Лилия Тетерина | 3.04.24 23:59 |
С удовольствием прочитала, уважаемая Алла Анатольевна, Вашу работу, глубокую, чистую и ясную, ко времени Великого поста и памяти Великого художника слова—Н.В. Гоголя—преподнесённую. Как не вспомнить классическое триединство— места, времени и действия. Всё совпало и всё случилось. Спасибо огромное! Благодаря Вашему образованию и Вашему таланту Вы смогли с разных точек зрения, не только религиозной, но и историко-литературной, философской, отдать честь Великому мастеру слова и показать нам многогранность творчества Гоголя и его « хождение по мукам» в поисках христианской истины.
Бог даёт каждому талант, и это мы знаем из Библии, но только не всегда понимаем, зачем. Н.Гоголь через своё творчество отвечает и на этот вопрос, а именно для того, чтобы каждый человек, распознав свой талант в себе и уделяя ему должное внимание, посредством этого таланта смог открыть Бога и приблизиться к нему. И если он не закапывает талант в землю, тогда проявляется божественная искра, заложенная в каждом. Так у Гоголя, как у писателя, и происходит, чем зрелее он в своём творчестве, тем ближе к Богу и тем осознаннее он понимает, что ничто не сравнится с Евангелием, которое является квинтэссенцией всего человеческого. Если можно сравнить с физикой или с математикой, то выводы там отражены в формуле, но если объяснять их содержание словами, то нагромождения не дадут двигаться дальше, поэтому и зажато всё в формулу. В Евангелии же сконцентрировано в форму слово, насколько возможно кратко, но всё, что возможно. Гоголь хочет понять судьбу маленького человека через призму его таланта. Так происходит в «Петербургских повестях» , особенно наглядно раскрыт талант художника в « Портрете», где Гоголь скрупулезно показывает все моменты развития личности, которая изменила таланту и которая выдержала натиски жизни, но не разменялась на мелочные нужды. Награда приходит к одному, а к другому наказание. Гоголь никак не может найти идеального героя, потому что его нет на земле, на земле всё реальное. И людям нужно выживать, аскетизм монашества можно соблюдать только при определенных условиях, которых нет в повседневной жизни, и слава Богу, развитие тогда человечества остановилось бы.Нет идеальных людей и нет идеальных персонажей. А путь, по которому идёт человек, краток, может, и понимаешь с возрастом, как нужно было, но времени пройти заново уже нет. И тогда, когда понимаешь, что там и там ошибки, и хочется уйти в монашество, чтобы больше их не совершать, чтобы оттуда помогать людям святостью. Гоголь приходит к понятию « слова», которое вначале было сказано Богом и сказано в конце Нового Завета, поэтому сколько ни говори, ни пиши, ни обличай, приходишь к слову Божьему! Наверно, отчасти и поэтому Гоголь предал огню второй том. Но и первого достаточно, чтобы понять, что главная мысль уже сказана, когда посредством незаконных методов, а именно покупки мертвых душ, ушедших в мир иной по своими индивидуальным причинам, хотят разбогатеть, никого не убивая, ничего хорошего не получается. Но на этом люди не останавливаются, о чём повествует следующий автор. «Преступление и наказание» Достоевского, в котором уже из живых душ делают мёртвых, опять же исходя из благих намерений, но не христианских, а философских трудов Ницше, принижающих роль Бога и восхваляющих сверхчеловека и вседозволенность его действий, т.е. подменяя христианские ценности. А пороки людей так и не исчезают, давая пищу и современным мастерам слова. Что делать нельзя, чтобы не грешить, написано кратко в 10 заповедях и во всём огромном объёме художественных произведений. И не только проза, но и поэзия говорит нам о Великом Слове Божьем, выше которого нет. Н.Гумилёв Слово В оный день, когда над миром новым Бог склонял лицо свое, тогда Солнце останавливали словом, Словом разрушали города. И орел не взмахивал крылами, Звезды жались в ужасе к луне, Если, точно розовое пламя, Слово проплывало в вышине. А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот, Потому что все оттенки смысла Умное число передает. Патриарх седой, себе под руку Покоривший и добро и зло, Не решаясь обратиться к звуку, Тростью на песке чертил число. Но забыли мы, что осиянно Только слово средь земных тревог, И в Евангелии от Иоанна Сказано, что Слово это — Бог. Мы ему поставили пределом Скудные пределы естества. И, как пчелы в улье опустелом, Дурно пахнут мертвые слова. |
Геннадий САЗОНОВ | 2.04.24 11:29 |
Выражаю большую благодарность Алле Анатольевне за раскрытые редкой и сложной темы духовных поисков Николая Васильевича Гоголя.
