Страница: 1 2  Все

Селедцов Олег 15.09.25 11:11
Друзья, Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И.Ф. Вараввы при поддержке министерства культуры Краснодарского края с 6 по 10 октября 2025 г. проведет XХIV конференцию с международным участием «Через библиотеки – к будущему» в городе-курорте Анапе. Нам бы очень хотелось пригласить для выступления на пленарном заседании автора этой статьи Демкину Елену Александровну.
Если она читает этот коммент, просим связаться с нами через электронную почту: method.biblio@mail.ru
Пожалуйста!
Гость 14.09.25 19:27
"Манжерокинг...норсульфазол...чего ты злишься? Я же в нос говорю"
фильм Шукшина " Живёт такой парень" ))
,
Калачёв Евгений Сергеевич 14.09.25 18:08
Согласен с Еленой в главном: «Задача писателя - писать». Сегодня по случаю воскресенья, решил не писать, а оставить комментарий под статьёй талантливого и искреннего Автора этого же сайта и весь день провел в ожидании: что же напишет на мой комментарий уважаемый мною Григорий Исаакович?! Уж, лучше бы этот комментарий написал бы какой-нибудь проводник… А шелуха из иностранных слов у Елены (если она и дальше будет заниматься русской литературой) отпадет, как и у молодого поколения с взрослением тоже (где все наши чуваки и чувихи?).
Николай Денисов 14.09.25 16:50
Прав Григорий Блехман:
"Любая мода - временна, а традиция - постоянна.
Это вышедшим из школы кажется, что вся жизнь впереди, что мода на иностранщину - навсегда.
А к старшему возрасту - они поймут, что мода - временна.
И - надо свой язык обогащать (нет своего аналога на новое - создать его с помощью родственных слов родного языка). Но не покорнейше слизывать иностранное.
О "На джинсы и бороды мода пройдёт".
- С приходом буржуйского строя российское общество начало двигаться назад, к первобытному строю: игры в историческую реконструкцию (ряженые в доспехи 17-18 веков), отращивание бород (которые в свое время правильно запретил Петр-1).
Но российское общество оздоровится, и мужчины начнут возвращаться к цивилизации, снова бриться.
***
Юрий Серб 14.09.25 15:43
Именно шагаловы и условные розентали усиленно внедряют "новейшие иностранные слова".
Григорий Блехман 14.09.25 14:46
На мой взгляд, сейчас - во время коверканья русского языка - первоочередная задача для писателей и преподавателей русского языка и литературы не идти на поводу у тех, кто представляет собой "племя младое, незнакомое", а объяснять идущему нам вслед "племени", почему этого нельзя допускать. Показывать на примерах русских классиков, благо, их много, насколько красива чистая русская речь, насколько она образна и многогранна...
Ведь любая мода - временна, а традиция потому и традиция, что она постоянна.
Вот сейчас писал этот комментарий и вспомнил припев песенки времён моих уже очень далёких студенческих лет: "На джинсы и бороды мода пройдёт / Ромео с Джульеттой останутся".
А это факт, подтверждённый многовековой историей.
Вас же, уважаемая Елена Александровна,благодарю за то что стимулировала такой важный разговор.
Ведь язык это фундамент любой нации. Остальное это надстройка.
Александр Бобров 14.09.25 12:45
Разговор злободневный, но у зачинательницы перегружен терминами и обеднен отсутствием имён и творений.
Чем бы ни стали библиотеки, они на государственном уровне не выполнят до конца своей миссии, потому что здания, полки и зарплаты - по одному вялому министерству, а само наполнение - книжный контент по другому! Эта главная дикость культурной политики.
А сами информационные технологии должны как раз опираться на классику и традиции. Яркий пример: Бродский - как его ни навязывают (и в интернете тоже) - популярность падает. А на первом месте по опросам - Есенин!
Наталья Вахрушева 14.09.25 10:57
Только начала читать.
Сразу возникли вопросы к автору.
Вы пишете: "новации очерчивают невидимую границу между сторонниками изменений и приверженцами традиций."
Почему вы противопоставляете одно другому. Традиция - это ведь не догма. Приверженцы традиции - звучит у вас как некий негатив, а между тем это сохранение души. Например, к какой из этих групп вы отнесете Пушкина?

