Светлана Чередниченко | 9.08.24 11:29 |
"Добротно подобран прицел и калибр,
Готово оружие - слово". Как здорово сказано! "Венок сонетов" хочется перечитывать, зафиксировать, местами заучить. Мастерское владение рифмой, интересные сравнения, доброта сути - открывают перед читателем настоящего, мыслящего поэта-современника. Большое спасибо Александру за это глубокое, честное, искреннее произведение, наполненное откровениями, верой, смыслом. Очень отзывается авторское видение мира и его смелое выражение. |
Иван Ерпылёв | 5.08.24 16:31 |
Написать венок сонетов - это не только испытание техникой, но и испытание смыслами. Очень сложно поддерживать "поэтическую топку", не выдохнуться, не впасть в повторы на протяжении такого длинного произведения, от которого требуется целостность.
Я думаю, что технически А. Рыжков со своей задачей справился, по крайней мере, те огрехи, о которых говорили другие комментаторы, в глаза не бросаются, а с позиции рифмы и размера всё нормально. По смыслу же это - настоящий манифест молодого, но уже отличившегося отличать добро и зло, поэта. Вот как саркастически рисуется портрет современного "типичного" поэта: Есть шарф, перегар, алименты, понты... На творчество, благо, имеем права. Автор не таков, но многие наши современники таковы. Что же считает ценностью автор? Годами построенный образ творца Разрушится, если не помнить отца. Парча превратится в простое тряпьё. Он - один из немногих молодых авторов, которые помнят о преемственности поколений, в том числе и в литературе. Поэтому эта поэма о современном поэте (а ведь это поэма со своим сюжетом, а не просто венок сонетов) содержит ещё и нравственную позицию автора. Есть много находок, образов, которые мне очень понравились: Последнюю строчку в трактире пропил Поэт, промотавший поэму. (а сколько поэм проматываем мы, пусть не в трактирах, но по лености, по неспособности к организованной литературной работе)? А. Рыжков сказал и о поэтах одной темы (и одного размера), таких немало: Но сколько же можно пластинкой крутить Одну незабвенную тему? Саркастично и о литературных тусовках и школах, разного рода объединениях: Не каждое горло отобрано в хор. Какая лёгкость в этом музыкальном счёте: Искусство само продиктует баланс: Раз-два, раз-два-три, пируэт, реверанс... Тетрадь, чистый лист... Превозмог, записал. Без всякой снисходительности Александра следует поздравить с очередной творческой удачей! |
Александр Рыжков | 5.08.24 16:13 |
Спасибо, коллеги, за прочтение и ёмкие комментарии.
Написали, что не хватило мастерства. Возможно. Создание венка сонетов воспринял для себя как вызов, ответ на который и приближает к мастерству. Намеренно не написан 14-ый сонет, кторый должен быть первым, если не сказать, нулевым. Магистрал создается и при тринадцати сонетах, соответственно, "нулевой" сонет считаю избыточным. Хотелось привнести что-то новое в этот старинный твердый жанр. Сонеты, действительно, получились другими. Они отличаются по архитектонике от всех известных видов сонетов. Терцеты имеют иную рифмовку относительно общепринятных канонов. Здесь я основывался на изменении чувства музыкальности, которое у современного уха склоняется больше к ритму, чем к мелодии. Основной же отход от классической формы всё же кроется в другом. Смысловая схема сонетов выглядит так: тезис-антитезис-синтез-выход на новый уровень смысла (за консультацию спасибо Анатолию Павловичу Смирнову). Вот в этом моменте есть слабые места, вероятно, от этого и присуствует ощущение резких переходов. Странно, что об этом не сказали. По стилистике намеренно допустил ряд общих слов и штампов, т.к. это всё же стихи о стихах. Посчитал, что такой юмор вполне уместен в контексте моего венка. По частностям хочется раскрыть только это: 130, 126 и 125 строк - количество строк до конца венка. Есть подводка к этому. Согласен, что это хулиганский приём, но он пришел с вдохновением, поэтому решил оставить. Написали, что в конце расписал историю жизни. Это города в которых я писал данный венок, гастролируя со своей книгой. Люблю писать стихи в поезде. Про творческую биографию. В наше время литератор зачастую вынужден быть организатором. Считаю, что служение литературе также важно, как и личное творчество. В данном конкретном случае здесь просто опубликован весь файл с полной биографией, который я пополняю, и соответственно, высылаю вместе с творчеством для публикации. Даже сейчас с момента публикации она пополнилась. Но это скорее технический момент и к творчеству отношения не имеет. Соглашусь, что о поэте должны говорить в первую очередь строки, а не заслуги. Еще раз спасибо за оценку моего творчества. |
Ольга Шевченко (Украина) | 1.08.24 14:22 |
Талант не просто угадывается здесь - талант имеется, и есть смелость - раз взялся автор за такое произведение. Мастерства не хватило. Но это дело наживное, если трудиться.
В любом случае эти строчки-находки мне понравились: "... Слова на бумаге - другие слова. Но дело совсем не в бумаге, Когда сотворён образец мастерства В протертой штанами общаге. ..." "... Пиши, раз на месте твоя голова, О вечном, текущем, о светлом. Без духа душа бесполезна, мертва. Без духа нельзя стать поэтом. ..." "... Не каждое горло отобрано в хор. Здесь мало иметь лишь надежду. Сейчас не естественный принят отбор, Опять коронуют невежду. ..." Желаю Вам, Александр, силы воли и вдохновения! |
Владимир Шостак | 31.07.24 18:07 |
Александр! Талант угадывается. Но недостатков много. Для чего Вам понадобился венок сонетов? Для эксперимента? Эта форма очень сложна, и за неё лучше браться достаточно подготовленным. Примите, если хотите, мои советы по стихосложению на будущее.
1. Тщательней относитесь к заголовкам. Словечко "другие" лишнее, ибо все существующие сонеты "другие". Что Вы хотели сказать этим словом? Заголовок "Столбы" вызывает вопросы, так как это слово имеет несколько понятий. Которое из них Вы имели ввиду? Если путевые, то надо как-то это разъяснить. Или удлинить заголовок ещё одним пояснительным словом, или упомянуть в тексте с понятным смыслом. И к чему здесь кавычки? Это цитата из одного слова? Однако слово самостоятельное и имеет право на существование без кавычек. Заголовок "Магистрал", по-моему, лишний. Лучше дать просто очередной номер. Все и так поймут, что это магистрал. По форме содержания. 2. Глядя на список Ваших заслуг и премий, берёт оторопь. Когда ж Вы успели? В списке не надо перечислять многочисленные заслуги, а следует давать самое нужное, максимально коротко и без излишнего упоения собой. Пусть судят читатели. 3. Не следует давать Ваш длинный жизненный путь и особенно знак авторства. Последнее несколько обижает, будто Вы подозреваете читателей в чём-то нехорошем. 4. И самое главное: содержание. Сонетов должно быть 15, а не 14. Заголовок намекает на преемственность содержания последующих строф и последующих сонетов после предыдущих. Но это почти не прослеживается. Строки как-то оторваны друг от друга и просто скомпонованы по рифмам. Непонятна внутренняя логика их последовательностей и развития темы. Каждая - сама по себе, а строфы смотрятся как четыре отдельные строки, соединяющиеся в строфы не по развитию темы, а по рифмам, над которыми тоже особо не трудятся. Всё бегло и просто. В каждой строке своя простенькая мысль, заканчивающаяся точкой и не связанная с предыдущей. Особо отличился в этом смысле восьмой сонет. Да и магистрал тоже выглядит как сборище несостыкованных смыслом строк. В этой пестроте тонет и исчезает основная мысль венка. Нет логики развития. Есть непонятные и неуклюжие строки. Например, "Осталось сто тридцать приемлемых строк", "Осталось сто двадцать шесть собственных строк", "Осталось сто двадцать пять...". Это что за цифры? О чём они? Читателю всё должно быть понятно без дополнительного разъяснения. Даёте - объясните. Прямо в стихотворении. К тому же две последние строки неуклюжи, в них нарушен ритм и смещено ударение. Вот, по-моему, основные недостатки. Прошу не сердиться. Если я ошибаюсь - объясните, только спокойно. Никто Вас здесь обижать собирается. Вам хотят помочь. Тем более, об этом просил и Ваш друг. |
Нина Инякина | 31.07.24 11:55 |
Поздравляю Александра Михайловича с замечательной работой! Меня нисколько не смутило то, что его Венок сонетов состоит не из 15-ти сонетов (так в классическом варианте). Он и в 14-ти сумел сказать всё самое важное: о Поэзии, о поэте и его предназначении, о Слове, с которым он так свободно обращается ( будучи ещё совсем молодым, он пишет глубоко, мудро, философски, и говорит самое, может быть, важное для каждого поэта: отбросив чужое, оставить СВОЁ. Вот у него - всё СВОЁ: и голос, и почерк, и мировоззрение, и мировосприятие, и отношение к жизни, и умение выразить себя в поэтическом слове. БЛАГОДАРЮ ЗА ПУБЛИКАЦИЮ! Буду рада прочитать новые стихи замечательного поэта и человека. |
Алексей Куренёв | 30.07.24 10:38 |
Давно слежу за творчеством Александра. С удовольствием прочитал эту интересную работу, которая открывает Александра с новой стороны. Хотелось бы почитать в комментариях мнение старших товарищей. Уважаемая редакция поправьте, пожалуйста, опечатку в конце магистрала. |
От администрации: приносим извинения, исправили |