Поучительное и полезное исследование, особенно во дни Великого Поста. |
Андрей Калмыков | 1.04.24 23:39 |
В своей книге «На берегах Невы» Ирина Одоевцева вспоминает, как Николай Гумилев сырым, холодным октябрьским днем 1920 года пригласил ее в церковь на панихиду по Лермонтову, объясняя:
– Подумайте, мы с вами, наверно, единственные, которые сегодня, в день его рождения, помолимся за него. Единственные в Петербурге, единственные в России, единственные во всем мире… Никто, кроме нас с вами, не помянет его… Когда-то в Одессе Пушкин служил панихиду по Байрону, узнав о его смерти, а мы по Лермонтову теперь. …Гумилев идет к свечному ящику, достает из него охапку свечек, сам ставит их на поминальный столик перед иконами, сам зажигает их. Оставшиеся раздает старухам. – Держите! – И Гумилев подает мне зажженную свечку. Священник уже возглашает: – Благословен Бог наш во веки веков. Аминь… Гумилев, стоя рядом со мной, крестится широким крестом и истово молится, повторяя за священником слова молитвы. Старухи поют стройно, высокими, надтреснутыми, слезливыми голосами: – Святый Боже… Это не нищенки, а хор. Я ошиблась, приняв их за нищенок. – Со святыми упокой… Гумилев опускается на колени и так и продолжает стоять на коленях до самого конца панихиды… Я тоже усердно молюсь и крещусь. Конечно, не так истово, как Гумилев, но все же «от всей души». – Вечная память… – поют старухи, и Гумилев неожиданно присоединяет свой глухой деревянный, детонирующий голос к их спевшемуся, стройному хору. Гумилев подходит ко кресту, целует его и руку священника подчеркнуто благоговейно. – Благодарю вас, батюшка!.. …Гумилев: И как хорошо, что нам удалось отслужить панихиду! Как ясно, как светло чувствуешь себя после панихиды. Будто вдруг приподнялся край завесы, отделяющий наш мир от потустороннего, и оттуда на короткое мгновение блеснул нетленный свет. Без нее я вряд ли сумел и смог бы сказать вам все то, что скажу сейчас. Оттого, – продолжает он, – что у нас, у вас и у меня, открылось сердце. Не только ум, но и сердце, навстречу Лермонтову. Спасибо большое, уважаемая Алла Анатольевна! Поминать наших великих соотечественников, предшественников, отдать дань их памяти, пожелать им Царствия Небесного – это наша национальная традиция. И, словами Гумилева, это надо не только им, но и нам. |
валерий скрипко | 1.04.24 09:09 |
Остаётся для многих неизвестными подробности посещения Гоголем Святой Земли. Кажется, гений ждал чего-то большего от паломничества в Иерусалим. Но на связь с ним Небеса почему-то не вышли.
Видимо, такой проводник духа и веры, как Гоголь, проходил по какому-то другому "ведомству", от которого, умирая, он требовал подать ему лестницу. Почитаешь как травили Гоголя, терзали Достоевского, замалчивали Хомякова, жалеешь, что не было тогда нынешнего законодательства,чтобы многих представителей нашей либеральной творческой интеллигенции можно было назвать Инагентами! |