Игорь Смирнов 7.03.14 23:41
По глубине и направленности мысли, по характеру нравственной, если можно так сказать, оснастки Лютый - это наследник славянофилов позапрошлого века. Вот только у него в двух статеечках проще и внятней, ярче и убедительней то, что я нацедил из их томов и томов. Понятно, они были первыми, я их чту и перечитываю, я даже с наслаждением и восхищением продираюсь сквозь их противоречия.
Но Лютый должен был появиться в русской национальной мысли, как в химии вдруг появился Менделеев с его таблицей.
Анна 6.03.14 01:47
Уже то радостно, что жива не только русская литература, но и русская критика, без которой поэту-писателю не жить.
Антон 5.03.14 23:54
Какие мысли глубокие.
Людмила Владимирова 5.03.14 00:19

Глубокая статья. Так много вместившая в таком малом объеме!

Особенно важна, на мой взгляд, мысль о роли поэта, связующего Нить, Призванного, дабы не оставить сиротами Русских людей. Призванного, но далеко не всегда – а часто и никогда при его жизни – признанного.

Очень хотелось бы и мне ПОЛНОСТЬЮ разделить мысли автора: «человек есть существо нравственное»; «нравственное чувство – такая же составная часть человеческого организма, как мышцы и внутренние органы»; отсутствие его – болезнь, «духовный недуг». Увы…

«Нравственное чувство, как и талант, дается не всякому» (А.С. Пушкин. Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной,1836).
Осмеливаюсь, с глубокой, искренней благодарностью за статью, попросить автора дать пусть самый короткий анализ этой, одной из последних критических статей Пушкина, сопоставив со своим мнением и – сегодняшними реалиями, конечно же, неведомыми Поэту.

А еще позвольте, в дополнение, предложить вниманию статью А.С. Панарина – в сентябре 2013-го исполнилось 10 лет его такому раннему уходу! В частности:

«Пушкин учит нас, что мы – духовно имущая нация, которой есть чем гордиться и есть что хранить»; «аристократическое чувство чести и личной ответственности применительно к национальной и даже мировой истории <...> должно стать достоянием каждого русского»; «Нам пора вслед за А.С. Пушкиным воспринимать нашу национальную историю как личную родословную, которая обязывает нас отвечать за все и не поступаться честью» (А. Панарин. Миссия А.С. Пушкина на исходе XX века).

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).

Григорий Блехман 4.03.14 17:12
Благодарю Вас, Мария.
Мне приятно с Вами разговаривать, потому что глубина Вашей мысли даёт пищу для размышлений.
Согласен с Вами, что "поэт, входя в область надмирного" чувствует себя так, как сказал наш гений:
"Поэт идёт, открыты вежды,
Но он не видит никого..."
В этот момент он действительно общается с небесами, "входя в область надмирного". И даже, когда "за край одежды прохожий дёргает его", он (поэт) не здесь.
Но, воспринимая нечто от общения с небес, поэт тут же транслирует это в слово (цвет, форму, звук). И транслирует через свою "кроветворную систему", где - такова уж природа любого из нас - идёт постоянная борьба между его божественным и дьявольским началом.
А к читателю (зрителю, слушателю) приходит уже то, что получилось, начиная от первичного восприятия и продолженного прохождением через эту борьбу.
Вот и получается, что в конечной фазе - в слове, цвете, форме, звуке - духовная суть автора очевидна.
Ведь :"мысль изреченная есть ложь" сказано не просто так и не кем-то.
Да и литературным переводчикам знакомо чувство степени своего "я" в переводимом материале. Будь то поэзия или проза.
Благодарю Вас, Мария, ещё раз за этот разговор.
И конечно же присоединяюсь у Вашим словам: "Вячеслав Лютый, браво!"
Мария 4.03.14 15:23
Григорию Блехману.
Мы говорим на разных языках.
Поэт обязан отречься от своей человеческой падшей природы, входя в область надмирного. Там человекам нельзя :) Это вопрос веры, а не спора. Извините. До свидания.
Вячеслав Лютый, браво!
Григорий Блехман 4.03.14 11:26
Марии.
"В поэте - человека нет. Есть только поэт. В писателе также. Если это писатель".
Именно эта мысль была програмной у знаменитого "отца символизма" Валерия Яковлевича Брюсова. Помните три завета юному поэту - "юноше бледному со взором горящим":
"...Первый прими: не живи настоящим
Только грядущее - область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему безраздумно, бесцельно..."
Блистательный эстет Валерий Яковлевич подавал яркий пример тому, к чему призывал. Его знаменитые:
"Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине..."
Этим можно увлечься эстетически. "Юноше бледному со взором горящим", можно какое-то время сходить с ума от музыки этих и подобных строчек, каких у Валерия Яковлевича много - он был последователен.
Но будете ли Вы, как читатель, этим жить.
Как, допустим, живёте строчками:
"Друзья, прекрасен наш союз...",
"Выхожу один я на дорогу..." ,
"Чтобы от истины ходячей
Всем стало больно и светло...,"
" И зверьё, как братьев наших меньших,
Никогда не бил по голове..."...
Если "человека нет" в поэте и писателе, то в ком они находят отклик?
Мария 4.03.14 09:00
"Плохой человек" Пастернака мог казаться "хорошим человеком" миллионам других людей. Субьективное отношение всегда основано на личных обидах. А это - гордыня.
В поэте - человека нет. Есть только поэт. В писателе также. Если это писатель.
Григорий Блехман 4.03.14 00:16
"В художественном произведении неизбежно присутствует отношение автора к нравственному закону".
По-моему, очень точно. Потому что оно - это отношение "высвечивается" через содержание.
Художник (если он Художник, а не автор сочинений на определённую тему) пишет в основном спонтанно, будучи в плену своих откровений, нередко уходя от изначального замысла, поскольку попадает во власть действия своих героев. И в этой спонтанности особенно отчётливо видна его суть, потому что в таком положении душа не может быть не нараспашку.
А значит и проявишься таким, какой есть.
Помню, будучи совсем юным, удивился, услышав слова всегда естественного Б.Л. Пастернака об одном восхваляемом
номенклатурном поэте: "Как он может быть хорошим поэтом, если он плохой человек".
Тогда думал, что Бог дарит склонность чувствовать форму и уметь её воспроизвести. И именно это - главное в искусстве.
Но чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в глубине и верности слов Пастернака.
Чувствовать форму и уметь воспроизвести - очень важно, но всё же вторично, потому что база - содержание, в котором главенствует духовность. Если её нет, то любая, даже очень роскошная и талантливая форма уходит со временем в пустоту, как надстройка дома на гнилом фундаменте.
И никакой пафос конъюнктурной злободневности не поможет.
Жизнь так показывает.
Таков закон искусства.
Собственно, об этом, на мой взгляд, глубокая статья мыслителя и Художника Вячеслава Лютого, за что в очередной раз благодарю автора.
Светлана Демченко 4.03.14 00:14
Просто хочется пожать руку Автору: замечательная статья, глоток свежего воздуха среди литературоведческой затхлости, словесной унылости, настоящего "рабства успеха" и ремесленничества. Нравственные аспекты творчества талантливых поэтов и писателей по обыкновению не лежат на поверхности, но они заявляют о себе всякий раз, когда читатель примеряет художественное слово к правде жизни.
Алла Линёва 3.03.14 18:55
Сказано в самую бровь! Это уже не только нравственный, но и духовный закон.
Мария 3.03.14 13:27
Это классика критики.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА