Андрей Калмыков 19.07.24 00:53
Большое спасибо уважаемому Валентину Юрьевичу за интереснейшую статью!

В том, что Пушкин взрослеет, и меняется и его отношение к самодержавию, нет ничего удивительного. Так же в свое время эволюционировали взгляды на монархию писателя Николая Карамзина. Годы работы над «Историей государства Российского» (в продажу все 8 томов издания поступили одновременно, 1 февраля 1818 года) сделали его убежденным в необходимости абсолютной монархии в России. Сначала, в эпиграмме на Карамзина, приписываемой Пушкину, автор, вместе с молодыми людьми того времени, посмеивается над писателем, ставшим государственным историографом:

В его «Истории» изящность, простота
Доказывают нам, без всякого пристрастья,
Необходимость самовластья
И прелести кнута.

<1818>

В январе 1826 года в письме поэт иронизирует над старшим товарищем, Василием Жуковским:

«Говорят, ты написал стихи на смерть Александра – предмет богатый! – Но в течение десяти лет его царствования лира твоя молчала. Это лучший упрек ему. Никто более тебя не имел права сказать: глас лиры – глас народа. Следственно, я не совсем был виноват, подсвистывая ему до самого гроба».

В неопубликованной статье Пушкина «Путешествие из Москвы в Петербург» (1833-35гг.), процитированной уважаемым Валентином Юрьевичем, мы уже находим следующие размышления:

«Великолепное московское шоссе начато по повелению императора Александра; дилижансы учреждены обществом частных людей. Так должно быть и во всем: правительство открывает дорогу, частные люди находят удобнейшие способы ею пользоваться…

Судьба крестьянина улучшается со дня на день по мере распространения просвещения… Благосостояние крестьян тесно связано с благосостоянием помещиков; это очевидно для всякого. Конечно: должны еще произойти великие перемены; но не должно торопить времени, и без того уже довольно деятельного. Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от одного улучшения нравов, без насильственных потрясений политических, страшных для человечества…

Покойный государь любил простоту и непринужденность. Он ослабил снова этикет, который, во всяком случае, не худо возобновить. Конечно, государи не имеют нужды в обрядах, часто для них утомительных; но этикет есть также закон; к тому же он при дворе необходим, ибо всякому, имеющему честь приближаться к царским особам, необходимо знать свою обязанность и границы службы. Где нет этикета, там придворные в поминутном опасении сделать что-нибудь неприличное. Нехорошо прослыть невежею; неприятно казаться и подслужливым выскочкою…»

Если посмотреть на даты писем Пушкина с приведенными в статье цитатами об Отечестве, то это 27 мая 1826 года (П.А. Вяземскому) и 19 октября 1836 года (П.Я. Чаадаеву), – прошло целых 10 лет. Пушкин в мае 1826 года – опальный, гениальный поэт, а в октябре 1836 года – уже символ русской литературы. 8 сентября 1826 года (по старому стилю) происходит встреча в Московском Кремле Николая I, только что ставшего российским императором, и ссыльного поэта, по завершению которой Царь и Поэт жмут друг другу руки, Поэт получает право жить в столицах, а Царь становится его личным цензором. После этой встречи в неофициальной беседе Николай Павлович назовет Пушкина «умнейшим человеком в России». Конец 1826 года – Пушкин еще мысленно с декабристами («Во глубине сибирских руд…», конец декабря 1826г. – начало января 1827г.), но физически уже в стане государственников: «В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни... Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье («Стансы», 22 декабря 1826г.) и «Беда стране, где раб и льстец Одни приближены к престолу, А небом избранный певец Молчит, потупя очи долу» («Друзьям», ноябрь1827г. – февраль 1828г.). Да что 10 лет, когда в процитированных «Стансах» Поэт говорит о самодержце, не презирающем свое Отечество, и о себе, смотрящем в будущее «без боязни в надежде славы и добра», а это всего лишь полгода спустя! Так быстро развиваются гении! «Пророк» также появляется в это самое время (лето 1826г.) и являет собой картину стремительного и удивительного духовного преображения лирического героя стихотворения, подготовленного всеми предыдущими коллизиями судьбы поэта.

Одной из путеводных звезд Александра Сергеевича, помимо гения поэта, несомненно, стал и Царскосельский лицей, неоднократно воспетый Пушкиным. В речах директора Лицея Василия Малиновского и преподавателя права Александра Куницына на открытии Лицея, в присутствии лиц царской фамилии – императора, обеих императриц, Великих князя Константина Павловича и княгини Анны Павловны, 19 октября 1811 года, в эту ставшую священной дату для первых и всех последующих лицеистов, прозвучало, что ожидали от будущих выпускников Императорского Лицея. Программа шестилетнего обучения была разработана Михаилом Сперанским, первым государственным секретарем Российской империи, и предусматривала подготовку государственных чиновников высших рангов. По первоначальному замыслу, вместе с первыми лицеистами в Царскосельском Лицее должны были обучаться Великие князья Константин и Николай, братья действующего императора Александра I.
Константин 17.07.24 18:05
Стивен Грэм, извиняюсь
Константин 17.07.24 18:04
Кстати, в связи с Л.Вольперт (обязательно постараюсь найти)....Французы - одно, но были и интеллектуалы-англичане, которые более чем доброжелательно к нам относились. Мы привыкли слышать, что "англичанка гадит"(и перед глазами возникает образ болонки на чистенько газоне,) но были там и яркие русофилы. Например, Дональд Маккензи Уоллес, Морис Бэринг, Стивен Грэшм. А у нас сегодня как... вот гадит, бестия - и все... и гадила всегда...
Павел Крайнев 17.07.24 12:42
Отвечаю на ваш коммент от 17.07.24 11:02,хотя он немного сбивчив и я, может быть, не совсем понял его смысл.
Да, находясь в состоянии конфронтации и люди, и народы начинают , как вы выразились, "клясть" друг друга, а потом, спустя какое-то время отношения выравниваются и начинается процесс осмысления произошедшего. Задним числом. Недаром говорится, что мы сильны "задним умом". Сейчас, к сожалению, не так много взвешенных и достаточно глубоких мыслителей, но и их заглушают и не допускают до средств массовой информации. Я, например, никогда не видел на телеэкране Владимира Лепехина, Фурсов и Катасонов - выступают крайне редко. Слава богу, у нас есть интернет, но если верить слухам, то и ютуб к осени закроют. То есть у нас не так много времени на добычу информации. Так давайте заниматься этим, а не пустой тратой времени? Вы правильно сказали, что все идет "по тем же правилам общечеловеческим" причем ничего нет нового под луной. И, допустим, крестовые походы устраивались по тем же правилам, и многое другое. Имелись подходящие условия, провокативный фактор, выгодополучатель и исполнители.
Мечтаю найти исследование с историческими материалами на эту тему. Уж больно все похоже, все строится по одной и той же схеме. Только выводы почему-то не делаются. Никем, кроме выгодоприобретателей. А они вот неизменно совершенствуют свои действия. Так давайте же у них учиться!
Павел Крайнев 17.07.24 11:05
Простите, не увидел вашего комента от 17.07.24 10:44.
Согласен - тема интересная. Только давайте без "геномов". Зачем уподобляться тем, о которых вы пишете и формировать свой взгляд наподобие их взгляда на людей? Или вы не христианин и вам ни о чем не говорить "несть ни эллина, ни иудея"?
Так вот, что до неоконов в частности и политики вообще. Сейчас я не готов ни возразить вам, ни согласиться с вами по той простой причине, что не владею темой в той же мере, что и вы.
Что до Катасонова и его статьи, то я бы не делал из этой публикации таких далеко идущих выводов, как вы. Она для меня лишь повод для размышления, не больше. Но вот в чем, я согласен с вами, - нельзя идти на поводу у лозунгов и деклараций. Нельзя отуплять данный нам богом разум, наоборот, надо развивать его, заострять, потому что именно разум это наше оружие, но и свет.
Константин 17.07.24 11:02
Вот мы их клянем, что подлецы... что выставили нам, что мы плохиши (и с солсберийским соборами", и со сбитыми гражд бортами, и что вторглись с войсками), что мы "не по правилам"... А мы вот в пику им построим brave new world... Но концепцияи этого нового мира вполне одобряем а опред кругами и в Америке...Да ведь итв нем-то, в многополяр новом мире, нам придется иметь дело по тем же правилам общечеловеческим. Вот мы их клянем, а они такой же продукт заокеанского неоконства, как и мы - нашего...
Павел Крайнев 17.07.24 10:45
Но вообще-то я вам благодарен, Константин, за то что переписка с вами побудила меня выйти на интереснейшие источники, о которых я раньше не подозревал. Например, на книгу Ларисы Вольперт "Русско-французские литературные связи конца 18 - первой половины 19 вв.". Там есть глава и про данное письмо Пушкина (https://ruthenia.ru/volpert/articles/stal8txt.htm) Это что-то! Просто интеллектуальное пиршество! Таких авторов нынче не делают((((
Как говорится, устраиваюсь поудобнее...
Константин 17.07.24 10:44
Просто речь-то о тенденции...И без Катасонова хватает - кому Европу проклинать...
Лет сорок примерно назад еврейские интеллектуалы в Америке создали лагерь "неоконов". (Об этом и в Википедии есть). Добавили американской внешней политике конфликтности и агрессивности - с упором на специфический трайбализм. В последние годы нечто подобное происходило и у нас. Происходил захват вещательных и сетевых СМИ-трибун. И теперь уже все там в европах враги - даже у Пушкина. Очень ценю Катасонова, но все же специфической частью своего генома он иногда... Редко - но все же...
Павел Крайнев 17.07.24 10:23
Мое определение вашей последней фразы - в коей мере не хамство, дражайший. Она действительно подловата. За Пушкина я готов даже и физию вашу начистить.
Что до письма Пушкина, то это не дружеский совет, а пожелание вам хоть чуть-чуть развивать ваши извилины (если, конечно, они у вас есть).
Константин 17.07.24 10:17
Достоевский тоже вот , "подловатый и ограниченный", писал:"У нас, русских, две родины - наша Русь и Европа". Что - отрицать, что это и было его формулой генезиса нашей самоидентификации?
Константин 17.07.24 09:53
Назвать оппонента ограниченным и подловатым человеком - и тут же обратиться к нему с советом, как будто и не было этого хамства...
Так что, по вашему Пушкин и не писал этих слов, что презирает отечество с головы до пят, о достойнейший из достойных?
Павел Крайнев 17.07.24 04:35
Сейчас перечитал упомянутое письмо Пушкина Вяземскому - полностью:
https://rvb.ru/pushkin/01text/10letters/1815_30/01text/1826/1378_195.htm
И вам советую.
Павел Крайнев 17.07.24 04:21
Константин, поздравляю соврамши ("вот главная формула Пушкина на этот счёт"). Нет - не главная.
Приписывать Пушкину полное неприятие Европы можно, конечно, только сгоряча. Здесь же показана вся полнота взглядов Пушкина. Истинная свобода мысли.
А ваше "выступление" - это плевок и-за угла ограниченного и подловатого человека.
Константин 16.07.24 22:42
"Я, конечно, презираю отечество мое с головы до пят, но мне досадно, если иностранец..." - вот главная формула Пушкина на этот счёт. Довольно тенденциозно - на общем фоне катасоновских статей. Пушкин и конфронтация с Европой? Да упаси Господь... Хотя как представителю двора, камер-юнкеру, в грудь кулачком постукивать и приходилось ..
Геннадий САЗОНОВ 16.07.24 20:47

Хочу выразить большую благодарность Валентину Юрьевичу за прекрасное исследование об Александре Сергеевиче Пушкине. Даже не верится, что профессиональный экономист так глубоко может вникать в тонкости натуры поэта. Важно ещё, что Валентин Юрьевич связал свои размышления с современными проблемами.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА