Страница: 1 2 3 4 Все |
Ольга Шевченко (Украина) | 20.04.24 12:25 |
Ивану Ерпылёву.
Давайте попробуем продолжить разговор. Вот стихотворение Юлии Друниной: "Я только раз видала рукопашный, Раз — наяву и сотни раз — во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне." Просто?. Понятно? Более, чем. Зримо? Даже без ужасающих подробностей, - зримо. Вы были в рукопашном бою, Иван? Не были ... И я не была. Но, как творческие личности, мы в силах этот ужас представить. И читатели не из творческой среды тоже представят. Для этого лишь нужно мысленно поставить себя в схватку с противником. Всего четыре строки, утверждают, что первоначальный вариант был длиннее... А почему зримо? Потому, что "краткость - сестра таланта". Следующее стихотворение Юлии Друниной, фрагментарно: "... А у вас глаза как у инока - Я таких не встречала глаз. ....... Но боюсь, что и вы бессильны. Потому выбираю смерть. Как летит под откос Россия, Не могу, не хочу смотреть!" Собственно здесь самая важная строка "...как летит под откос Россия..." Образно? Более чем. И десятилетия, прошедшие с дня написания этих строк, лишь подтверждают их значимость и верность. У Вас: "Вальдемар Великий наматывает на кулак Требуху из чрева зарезанной днесь Европы. Вонь гнилых кишок достигает седьмых небес, Смальца хватит на все сковородки и противни ада. Разговаривать не с кем – Европа зарезана днесь. Спят в гробах и в домах престарелых былые камрады. Императором стать мечтает любой курфюрст, Если только курфюрст – не тайный агент Моссада. Из гнилой требухи не сготовить курфюстенвюрст, Значит в скотомогильник ввергается целое стадо. С образцовыми скотобойнями на паях Мясники-левиты, хорошо пошарив в корване, Тук сожгут и развеют никчёмный, вонючий прах Над советским Дрезденом, над китайским Тайванем." Просто словесное конструктивное нагромождение... Да, смысл просматривается.. Да, смысл, как на картинах Босха ... Это меня и настораживает. Видимо, Вы ещё, несмотря на свой возраст, не понимаете этого искушения. Как же Вы можете упрекать кого-то , если мы, Ваши оппоненты, видим у Вас большие промахи, чем те, которые Вы критиковали в других. Но даже и это не самое важное. В том списке поэтов, который я приводила Вам в одном из первых комментариев, не было упоминания ни Юлии Друниной, ни Ольги Фокиной, ни Виктора Коротаева, ни Елены Балашовой - именно потому, что Вы слегка упрекали читателей , приученных поэтами старшего поколения к простым и понятным стихам. Звучало умное слово "лапидарность". А перечисленные сейчас поэтессы и поэт - писали и пишут ясно, но образно. Но кто - то ведь сказал '"всё гениальное - просто!"? Я сейчас не буду отвечать за других участников нашей дискуссии. Я объясню свою позицию: мне больно, когда способные молодые люди оказываются в плену изысков современного мира, и, если я увижу, что молодой человек ( парень или девушка неважно), даже очень совершеннолетний стоит на краю пропасти, - я буду стараться изо всех сил, чтобы оттащить его от этого края. Как бы пафосно это сейчас не прозвучало. Считайте, что я увидела направление Вашего движения и оно меня обеспокоило. И обеспокоило оно меня не в этой подборке, а значительно раньше. В жизни и в творчестве есть всего два пути: идти по дороге света и идти по дороге тьмы. Мне показалось, что Вы плутАете ... И по возрасту Вы мне годитесь в младшие сыновья, мой старше ...Вот уж совсем откровенно, по-человечески. Я уверена, что этим комментарием Вас не переубедила. Но хотя бы более точно обозначила свою позицию. |
Иван Ерпылёв | 20.04.24 10:41 |
Ирине Кучушевой - спасибо за Ваш комментарий, дело, наверное, в том, что я не так понял призыв возродить литературную критику. Литературная критика - это обобщение творческого опыта и выделение значительных имён. А то, что я пытался делать в комментариях, это не критика, а внутреннее рецензирование, то, что должно быть рабочим моментом, то есть указание на речевые ошибки слишком мелко для задач критики.
Ольга Шевченко, большое Вам спасибо за признание моей небесталанности. Немного всё же возражу Вам. Вы сказали важную вещь - критерий хорошего творчества - красота, а не эпатаж. Красота - то, что, по Аристотелю, соразмерно, приятно, радует глаз. Эпатаж я тоже не приемлю, и ниже уже написал мой критерий успешности художественного образа - он должен быть зрим, нагляден. Я говорил, что слова «квадратный крокодил» не предстают в качестве зримого образа, и потому являются модернистской игрой слов. Но если какие-то слова или образы «царапают», кажутся не на своем месте или нелогичными, неправильными, возможно, что это только частное мнение читателя, и если его что-то раздражает, то, возможно, от непривычки. Мы как читатели привыкаем к шаблонам, в том числе и речевым, и если в произведении видим то, что и так знаем, наш внутренний цензор начинает мурлыкать от удовольствия. Бедный «всевидящий нос» - это несуразность только на первый взгляд, именно «несуразность» с точки зрения смысла, поскольку я уже объяснил, что для собак обоняние дает столько же информации, сколько для человека - зрение, и является ведущим органом чувств. Также в просторечии (и не только) зачастую органы чувств взаимозаменяемы, например, говорят «я не слышу этот запах». Что касается магов, так это и понятно, что поэзии издавна считалась тайным искусством, сродни магии, что значит Ваше замечание «не все», я так и представляю кого-нибудь, кто возражает «а я не маг, я православный сочинитель третьего разряда». Есть такой художественный прием, как обобщение, есть преувеличение (в крайней степени - гипербола), почему это обобщение надо воспринимать буквально. Касательно пергамента из райского сада, мне кажется, что эта аллюзия очевидна для образованного читателя: И я пошел к Ангелу, и сказал ему: дай мне книжку. Он сказал мне: возьми и съешь ее; она будет горька во чреве твоем, но в устах твоих будет сладка, как мед. Откровение, 10:9 Вы завели речь об эстетике творчества, это действительно глобальная и больная тема. Но спросите читателей, как они относятся к картинам Иеронима Босха? Или к картинам Рубенса - эстетичны в сегодняшний век диет и сушки его красавицы или нет? И не является ли фотографически простое изображение действительности её упрощением? |
Ольга Шевченко (Украина) | 20.04.24 07:30 |
Ирине Кучушевой.
Никто из комментаторов, написавших замечания к опубликованной подборке Ивана Ерпылёва и к его творчеству в целом, - не сомневается в его способностях. Суть всех замечаний, написанных и серьёзно, и саркастично, и шутливо - заключается в неприятии того искажения исторических фактов (комсомольцы предавшие и продавшие Россию), нелепостей со смысловыми моментами ("всевидящий нос"; "Чародеи, шаманы, волхвы, заклинатели все мы.." - нет, не все; " Не дай бог вы сожрёте пергамент из райского сада...";), которые автор - Иван Ерпылёв - считает своим авторским правом, отличными творческими находками, удачными метафорами и пр., и пр. Мне кажется, что Иван заблуждается, подменяя красоту фразы эпатажностью. Ивану кажется, что все мы , возражающие ему, - не понимаем сути стихосложения, с упрощённым сознанием, потому что ратуем за простую поэзию. Вы привели в пример общение с художниками. У меня предложение: сравните живописные работы современных Ярослава Зяблова, Алексея Савченко и ушедших уже Василия Кандинского, Александры Экстер... Что лично Вам ближе?! |
Ирина Кучушева | 19.04.24 21:08 |
Какая-то нелепая ситуация.
Когда-то мой ребенок, домашний, не прошедший ясли и садик, долго не мог адаптироваться к школе, где вместо папы и мамы десятки таких же, как и он сам, только, в отличие от папы и мамы, себя не контролирующих и очень энергичных малышей. Учительница была мудрая, первые дни мне позволила сидеть в классе, в дальнем уголке. Сын с подсказки учительницы (вот уж мне повезло) понял, что только его здесь в классе стерегут, вмиг повзрослел и велел мне ждать его дома. Даже к порогу школы не разрешал мне его провожать. Расставались метров за двадцать до входа в школьный двор. Вот и здесь замечательный поэт Иван Ерпылев, не успев обжиться в творческом коллективе, ощутил себя конструктором своих действительно талантливых текстов - таким же, как и Королев конструктор ракет. И стал всем объяснять, какими должны быть стихи. Хотя литературные познания приобретаются не так, как математические. Они копятся, а не заучиваются. Они развивают творческую интуицию, а не вооружают готовыми формулами. Я больше знакома с художниками, им тоже ничего не надо объяснять, пальцем ткнешь, а они тебе уже благодарны. А если бы я на выставке прилюдно пальцем выискивала у них недостаточно влажный блеск травы после дождя? Это хорошо понял мудрый Владимир Скиф и, немножко поворчав на Ивана, предоставил ему свободный полет. А вот прекрасный, но другой, чем Ерпылев, поэт Николай Коновской об Ивана Ерпылева, не вросшего в должной мере в гармонию творческого общежития, споткнулся. Лермонтов был таким же не адаптированным, как Ерпылев. И в его судьбе точка была поставлена на дуэли. Теперь же надо найти способ жить всем бок обок долго и друг для друга полезно. Вы же писатели, целители душ. Вот и исцелите себя. |
Иван Ерпылёв | 19.04.24 13:21 |
Николаю.
«Над пропастью - не ржи" - это прямая цитата из самобытного, одного из лучших поэтов России, моего старшего товарища и земляка Геннадия Красникова. Это очень тонкая аллюзия, которой Г. Красников может гордиться. Быть может, Вы немного не разобрались? Что касается «комсомольцев», то (хотя разжевывать стихи не принято, но надо это делать в просветительских целях) посмотрите на контекст. Лирический герой, о котором идёт речь, лицемерно целует «красный с золотом стяг», «танцует танго на костях», потом «вычесывает из биографии красно-коричневых блох», и наконец, какова его судьба в девяностые? Неужели мне нужно вам объяснять, что это образ, скорее, плохого комсомольца-приспособленца, а не тех людей, которые просто прошли через эту структуру? Почему, увидев слово «комсомольцы», вы сразу бросаетесь на него как на красную тряпку, а контекст воспринимать не желаете? Пожелание ко всем читателям - развивайте художественный вкус, вникайте в произведения, а то наши поэты действительно приучили вас к полной лапидарности, но это разжевывание ни к чему хорошему не привело. |
Николай | 19.04.24 11:31 |
Иван , человек вы не бесталанный и поэтому мне хочется говорить прямолинейно и правдиво. Таничев песенник не без изъяна."Белый лебедь на пруду качает павшую звезду".Законы зеркального отражения никто не отменял. Есть разница между отражённой звезды и павшеё. Красивое слово сочетание и не более...И звезда не качается над прудом, качаются, если только ивы. "Над пропастью - не ржи". Какое недостойное искажение гениального поэта! Так из подтишка можно подобраться и к Пушкину."Я помню чудные минуты передо мной лежала ты.".Сексуально и современно.
Я не был в комсомоле,"левой не отбива" Зато потом, в «девяностые», не скурвился, не воровал. Не целовал лицемерно красный с золотом стяг. Не танцевал украдкою танго на ваших костях. Не уплачивал взносы в копилку партийных пройдох. Не вычёсывал из биографии красно-коричневых блох. Не выдавливал после собраний из себя по капле раба. Доктрину не проповедовал отеческим всем гробам. Я не пошёл в политику, орденоносцем не стал. На ваши постылые почести я откровенно плевал. Бодрятся бабули, дедули, такой коллективный Брут. Комсомольцы продали Россию, и нас с тобой продадут. В комсомоле были Юрий Гагарин и Ирина Роднина.А бабушки дедушки чем вам не угодили? На их долю выпала война , послевоенная разруха, целина.. Познакомился с послужным списком. Можно при жизни ставить памятник Есть даже награда от СП России. Не собираешься ли уж ты примкнуть к когорте Дмитрия Быкова, Семёна Слепакова, Андрея Макаревича,комика Галина и прочих.. Мои светлые пожелания отыскать свой путь в поэзии. Время летит быстро, на это при вашей хватке потребуется лет пятнадцать Удачи Вам Иван |
Валерий Шелегов | 19.04.24 10:42 |
ВЕЧНЫЕ ИГРЫ
Сузился мир до экрана планшета, (В.Ш.- Пырка в штанах не растёт у поэта) Покойному Стиву спасибо за это. Кровь не бежит в нарисованных венах. (В.Ш. - Пырка усохла - висит по колено) Всё не всерьёз в параллельных Вселенных. (В.Ш. - Прямо скажу - без сто грамм внутривенных). |
Николай Денисов | 18.04.24 11:54 |
Иван,успехов! :)
|
Иван Ерпылёв | 18.04.24 11:38 |
Николаю Денисову: согласен с Вами, что нужно работать со смыслами. Но смыслы в поэзии не всегда так прямолинейны, как Вы говорите. «Приходите в гости» - это не приглашение, а ирония, это следует из контекста.
Что же касается звезды - представьте, да, в небе качалась. Вам не приходилось наблюдать, как раскачивается лампочка на проводе? По-моему, вполне зримый образ. |
Николай Денисов | 18.04.24 11:30 |
Иван, нельзя небрежничать, нужно бережнее обращаться со словом, тщательнее подбирать слова и смыслы.
Вместо вот этого "Приходите к нам, соплеменники Гитлера, в гости" надо "Если придут к нам без спроса". Глубокий и понятный смысл в этом: "А белый лебедь на пруду Качает павшую звезду". То есть по глади пруда от движения птицы пошли волны, и отражение звезды закачалось. А это что? О чем?: "Качалась звезда над прудом", Над прудом, в небе качалась? |
Иван Ерпылёв | 18.04.24 10:57 |
Николаю.
Вы задали интересный вопрос о природе творчества. Конечно же, я знал частушки с рефренами "Спасибо Ленину за это", "Спасибо Партии за это". Сказать, что это написано специально, в качестве скрытой цитаты, нельзя. Но, когда мы пишем стихи, я полагаю, что мозг как некий суперкомпьютер обрабатывает сотни вариантов следующей строки бессознательно, и выдаёт решение, в том числе, основанное и на нашем прошлом читательском опыте. Если же это указание на возможное подражательство, то не думаю, что оно обоснованно, поскольку, несмотря на общий ироничный контекст, в первом случае Ленину и Партии ставились в заслугу совсем уж не зависящие от них вещи, смена времён года, а покойный Стив всё-таки действительно совершил революцию в мире технологий, компьютеров, телефонов и планшетов. Что же касается возможных цитат, я считаю, что поэзия контекстуальна и интертекстуальна, и считаю особым мастерством автора умение тонко процитировать другое произведение, ввести чужую строку в контекст своего произведения. У меня, например, в стихотворении "Дом" есть строка "Качалась звезда над прудом", это сознательная аллюзия на строки из песни группы "Лесоповал": "А белый лебедь на пруду Качает павшую звезду". У меня есть стихотворение "Пустота", где есть и прямая, оговоренная цитата, и непрямая - из Велимира Хлебникова. ПУСТОТА На вершинах Тейде, Фудзиямы Я смотрел, глаза прикрыв рукой, В пустоту, которая зияла, Обещая ласковый покой. Видел я её на дне могилы И в глазах неумного врага, И в бутылке дорогой текилы, И в брошюре о чужих богах. Хоть и говорит поэт Геннадий Красников: «Над пропастью – не ржи», Но когда душа уже во аде, То она трепещет и дрожит. В этот миг ей вовсе не до смеха, Что же делать? Покорись? Молчи? Чтобы пустоту заполнить эхом, Всё равно рассмейтесь, смехачи! Я думаю, что такие аллюзии, несомненно, должны порадовать образованного и вдумчивого читателя. |
Евгений Калачёв | 18.04.24 10:41 |
Дорогие друзья поэты, позвольте и мне, прозаику, высказаться. Я, конечно, не силен в рифмах, поэтому блох ловить не буду. Не буду навязывать Вам и свои иубеждения. И мораль читать не буду, а просто скажу, что стихи Ивана Ерпылёва зацепили. Темами ли, остротой ли сюжетов, а, может, смелостью и искренностью Автора! Я вижу, даже я за отдельными перечислениями слов, целый зрительный ряд исторически-глубинный, этнографический, народный.
И мне эта индивидуальность Ивана Ерпылёва очень нравится. Если бы я разбирался в поэзии, я бы сказал: "Так, держать, Иван!" . |
Николай | 18.04.24 10:24 |
Прошла зима, настало лето Спасибо партии за это. Так писал Юрий Владов. А вы: Сузился мир до экрана планшета Покойному Стиву спасибо за это, Случайность? |
От администрации: Мы немного подкорректировали сбивчивый комментарий |
николай коновской | 18.04.24 04:01 |
Не сумлевайся,Ванюша касатик, всё будет исполнено в лучшем виде, комар носа не подточит. Но ты и сам не плошай.
Из деревни дедушка... |
ИГОРЬ | 17.04.24 22:11 |
Друзья, На мой взгляд, Ивану Ерпылеву 5+ за:
"Требования к поэзии сильно упали, теперь культурный код ограничивается только тематикой (условное «православие» или условный «патриотизм» являются индульгенцией автору, допускающему языковые, смысловые и творческие ошибки)" У меня такое же впечатление и от прозы. Что касается стихов автора, то есть против, есть за. Время покажет кто прав. По мне , они ближе к жизни, к земле. К материализму , друзья, к материализму, к Пушкину, Лермонтову. С уважением, Игорь Пряхин.. |
Николай Денисов | 17.04.24 21:56 |
Иван, демонстрирую (как всегда) уровень полемики. :)
При прочтении сразу бросился в глаза раёк. На мой взгляд, есть некоторая эпатажность. Сочинения современной молодежи. Не классика. Неприятие мира, антагонизм с ним. Такой повтор не красит стих: "зарезанной днесь Европы" и " Европа зарезана днесь". Я не писал, что люблю Рубцова. У него есть стихи, продлившие его "жизнь" на несколько десятилетий. ПС: О моей критике строки, что Ерпылев "якобы кличет фашистов на нашу землю". Вот эта строка. Прошу членов СПР высказать свое мнение: "Приходите к нам, соплеменники Гитлера, в гости. Нынче спрос на переднюю часть, и филе, и кости". |
Владимир Шостак | 17.04.24 21:56 |
Иван! Ваше упрямство (или упорство) в своих понятиях о поэзии - как раз тот случай, когда оно не делает Вам чести, ибо целиком и полностью зиждется на странных личных привязанностях. И это крайне печально, ибо оказывается, что, призывая к критике, Вы подразумевали в качестве критикуемых кого угодно, только не себя. А если и признаётесь в отдельном недостатке стихотворения, то не забываете несколько раз уточнить, что его заметили именно Вы, а все остальные - просто погулять вышли и несут всякую чушь. В результате Вы в своих глазах почти всегда безгрешны. А вот критиканы же всегда грешны, потому что критикуют Вас, но не так, как Вам хотелось бы. То есть Вы критикуете правильно, а Вас - неправильно. Причём правильность и неправильность определяете Вы сами.
Исходя из этого, у меня сильно поубавилось желание Вам что-то объяснить. По этой причине я ухожу с данной подборки. Всего хорошего. |
михаил коваленко | 17.04.24 21:34 |
Поэт, даровитый, на зависть, порой, тоже пишет Ну, очень плохие стихи... Ублюдки словесные дышат, И чувствуют радость Поэты — середняки… Издатель, коварен, зануден, Моляся на ценник, Книжонок блюдет толщину… Министры, случайные люди, Засунут в учебник, Словесную ерунду… Поэт, пиши проще, прозрачней, Лишь кратко о сущем, И без затей, Вдруг сделают Классиком взрачным, Тобой будут мучить В школе детей! |
Иван Ерпылёв | 17.04.24 21:26 |
Н. Коновскому.
Дорогой старче Николай Иванович! Вселюбезно благодарю тя, многую мудрость стяжавшего и поучения святых отцев в вирши преложившего, за поучение меня недостойнаго, за духовные диагнозы. Смиренно испрашиваю святых молитв за меня и за моих профессоров. |
Николай Коновской | 17.04.24 21:21 |
Читаю: "С отличием окончил Московскую государственную юридическую академию имени О.Е. Кутафина, аспирантуру Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Кандидат юридических наук."
При Правительстве РФ - это, конечно, дорогого стоит. Почему-то подумал, что солдатская двухгодичная лямка и физическая работа на свежем воздухе была бы гораздо полезней и душеспасительней лекций прогрессивных либеральных профессоров. Возможно, ваше душевное неустройство оттуда. |