Василий Воронов | 20.03.24 05:25 |
Спасибо, друзья, вы великодушны. |
Григорий Блехман | 16.03.24 21:40 |
Присоединяюсь к сказанному моими уважаемыми коллегами. От себя лишь немножко добавлю.
Читал эту повесть с ощущением, будто смотрю многосерийный художественный фильм, основанный на документальных материалах, потому что это художественно-документальное единение даёт не просто сочные образы каждого из персонажей, но и связанные с ними события в их жизни, которые зависят от того, какие "дуют ветры" в стране на каждом из этапов её развития. Вот один из очень показательных моментов происходящего с Максимом Жуковым, когда он отдаёт должное Иосифу Виссарионовичу за блестящую реализацию идеи создания колхозов. Говорит это тогда, когда уже вовсю насаждается у нас хрущёвщина со всеми выиекающими отсюда печальными для страны последствиями, приведшими в конечном итоге к разрущению великого Советского Союза и деградации нашей страны, что мы ощущаем и по нынешний день. Люди моего поколения все эти этапы прошли, поэтому и читал повесть Василия Афанасьевича, проживая их вместе с его персонажами. За что очень благодарен Мастеру, имеющему свой неповтоимый, действительно, вороновский стиль. |
Людмила Воробьева | 16.03.24 18:11 |
Всё узнаваемо, любо и дорого в родном кукуевском хуторе Василия Воронова! Образы колоритные, запоминающиеся! Так и хочется чуть погодя перечитать разок-другой и эту историю! Отец Сафроний, Митрофан, правозащиткик Добролюбов, всех и не перечесть... А каков предметный мир у Василия Афанасьевича и не передать словами: "Тихое счастье теплится в бедной хате...". Казалось бы, вещи несовместимые, ан нет, вдумайся, читатель, во всём свой тайный смысл кроется.
Приметы неуловимые, бытовые, психологические, соцальные: "Хутор развернулся в сторону капитала". Пожалуй, лучше и не скажешь о приметах и чертах новового времени. Ясно как Божий день: ни убавить, ни прибавить. Или та же меткая характеристика правозащитника с говорящей фамилией Добролюбов: "«У него дом каменный, жена на иномарке и черный шницель на цепи»! Право же, и смех, и грех. Но и печаль, и радость, и сострадание... -- каждое слово ложится на душу и входит в сердце. Спасибо доброму и мудрому писателю! |
Марина Маслова | 16.03.24 11:46 |
Да, читается эта проза действительно легко, увлекательно.
И касательно жанра замечание Николая Олькова заставляет задуматься: а почему "вынужден" проявить себя герой Василия Воронова всего на "нескольких страничках"? Указанный автором жанр - повесть - предполагает всё-таки больший объём, нежели те несколько страничек, в которые сумел уложиться автор, однако по широте охвата человеческих судеб это уже и не рассказ, который обычно ограничивается повествованием об одном событии, важном в судьбе героя. Давно замечено, что строгой границы между этими двумя жанрами, рассказом и повестью, в общем-то и нет. Например, знаменитую повесть Евгения Носова "Шумит луговая овсяница" называют нередко рассказом, хотя произведение довольно велико по объёму. А причина "умаления" жанра, видимо, в том, что в произведении чётко прослеживается только одна линия взаимоотношений героев - Анфисы и Чепурина, а приведшие к их встрече события и люди лишь попутно упоминаются. У Василия Воронова, наоборот, в малом объёме повествования захвачено столько судеб, что хватило бы и на роман, и при этом судьбы даны не статичной картинкой, а в драматическом развитии, выхвачен как бы главный их движущий элемент. А в последнем, седьмом эпизоде повествования и вся жизнь человеческая вдруг высветилась до самых тайных глубин, до трагического возмездия... Такой подход писателя, когда он не вширь вольно и неспешно развёртывается, а пытается экономно зачерпнуть как можно глубже и гуще, действительно стал, как можно судить по публикациям сайта, особой приметой прозы Василия Воронова. Можно также сказать, что даже отдельные эпитеты мы начинаем воспринимать уже именно "вороновскими", звучащими с каким-то особым оттенком в этой мягкой, лиричной, как-то по-доброму снисходительной к страстям человеческим, но и строго правдивой, бескомпромиссной прозе. Вот эти "розовощёкие дети", что упомянуты в начале повести в речи незадачливого отца Софрония, это именно "вороновский образ". Эпитет "розовощёкий" - это уже своеобразная визитная карточка писателя Василия Воронова. Меня можно оспорить. Но здесь не место для объёмных доказательств. Скажу только, что впервые обратила внимание на этот эпитет у Василия Воронова, когда он откликнулся в комментарии к одной публикации и назвал розовощёким даже мой родной город - "розовощёкий Курск". Это прозвучало неожиданно и трогательно. Эпитет запомнился, и не заметить его в других произведениях писателя было уже невозможно. Ну а что касается "вынужденности" жанра, тут, пожалуй, и объяснять особенно нечего, всем понятна нынешняя ситуация, когда рассчитывать на внимательное прочтение больших "широкоформатных" жанров писателю уже трудно, надо уметь в малом жанре сказать всё, что нужно для понимания жизни. Либо приходится смиряться с тем, что путь читателя к автору будет долгим, и читатель не будет массовым. Мой низкий поклон автору пронзительной жизненной прозы! А всё-таки владыка у Вас, Василий Афанасьевич, уж очень вольно изъясняется с подчинёнными... ))) |
Игорь Кудрявцев | 16.03.24 07:13 |
Василий! Поздравляю с публикацией, которая неожиданно
привела меня к мысли: в России появилась вороновская проза. Всего доброго, храни тебя Господь! |
Геннадий Иванов | 15.03.24 19:26 |
Господи, как хорошо читается! Василий Афанасьевич - блеск таланта! |
Ольков | 15.03.24 15:39 |
Кукуев рядом с хутором Гривенным, что под городком Загряжском. И народ родственный, гулливый, бесшабашный, сообразительный, трагичный по судьбе. Каждый может представить биографию на повесть, а то и роман, но вынужден проявить себя на нескольких страничках. Живые люди, больших и мелких страстей. Видится в них мой народ, так все похоже, до слез. |
Александр Можаев | 14.03.24 21:12 |
Благодаря Василию Воронову, погостил нынче в славном хуторе Кукуеве, пообщался с его обитателями. Узнал старых знакомых, и на душе стало теплее. |