Марина | 22.11.13 20:51 |
Уважаемый Николай Иванович! Поздравляю Вас с Днем Рождения! Желаю Вам здоровья и творческих успехов! Ваши читатели - Марина и Владимир. |
Николай Коновской | 19.11.13 16:24 |
Дорогая Наташа,спасибо за отзыв.
Не хочу впадать во взаимную комплиментарность,но проблему, ныне обсуждаемую,ты копнула очень глубоко.И,понятно,почему: как серьезный поэт,ты многое видишь "изнутри" мастерства. Где проходит "водораздел" между светским и духовным-не знаю, мне хотелось бы какой -то "золотой середины",одухотворения всего сущего.В "Келье" я действительно,хотел максимально "затушевать" свое личное,художническое,может,отсюда и некоторая суховатость текста."Молитвы русских поэтов", составленные В.Калугиным,-это тоже к теме нашего разговора. Наша,патриотическая литература заметно разворачивается в сторону своего.глубинного,исконного. Хотелось бы предложить Н.Дорошенко напечатать на сайте стихи преп.Варсонофия Оптинского,вот где настоящая поэзия духовная.Жаль только,что объем его поэтического наследия невелик.Думаю,что у тебя получилась бы хорошая статья в защиту"русской классики,..в адрес которой раздаются обвинения",т.е то,о чем ты пишешь в комментарии. Но что-то я разболтался. Бог тебе в помощь и береги себя. Твой Н.Коновской. |
НАТАЛЬЯ ЕГОРОВА | 16.11.13 20:57 |
Добрый день, Николай!
С удовольствием прочитала "Келью". Это очень полезные стихи. И принести они могут много плодов. Русская литература - дочь христианства, и пытается к христианству вернуться. Понравился мне и спор, который возник у читателей этой публикации. Проблемы у любого литератора, который стремится обратиться к православным темам, возникают очень серьезные. Например, две из них: вся наша светская поэзия - страстная. И очень часто литературоведами и читателями именно за страстность и ценится. Непременное условие для любого литературного произведения - оно не должно быть вторичным, залитературенным. В основе любого произведения должен лежать живой индивидуальный человеческий опыт. Поэзии это касается в полной мере. Как только мы начинаем излагать в стихах евангельские и библейские сюжеты и т.д., мы очень часто рискуем стать вторичными, залитературенными. А живой личный опыт молитвы, христианских подвигов почти у всех современных писателей очень мал. И вопросов таких возникает множество. Русская литература сейчас ищет новые пути. Твоя "Келья" - один из плодов этого поиска. В этих стихах ты не преследовал цель создать новое в том привычном смысле, в котором привыкла понимать это литература. Ты хотел сделать доступным для читателей опыт христианских подвижников - и поэтическая форма, твое личное поэтическое мастерство поставлены здесь в подчиненное, служебное положение. Это малое поэтическое приношение христианина - Христу и людям.. Я думаю, что у этих стихов будут читатели и что читателям они принесут реальную, несомненную пользу. Что же касается многих современных оценок русской литературы и русской классики, то, мне кажется, что мы многого не понимаем в самом христианстве и слишком прямолинейно судим русскую литературу. Вот, например, одна из проблем: Св. Василий Великий говорил: "Человек - существо невидимое". Но ведь сделать видимым это невидимое внутреннее существо человека, понять себя и других людей и помогают русские классики. Это ли не христианская задача? Безусловно, эти тексты не спасают - спасает только Бог, но помочь увидеть себя и покаяться, помочь увидеть другого и простить его русская классика, безусловно, помогает. Вот из-за этого и из-за многих других вещей многие обвинения, которые сегодня раздаются в адрес русской классики, кажутся мне необоснованными. Но это - разговор долгий. |
Ирина Репьева | 16.11.13 11:45 |
Уважаемый писатель Смирнов, вряд ли митрополит Антоний (Храповицкий) перед смертью захотел найти утешение в одном только чтении светского,,Лета Господня" И.Шмелева.
Как бы ни был духовен светский писатель, он не заменит молитвы, которая только и способна проложить нам путь в Царствие Небесное. Силы Небесные слышат все наши слова, даже не произнесённые. Но всё, что может "Лето Господне" - это настроить нас на молитвенный лад, предрасположить к молитве. Митрополит Антоний знал, кто именно встретит его душу, едва она выйдет из тела: и бесы, и ангелы. Потому, наверняка, читал молитвы на исход души или над ним читали их. Таким образом, он взывал Небо к тому, чтобы оно защитило его при переходе в иной мир. Ни Пушкин, ни Гоголь, ни Шмелёв не в состоянии оказать вам эту защиту своим словом. Слово художника может быть духовным, но оно не просительно, не обладает властью над Силами Небесными, где распоряжается всем Господь. |
Виталий | 15.11.13 15:41 |
Павел, конечно, лучше Евангелие без кавычек, но Пушкина сбрасывать с корабля современности я не собирался, наоборот, начинающим писать стихи я советую читать "Евгения Онегина" по одной главе в день, чтобы душа наполнялась музыкой поэтики слова и могла вслед звучать сама, так православные христиане читают каждый день Псалтирь. Я сам читаю только классику и другим советую. Можно быть великим писателем и не наследовать спасения (яркий пример - Лев Толстой), а можно быть неграмотным, но удостоится Царствия Небесного за праведную жизнь во Христе, но можно также быть всю жизнь разбойником - убивать, грабить, насиловать, но, раскаявшись, уже будучи на кресте, быть со Христом в раю (пример разбойника благоразумного, распятым со Христом)
О "слезинке ребёнка" я не понял - о чём это, а если это имеет отношение "к божьей слезе", то так алкаши, бывает, называют водку. С уважением, Виталий |
Павел | 15.11.13 12:48 |
Виталий, из вашего рассуждения следует, что если есть " Евангелие " , то не нужны уже ни Пушкин , ни Гоголь. Не согласен.
Пушкина ещё до вас сбрасывали, помните ....... Но не ладятся у нас дела без Пушкина. Факт. А почему у вас Евангелие в кавычках, видимо," Ирония" такая. Если вы хотели сказать " слезинка ребёнка" ,то логика тогда восстанавливается. С уважением Павел. |
Виталий Евграфов | 14.11.13 21:06 |
Утешение мирское можно найти в чём угодно: для одних оно в "Лете Господнем", для других - в "божьей слезе". Но есть несравненно более высшее утешение - в Боге. Если вы и слышали что-то об Антонии Храповицком, то только поверхностное. Вроде Вениамин Федченков сказал, что ни Пушкин, ни Гоголь не учат спасению - учит "Евангелие". Смысл жизни не в утешении, а в спасении своей души, чтобы стать созерцателями Творца, ведь читая книгу талантливого писателя, мы восхищаемся ею и в душе прославляем автора, становясь его сотворцами. Книга без читателя бессмысленна, а Бог, являясь Любовью, сотворил мир и нас в нём, чтобы мы,читая книгу, где страницами являются земля и небо, прославляли её Автора не только в этой временной жизни, но и в вечной. И, познав Божий мир духовно, насколько богаче прочтением становятся и Шмелёв и Пушкин, и Гончаров... |
Смирнов | 14.11.13 20:12 |
Митрополит Антоний(Храповицкий)был церковно образован и духовен, наверное,не менее Виталия Евграфова,но почему-то перед смертью захотел найти утешение в чтении светского,,Лета Господня" И.Шмелева. Почему так,Виталий? |
Виталий Евграфов | 13.11.13 02:00 |
Коля, внимательно прочитал «Келью», думаю она может чем-то помочь ищущим духовность, но полагающим, что духовность – это искусство: музыка, литература, живопись, народная культура и пр… Но духовность – это видение Истока жизни, ведание Единоначалия, т.е. – жизнь в Боге, Творце. Творец по-гречески Пойетес, и, думаю, Он подвигал тебя на создание этих поэтических поучений и, возможно даже, афоризмов. Довольно нам читать и цитировать Омара Хаяма, которого вдохновлял Бахус, лучше процитировать тебя: «Чрево насытивши, духа не взыщем», «Низходит благодать на тех, Кто ждёт от Господа прощенья, Всех милуя без различенья…», «Смиреньем сокрушишь любое зло. Смиренье многих без труда спасло»… и немало ещё. Конечно, кое-какие стихи нужно бы дошлифовать, как я указывал тебе на «кубок» (к примеру, я бы написал так: «Чаша была кары Божьей излита Казнями на непокорство Египта»). В целом, стихи создают в душе читающего духовное напряжение, заставляющее размышлять о себе и о смысле своей жизни пред ликом Творца. Напряжение – это, как известно, разность потенциалов, когда создаётся движение от одного полюса к другому, в твоих стихах – от земного к небесному. Думается, твои стихи внесут определённый вклад в духовное пробуждение России. Успехов тебе на этом поприще. |
Николай Коновской | 11.11.13 22:17 |
Моя сердечная благодарность всем,прочитавшим подборку и откликнувшимся на нее.Сергею с его замечательной дочерью-Божьей помощи в жизни и неиссякаемой любви к поэзии.Благодарю И.Репьеву и хочу сказать,что в начале 90-х я встречался с м.Сепфорой однажды в Клыково и даже написал об этом стихотворение-надеюсь опубликовать.Вам я обязательно напишу.С уважением,Николай Коновской. |
Ирина Репьёва | 11.11.13 16:42 |
Николай, рада, что вы получили много положительных откликов на ваши стихи. Вы не могли бы мне написать на электронный адрес:
zhar-ptiza@yandex.ru ? |
Павел Севринов | 11.11.13 12:58 |
Уважаемый Николай Иванович!
Спасибо Вам за поднятый вами духовный и литературный пласт. Знаю Вас как автора патриотических журналов "Москва" и "Наш современник". "Келья" - новое направление современной русской поэзии ,не получившее пока определения. С уважением Павел. |
Дмитрий | 10.11.13 22:21 |
Профи. Блеск! |
Ольга | 9.11.13 15:41 |
Уникальный опыт перенесения древнеотеческой мудрости на современную русскую поэтическую почву. Внимание к внутренней жизни сердца. Очень даже неплохо! Побольше бы таких переложений. |
Прованов | 9.11.13 13:43 |
Ставлю автору в плюс, что он не чурается верлибров (во второй части цикла).Верлибры придают какой-то дополнительный духовный,интонационный и ритмический смысл всему произведению.Спасибо. |
Сергей | 8.11.13 23:39 |
Николай, моя дочь, 22 года, перечитывает и перечитывает ваши стихи. Настоящее духовное чтение, облагораживает. |
игорь иванов | 8.11.13 21:03 |
,,Келья''-представляет собой цельную,законченную книгу,которую надо издавать.Думаю,что такая книга будет востребованной.С уважением, Игорь |
Юлия | 8.11.13 11:57 |
Этот грандиозный труд и замысел вряд ли сейчас будет оценен по достоинству. |
Олег Кочетков | 7.11.13 21:04 |
Коля, помнишь, я когда-то тебе говорил, что ты пишешь для вечности, но ты только отмахнулся. Твой новый цикл убедил меня в том, что я был прав тогда, что "Келья" - о вечности и для вечности, но, знаю, ты снова отмахнешься.
Твой, Олег. |
Ирина Репьёва | 7.11.13 11:01 |
Николай, рада была познакомиться с вашим творчеством! Вы описываете настоящую кузню выковывания характеров, с которой пока не все наши современники знакомы - сопротивление бесовским силам, которые со всех сторон окружают и нас, грешных, и святых. Только мы бесов не видим в силу дебелости своей плотской, а они аввы, врагов рода человеческого видели, поэтому знали, кто подчас ведёт человека по жизни, ведали, какова сила "умного делания" - непрестанной молитвы. Знали, что отогнать бесов может именно воздержание - бесстрастие и духовный, не материальный меч - молитва.
А наши русские предки владели этим оружием, даже в крестьянской среде - подчас неграмотной, но не бездуховной, не необразованной, не непросвещённой светом православной веры. Вот, читала где-то, что и среди родни Есенина была монахиня. А вчера прочла новые сведения о матушке Сепфоре Клыковской, о которой пишу в своём "Дневнике писателя", так у неё в роду матери были три монаха и в роде отца - два. Целая стена молитвенников за нашу Родину. Бог вам в помощь, Николай! Вдохновения и здоровья! |