Игорь Жарихин | 24.02.24 19:38 |
Б.Карпов:
"Автор предлагаемой нам книги обозначает её как "довольно беглое и в значительной мере конспективное исследование". Отдавая дань скромности приходского священника отца Сергия Карамышева, заметим, что его новый труд – основательный, многополезный и, что главное, актуальный, своевременный". Я благодарен Борису Карпову за его уважительное отношение к скромности автора книги. Так и должно быть. А уж я, простой читатель всего лишь опубликованной рядом главы из книги о. Сергия Карамышева, могу утверждать, что это не "беглое" и не "в значительной мере конспективное исследование", что это значительное событие в развитии нашего национального самоощущения и самосознания. И статья Бориса Карпова хоть и кратко, но убедительно свидетельствует о том же. Единственное, в чем я не согласен с Борисом Карповым, так это в том, что "книгу эту давно предвидели". На мой взгляд, точнее будет сказать, что книгу эту в её полноте фактов, изложенных, в отличие от многих хрестоматийных исторических исследований, непредвзято, давно, ждали, уже ни на что не надеясь. Ничего более вразумительного и чудовищного о геноциде русских православных я до сих пор не находил. Вот цитирую из опубликованной рядом главы из книги о. Сергия: "О последствиях унии церковный историк Николай Тальберг пишет: – «Навязанная народу уния явилась великим бедствием и испытанием для православной западно-русской Церкви... Униатские епископы выгоняли православных священников из приходов и ставили на их места униатов… В городах православных не допускали до городских должностей, стесняли в ремёслах и торговле. Тем хуже жилось им в деревнях, где и раньше, по отзывам иностранцев, паны жили, как в раю, а их хлопы, как в чистилище. Теперь для фанатичного пана открывалась возможность считать чуть ли не богоугодным делом преследование хлопа за «схизму». Такие помещики передавали храмы униатам или отдавали в аренду евреям. И тогда ключи от церкви хранились у такого арендатора, который заинтересован был взымать деньги за всякую церковную службу или требу. И кто не издевался тогда над этою «хлопскою» верою: и эти арендаторы, и школяры из иезуитских коллегий, во имя ревности громившие православные церкви, часовни и школы, и возвращавшиеся из разорённой ими России сподвижники Сапеги и Лисовского (предводителей польско-литовских отрядов во время русской Великой смуты – С.К.). И защиты искать было не у кого, ибо сила и власть была у упорных врагов Православия». Буду теперь искать в сети всё, что касается церковного историка Николая Тальберга. И вслед добавлю вот о чем. Хорошо было Карамзину. Он мог Романовым польстить, им в угоду кого-то умалить или даже не заметить, кого-то поднять до небес. А у России о. Сергия столько врагов даже внутри самой России, что только самую беспощадную правду он может себе позволить. Но и беспощадная правда о. Сергия не унижает Россию, а возвышает. |