Наталия Тяпугина | 6.07.23 16:16 |
Дорогой Геннадий Викторович! Благодарю Вас за понимание и поддержку.С уважением и неизменной симпатией, Н.Тяпугина. |
Геннадий Иванов | 6.07.23 13:57 |
Дорогая Наталия Юрьевна! Блистательная статья. Вот таких статей, поднимающих литературу до государственной важности дела почти нет, а они очень нужны для самочувствия самой литературы. Она чахнет без достойной критики и литературоведения. Спасибо Вам!
|
Иван Васильцов | 4.07.23 17:16 |
Писатели - и" настоящие" и даже не очень - всегда и во всём одиночки. Доброта (в том числе "общественная"), положительность, нравственная благообразность, этическая линейка и писательство - несоединимы. Пишущие обычно злы и эгоистичны. И состоят из ошибок. Поэзия это ошибка? Отесиньку не берём в счёт - подтверждающее правило исключение. Хотя и Аксаков, в сущности, так и остался с удочкой на рыболовных мостках на реке Воре - один одинёшенек, вглядывающийся слепнущими глазами в наплавок. И чем обособленнее писатель, чем отвязнее и "непохожее" он, чем оторваннее (от тусы, партий, редколлегий, моральных обязательств, цехов, цензур (цензуру к памяти и к сердцу не допускаю!), от писательско-корпоративной этики и этики в целом, тупой дидактики, лозунгов, завываний-бряцаний и прочих глупостей), тем важнее и нужнее он обществу. И настоящей литературе. Так что литературоведы - и "глубокие" и даже помельче - изучают одиночество. Одиночки пишут об одиночках - как-то так. Вынуждены. Ну это если коротко, кратко. Главное же (в смысле выживания-сохранения и хоть какого-то развития таланта), и для тех и для других, постараться, хоть и трудно, казалось бы, но всё же - говорить правду. Да нет, правду говорить легче, проще. Нужно только остаться наедине с собой (миром?) и попробовать начать. Роль писателя? Да та же, что и всегда. Сбережение человека и человека в человеке. |
Петр Бойченко | 3.07.23 19:14 |
Согласен с Ольгой Быстровой. Эта публикация - самое важное событие последних десятилетий,
От себя добавлю, что это "матрица" не только литературы, а и вообще культуры, границы которой можно находить, имея на вооружении соответствующую методологи методологию.. И уж если Ольга Быстрова провела параллель между смысловыми структурами "подобия Божьего" и "культурного типа", то обращу внимание еще и на то, что методология - это не навеки застывшая система мер, а пространство, развивающееся не в ширину, а в глубину. Как и христианские каноны, уточняемые внутри Церкви в первые века христинства, а потом отвечающие на внешние вызовы текущего времени. Потому что Были времена, когда культура и традиция, как буква закона и прецедентное право, были синонимами. Теперь же традиция и авторитет классики (прецедента) ничего не значат. И потому должна была появится вот эта статья, автор которой, как отметила Елена Балашова, сумела перевести "логику художественную в логику научную". |
Наталия Тяпугина | 3.07.23 17:00 |
В.В. Ефимовской. Дорогая Валентина Валентиновна! Благодарна Вам за такую высокую оценку моего труда. Не иначе как сам Господь послал мне таких замечательных единомышленников - проницательных, умных, деятельных, духовно богатых. Поклон создателям нашего сайта. Сотрудничество с "Росписателем" и творческая дружба с его авторами, действительно, стали важной частью моей жизни. |
Валентина Ефимовская | 3.07.23 15:13 |
Очень нужное, содержательное исследование, напоминающее о том, что литературовед и критик должны знать научные законы и обладать духовным зрением, и помнить, что миром правят нематериальные активы. Статья свидетельствует о высоком уровне творчества самой Наталии Тяпугиной, являющейся одним из ведущих современных ученых. Хорошо, что ее статьи публикует сайт «Российский писатель». Это надо читать и обдумывать, и запоминать, и использовать в творческих работах. |
Наталия Тяпугина | 3.07.23 06:39 |
Дорогой Григорий Исаакович! Хорошо, что в развитие темы Вы припомнили Пастернака. Очень уместно. Впрочем, как и всегда. Благодарю! |
Григорий Блехман | 2.07.23 22:17 |
Читал эти размышления Наталии Тяпугиной, наполненные цепью ассоциаций взаимосвязи между яркими личностями разных времён: писателями, учёными, философами, чьи мысли в конечном счёте сходятся в одной точке - неисчерпаемости того, что называется: "образ мира, в слове явленный" и вспомнил, как об этом очень глубоко и ёмко написал в стихотворении "Быть знаменитым некрасиво" Борис Леонидович Пастернак:
"Цель творчества - самоотдача, А не шумиха и успех... ..................................................... И надо оставлять пробелы В судьбе, а не среди бумаг, Места и главы жизни целой, Отчёркивая на полях.... ................................................ Другие по живому следу Пройдут твой путь за пядью пядь, Но пораженье от победы Ты сам не должен отличать. И должен ни единой долькой Не отступаться от лица, Но быть живым, живым и только, Живым и только. До конца" . Собственно, это о главном - о том, что в каждом из нас заложено что-то от Бога. Важно лишь почувстввать это своё предназначение, где тебе от природы дано максимально реализовать свой потенциал. Спасибо, дорогая Наталия Юрьевна, за то, что Ваши философские размышления наводят "так много дум". |
Наталия Тяпугина | 2.07.23 16:50 |
Ольге Быстровой. Браво, Ольга! Восхищена Вашей проницательностью. |
Ольга Быстрова | 2.07.23 16:08 |
Каждая ваша публикация, уважаемая Наталия Юрьевна, даже и в известном открывает то, о чем у меня самой не находилось повода догадаться.
А эта редкая по нынешним временам статья натолкнула меня на мысль о том, что точно так же, как в человеке есть "образ и подобие Божье", так есть в нем и что-то и от того, что является нашей культур. Проблема лишь в том, что в ком-то из нас этих подобий может оказаться лишь малая капля, а в ком-то немногим больше. И вот вы Наталия Юрьевна, этой своей статьей мое представление о культурном пространстве расширили. А можно сказать, что вам удалось собрать это пространство из многих его закуточков в нечто единое. И все эти закуточки срослись так, словно Платон, Белинский, Достоевский, Юнг, Аверинцев, Палиевский и др. представляют абсолютно единый культурный тип. А фокус заключается в том, что в каждом из них вы нашли то, что подобно ценностям вечным. Вряд ли очень уж многими эта ваша статья будет воспринята как одно из самых значительных событий. При всем том, что о самом сложном вам удалось сказать очень просто..Помню, как когда-то нас потрясла та простота, с которою Палиевский расшифровал зловещий смысл "метода присоединения" в статье "К понятию гения". А вам, на мой взгляд, удалось материализовать в слове и мысли даже саму ту матрицу, без которой писатель, литературный критик и читатель одинаково одичают до той черты, за которой литература превратится в очередной атавизм. |
Анатолий Головкин | 2.07.23 14:54 |
Действительно, над словами «Искусство вырастает индивидуальным способом», надо задуматься. За свою жизнь мы изучили столько теорий, что наши поколения начинали говорить цитатами, особенно из теории марксизма-ленинизма.
На комментарий Валерия Скрипко замечу, что прежде, чем подойти к высшей ступени человеческих отношений – доброте, во всех ее проявлениях, надо пройти еще две первые ступени: «эго» и справедливость. Первая ступень – благоразумие подразумевает деятельность, бережливость и воздержание, все они доступны нашему пониманию, и развивают либеральное, то есть эгоистичное начало, от этого никуда не уйти. Вторая ступень определяет сочетание эгоистических и социальных мотивов и называется справедливость. Чувство справедливости живет в каждом из нас, оно как будто впитано с молоком матери. Но почему-то у разных людей представление о честности разные: кто-то может позволить себе больше, кто-то меньше. Преодолев эти первые две ступени общечеловеческих ценностей, мы можем говорить о доброте во всех ее проявлениях: самопожертвовании, чистосердечной услужливости, сожалении, сострадании, благотворительности, любви к людям. Доброта определяется только социальными мотивами. Каждый из нас находится на разных ступенях общечеловеческих ценностей, каждый понимает их по-своему. Поэтому, когда я начинал писать свои первые книги, читатели на встречах нередко обращались с просьбой переводить научные термины и суждения на общечеловеческий популярный язык. Ведь писатель, имеющий жизненный опыт, может чему-то научить или подсказать своему читателю, если пишет доходчиво. |
Валерий Скрипко | 2.07.23 13:00 |
Не согласен с П.В.Палиевским, тем более с "ироничным". Это явно заявление эгоцентриста,прикрывающего свою философию всякими общими рассуждениями об искусстве, которое якобы "не строится на теориях."Для любого творца , в том числе и для литературного критика, теорий в мире только две: ты или махровый эгоист или верующий, любящий ближних своих и соборное единство с обществом, в котором ты живёшь. Это легко обнаружить!
Есть еще "ироничность" от неспособности любить, род бессилия и духовной клинической смерти. "Ироничность" -бред несчастных людей, которым в сознание бесы подливают яду неверия,яду разочарования, злобы на всех из -за того,что толпа не любит ироничного так,как бы он этого хотел. Когда само российское общество выбрало индивидуализм, ему придётся за это отвечать как коммунистам за свой атеизм. Намаемся все мы,пока не обратимся к Богу за помощью! |
Наталия Тяпугина | 2.07.23 07:21 |
Мне всегда интересны Ваши суждения, уважаемая Елена Львовна. Спасибо, что отреагировали на мою статью, написанную специально для настоящих писателей. |
Елена Балашова | 1.07.23 20:20 |
Когда в детстве я научилась читать, я брала любую книгу, кажущуюся мне интересной и читала. Конечно, подсказывали родители, давали книги, которые советовали прочитать, и я послушно читала то, что мне рекомендовалось родителями, учителями, друзьями...Но со временем я ощутила, что я должна найти сама то, что мне хочется, что интересно, а не только следовать чьим бы то ни было советам.Но книг-то - море! Я утонула в нём, запуталась, не находила то, что хочу.И вот тут-то, как лоцман к тонущему кораблю, на помощь пришли( о, счастье!) литературоведы.Ведь истинный литературовед ведает всё! Он помогает мне выплывать в этот безбрежном книжном океане и стоять бесстрашно на твёрдой почве,которую он же помог мне найти.
Итак, слава литературоведам,что они есть в нашем мире и не дают заблудиться в книжных дебрях литературы! Спасибо Вам, Наталья Юрьевна, что Вы умееете перевести "логику художественную в логику научную" с минимальными потерями! |