Иван Ерпылёв | 10.08.25 13:50 |
Подборка Анны Царегородцевой, действительно, заслуживает внимания читателя, более того, она в некотором роде является событием, поскольку, используя символику, эстетику «новой» поэзии, как принято говорить, поэзии, ориентированной на метафоризм и модернизм, Анна с нравственной точки зрения ставит правильные вопросы:
Ведь наши дети спросят нас когда-то: «Но, мама, что ты делала тогда?» И я скажу: «Пила холодный латте». Да, эти стихи сложны, они написаны в ключе только формирующейся сейчас литературной моды, которая к концу века вполне может стать традицией. К ярким приметам этой новой поэтической школы можно отнести отсутствие знаков препинания и заглавных букв, активное использование «слэша» для перечисления ("смываю с себя синь/соль/сыпь»), использование макаронизмов ("И аплодировать после поклона da capo al fine»), множество реминисценций, отсылок к персонажам и культовым образам ("Жаль, так и не стала женою ван Дамма»). Здесь же в ходу смелые, практически усеченные, не имеющие прямого смысла образы: А дятлы, серые колдуны, У леса вычесывают колтуны. Звучит красиво, но если подумать, то не пустая ли эта красота, ибо умозаключение, что деревья - это причёска леса, в которой орудуют дятлы, как маленькие птички на спине у бегемота… Это слишком сложное умозаключение. Есть здесь и надуманные образы, которые, возможно, притянуты для рифмы: Через окно квартиры Летит до меня пунктиром. Что такое «лететь пунктиром», да и что такое «пунктир» как поэтический образ (часто встречаю что-то вроде «пунктирного следа»), я думаю, эти шероховатости возникают из-за неправильного понимания значения слова «пунктир». Имел ли автор в виду прерывистую траекторию перелёта, график такого перелёта… фантазировать можно много, но все эти трактовки неточны, ибо само слово употреблено неточно. Анна - молодец, в новый модернистский поэтический метод она вложила душу, и потому её стихи не смотрятся речёвками сетевиков, пишущих в схожей манере. Вот например: Мама клеит обои, Учит уроки с младшим. Но, Господи, как она воет… Как она воет страшно! Здесь нет перегиба, эпатажа, но - живой, зримый образ. Скажу ещё безотносительно к подборке Анны, что эту новую эстетику я встречаю всё чаще в стихотворениях молодых авторов, и в той или иной степени эта поэтическая манера захватывает, наверное, определённым бунтом против правил, бунтом против серости и однозначности поэзии, которую принято называть «традиционной», а на самом деле - выродившейся традиции младорубцовщины. Если в действительности серому, пошлому тупиковому направлению «традиционной поэзии», превратившийся в рифмование словарных слов, противопоставляется нарочитый эпатаж, то эта новая школа является лишь реакцией, протестом против засилья серости в русской «признанной» поэзии, и потому самостоятельного значения может и не приобрести. Гораздо интересней стихи получаются у тех поэтов, которые идут по «царскому пути», избегают пошлости и избитости, но одновременно не эпатируют. Среди таких назову Евгения Разумова, Андрея Антонова, Тита Горского, есть и другие достойные поэты. |
Андрей Смолин | 9.08.25 12:17 |
Странно, что никто не увидел примеры сильной поэтической волны. Некоторый "бытовизм" скрывает душевные порывы лирической героини. Но рельефность образов очевидна. |