Иван Ерпылёв | 6.03.25 11:00 |
Отвечаю по пунктам.
В. Шостаку. 1. Да, все, кто мне здесь возражают, бросились защищать самодеятельную поэтессу Е.Л. Балашову от вполне профессиональной и объективной критики. Эти их возражения не направлены на опровержение моих аргументов, что стихи Е. Балашовой, представленные в подборке, не профессиональны, то есть не соответствуют технике стиха, с точки зрения содержания, раскрытия тем банальны и ничего нового в русскую поэзию не привносят. 2. Ахматовское «когда б вы знали, из какого сора…» относится именно к темам. Да, любое обыденное впечатление может стать стихотворением при надлежащей литературной обработке. Единственное что - из мелкотравчатых мыслей стихи не растут. «Абсолютно неграмотный взгляд на поэзию» как раз у Вас. 3. Про «выгнутую» подкову я сказал саркастически, что, мол, «выгнуть» подкову и то легче, чем «выгнуть» бровь. Попробуйте движением мышц «распрямить» бровную дугу. Когда получится, я признаю, что Е. Балашова анатомически права в своём неточном выражении. Е. Балашовой. Елена Львовна, не нужно выступать в качестве учительницы начальных классов в высшей школе. В этом случае как раз «мне жаль Елены Балашовой» (родительный падеж). Как Вы правильно пишете, только приводите слово в винительном падеже («Елену Балашову»). А если бы был неодушевленный предмет, то был бы винительный падеж. То есть «мне жаль (испорченный) котелок». А не «жаль котелка». Это всё нюансы, но поэт их должен знать, или, по крайней, мере чувствовать органически, должно быть чувство языка. Хотя бы на том уровне, что «жаль Елены Балашовой» звучит как-то более благородно, естественно, чем «жаль Елену Балашову». Что касается моих «Килек», как Вы изволили выразиться, это замечательное стихотворение. Это сквозная метафора, это приметы времени, это аллегория, это аллюзия к классике (Чеширскому коту). Поверьте, Вам такого стихотворения никогда не написать, а я его написал в 2011 году, когда мне было 22 года. В. Проскурякову. «Проживать» вместе с автором банальные, непрофессиональные стихи невозможно. Иногда нужно побыть и литпрозектором. Автора уже поздно чему-то учить, к чему-то призывать, уже получилось то, что получилось. То же самое и Елена Осминкина, и Нина Волченков - поэтессами они уже никогда не будут, несмотря на то, что пытаются на этом сайте оставлять льстивые комментарии к публикациям других поэтов. Этой лестью в литературу не войдешь, не войдешь и «литпроцессом», то есть какими-то премиями, публикациями. Остаться можно только хорошими произведениями. Стихи Елены Балашовой - редкое даже сегодня собрание прописных истин. Е. Балашова - хороший психолог. Она специально выбирает «болевые» точки читателей (одиночество пенсионера, противопоставление картошки и ножек Буша). Всё это мимикрирует под поэзию, но на самом деле является афоризмами, штампами, сто раз петыми и перепетыми, но, видимо, потому и дорогими необразованному читателю, что над этими стихами не надо думать, всё в них близко и понятно его заскорузлому уму. Совершенные штампы, петые и перепетые: «музыка небес», «река времён», «пела вода», «распятой на кресте», «белая голубка», «второй хлеб», «синица в руке», «родимые веси», «дождик… постучал в окно», «насущный хлеб», «вера святая», «душа с небесами… говорит», «священный огонь», «листаю… календарь жизни». Из штампов можно ведь сделать новый образ, если их использовать как-то по-другому, переиначить. Например, расхожее выражение «распятый» кто-то из поэтов обыграл как «распятый перекрёстками дорог». Но для этого нужна интеллектуальная работа, творческое осмысление, преображение действительности, создание новых образов, а не просто «что вижу, то и пою». Нет у Е. Балашовой ни одной развёрнутой метафоры, стихи скудны, лапидарны, сухи, ничем не запоминаются. Тут же, рядом, не образы, а какие-то канцеляризмы. «К лету свершён поворот». Учить тут поздно, призывать к чему-то - тоже поздно. Единственное, что я увидел из биографии автора, что первую книгу Е. Балашова издала только в 1993 году, то есть уже после Советской власти. И в биографии ничего нет о каком-либо образовании. Зная о том, что в СССР неплохо работала система поддержки талантливых авторов, странно, что у Е. Балашовой не вышло ни одной книги в советское время. Возможно, в то время её как профессиональную поэтессу и не рассматривали. Но это, оговорюсь, только предположения. |
Елена Балашова | 16.08.23 23:31 |
Дорогие Надежда Александровна, Елена Фёдоровна! Как я благодарна вам за добрые и тёплые слова в свой адрес !Это так согревает душу - искренний отклик .Простите, что благодарю с опозданием( не заходила на страничку).Со своей стороны желаю вам обеим новых творческих взлётов. |
Елена Осминкина | 30.07.23 11:25 |
Очень понравились стихи Елены Балашовой. Как говорят, по душе пришлись. Вдумчивый поэт, интересная личность, с трепетом и большой любовью относящаяся к слову. Хочется отметить и очень живые портретные зарисовки в "Корыто" и "На зимнего Николу". Замечательное, психологически достоверное стихотворение "Листва под ногами уже не шуршит...". Стихи разноплановые, и все они подкупают своей искренностью, задушевностью. Поздравляю автора с публикацией! |
Надежда | 29.07.23 23:22 |
Я бы тоже присоединилась к мнению Аллы Линёвой и Григория Блехмана.. Эти три стихотворения и делают подборку особенной, нежной и острой одновременно.
Мне кажется, автор внутри себя гораздо свободней и ярче, чем позволяет это себе в стихах. Виден и жизненный опыт, и мастерство, и знание поэзии. С удовольствием буду ждать следующей подборки, дорогая Елена Львовна! Бог в помощь! Надежда Мирошниченко |
Елена Балашова | 27.06.23 17:41 |
Благодарю Вас, дорогая Наталья Юрьевна, за Вашу щедрость и внимание. |
Наталия Тяпугина (Леванина) | 27.06.23 16:43 |
Поэзию недаром считают душой подвига и подвигом души. Это сложнейший процесс обращения красоты в добро. Это именно подвиг, потому что с трудом и невероятными усилиями талантливый человек, породнившийся со Словом, подвигает читателя к самому главному, подчас заброшенному и забытому – к душе. К его и своей душе. По сути, роднит их.
А красота – это универсальный ключ, который порой помогает открывать даже самое неухоженное нутро. Ощущение любви, волнение от родных запахов, цветов и вкусов, то, что неискоренимо в тебе, если душа твоя не умерла, умеет от избытка передавать Елена Балашова, потому что дар у неё такой и потому что сама она по-настоящему переполнена этой любовью. Трогают ее стихи до слёз: Уходя, оглянусь: свет в окошках горит, Раным-рано затопятся русские печи. А погода-то нынче дурит и дурит, И швыряет, шутя, мне сугробы на плечи. Уезжаю и - вновь возвращаюсь сюда. Слава Богу, что есть мне, куда возвращаться, Где и горе – не горе, беда – не беда, И где сны золотые по-прежнему снятся. Уходя, оглянусь. И увидятся мне Эти вешки у тропки да мгла ледяная, В семь домов деревушка на малом холме. Сердце бьётся : «Живая! Живая! Живая!»… Поздравляю с замечательной публикацией, милая Елена Львовна! |
Елена Балашова | 23.06.23 20:22 |
Самая сердечная благодарность вам, мои дорогие читатели и критики, за столь высокую ( и, конечно, неправомерно завышенную оценку) моих стихов.И Вам, Ольга( простите, отчества не знаю) , и Вам Григорий Исаакович, и Вам, Алла, и - ещё раз! - Наталье Юрьевне Леваниной . |
Ольга Шевченко (Украина) | 23.06.23 16:35 |
Уважаемая Елена Львовна, рада знакомству с Вашим творчеством ещё с времён статьи Наталии Юрьевны Леваниной. С той поры прочитала на разных сайтах многое, написанное Вами. Все, до единого, стихотворения - это искусство высшей пробы. " ...И душа напиталась живительной влагой из того упоительного родника..."
Доброго здоровья Вам и вдохновения! |
Григорий Блехман | 23.06.23 13:14 |
К тому, о чём сказала Алла Линёва, могу лишь добавить, что сразу чувствуешь высокую требовательность Елены Балашовой к своему слову. Поэтому, когда читаешь её стихотворение "КОСНОЯЗЫЧИЕ", в эту трепетность к форме "мысли, изреченной" веришь абсолютно. Отсюда и "образ мира, в слове явленный", где есть и биография и наблюдения поэта в их философском звучании, и благодарное слияние с бытием, оказывает такое сильное эмоциональное действие.
Впечатлён, дорогая Елена Львовна. |
Алла Линёва | 23.06.23 11:13 |
Тот случай, когда слёзы по щекам не от боли, не от скорби... Слёзы от "Умиления", слёзы благодарности за "Корыто", за щемящее и рвущее душу "На зимнего Николу иду я к дядьке в гости, А дядька-алкоголик, он жизнь свою пропил..." Какое счастье, что жива наша русская тихая лирика и в сердце необъяснимым чудесным образом отзывается так громко, звучит в душе словно чистый и долгий колокольный звон... Кланяюсь и говорю автору: "Браво! и Храни Вас Бог, дорогая Елена Львовна!" |