Страница: 1 2  Все

Григорий Блехман 27.07.25 19:11
В связи с инициированной Сергеем Баталовым дискуссией вспомнил одну историю.
Когда в Москву привезли знаменитое полотно под названием "Мона Лиза" и на выставке была Фаина Георгиевна Раневская, она услышала разговор двух чиновников из Министерства культуры, в котором речь шла о том, что ни на того, ни на другого картина не произвела впечатления.
Тогдат она подошла к ним и сказала:
"Эта дама в течение стольких веков на таких людей производила впечатление, что теперь она сама вправе выбирать, на кого ей производить впечатление, а на кого нет".

Я к тому, что многовековая история показывает: наш единственный беспристрастный, а потому и объективный судья - это время. И только оно отбирает, чьё имя остаётся на века и кто всегда современен, а кто выше планки злободневности не поднялся, и его скоро забывают.
Вот уже пошёл шестой десяток лет с той поры, как Василий Макарович ушёл в мир иной, а потребность в сделанном им в прозе, публицистике, кинематографе не то, что не убывает, она ширится. Сказанное им и героями
его произведений люди цитируют, его книги перечитывают, рекомендуют друзьям...
Так что, Сергей, может быть стоит об этом подумать
Александр Иванов 27.07.25 16:45
"я - малоизвестный писатель-фантаст" - сейчас все, кто вообще не умеет писать, вернее кому не дано создавать настоящую литература - пишут фантастику ("фэнтези", как это принято теперь называть), окончательно скомпрометировав этот жанр.

"Суди, дружок, не выше сапога" - ответил Пушкин Надеждину не его критику "Полтавы".

Но Баталов - на эту баталию не тянет.
Так, крикливый прыщ(((
Сергей Баталов 27.07.25 16:24
Александр Можаев! Вы ошибаетесь, пытаясь "притянуть за уши" мои размышления о Шукшине к Н.Ф. Иванову. Это всё Ваши домыслы, не имеющие к реальности никакого отношения.
Что же касается Вашей оценки моих крестьянских навыков, то не Вам о них судить, а только тем моим родственникам, которые видели меня в деле. Вы, возможно, и путались под ногами у взрослых, а я - реально работал. Просто больше некого было на лошадь посадить. "Посадите Серёгу! - сказала мать. - Он - справится"! И меня посадили. А я - справился. С лошади не упал, копытами не растоптан.
Что касается Ваших оценок меня как писателя, мне они безразличны. Да, я - малоизвестный писатель-фантаст средней руки, каких много. Но своя (небольшая) фанатская группа у меня тоже есть. Написал всего-то навсего 20 книг. Книги в Сети продаются и продаются неплохо. А мнение своё о Шукшине высказал потому, что таких "творческих", таких как он, в той среде, где я вырос, откровенно не любили и не стесняясь, называли между собой "порченными". Дочерей за них замуж не отдавали. Ну, что с людей взять - крестьяне.... Как думают, так и говорят.
Александр Можаев 27.07.25 15:57
С грустью прочёл устроенную Баталовым перепалку. Для чего он так рьяно набросился обливать грязью Шукшина? Сей ларчик открывается просто. Шукшин здесь, как инструмент борьбы с Н.Ф.Ивановым. Если тот проявил своё уважение к В.М.Шукшину, стало быть нужно унизить Шукшина, а через него и Иванова. Проявил бы Иванов пренебрежение к к Шукшину и Баталов бы повёл себя ровно наоборот. Кому сейчас интересно насколько хорош или плох был Шукшин, как "крестьянин", на что нажимает Баталов. В.М.Шукшин не крестьянин, а русский писатель. А вот Баталов на это звание не тянет никак... Он даже на крестьянина не может тянуть, хоть и сочинил здесь весёлый бред, про то, как он в свои 5 лет совершал трудовые подвиги на сенокосе. Для меня, потомственного крестьянина, этот бред вызывает лишь улыбку. Нас тоже в пятилетнем возрасте брали на сенокосы, но вовсе не за тем, чтоб мы там таскали огромные грабли и путались под ногами у взрослых, а лишь потому, что нас не с кем было оставить... Ну, а что касаемо преступного мира показанного Варламовым и Шукшиным, то эти писатели ставили совершенно разные задачи. Варламов - показать всю мерзость преступного мира, а Шукшин в "Калине красной" для этих преступников пытался показать свет в конце туннеля, а уж кто и как этим светом воспользовался - другая история.
Григорий 27.07.25 14:16
Сергей Баталов напоминает деда из рассказа Шукшина "Критики". Вот поэтому Шукшин - великий писатель.
Калачёв Евгений Сергеевич 27.07.25 11:50
Сто лет не писал комментариев, но дискуссия вокруг имени Шукшина заинтересовала. Я хоть родом из нарымских крестьян, но сена не косил, корову не доил, хотя, конечно, пил из трехлитровой банки парное, правда, остуженное в подполье, не сепарированное молоко. Так сложилось, что родился в Новосибирске, рос в Тыве, в городе. Но с малолетства вместе с отцом пропадал в Саянской тайге, там мы построили избушку, в которой жили месяцами в охотничий промысловый сезон. От земли (гор, тайги, рек) я подпитывался жизненной энергией, которой хватало не надолго, когда я возвращался в город. Город, а тем более такой огромный, как Москва, вытягивает энергию, а подпитки от земли нет, отсюда и депрессия и порой, стакан с огненной водой. Это я о себе и, возможно, и о Василии Макаровиче. Но знаком не был, рядом со свечкой не стоял, возможно это наговоры. Теперь, о рецидивистах. Так жизнь сложилась, что общаться приходилось с десятками и десятками таких людей. Тут, как жизнь повернет, и как карта ляжет. Встречался я с такими, кто полжизни провел по лагерям и десятки лет в «крытках», а потом вдруг потянулись к нормальной вольной жизни, чтоб солнышко видеть не через решетку. И эти люди были не из фантастического кино. Перечитал недавно рассказ Шукшина «Верую». Смеялся и рыдал от смеха одновременно. Да, простит, меня Господь! Талант! Жаль, что прожил не долго, а то бы и закончил роман о Разине, и написал много других удивительных произведений. Талант и русский человек, которого мы должны беречь. Впрочем, как и Шаламова, Солженицына и Виктора Петровича Астафьева!
Василий Ревзин 27.07.25 11:21
Пламенные выступления Сергея Баталова - это самопиар, не более. Человек, возомнивший себя писателем, но при этом никому не нужный, как Джо Неуловимый из известного анекдота, "фоткается" на фоне известных фамилий, и помещает их в соцсети - вполне себе современное занятие.
Не буду спорить с ним, скажу лишь словами Крылова: "По мне хоть пей - да дело разумей".