Или вы говорите: "кино, которое ещё недавно считали губительным для литературы". Кто так считал? Например, Шукшин, создал кино равное лучшим образцам русской литературы. А вот многие фильмы, созданные людьми, неискренне подстраивавшимися под русский менталитет, действительно выглядят фальшиво. Ну так и в литературе такого достаточно.

Неверным мне кажется утверждение: "Ещё в советскую эпоху несмотря на плановую экономику, росло напряжение между стремлением к массовости и желанием сохранить высокую культурную ценность."
При чем здесь плановая экономика (кстати, если уж на то пошло, сейчас самые завзятые либералы вынуждены признать, что советская экономика в отличие от нынешней была на высоте).? Вы связываете плановую экономику с массовостью? А нынешние "фесты" с чем связать. А Егора Крида вы в какую категорию отнесете?

И в советское время, и в дореволюционное - хорошей литературой считалась НАРОДНАЯ. Словцо "массовая" презрительно звучит в устах тех, кто считает себя элитариями. Вот например, почетное место вы отводите Андрею Тарковскому. А мне кажется, вернее я уверена, что его фильмы - фальшивые, псевдоглубокомысленные, неживые. Предпочитаю фильмы Шукшина, Гайдая. А вот когда появилось предпринимательство в области кино то появилось большое количество замечательных сериалов: "Ментовские войны", "Первый отдел", "Невский" и мн. др. Один только продюсер - Ада Стависская - создала сильнейшую актерскую школу. Но несмотря на ее выдающиеся достижения ее долго не признавали в наше "свободное" время."

Мне кажется, вы как и многие молодые авторы, пошли по той идеологической дороге, которая является "линией партии" в наши дни, а именно - "антисоветской". И в этом вы ничем не отличаетесь от догматиков советского периода. И поэтому пришли ко многим неверным выводам.
Догматика (любого периода) - мертвит.

А творчество, талант, божий дар - живит. Вспомните Маяковского: "Слова у нас до важного самого/ в привычку входят, ветшают, как платье/ Хочу сиять заставить заново/ Величественнейшее слово - Партия." Каково!
А вот у неталантливых эпигонов этого поэта - Вознесенского, Евтушенко, Рождественского - все то же самое выходило слабо.

То есть противопоставлять нужно не элитарность и массовость, а талант и его отсутствие. Как в "Моцарте и Сальери". Кстати там Сальери очень сердился на слепого скрипача в трактире.

Но писать обо всем это надо и не одну статью, и не одному автору.
Призываю всех ваших критиков - поделитесь с нами своими мыслями на обозначенные в статье темы, но только не в комментариях, а в развернутых рассуждениях. Затейте дискуссию. Вы писатели или кто?
Сергей Бахматов 14.09.25 08:44
Елене Дёмкиной.
Клиповое мышление у некоторых представителей современной молодёжи как раз и обусловлено методом получения информации. Если человек воспринимает большой поток информацию в виде уже готовых визуальных образов, то у него та часть мозга, которая ответственна за формирование образного мышления, практически бездействует. Как известно, орган, который не действует, со временем атрофируется.
Когда человек читает книгу, то информация сначала задействует ту часть мозга, которая отвечает за логическое мышление (анализ слов, предложений, связывание понятий и т. д.), а потом передаётся в ту часть мозга, где формируются уже сложные образы. Происходит активное взаимодействие обоих полушарий головного мозга. Так развивается логическое мышление и сила воображения, то есть образное мышление.
Михаилу Ковалёву.
Тютчев писал: "Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся". Вот и Ленин, находящийся в Швейцарии, не смог предугадать. Он считал, что революция при его жизни уже не имеет никаких шансов состояться, поскольку её ничто в обществе не предвещало. Однако революция очень скоро произошла, и во многом была обязана его слову.
Михаил Ковалёв 14.09.25 05:57
Во-первых, есть такой способ утопить любое обсуждение в ахах о том, что сейчас проклятый капитализм, а не социализм. Что тут и было многословно проделано двумя гражданами, позывные одного из которых совпадают с именем вожака общества Память. Я считаю эти выступления инспирированными кириенковскими культуртрегерами... Милые вашими языками социалистическую революцию не совершить! Придётся жить при капитализме.

Елена Дёмкина, с вами я согласен в том, что писатель должен творить, а не думать о том --- как бы выжить. Такая система была отлажена при социализме. Для тех, кто разделял социалистическую идеологию. Ныне от идеологии отреклись, если не заменили её стяжательством. Что предлагается теперь писателям Кириенко-Мединскими неясно. Пока ясно, что поддерживают они материально близких им по духу платных "патриотов", а на деле либералов.

"Коворкинг" в приведённом вами определении очень расплывчатое понятие, я бы сказал --- нужное для охмурения масс. В каком смысле вы его употребляете? В смысле "офисного пространства"? Но библиотека не офис. И её помещение не арендуется. И могли бы сказать по русски, например, "местом общения". Если в смысле использования помещения, то тогда ваша фраза "нынешние библиотеки стали одновременно коворкингами и..." становится нелепой.

Я смотрю писатели начали без стеснения критиковать размещаемое на официальной странице СПР ВК. И это здорово. Кириенковские культуртрегеры размещая там гольную рекламу и всякие интересные им листки оплаты пива Есениным рассчитывают на безмозглого обывателя. Надо дать им бой. Тогда увидим --- насколько тонка их кишка...
Елена Дёмкина 13.09.25 23:53
Уважаемые комментаторы, спасибо за обратную связь. Приятно видеть, что статья вызвала столько внимания и различных мнений.

Использование в статье неологизмов оправдано темой и поднимаемыми вопросами. Для того, чтобы сохранить желание читать книги у молодёжи (у поколения зумеров, прости Господи) нужно говорить на их языке, потому что как правильно заметили, в комментариях ниже «процесс урбанизации буржуазного общества» привёл к клиповому мышлению и невозможности критически мыслить. Следует заметить, что говорить на их языке должен НЕ ПИСАТЕЛЬ, а проводник/организатор и т.д. Задача писателя – писать.

Позиция автора статьи как раз есть - высветить проблему и призвать сообщество к её решению.

Ответ Юрий Серб и Михаил Ковалёв: Слово «Сотрудничество» не использовано в статье, т.к. не отражает смысл. Коворкинг - использование арендуемого офисного пространства или другой специально оборудованной рабочей среды для совместной работы, творчества, обмена идеями или знаниями, а также само офисное пространство сдаваемое для этих целей. (Шагалова Е. Н. Словарь новейших иностранных слов).

Михаил Ковалёв (12.09.25 22:31): «пресловутые» креативные индустрии противоположны творчеству ПИСАТЕЛЯ, о чём как раз в статье и говорится. «Мастер слова остаётся хранителем традиции и духовной основы, сосредотачивается на создании выверенных, качественных произведений, свободных от диктата трендов и алгоритмов»; «для преодоления кризиса идентичности целесообразно построить устойчивую модель литературной среды. Автору — сосредоточиться на создании текстов. Организатору — на поиске запоминающихся форматов диалога с аудиторией»; «Ядро развития словесности — автор. Задача остаётся неизменной: создавать содержательные, значимые, талантливые произведения, насыщенные художественной ценностью, и не отвлекаться на продвижение». А креативными индустриями, в список которых входит в т.ч. издание книг, т.к. является бизнесом, существующим за счёт творческой и интеллектуальной деятельностей, занимаются уже не писатели, а организаторы литературного процесса и пр.

Сергей Бахматов (12.09.25 20:17): благодарю Вас за уделённое время и такой объёмный комментарий к статье. Абсолютно с Вами согласна, что книга развивает и логическое и образное мышление. И как известно, у кого-то работает лучше правое полушарие мозга, а у кого-то левое, это не дефект личности, а скорее её особенность. В статье, на примере мультипликации, показано как креативные индустрии могут стать инструментом для читателя в развитии образного мышления, и как они влияют на интерес к чтению у молодого поколения.

Геннадий Старостенко (13.09.25 18:08): Взаимный Вам поклон за усердие и за умение довести начатое дело до конца. Прошу меня простить, что доставила столько неудобств. Хотела бы сказать, что «Литература как некий "заяц"» ни за кем не гоняется. Как раз наоборот, проблема сейчас в том, что многие писатели пытаются гнаться за литературой, а если точнее, за написанием хорошего произведения, и вместе с тем за популярностью, что приводит к риску потери качества текста. Потому что такой писатель во главе всего ставит личный успех, достигаемый любыми способами, а это как известно во вред искусству, творчеству и противоречит культуре в целом
Валерий Шелегов 13.09.25 23:49
Эх, "инженеры человеческих душ"?! Ваши заботы, да российскому народу! Всё эти разговоры о Русской литературе - "сон разума". Действительность же такова: на дворе - капитализм, граждане и гражданки Советского союза! Пока не вернем в Россию социализм, все благие намерения приведут всё равно в ад капитализма.
<...>
От администрации: Ваш комментарий перенесён сюда:
https://www.rospisatel.ru/novosti2025/82.html
Дмитрий Васильев 13.09.25 22:47
А кроме того, считаю, в статье использование терминологии (коворкинг, виральность, креативные индустрии, иммерсивы, сторителлинг и т.д.) допустимым и оправданным, т.к. автор говорит о литературных ценностях на одном языке с представителями молодого поколения.
Дмитрий Васильев 13.09.25 22:46
Спасибо автору статьи за актуальную тему. Очень важный вопрос затронут – использовать современные технологии в литературе не как самоцель, а как способ донести до современных читателей ценность и важность самой литературы, как таковой, а так же привить у молодого поколения любовь к чтению. По своему опыту скажу, что в школе не воспринимал чтение произведений по программе, и не мог выучить ни одного стиха литературных классиков. Гораздо позже, через современные кино и сериалы, обратил внимание на неординарность личностей поэтов-классиков, а после и к их произведениям. А теперь, я не нуждаюсь в «посредниках» в виде современного кино и интернета, читаю произведения в «оригинале». Спасибо современному кино за то, что проложило мне «мостик» к литературе. Надеюсь, что современные технологии и креативные индустрии помогут множеству молодых людей привить любовь к литературе в её оригинальном содержании.
Михаил Ковалёв 13.09.25 22:32
Сергей, она занята продвижением креативных индустрий!
Сергей Бахматов 13.09.25 20:45
Московский государственный институт КУЛЬТУРЫ вместо слова "управление" использует слово "менеджмент". Куда министр культуры О. Любимова смотрит?
Николай Денисов 13.09.25 18:43
Да, Геннадий Старостенко (13.09.25 18:08) прав:
- За иностранными деревьями русского леса не видно.
Заумно написано.
Из такого "навороченного" текста конспект не составить.
ГеннадийСтаростенко 13.09.25 18:08
Литература как некий "заяц", гоняющийся за другими зайцами, это, поверьте, настоящая находка. Так строить фразы способен не каждый...

Прочел этот текст наконец. Голимый претенциоз по части смыслотворчества. Об этом еще в Книге книг сказано - кимвал звенящий. Не хочется, конечно, обижать дерзновенную юную даму - но и правду скрывать не хочется. На пушечный выстрел такое многословное прожектерство нельзя подпускать к литературе. Нечто близкое к повествованию о Нью-Васюках...Кстати, зачем прекрасное русское слово "повествование" заменять "сторителлингом"? В целях самоиронии? О лексике вообще бы умолчать, поскольку главная проблема в том что текст " надутый", и заимствованные извне словосочетания типа cultural industries только уродуют смыслы. И все же лексика удивляет больше - и коворкинг, как подмечено, тут красноречивее всего. В родном английском это слово вполне благозвучно, а заимствованное в русский путем транслитерации похоже на муху, жужжащую в паутине...
Смысл этого опуса прост: хорошо, когда экранизируют произведения литературы... или когда мультфильмы по ним снимают... Но создать из скромного обьема смыслов целую "культурную индустрию" - тут автору надо просто в ноги поклониться. Талантище!
Григорий Блехман 13.09.25 15:25
Полностью солидаен с уважаемыми коллегами.
Не потерять себя в эпоху "креативных индустрий" можно лишь при условии, если не изменяешь своему русскому языку - не замусориваешь его разного рода иностранными терминами. Для этого надо почаще вспоминать стихотворение Анны Ахматовой "Мужество", написанное в тяжелейшую годину Великой Отечественной 1942 г.
Точнее, чем она, о том, что значит для русского человека его родной язык, на мой взгляд, едва ли скажешь.
Игорь Мальцев 13.09.25 09:38
Иммерсивное погружение — явная тавтология. Как спутниковый сателлит.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА