Страница: 1 2 Все |
Елена Осминкина | 4.06.24 16:45 |
Михаилу Коваленко
Уважаемый Михаил, спасибо за Ваш отклик. За общерусскую любовь к Пушкину. Мне приятно, что Вам особенно понравилось стихотворение "Встреча". Оно писалось почти на одном дыхании, настолько я была взволнованна практически неожиданной встречей с этой улицей Будапешта, на которой от одного лишь имени Пушкина на меня сразу повеяло теплом и радостью. |
Елена Осминкина | 4.06.24 16:36 |
Римме Кравченко
Уважаемая Римма, благодарю за искренний отзыв, за Вашу мудрую мысль: Мысли гениальны от простого, Потому так греют глубоко. И самое главное: за большую любовь к Пушкину! |
Елена Осминкина | 4.06.24 16:30 |
Дорогой Григорий Исаакович! Спасибо Вам за добрые слова, за сердечное и творческое созвучие, которые помогли Вам безошибочно почувствовать ту идею, которой я руководствовалась в работе. По благородству и доброте душевной Вы не осознали сарказм Юрия Щербакова и призвали его в мои сторонники,вызвав ВОСТОРГ (цитирую) Ерпылева, которому я все-таки советую умерить свои восторги и не переходить на прямое хамство, которое совершенно далеко от истинной критики.
Еще раз благодарю Вас, Григорий Исаакович! |
Елена Осминкина | 4.06.24 16:08 |
Ивану Ерпылеву, Юрию Щербакову.
Не люблю эти бессмысленные разборки, где одни проявляют менторский тон, а другие, вроде как, должны оправдываться. Тем не менее, я должна высказать свою авторскую позицию в ответ на резкие и даже хамовитые высказывания И. Ерпылева. Тем более, что он уж, вероятно, заждался моих ответов. Высказываюсь один раз, а далее в диалоги "менторов" не вступаю. 1. Поэт сам выбирает, на какие темы ему писать. И советы Ерпылева по этому поводу меня не интересовали. Не вижу банальности в том, чтобы в канун юбилейной даты великого поэта вместе не ВСПОМНИТЬ важные и драматические события его жизни, ПОДЕЛИТЬСЯ своими чувствами, ПРЕДСТАВИТЬ в стихотворных образах некоторые моменты, эпизоды судьбы Пушкина и его трагического ухода, ПОДЧЕРКНУТЬ преемственность пушкинских идеалов в современной жизни, в нашем национальном, русском самосознании. 2.Прямо восхищает желание и терпение Юрия Щербакова: выудить, насобирать во всем (!) цикле, из разных его мест пятОк глагольных рифм, И что? Русский язык пока еще не отменял глаголы, выражающие действие, как же без них. А вот засилья отглагольных форм в цикле нет и не может быть, как это пытался представить мой оппонент в раздраженной форме. Откуда это раздражение, я прекрасно помню, несмотря на прошедшие несколько лет. И вот такая удача! На фоне ерпылевских выпадов можно это самое раздражение, наконец-то, выплеснуть! Надеюсь, оппоненту стало легче. 3. По поводу рифмы "зима-весна". Да, бедноватая, не лучшая рифма, которую вспомнил Ю, Щербаков по прошествии лет. Но эту рифму несколько спасает и частично оправдывает предшествующие сонорные, которые в русской фонетике СОЗВУЧНЫ! И поэты созвучными сонорными пользуются. 4.КОРНЕВЫЕ рифмы "дружба - нарушим" и "награда - радость", которые приводит И. Ерпылев, клеймя их "плохими", во-первых, в стихосложении никто не отменял, и, я уверена, отменять не будет. Во-вторых, названные рифмы полностью соответствуют фонетическим законам русского языка, в котором рифма строится, основывается именно на принципах фонетики, рифмуются не буквы, а фонемы. Вторая пара рифм, приведенная И. Ерпылевым, вообще представляет собой богатую корневую рифму, где послеударный согласный и предударный полностью в паре слов совпадают. 5. Стихи Ивана Ерпылева я, как правило, не читаю, т.к. после нескольких прочтений ранее поняла, что для меня они скучны, ибо выглядят часто надуманно и не вызывают сердечного отклика. Ничего трагичного для нас обоих, все индивидуально, мы просто не на одной поэтической волне. Но сейчас я все-таки прочла последнюю подборку "Вечные игры". Меня пока интересовала техническая сторона вопроса. Оказывается, мой оппонент вовсе не избегает критикуемых у меня корневых рифм, например, венах - вселенных; Стикса - пиксель; былью - крыльях. По сравнению с моей корневой парой "награда-радость" выглядят даже победнее: совпадают только послеударные. Еще пример. У автора рифма "пса - глаза" спокойно сочетается по глухости-звонкости. Почему же так негативно взволновала его моя рифма с шипящими: "дружба-нарушим", где тот же принцип "глухости-звонкости"? Понять сложно. 6. Я пока не взялась порассуждать о содержании, идеях, лексике и стилистике стихотворений Ивана Ерпылева. На это сейчас нет времени. Пушкинские дни, вплоть до 10 июня включительно, у меня заполнены творческими мероприятиями и поездками. Но я готова это сделать позже, если будет нужно. Еще раз повторюсь. Свою позицию я высказала. Вступать в дальнейшие словесные прения не имею времени и желания. |
Елена Осминкина | 4.06.24 14:25 |
К сожалению, не знала, что мои стихи, предназначенные для традиционной подборки к пушкинской дате, уже давно выставлены редакцией "соло". Благодарю Вас, Николай Иванович, за публикацию! |
Иван Ерпылёв | 4.06.24 14:00 |
Римме Кравченко, вы написали такое же ученическое стихотворение, как и Елена Осминкина, даже хуже. И кого вы надеялись впечатлить таким «ответом».
С восторгом присоединяюсь к мнению Г. Блехмана, поддержавшего высказывание Ю.Н. Щербакова о поэтессе. Действительно, она делает успехи и «зима-весна» уже не рифмует. В. Шостаку. Ваше стихотворение мне понравилось, но его можно было написать короче (идея ведь ясна, не надо ее разжевывать на десять четверостиший) и более мастерски (плешив - большим и прочие недоработки рифмы). Вообще длинные стихи, если они не сюжетные, воспринимать тяжело. Есть такая байка - почему графоманы любят писать длинные стихи. Когда в конце мероприятия объявляют «свободный микрофон», и дают прочитать бедным поэтам всего по одному стихотворению, такой ушлый поэт прочтёт одно стихотворение - но зато какое! Что касается моего права говорить «размашисто», оно у меня есть, это в традиции русской критики: судить о произведениях «размашисто» и с обобщениями, так, что сама критическая заметка читается как художественный текст. Когда я сейчас читаю критические работы, меня не покидает чувство, что это научные сухие статьи, а не художественная литература. Что касается деградации поэзии: вы, вероятно, не поняли, что я написал. Я написал, что прочитав стихи Осминкиной, поневоле можно сделать вывод о деградации русской поэзии по сравнению с золотым веком. Это ее стихи такое впечатление производят. Но хорошо, что у нас есть и другие поэты. |
Римма Кравченко | 4.06.24 13:10 |
Уважаемая Елена,Вы написали в краткой форме эпизоды жизни нашего Гения, промелькнувшие, как в кино простым понятным пушкинским языком, за что вызвали критику за "простецкие стихи" у И. Ерпылёва.Как можно писать, что это "деградация русской поэзии"! Наше поколение выросло на пушкинском слове ,оставив с детских след в душах , мы их знаем наизусть, а постмодернистская "заумь" нас не греет и её не хочется учить наизусть.
Вот Вам мой ответ, Иван: Пушкинское слово Не люблю стихов тяжеловесных, С заумью холодной между строк, В мире много виршей интересных , Только пушкинский высокий лёгкий слог Всё летит, века опережая, Оставляя в сердце тёплый свет, В нём звучит душа его живая, Сколько б не прошло над нами лет... Век галантный, дамы, офицеры, Вальсы и мазурки на балах, Лёгкий флирт в изысканных манерах, Серебро и свечи на столах, Романтизма флёр и честь мундира, Петербурга хладный.невский брег, Барышня с влюблённым кирасиром... Как далёк ты, девятнадцатый наш век! Оживают "чудные мгновенья" Нашей незабытой старины, Эти "мимолётные виденья" На века Поэтом рождены. В чём же сила пушкинского слова, Почему звучит так высоко?- Мысли гениальны от простого, Потому так греют глубоко. |
Григорий Блехман | 3.06.24 20:54 |
Согласен с Михаилом Коваленко и Юрием Щербаковым.
Сразу чувствуешь, что поэтический цикл Елены Осминкиной продиктован любовью к личности и уникальному дарованию нашего литературного гения. В заключительном стихотворении данного цикла автор исчерпывающе об этом сказала. А критикам лучше всего представить свои произведения на эту тему, чтобы читатель мог сопоставить уровень критикующего с уровнем автора. |
Юрий Щербаков | 3.06.24 18:13 |
Подумаешь, банальность! Зато какие точные глагольные рифмы: "поделён - влюблён", "будет - добудет", "коротал - писал", "посвящал - даровал", "унять - стрелять", "знают - соединяет"! Прямо как у образцовой ученицы районного литературного объединения! Во всяком случае, это лучше, чем "зима - весна" из одной из предыдущих подборок автора на "Российском писателе". Воистину, у поэтессы "шаги неутомимы"! Именно шаги. Сама она, видно, ни при чём. |
Михаил Коваленко | 3.06.24 14:09 |
Елена, благодарю за стихи, особенно понравилось вот это:
ВСТРЕЧА Брожу по центру Будапешта, И вдруг – готова заплясать: Средь улиц малых и неспешных Читаю: «Пушкин». Чудеса! Ведь не славянская обитель: Иная речь, культура, быт. Так далеко Москва и Питер, Но Он и здесь не позабыт! Наряд домов как будто строже, Чуть приглушён, неярок свет, И для меня теперь дороже В столице этой места нет. Одно лишь имя, как награда, И словно сверху снизошли Высокой нотой грусть и радость, И русским пахнет от земли. Я постою ещё немного, О нём тихонько помолюсь. Я знаю: Пушкин там, у Бога, Всё также воспевает Русь. А С Пушкин стал национальным мемом и национальным мифом. Образцом вкуса и мастерства литератора. И всякий, кто разделяет эту точку зрения, отталкивается в своём творчестве от фундамента золотого века, - НАШ: стилистически, культурно и даже идеологически. Слава России! Кстати, цитированные стихи великой Ахматовой и великой Цветаевой не безупречны. |
Владимир Шостак | 3.06.24 11:35 |
Вопрос к Елене: а зачем? Зачем Вы писали это? Ведь всё уже сказано до Вас. А если уж писать - то что-то новое, оригинальное. Это сколько времени потрачено, чтобы зарифмовать всем известные факты. Да и язык, извините, простоват. Если нет новых свежих мыслей, на которых строится стихотворение - зачем писать? А теперь обращаюсь к Ивану. Что-то очень размашисто Вы гвоздите. Причём выводы делаете обо всей современной поэзии. Своё мнение иметь не возбраняется, но ведь и меру, и рассудительность иметь надо. По-моему, Вы ни меры, ни рассудительности не имеете. Конечно, насчёт заказных стихотворений Вы правы. Однако в общем приходится опять повторять: много на себя берёте, юноша. Будьте поскромнее и попроще. Вы у нас не такой уж поэтический авторитет, чтобы легко и непринуждённо высказывать явно крамольные мысли, выдавая их за истину. Детализировать не буду: читатели и сами увидят. Когда-то, много лет назад, я написал это раннее стихотворение, назвав, кстати, вполне по-Вашему - "Пушкиниана". Что скажете, Иван, имел я на такою иронию над великим поэтом и собой право? Может, Ваша строгость скажет, что я оскорбил гения и вообще напрасно всё это настрочил? :) ПУШКИНИАНА Я пишу не в имении Болдино, Я пишу на шестом этаже. И житейская осень не пройдена, Но проходит неспешно уже. С отвращением двигаю зеркало – Постарел, некрасив и плешив, Гениальность и рядом не бегала, И талант под сомненьем большим. И стихи не из крови и пламени – Не сжигают глаголом сердца. И житьё без движенья и знамени – Полусон в ожиданьи конца. Я попробую в осень житейскую Написать что-нибудь горячей: Про супружество Ольги и Ленского И про счастье их дней и ночей. Про Онегина, ставшего барином В деревеньке прелестной своей, Про жену его – Танечку Ларину, И про дружбу счастливых семей. Я прошу у Вас, Гений, прощения За желанье украсить скрижаль. Но сдержите своё возмущение - Вам ведь тоже, наверно, их жаль. И ещё попрошу я прощения За мечту – Вы, конечно, Один! Но мечтаю и я в восхищении Хоть разок прокричать «Сукин сын!» А в конце подаю Вам прошение: Чтобы критики стали молчать, Я прошу Вас прислать разрешение: «Разрешаю. А.Пушкин». Печать. Прошу у Елены прощения за многословность и своё стихо. |
Иван Ерпылёв | 2.06.24 23:31 |
Дополню мой отзыв. В провинциальных газетах можно встретить объявления: «Стихи к свадьбе, юбилею, по случаю». Такие поэты-мастаки могут написать, к вящему удовольствию гостей, рифмованную биографию виновника торжества. Стихи такие ваять легко, достаточно ознакомиться с фактологией, и вперед:
Гаврила шёл кудрявым лесом, Бамбук Гаврила порубал. Но имеет ли это что общего с поэзией? Откуда у нас тяга к этой прямолинейности, неужели тайна, умолчание - это теперь не поэтические достоинства? И не надоели ли Пушкину (а у Бога все живы) эти бесконечные елейные панегирики? Предложу читателям сайта два стихотворения, написанных женщинами, которые можно, по моему мнению, считать образцовыми в отечественной «Пушкиниане». Анна Ахматова Отрывок из цикла «В Царском селе» Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов. Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни. Марина Цветаева Бич жандармов, бог студентов, Желчь мужей, услада жен, Пушкин — в роли монумента? Гостя каменного? — он, Скалозубый, нагловзорый Пушкин — в роли Командора? Критик — ноя, нытик — вторя: «Где же пушкинское (взрыд) Чувство меры?» Чувство — моря Позабыли — о гранит Бьющегося? Тот, солёный Пушкин — в роли лексикона? Две ноги свои — погреться — Вытянувший, и на стол Вспрыгнувший при Самодержце Африканский самовол — Наших прадедов умора — Пушкин — в роли гувернера? Черного не перекрасить В белого — неисправим! Недурен российский классик, Небо Африки — своим Звавший, невское — проклятым! — Пушкин — в роли русопята? Ох, брадатые авгуры! Задал, задал бы вам бал Тот, кто царскую цензуру Только с дурой рифмовал, А «Европы Вестник» — с… Пушкин — в роли гробокопа? К пушкинскому юбилею Тоже речь произнесем: Всех румяней и смуглее До сих пор на свете всем, Всех живучей и живее! Пушкин — в роли мавзолея? То-то к пушкинским избушкам Лепитесь, что сами — хлам! Как из душа! Как из пушки — Пушкиным — по соловьям Слова, соколам полета! — Пушкин — в роли пулемета! Уши лопнули от вопля: «Перед Пушкиным во фрунт!» А куда девали пёкло Губ, куда девали — бунт Пушкинский? уст окаянство? Пушкин — в меру пушкиньянца! Томики поставив в шкафчик — Посмешаете ж его, Беженство свое смешавши С белым бешенством его! Белокровье мозга, морга Синь — с оскалом негра, горло Кажущим… Поскакал бы, Всадник Медный, Он со всех копыт — назад. Трусоват был Ваня бедный, Ну, а он — не трусоват. Сей, глядевший во все страны — В роли собственной Татьяны? Что вы делаете, карлы, Этот — голубей олив — Самый вольный, самый крайний Лоб — навеки заклеймив Низостию двуединой Золота и середины? «Пушкин — тога, Пушкин — схима, Пушкин — мера, Пушкин — грань…» Пушкин, Пушкин, Пушкин — имя Благородное — как брань Площадную — попугаи. — Пушкин? Очень испугали! 1931 г. Если наши современники не могут написать стихотворение на хотя бы таком же уровне, то лучше целомудренно промолчать. |
Иван Ерпылёв | 2.06.24 21:02 |
Плохая идея - рифмовать биографии, псалмы, учебники. Особенно - рифмовать плохо (дружбу - нарушим, награда - радость). Я понимаю, когда рифмовка - это мнемонический прием, в этом случае неумелая форма оправдана целью. Но здесь есть только биография Пушкина, в духа его, как мне представляется, нет. Столь неумелые, «простецкие» стихи выглядят не как дань поэту, а как свидетельство деградации русской поэзии по сравнению с Золотым веком. |