Что касается старушки из "Калины красной": есть такой особый лирический жанр народного поэтического творчества - причитание. Ее монолог не только вписывается в фильм благодаря ни с чем несравнимой манере беззащитной, пожилой русской женщины облегчать, осветлять себе и окружающим ужас и неизбывность горя, но и как камертон, настраивает поначалу немого циничного, ухарски подстраивавшегося под "малину" главного героя на совсем другой, вечный, разящий своей глубиной лад. На тот ЛАД, о котором писал Белов, и с которым в душе мы все живем, несмотря на все многолетние усилия пятой колонны.

И сам Шукшин своей неподдельной глубиной и трагичностью, искренней беззащитностью и открытостью как-то не умещается в строке рядом с чекистским проектом Солженицыным, изобретавшим в Вермонте наподобие искусственного немецкого языка для евреев идиша - свой собственный русский.

Отлично сказал о Солженицыне Андрей Фурсов:
"Отмечают исследователи и искусственный псевдорусский язык Солженицына – язык горожанина, старательно канающего под якобы простой исконно русский говор. <...>Солженицын – тотально сфальсифицированный по политическим причинам литератор; посредственный писатель третьего (в лучшем случае) ряда…»"
Сергей Баталов 27.07.25 09:25
Юрию Манакову.
Уважаемый Юрий!
Вы пишете: "Бабушка, что исполняла роль матери Егора Прокудина, когда до неё дошло известие о смерти Василия Макаровича, ходила в трауре сорок дней, как по родному сыну", но при этом вы "забываете" очень важный момент - Офимия Быстрова на самом деле считала Шукшина своим пропавшим сыном. Она носила траур не как по родному сыну, а по сыну. У неё в избе висела фотография Шукшина, которая думала, что это и есть её родной сын.И никто её в этом не разубедил.
А Вы не находите, что вот так поступить (обмануть, использовать личное горе в своих целях) с женщиной, которая потеряла троих сыновей, это довольно цинично и совсем не по мужски? Я уверен, что у порядочных
людей такое - недопустимо. Вставить в фильм реальные слова убитой горем матери - это ведь его (циничный) выбор. Не просто вставить, но и обыграть.... Сами знаете как.
Я полагаю, в этом вопросе мы с Вами к одному знаменателю - не придём. Каждый останется при своём мнении.
Вы, очевидно, полагаете, что Гению дозволительно всё. Я думаю иначе. Даже если ты - гений, границы человеческой порядочности все равно соблюдать нужно.
Сергей Баталов 27.07.25 09:09
Марии Прошкиной.
Уважаемая Мария! Цитирую: "ваши попытки очернить Шукшина - кощунственны"
Я, как и вы - против очернения кого-либо, в том числе и Шукшина. Я - за честный и объективный взгляд на человека и его творчество. На Шукшина у меня свой собственный взгляд. Да, он отличается от Вашего.
Но мой взгляд более объективен, чем Ваш, поскольку я вижу не только то, что было в Шукшине хорошее. Но и другое - тоже вижу. То, от чего другие стыдливо отворачиваются. Например, от его неумения достойно противостоять внешним трудностям (без алкоголя, например).
Если уж совсем честно, то памятник нужно было ставить его вдове -, которая мужественно выносила его характер, по сути, совершила подвиг, прожив с ним несколько лет и родив ему двух дочерей.
Что такое ОБРАЗ, я понимаю очень хорошо.
Тот образ, который создал Шукшин - это его личное видение, не более того. Но как художник, он имеет на это полное право. Например у нашего земляка Михаила Евдокимова - уже другой образ России. А у Шолохова - третий. У Виктора Петровича Астафьева - четвёртый.У юмориста Задорнова - пятый.
Образ - это взгляд на окружающую действительность в преломлении через через собственный опыт и творческие предпочтения.
Не вижу смыла ОБРАЗ России а-ля Шукшин считать чем-то единственно верным о окончательным, не подлежащим критическому рассмотрению.
Убить же русского по духу писателя невозможно. Ни Астафьева, ни Шолохова, ни Шукшина. Да и нет такой цели. Цель - совершенно иная - всего лишь объективно и непредвзято посмотреть на творчество и личность Василия Макаровича. Не делать из него "икону", не сотворять из него кумира, а посмотреть правде в глаза, увидеть его таким каким он был - со всеми его достоинствами и недостатками. Мне кажется, что образ Шукшина от этого только выиграет.
Юрий Манаков 27.07.25 09:00
Уточнение. Я не только умею ставить стога, но и больше десятка лет, пока росли дети, а время было - 90-е, но и прекрасно дою и после отёла раздаиваю корову. Знаю, когда приходит пора запуска её, чтобы всё молоко уходило телку внутриутробному, и даже момент отёла могу предугадать по некоторым причинам: например, жилы на подхвостке провисают. Лично принимал восемь телят и потом сторожил, чтобы Малютка не съела свой послед., а то молоко бы долго нельзя было пить. Был у меня и сепаратор, а это значит, что и сливки, сметана, творог, масло. Добрые люди подсказали, как в домашних условиях варить сыр, Научился. Что-то еще о моей "городской" жизни добавить? Думаю, достаточно. Кстати, та вещица на которой свозят копны в одно место именуется ёмко и образно: волокуша.
Фильм "Калина красная" - это на века. Бабушка, что исполняла роль матери Егора Прокудина, когда до неё дошло известие о смерти Василия Макаровича, ходила в трауре сорок дней, как по родному сыну. Это мне в своё время поведала поэт Ольга Александровна Фокина.
В июле 2004 года на горе Пикет мне посчастливилось слушать Валентина Григорьевича Распутина, когда он исчерпывающе рассказывал о женщинах в творчестве Василия Макаровича, и конкретно, об отношении героев Шукшина к своим матерям и женам..Тогда Распутин сетовал, что при жизни им довелось свидеться только один раз, а надо бы больше. Вторая половина ХХ века в СССР и позже в РФ - прошла под звездой Василия Макаровича.
И еще. На рубеже 80-х и 90-х, думаете, кем зачитывались в США из зарубежных авторов? Самый читаемый был, конечно же, Василий Макарович Шукшин. Так хотелось в то время американцем понять загадочную русскую душу....
Марина Прошкина 27.07.25 08:41
Сергей Баталов, вы пишете: "Вы в вопросах заготовки сена откровенно "плаваете". "

Знаете, я тоже. Только мне со стороны очень даже понятны ваши литературные предпочтения: Астафьев, Солженицын... Вернее, это политические предпочтения людей, которые и после смерти готовы еще раз убить русского по духу писателя.

Варламов - документалист, больше чем создатель. Его произведения нужны, скорее, историкам, чем простым читателям
Шукшин создал ОБРАЗ России, если вы понимаете, о чем я.

Образ, икона, конечно отличаются от реалистического портрета, но в нем особая, животворящая сила.

А ваши попытки очернить Шукшина - кощунственны и в них нет ничего русского.
Сергей Баталов 27.07.25 08:19
Василию Ревзину.
Уважаемый Василий! Есть у писателей золотое правило - писать о том, что знаешь хорошо. Шукшин со своим фильмом "Калина красная" от этого правила отступил. В результате получилась бытовая фантастика. Да, популярная. Но - выдумка от начала до конца.
Поясню.
Когда читаешь "Колымские рассказы" Варлама Шаламова отчётливо понимаешь, что свою тему автор знает изнутри и знает досконально. В своих произведениях Шаламов гениально раскрывает в том числе и глубинную суть личностей рецидивистов, их психологию, мотивы, поступки. И нет у действительно гениального Шаламова даже намёка на то, что кто-то из рецидивистов "встал на путь исправления", или паче того - изменился как личность в лучшую сторону. Нет, поскольку он такого не наблюдал никогда. Как и другой великий русский писатель Солженицын, раскрывший глубинную сущность людей, ставших жерновами карательной машины. Да, сейчас Солженицына принято ругать. Но как сказал однажды В.П. Астафьев - такое невозможно придумать.
Шаламову я верю. Шукшину - нет.
Вы пишете "когда Шукшин кричит - "ведь это мать моя, мать!" - не плакать невозможно.
В первый раз - да.
Офимия Быстрова, (не) игравшая роль в фильме Шукшина, а просто рассказывавшая о своей жизни и о своём сыне, своими словами фактически уничтожила "бытовую фантастику" Василия Макаровича, явив миру цинизм, с которым Шукшин смешал реальное горе реального человека с выдуманной им историей о "разбойнике лютом, у которого внезапно пробудилась совесть". Она рассказала о своём реальном, а не киношном сыне, который "пропал".20 лет назад. Из её рассказа непонятно, был ли её сын осуждён, и - когда. Возможно, парёнь просто пропал без вести, погиб, например на лесосплаве. Или провалился в припорошенную полынью. Да мало ли что. На Енисее, например, если человек тонул, то тело как правило, не находили - течение.
Если её сын "связался с плохой компанией", то его "пропажа" только подтверждает непреложную истину - рецидивисты не исправимы и нет в их жизни места покаянию.
Но то, как Шукшин "с особым цинизмом" подобно мясу на шампур "насаживает" горе Офимии Быстровой на свою фантазию - уничтожает к нему любое уважение как к человеку. Наверное для депрессивного алкоголика вот так использовать "факты биографии" матери, потерявшей троих сыновей - нормально, то для других, нормальных, - откровенно некамильфо.
Да, Вы - правы: людям это нравится. Люди аплодируют, не понимая, что их тупо "развели", перемешав горе реального человека с выдумкой режиссера... Но я - не люди....
Сергей Баталов 27.07.25 07:35
Юрий Манакову.
Уважаемый Юрий! Понятно, что Вы, как горожанин, молоко видели только в пакетах и не знаете вкуса и запаха парного молока или состав крестьянской работы. Чем занимался конкретно я на сенокосе в пять лет. Первое. С утра деревянными грабельками переворачивал скошенные платы травы. Чтобы быстрее подсыхала. Второе. После полудня когда бабы - прабабушка Наталья, бабушка Варвара, мать и тётки (мужиков не было, пятилетний я- самый старший из мужиков) опять же граблями собирали высохшее сено - в копны. Затем меня садили на лошадь (сам забраться не мог - хотя казаки - могли), подстелив на спину коня телогрейку и я управлял конём. Мать или тётки верёвкой опоясывали копну, привязывали её к хомуту и я (на лошади) тащил копну к месту где метали сено прабабушка и тётки. Сенокос - это как правило довольно длинная поляна возле пашни. Бегать туда-сюда с конём тяжело. На лошадь садят маОлго. (мальчика. девочек - никогда). Лошадь смирёная, не опасно. Хотя один раз меня лошадь всё-таки пыталась укусить.... Когда мне было уже 9 лет.
Стог, как его не утаптывай, осаживается сильно. Стога "горят" в двух случаях - когда в стог сложили влажную траву и когда его промочило осенним дождём. На моей памяти таких казусов не было. В стог ВСЕГДА метали только сухое сено и опытные бабы укладывали сено так, что никакая влага внутрь не попадал.
Но Ваши рассуждения об этом вопросе весьма показательны. Вы в вопросах заготовки сена откровенно "плаваете". Ну да Бог Вам судья.
Мой же опыт таков, что в 12 лет мы вдвоём с матерью за световой день ставили небольшой стог на 18-20 центнеров. (на осень). Да, была лошадь с конными граблями, которой я сгребал сено и потом свозил копны в одно место. Почему - вдвоём? А отчим с похмелюги психанул, отлупил меня деревянными трёхрожковыми вилами и пешком ушел в деревню - похмеляться. Я вытер слёзы и начал сгребать сено конными граблями.
А теперь посмотрите на Шукшина МОИМИ глазами - глазами человека, который с пяти лет делал крестьянскую работу. При том, что такие как Шукшин.... При тотальном дефиците мужика в деревне, когда всю работу выполняют бабы и дети, а "творческие" заливают свою депрессию самогоном. (в селах такие тоже были, Шукшин - не исключение).
Депрессивность, которую Шукшин "лечил" алкоголем - не злобный поклёп, а широко известный факт.
С Шукшиным я не пил. Мал был ещё. Да и не пил я вообще. И даже не курил. Чарок я за свои 64 года никому и никогда и никому не подносил - не крестьянское это дело - чарки подносить.
Василий Ревзин 26.07.25 23:26
Надо же, пока писал свой комент, не видел, что меня опередил Юрий Манаков насчет рассказа "Срезал". То есть двум людям, находящимся на разных концах русской земли, пришла одна и та же аналогия в голову!
Да, г-ну Баталову не позавидуешь(((

