы. Тишина совершаемых не на показ поступков и благих дел".

Читаю и наслаждаясь Вашей риторикой, слогом, Иван...
И захотелось сразу посмотреть этот фильм Анны Яновской, чтобы ощутить подобное Вашему.... и порадоваться, и удивиться....

Вспомнилось вновь, как на меня, школьницу, давным-давно, подействовал фильм "Дерсу Узала", который остался в моей памяти на всю жизнь своим немногословием, мудростью и таёжной молитвенной тишиной... – всем тем, что сказано и Вами в этом замечательном, поэтичном анонсе.

Премия Ивана Гончарова присуждена Вам, Иван, – заслуженно!
Рада была услышать Вас.

Петр Бойченко 15.04.23 19:59
Согласен с Наталией Тяпугиной, статья "не только содержательная, но теплая и светлая. Пасхальная". И фильм такой же.
Я бы согрешил, если бы не объяснил популярность Мелетия (Смотрицкого) у таких поклонников "всемирно-исторического значения самого Христа", как Геннадий Старостенко.
Вот что сообщает о личности и религиозных убеждениях архиепископа Мелетия (Смотрицкого) Митрополит Макарий (Булгаков) в «Истории Русской Церкви»:

«Он не имел твердых религиозных убеждений, что едва ли не более всего зависело от его воспитания. Собственно религиозное воспитание его совершалось под тремя влияниями: под влиянием Православия в детстве, под влиянием строгого латинства в юности и под влиянием протестантских идей, когда он уже переступал пределы юности. Самое сильное влияние было второе, потому что оно происходило в тот период жизни Мелетия, когда в нем пробуждались и укреплялись мыслительные силы; продолжалось во время его пребывания в Виленской иезуитской академии и совершалось такими мастерами своего дела, каковы были иезуиты. Оттого и неудивительно, если Мелетий не был тверд в своей вере и постоянно колебался то на одну, то на другую сторону, смотря по обстоятельствам, пока наконец совсем не отдался латинству <…> Дело Смотрицкого возбуждало живейшее участие в Риме. Там была великая радость, когда получены были известия о принятии им унии. И сам папа Урбан VIII удостоил его своим посланием (от 7 октября 1628 г.), в котором, приветствуя его с обращением из схизмы к Католической Церкви, выражал желание, чтобы он старался обратить и других схизматиков. Все сочинения Смотрицкого, начиная с “Апологии”, написанные в защиту унии и латинства против Православия, вызывали между католиками неумеренные похвалы. Многие, в том числе кардиналы, писали к нему письма и величали его ученейшим мужем и польским Цицероном. Сам папа пожелал иметь эти сочинения в латинском переводе – Мелетий перевел свои сочинения и переслал папе, а папа приказал положить манускрипт Мелетиев в своей избранной апостолической библиотеке в замке Святого ангела» (История Русской Церкви. Т. 5, отд. 1, гл. 4).

Короче говоря, католикам, Пасху встречающим не вместе с православными, нужен был тот, кто усомнился бы в благодатности Огня, сходящеего в канун Православной Пасхи. Тем более, это был период насильственной деруссификации Малороссии, когда она входила в состав Речи Посполитой (1569-1795 ) и поляки, как в наше время Порошенко и Зеленский, предоставили русским выбор: либо оставаться православными и терпеть унижения, либо ополячиваться в униатстве с католиками.
По той же причине и у нынешних русофобов сегодня входит в моду Мелетий (Смотрицкий). Иначе нынешние гонения на православных и попытка изгнать монахов их Киево-Печерской лавры воспринимается не только как богохульство, а и как обыкновенный сатанизм.
ГеннадийСтаростенко 14.04.23 08:10
Это, кстати, не умаляет всемирно-исторического значения самого Христа, о котором историк и богослов Эрнест Ренан написал мудрую книжку - "Жизнь Иисуса". В ней он представил Спасителя как еальное историческое лицо - как бы сняв мистическую, чудесную составляющую. А Ренана, в свою очередь, высоко ценил наш поздний славянофил Н.Страхов, в своей работе "Борьба с Западом в нашей литературе" обстоятельно писал о нем
Наталия Тяпугина 14.04.23 07:45
Фильм не видела, но после статьи Ивана Васильцова непременно его посмотрю. А статья у Ивана получилась не только содержательная, но теплая и светлая. Пасхальная. Хочется верить, что стали появляться стоящие фильмы, которые дадут толчок и киноведению, угасшему, было, вместе с примитивным кинематографом. Дай-то Бог!
Игорь Жарихин 14.04.23 00:12
Статья столь обстоятельная и самоценная, что и фильм я обязательно посмотрю.
Спасибо!
Наталья Вахрушева 13.04.23 23:32
Когда главный герой запел одесскую песню "Купите бублички" - я поняла, что смотреть фильм не буду.
ГеннадийСтаростенко 13.04.23 22:59
По поводу Благодатного Огня...

Мелетий Смотрицкий, автор нашей с вами грамматики, в "Апологии путешествия в восточные страны" (кажется,1626год) приводит рассказ о своем разговоре с малоазийским патриархом Лукарисом. Когда у них зашла реь о чуде Благодатного Огня, тот сказал: "Да если бы он и в самом деле самовозгорался, то наши магометане первые бы во Христа обратились..."
400 лет назад...
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА