Михаил Попов (Архангельск) | 3.05.24 20:13 |
Спасибо за скорое прочтение, уважаемый коллега!
Будем надеяться, что когда-нибудь наши залежи будут востребованы... |
Анатолий Андреев | 3.05.24 13:23 |
Наталье Радостевой. Какой замечательный отзыв - непосредственный, честный, без умничанья. Но если мы про ум, то отзыв отнюдь не глупый, напротив, с игрой ума. Я люблю такое))
Михаилу Попову. Спасибо за ссылочку. Я посмотрел киноповесть про Рембо и Чехова. Первое впечатление- талантливо. Вроде бы, наворочено, однако же с чувством, с толком. Просится на экран, я бы сказал. Только формат, опять же, камерно-лирический, неспешный, психологический. Не уверен, что сегодня возьмут в работу (хотя был бы рад ошибиться). Сегодня явно что-то попроще востребовано: или сериалы, склепанные на коленке (стыдно смотреть, ей Богу), или экшн, спецэффекты и прочая остросоциальная развлекуха. Масскультура. Ну, время такое. У меня тоже пьес с десяток наберется ("чеховского", условно, формата), я попробовал постучаться в эти театральные двери. Глухо)) Был рад пообщаться! |
Наталья Радостева | 2.05.24 22:15 |
Понимаю, что рассуждения автора основаны на обобщениях, но начало всё-таки "улыбнуло" до желания предложить Анатолию Андрееву познакомиться с моей - что вряд ли подходит под его представления критерии темы об "умных чувствах", поэзией. Однако далее, и на протяжении всего времени прочтения, у меня уже не получалось отмахнуться от возникшего в моей интерпретации примера в согласие с доводами А. А. - ибо тот пример умных чувств (поэзии от ума), выверенности, разумности, приспособляемости, своевременности, завершённости, законченности и самодостаточности, получая положительные отклики, скучно (и не вызывая желания вернуться к перепрочтению) маячил практически в двух шагах от поднятой А. А. об этом темы))
Если брать в целом - данный стиль написания и рассуждения Анатолия Андреева меня восхитили настолько, что имела удовольствие почувствовать себя глупой - что иногда бывает приятно и полезно; - помогая не зазнаваться и не отрываться от земли и окружающих) В связи с чем дискутировать по заданной теме я, чур, пас - понаблюдаю за комментариями) Любой посыл к размышлениям не может быть не полезен - по этому критерию статья понравилась. Хоть Поэзия таки пока поживёт: в СПР и на РП достаточно авторов живого слова. |
Михаил Попов (Архангельск) | 1.05.24 12:06 |
Анатолий Николаевич, полюбопытствуйте:
https://denliteraturi.ru/article/4253 |
Анатолий Андреев | 30.04.24 09:44 |
Ольге Горелой. Про студентку забавно, конечно. У Вас тоже есть чему поучиться, что я и стараюсь делать. Я пытаюсь дать пищу для для размышлений.
Спасибо за доброжелательность. |
Ольга Горелая | 29.04.24 23:19 |
Анатолий Николаевич, с большим интересом и удовольствием читаю Ваши статьи, даете возможность снова почувствовать себя студенткой. И заставляете внимательнее смотреть на то, что происходит сейчас в литературе. Спасибо большое! |
ИГОРЬ | 29.04.24 21:41 |
Анатолию Николаевичу Андрееву.
С работой "ИДЕОЛОГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ" ознакомился.. С большой горечью для меня, как и в статье "УМНЫЕ ЧУВСТВА" стремление к мудрости, по мне, не просматривается. Работы чисто идеалистические, "вытащенные из головы". Нет в них жизни. Как можно рассуждать об идеологии, культуре, вообще, не рассматривая сути государства, общественно- экономической формации? А если есть государство, как не разъяснить его классовую сущность, а значит классовую сущность культуры, идеологии? Эти "недоработки" позволяют говорить о различие нашей идеологии и Западной. У всех одна идеология - буржуазная. Идея прибыли. Как-то так, я думаю. С уважением, Игорь Пряхин |
Анатолий Андреев | 29.04.24 16:55 |
Игорю Пряхину. О различии ума, интеллекта и всего прочего здесь, в моей: книге "ИДЕОЛОГИЯ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ" . Все подробно и по полочкам.
https://rospisatel.ru/andreev-ideologija.html |
ИГОРЬ | 29.04.24 15:11 |
Друзья, ничего личного.
На мой взгляд, рассуждая о различии современной поэзии, от поэзии Пушкина, в частности, ссылка на ум недостаточна для понимания различия. По мне, поэзия требует мудрости. Так, я считаю , в поэзии Пушкина она есть, а в современной поэзии мудрость не приветствуется, здесь главное больше шума.. Почему? Начнем так. Словарь С. Ожегова. "Ум. Способность человека мыслить, основа сознательной, разумной жизни". "Мудрость. Глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт".. Различие просматривается? Обратите внимание на слова об уме: "СПОСОбНОСТЬ мыслить". Человек рождается СПОСОБНЫМ мыслить. Всё!. Чем эта способность обернется? Говоря об уме, мы предполагаем, ожидаем... Сравните: "Ум делает чувства (высокими!),... А. Андреев Верна ли эта подача ума? .И " Однажды у Олениных, после обеда, сидел Крылов с сигарою в зубах в кабинете хозяина в полусонном состоянии и, по-видимому, совершенно безучастно к тому, что происходило кругом. А между тем кругом собралась молодежь и горячо шумела по поводу какой-то статьи Сенковского. Одни утверждали, что в своих предположениях, выводах, соображениях автор обнаруживает ум чуть ли не гениальный. Другие доказывали, что все эти предположения, выводы и соображения не что иное, как парадоксы. Последние победили, а первые, не желая уступить поля, предложили помириться на том, что автор человек очень умный, хотя у него ум парадоксальный. - Вот вы говорите: умный, - сказал Крылов, на которого никто не обращал внимания, полагая, что он спит, - умный! Да ум-то у него дурацкий. Тем вопрос и был порешен, по крайней мере, на этот раз. Источник: http://krylov.lit-info.ru/krylov/vospominaniya/vospominaniya-47.htm (Сразу оговорюсь, ничего личного. В обсуждаемой статье много слов об уме и только хвалящих. Это показывает идеализацию автором этого понятия, вывод его из жизни). И.И.П. Когда мы говорим о мудрости, то имеется в виду ум (способность мыслить) обогащенный жизненным опытом. Это материя. Мы живем сегодня в том историческом периоде, так сложилось, когда Пушкин А.С. еще не родился, когда жизнь была "по уму". Была СПОСОБНОСТЬ...Чем способность мыслить была тогда и сегодня занята? Делами не земными. ".Как всегда, Русская Православная Церковь в 16 веке играла ( и играет И.И.П.) большую роль в духовном воспитании и просвещении масс". И поэзия. "Сильверс Медведев. Зряй, человече! Сей гроб, сердцем умилися, о смерти учителя славна прослезися. Учитель бо зде токмо один таков бывый, богослов правый, церкве догмата хранивый, Муж благоверный, церкви и царству потребный, проповедию слова народу полезный", https://stihi-russkih-poetov.ru/tags/stihi-17-veka Умная поэзия. Идеалистическая. Подобна нашей современной. А что Пушкин? "Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом, То есть умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог". Мудрая поэзия..Материальная. Мировая Поэзия. По- моему, для возврата нашей поэзии в Мировую, требуется возврат жизни к мудрости. В статье стремление к мудрости, по мне, не просматривается. Такая авторская критика , сдается мне, не способствует улучшению поэзии. С уважением, Игорь Пряхин . |
Анатолий Андреев | 29.04.24 14:13 |
Людмиле Воробьевой. Дорогая Людмила, спасибо за поздравление! Спасибо за доброжелательный и теплый тон комментария. Я абсолютно согласен: изящная словесность жива, конечно. И с приведенными именами согласен, и ряд имен можно продолжать, конечно. Мне важно было обратить внимание на две составляющие поэзии, если их можно "развести". Я далеко не сразу это понял; может быть, кому-нибудь будут полезны рассуждения в эту сторону в рубрике БремяКультуры.. |
Сергей Сметанин | 28.04.24 19:08 |
Поэзия издревле тянулась к высокому, в этом её родовое отличие от других искусств. И вовсе не Пушкин наделил её "глуповатостью", а всё те же свойства художественного метода: наличие следов былой зависимости от мнемонических средств устной речи, при их полной ненужности в речи письменной.
Но всё относительно: речевая избыточность становится признаком идеальности, причём ровно до той поры, пока полностью не превращается в идеальность чисто физическую, то есть становится не нужна. В информационную эпоху, между прочим, и письменная культура делается глуповатой: умно ли расходовать ценную древесину на изготовление бумажных фолиантов с целью сделать доступным чтению текст, который и без того через интернет доступен каждому жителю планеты? Впору заговорить не только об умных чувствах, но и об умных желаниях. Здоровья автору в связи с его днём рождения. И побольше связи с критикой современных поэтов. Пока они ещё способны откликнуться и что-то поправить. С уважением |
Людмила Воробьева | 28.04.24 17:04 |
Дорогой Анатолий Николаевич! Я давний почитатель ваших восхитительных и в то же время парадоксальных статей! Во многом пытаюсь у Вас учиться. Но, как говорится, каждому своё. Я и эту статью читала, правда, Вы ее доработали, более высветили современный аспект литпроцесса. Слава Богу, что у Пушкина, Лермонтова были продолжатели:Тютчев и Фет, затем были Блок, Есенин и Рубцов.Сегодня особенно русское Слово востребовано, и классическая отечественная традиция продолжается такими нашими современниками, как Анатолием Аврутиным, Валерием Хатюшиным, Андреем Шацковым, Виктором Кирюшиным... Значит -- изящная словесность жива! От всей души поздравляю Вас с Днем рождения! Успехов Вам в вашем многогранном и многожанровом творчестве, радости и полноты бытия! |
Анатолий Андреев | 28.04.24 15:46 |
Спасибо, дорогой Анатолий Юрьевич, и за поздравление, и за отклик.
Не уверен, правильно ли я тебя понял, но я как раз про то, что культ умных чувств как ТРАДИЦИЯ - это именно великая русская традиция, "великая Пушкинско-лермонтовско-тютчевско-блоковская традиция". И твоя поэзия из этих материй состоит. А вот трюкачество - это иное. Думаю, мы в одну сторону смотрим. |
Анатолий Аврутин | 28.04.24 12:24 |
Дорогой Анатолий Николаевич, во-первых, еще раз с днем рождения тебя -- две шестерки -- красивая цифра! А во-вторых мне тоже посчастливилось перевести на русский язык "Пьяный корабль" Артюра Рембо. Но я не о своем переводе -- просто, переводя творения представителя иноязычной культуры, я всегда пытаюсь разобраться не только с подстрочником, не только с судьбой и биографией самого поэта, но и с самой культурой, породившей того или иного автора... И здесь, прочитав статью, невольно задаешься вопросом -- а так ли уж выбивается мальчишка Рембо из общей структору созданного Бодлером, Верленом, Аполлинером? Так ли уж далек "Пьяный корабль" по авторскому мироощущению от "Цветов зла"? Лично в моем восприятии "Корабль" этот к ним даже как бы примыкает... То есть налицо все та же пресловутая литературная традиция, от которой никуда не деться... Совсем в другое время и совсем по иному поводу известный поэт-фронтовик Марк Максимов написал: "Когда снаряды бьют, молчат рояли,// А мы к штыкам все песни приравняли, // И вот похожи мы, как штык на штык..." В другую эпоху и в другой державе наиболее яркие поэты все равно имеют некие черты схожести -- пусть не штыка на штык, а болота на болото или гнили на гниль... И пресловутый "Черный квадрат" не на пустом месте возник и не на нем модернизм в худшем своем виде закончился... Да и не закончился он... В отечественной поэзии то же самое -- есть великая Пушкинско-лермонтовско-тютчевско-блоковская традиция, которая через более поздних своих продолжателей и есть именно поэзия РУССКАЯ, а есть её тупиковая русскоязычная бродско-модернистская ветвь, которая никого крупнее Бориса Рыжего не произвела. Последний тоже, замечу, ушел из жизни в возрасте Лермонтова...И это единственное, что их роднит... |
Анатолий Андреев | 28.04.24 11:33 |
Михаилу Попову. Спасибо за отклик, Вы тонко и глубоко прокомментировали затронутую мной тему. Тут действительно много аспектов. Я всегда стараюсь вычленить главное, как я его вижу, ухожу от подробностей.
Я только не согласен с тем, что вершил "приговор поэзии". Приговор - не моя стихия, не мой способ самоутверждения. Да, я грешу черно-белым форматом. Но есть нюанс: хочешь быть кратким - будь черно-белым). А я ценю краткость и внятность. Вашу повесть взял на заметку. Надеюсь, доберусь. Название понравилось) |
Михаил Попов (Архангельск) | 28.04.24 08:50 |
Уважаемый Анатолий Николаевич!
С Вашим приговором поэзии согласиться не могу. Однако судить о том не берусь. Немного о Рембо... Что обусловило его фатальный отказ от поэтического дара? Не мог же Господь отмерить этот дар от сих до сих. Перевесила буржуазная атмосфера в доме его деда-узурпатора? Прельстили увиденные им в дни Коммуны парижские картины роскоши и пресыщенности? А может, роковая встреча с Верленом, который в итоге стрелял в него, подтолкнула к греховному шагу? В поисках ответов на эти вопросы я написал повесть "Белая птица. Чёрная тень", где представил две судьбы - Чехова и Рембо - и даже свёл их во времени и пространстве. Чехов - образец обращения с Господним даром, Рембо - напротив. Однако и его жалко. Ведь как поэт - до девятнадцати и как человек - до тридцати семи. Не одним же юношеским протестом окормлялся его поэтический взлёт... |