Насчет Высоцкого. Этот действительно и пел, и играл на одной ноте, потому что не являлся тем, что пытался представить. Его рычание брутальным кажется только одну минуту, дальше становится скучно. Кстати, и помянутый Баталовым Астафьев - тоже не был органичен, да и Россию не любил, не погружался в нее безоглядно, а как-то обходил по краешку.
Василий Ревзин 26.07.25 22:48
У Шукшина есть рассказ - "Срезал".
Прочитав баталовский пост - вспомнил этот рассказ.
Г-н Баталов, да (!) Шукшин не крестьянин. Он писатель - сложного, богатого, объемного склада. Каждый рассказ - выпуклый, пластичный и яркий. Да, он отличался от писателей-деревенщиков, в нем содержалась какая-то мощно раскручивавшаяся пружина, с которой он порой сам не мог совладать. И в то же время - необыкновенная, извне идущая властность, которая энергетику центростремительного движения этой пружины обуздывала и придавала ей законченную форму. Рассказ "Охота жить" - один из таких таинственных "драйверов" именно русского, а не "одесского", как тогда было модно, бандитизма. "Это наш, это русский секрет,/он не видится, не открывается./И ему объяснения нет./И цена его не называется." - Светлана Сырнева написала эти гениальные строки о другом, но здесь они приложимы. Темная сила, заложенная в герое рассказа Шукшина, не раз в России подвергалась обуздания и служила созидательным целям "...Вдруг у разбойника лютого/ совесть господь пробудил". По сути, "Калина красная" об этом. Когда Шукшин кричит "ведь это мать моя, мать!" - не плакать невозможно. И мы, с изгаженными одесской шпаной мозгами (знаете ли вы, что любимое многими слово "пацан" - еврейского происхождения?), вспоминаем, что мы русские. Причем не по крови, как это принято у евреев, а по душе. Происходила мощная стихийная самоидентификация русского народа, которую 90-х поспешили утопить в бандитских разборках. И Шукшина убили, конечно, потому, что уж слишком ярко светился его талант. Как факел Данко.
Юрий Манаков 26.07.25 22:32
Есть у Макарыча один знаменательный рассказ, называется "Срезал". Так вот и он мягче нежели то, что на все ресурсы выбрасывает распоясавшийся фантазёр под ником "Сергей Баталов". Или Остапа просто понесло?.. "С пяти лет на покосах..." А почему не с трёх? Какой прок? Путаться под ногами у мужиков. Я десять лет держал корову, была у меня и лошадь. Сена заготавливал до двадцати возов. Стога практически не садились и не горели, потому что утаптывал как надо. И Шукшин, живя в деревне, конечно же, знал сызмальства все крестьянские работы. Это чувствуется по стилю и самобытному почерку нашего великого земляка. И, естественно, что никакие злобные поклёпы, навроде тех, что вот, де, Шукшин запойный и прочая чушь, которые периодически вбрасывают некотороые недотоварищи в информационное пространство, не замарают имя Василия Макаровича Шукшина. Ишь ты, опомнились через полсотни лет.... Вы что с ним пили или только услужливо подносили чарочку? Да наш народный гений с такими как вы на одной версте бы не стал... Что уж здесь говорить о застолье. Но, как говорится: собака лает, ветер сносит. И последнее. Правильно говорили древние: "зависть - это скорбь по благополучию ближнего". Я бы только добавил, что она еще и скорбь по немеркнущей памяти наших великих русских подвижников.
Сергей Баталов 26.07.25 21:20
Долго терпел, но решил сказать. С какого перепугу Шукшин – великий писатель? Когда он встал вровень с Астафьевым или Распутиным, где? В каких произведениях? В чем его величие, наконец?
Да, в СССР была целая плеяда действительно великих писателей, но Шукшин-то к ним – каким боком?
Если рассматривать его как актёра, то Шукшин – актёр одной роли. Играл самого себя, с вариациями, как и Высоцкий, кстати. Достаточно глянуть на его лицо.
Его лицо – это лицо человека, который страдает многомесячными депрессиями и злоупотребляет алкоголем. Собственно, он и был таким – депрессивным и запойным.
Да, талантлив, но на Гения точно не тянет.
Даже его “Калина красная”, по сути своей – это фейк, плод больного воображения.
Люди, знакомые с криминалом, отлично знают, что матёрые рецидивисты – не перевоспитываются. Они генетически другие, и это факт. Да, случается любовь и рецидивистов, но…. Посмотрите современные сериалы. Сериал про вора, ставшего учителем более точен, чем “Калина…” Рецидивист остаётся рецидивистом при любых обстоятельствах. А герой Шукшина – рецидивист, да ещё и со стажем. Смешно смотреть на типА, который отмантулил за решеткой четверть века и потом – бац, такой, и перевоспитался. Таких даже СВО не перевоспитывает.
В СССР дураков не было, потому и тормозили его “Калину…”, понимали, что идея сама по себе фейковая.
И вот теперь оказывается что Шукшин, снявший “бытовую фантастику” – гениальный писатель. Ну, ладно…. Если хотят…. Россия жива мифами….
Если же говорить о личности самого Шукшина, то для меня, крестьянина до мозга костей, работавшего в поле и на сенокосе с пяти лет, Шукшин как “крестьянин” и как человек не заслуживает никакого уважения. Совершенно. У него нет крестьянского трудолюбия, отсутствует сила духа, он не способен противостоять внешним испытаниям. Для сообщества, в котором вырос я, где все – от мала до велика – работают буквально от зари до зари, такие как Шукшин, не вызывают ни малейшего уважения, хуже того…. Ни одна нормальная девушка за такого как он замуж не пойдёт. Кому в селе нужен в семье муж – депрессивный и запойный?
Как я думаю – страсти по Шукшину не стоят и выеденного яйца. Напридумывали себе мифов и – радуемся.
Так и живём.
Олег 26.07.25 18:20
Отлично! Но нужно было бы еще вспомнить одного человека, который увековечил Василия Макаровича в фото, которая и есть на памятнике. Это его близкий друг Анатолий Иванович Ковтун, который ушел от нас 5 марта этого года. Изумительный фотограф, потрясающий человек русской души! Светлая им память!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА