Владимир ПРОНСКИЙ 7.09.13 20:24
И ещё одну нашёл. В 1-й строчке: ФРАГМЕНТ
Владимир ПРОНСКИЙ 7.09.13 14:25
В предпоследней строчке опечатка. Читать -- "комментарии".
Владимир ПРОНСКИЙ 7.09.13 14:12
ФРАГМЕН ДНЕВНИКОВЫХ ЗАПИСЕЙ

15. 2. 2009 г.
Увидел на сайте одного из Интернет-журналов «Странные рассказы» Дмитрия Ермакова из Вологды. Осенью с ним переписывался по электронке, считая, что из 39-летнего автора со временем выйдет толк. Вот только он спешит, отдаёт для публикации случайные, малозначимые, не отредактированные вещи. Понимаю, что он относительно молод и, видимо, мало получал зубодробительных писем с отказами из литературных изданий. В нынешнее время никто, конечно, подобных писем не пишет, и молодой литератор теряет ориентиры, не может правильно оценить своё творчество, а подсказать бывает некому. Вот и варится, бедолага, в собственном соку и считает каждую свою строчку гениальной. Прочитал я эти «гениальные» строчки у Ермакова и написал письмо для сайта с разбором стилистики одной из его миниатюр. Сгоряча послал редактору, а на следующий день отозвал, попросил не отдавать скороспелый труд на всемирное обозрение. Во-первых, потому что я не судья, а, во-вторых, не хотелось второпях жёстко обходиться с автором. Хотя, конечно, со временем ему обязательно сообщу своё мнение, а пока ограничусь «публикацией» письма в этом дневнике.


ПОСПЕШАЙ НЕ ТОРОПЯСЬ

В последнее время пристально слежу за творчеством вологжанина Дмитрия Ермакова, считая, что со временем из него может вырасти неплохой писатель, о чём и сообщал ему в частной переписке. Правда, делал и кое-какие замечания, напоминая, что спешить в писательском деле не надо, не обязательно гнаться за количеством публикаций, а если уж гнаться, то с таким расчётом, чтобы количество переходило в качество.
Но вот увидел новый цикл рассказов Ермакова под общим заголовком «Странные рассказы» и, вчитавшись, понял, что они, действительно, «странные». Не вдаваясь в композиционные, сюжетные хитросплетения, не затрагивая идею создания этих рассказов, остановлюсь лишь на стилистике, взяв для примера самый первый, прочитав который, читать остальные особенно не хотелось.
В наше время принято по-дружески хвалить и даже захваливать авторов, особенно знакомых (я знаком с Дмитрием лишь заочно). Но очень часто подобное захваливание весьма и весьма вредит. Приходит «головокружение от успехов», автор теряет профессиональные ориентиры. Впрочем, не хочется предрекать и забегать вперёд. И вынося на суд читателей сайта своё личное отношение к упомянутым рассказам (рассказу) Ермакова, я всего лишь озвучиваю собственные замечания, которые вполне могут быть ошибочными. И я бы рад ошибиться и услышать полярное мнение о творчестве автора, попавшего «под горячую руку».
А насчёт стилистики… Однажды в конце 70-х мне хватило единственного построчного разбора моего рассказа опытным редактором, и тот «мастер-класс» я запомнил навсегда.
——————————————————————

Д. Ермаков.

ТАКОЙ ДЕНЬ

(Из цикла «Странные рассказы»)

Андрей Петрович стоял на платформе железнодорожного вокзала (ясно, что железнодорожного, если ждал поезд. – В. П. – Здесь и далее курсив мой.), и ждал пригородный поезд. На нём был длинный коричневый плащ, берет и тупоносые ботинки, в руках (не в ногах же!) он держал корзинку.
Подошёл поезд. Пассажиров было мало, и Андрей Петрович спокойно сел у окна. Через несколько остановок он (естественно — он, более некому, если речь идёт о нём!) вышел на какой-то маленькой станции и углубился в лес.
Андрей Петрович всегда ездил за грибами в это место. (Почему именно? Если «всегда ездил», то вышел не на «какой-то… станции», а знакомой!)
Стояло тихое сентябрьское утро. Роса ещё не обсохла, и ботинки Андрея Петровича быстро промокли. Он не любил ходить в сапогах. (Почему? Обычно осенью в лес ходят именно в сапогах. Специально, что ли, ехал в ботинках, чтобы промокнуть?)
Лес ронял свои (ясно, что свои — чужие листья он ронять не мог!) листья. Кроны высоких деревьев стали прозрачными (оттого, что ли, что листья все сразу «уронились»?!), и лучи солнца проникали до самых (а если не самых?) нижних веток. Но там, где росли старые ели, было сумрачно. Земля под ногами (а что, она и под руками может быть усыпанной) усыпана хвоей и шишками (это не новость!).
Красноголовый подосиновик спрятался за пнём. (Как можно увидеть подосиновик, если он спрятался «за» чем-то?! Быть может, выглядывал?) Андрей Петрович достал нож, бережно (может, аккуратно, чтобы сохранить грибницу?! Ведь палачу тоже, наверное, кажется, что он головы рубит бережно!) срезал гриб и положил в корзинку (ну не в карман же, если есть корзинка!).
Он ходил по лесу часа три. Набрёл на старое кострище, решил разжечь костёр и перекусить.
Сухие ветки занялись сразу. (А ведь тремя абзацами выше автор утверждал: «Роса ещё не обсохла, и ботинки Андрея Петровича быстро промокли». Значит, и лес, и «ветки» успели высохнуть за три часа? Но ведь в природе — осень!) Андрей Петрович сел на ствол упавшего дерева (а на стоЯщее дерево не сядешь!), достал из одного кармана плаща бутылку с чаем, а из другого свёрток, в котором были яйцо и два куска хлеба. Один кусок он поджарил над огнём (ни на чём ином в данном случае поджарить нельзя!), наколов его на веточку. Как в детстве.
Было приятно сидеть у костра, глядеть на огонь, слушать шорох падающих листьев (они ведь все уж почти опали, как выше сказано), прихлёбывать из бутылки холодный чай (вообще-то из бутылки не прихлебывают, а пьют).
Лист оторвался от ветки, завис, как бы раздумывая (с какого ляда ему о чём-то думать?!), и, наконец, кружась, опустился к ногам Андрея Петровича. А другой лист повис на нитке (не на канате же! Почему не сказать просто: «На паутине») паутины, раскачивался и кружился вокруг своей оси (?). Лист был мокрый, (но ведь двумя абзацами ранее было заявлено, что «Сухие ветки занялись сразу». Откуда же тогда появился мокрый лист?!) и лучик, упираясь в него (но ведь лист-то «кружится вокруг своей оси», т. е. не замер), соскальзывал на носок правого (это имеет значение?!) ботинка Андрея Петровича.
Отдохнув у костра, Андрей Петрович ещё часа два собирал грибы. Корзинка его (чья же ещё — только его!) наполнилась до краёв. Пора было идти на поезд.
Он сел в поезд и поехал в город, где в квартире на пятом этаже его ждала жена и двое детей. (И что из этого следует?!)
О чём он думал весь день? Не знаю. (Автор вообще-то должен знать!) Наверное, это были самые обычные мысли, ведь Андрей Петрович был самым обычным человеком. Весь день ему было очень хорошо. Такие дни в его жизни случались нечасто.
***

—————————————————————————
В этом «странном рассказе», по сути – миниатюре, давшей, кстати, название первой книге Ермакова, вышедшей в 1997 году, всё можно было сделать как-то иначе, наполнить иным содержанием (а может, автор что-то и делал, но не получилось). Значит, за двенадцать лет он так и не удосужился всерьёз прочитать и отредактировать старый рассказ. Ведь вполне можно было показать то или иное душевное состояние грибника и не оставлять его «самым обычным человеком». К тому же автор забыл о логике, небрежно отнёсся к стилистике, видимо, надеясь на редактора. А надо, прежде всего, надеяться на себя и много-много раз перечитать свою работу! Но читать некогда. Надо сочинять и сочинять. В этом и беда нынешних сочинителей, которые пользуются Интернетом для быстрой публикации, нисколько не заботясь о качестве. Вспомним классиков. Многие ли из них брались за романы, не научившись «делать» рассказы?


Всё, что было сообщено выше, – это дневниковая запись, которая, как мне кажется, вполне созрела для публикации… И не обязательно бы её предавать огласке, но в последнее время всё больше и больше появляется незрелых работ даже на писательских сайтах. Авторы пользуются благодушием редакторов, а те пребывают в постоянной суете, измучены текучкой, да и своё хочется что-то сочинить... Вот и получается то, что получается.
Понимаю, что сейчас кто-то начнёт искать «блох» в моих работах… Пожалуйста, ищите. Буду только рад конструктивным замечаниям и доброжелательному тону – то есть такому, каким, надеюсь, отозвался о рассказе Ермакова, желая ему успехов в нашем тяжелейшем деле, хотя и критикуя! Кому многое дано, с того многое и спросится!
P.S. Курсив при копировании "соскочил". Комментария к рассказу взяты в скобки.
Сергей 6.09.13 23:10
Мастеровитый автор, но унылый. Почему все так печально? Дмитрий, в жизни всегда есть место подвигу. Автор должен совершать подвиги, чтобы герои были на деле героями, а не серыми мертвыми тенями.
Анна Козырева 5.09.13 19:43
Вот уж не согласна, что за роман надо браться только "набив" руку на рассказах. Одному писателю дано эпическое видение, и "рука строчит"сама, а рассказы при этом не получаются именно оттого, что ему тесно на том поле, а иному, наоборот, только рассказы и писать, а он берется за романы. Это совершенно разные стихии... Да, если к вопросу подходить, как мастерству ремесленника, то, наверно, "да", - пусть поучиться пописать рассказы, а потом уж за большие формы. Но Ермаков, который Дмитрий, по-моему к ремесленникам не относится... Мастер он... а мастерству, как известно, писатель учиться каждую минуту, когда сидит за пишущим столом. Одно начало только какое!
Владимир ПРОНСКИЙ 5.09.13 18:34
Прежде чем браться за роман, Ермакову надо "набить" руку на рассказах!
Алексей Муратов 5.09.13 14:30
Замечательно, Дмитрий.

Есть ли возможность приобрести этот роман?
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА