Игорь Смирнов | 7.03.14 23:41 |
По глубине и направленности мысли, по характеру нравственной, если можно так сказать, оснастки Лютый - это наследник славянофилов позапрошлого века. Вот только у него в двух статеечках проще и внятней, ярче и убедительней то, что я нацедил из их томов и томов. Понятно, они были первыми, я их чту и перечитываю, я даже с наслаждением и восхищением продираюсь сквозь их противоречия.
Но Лютый должен был появиться в русской национальной мысли, как в химии вдруг появился Менделеев с его таблицей. |
Анна | 6.03.14 01:47 |
Уже то радостно, что жива не только русская литература, но и русская критика, без которой поэту-писателю не жить. |
Антон | 5.03.14 23:54 |
Какие мысли глубокие. |
Людмила Владимирова | 5.03.14 00:19 |
Глубокая статья. Так много вместившая в таком малом объеме! Особенно важна, на мой взгляд, мысль о роли поэта, связующего Нить, Призванного, дабы не оставить сиротами Русских людей. Призванного, но далеко не всегда – а часто и никогда при его жизни – признанного. Очень хотелось бы и мне ПОЛНОСТЬЮ разделить мысли автора: «человек есть существо нравственное»; «нравственное чувство – такая же составная часть человеческого организма, как мышцы и внутренние органы»; отсутствие его – болезнь, «духовный недуг». Увы… «Нравственное чувство, как и талант, дается не всякому» (А.С. Пушкин. Мнение М.Е. Лобанова о духе словесности как иностранной, так и отечественной,1836). Осмеливаюсь, с глубокой, искренней благодарностью за статью, попросить автора дать пусть самый короткий анализ этой, одной из последних критических статей Пушкина, сопоставив со своим мнением и – сегодняшними реалиями, конечно же, неведомыми Поэту. А еще позвольте, в дополнение, предложить вниманию статью А.С. Панарина – в сентябре 2013-го исполнилось 10 лет его такому раннему уходу! В частности: «Пушкин учит нас, что мы – духовно имущая нация, которой есть чем гордиться и есть что хранить»; «аристократическое чувство чести и личной ответственности применительно к национальной и даже мировой истории <...> должно стать достоянием каждого русского»; «Нам пора вслед за А.С. Пушкиным воспринимать нашу национальную историю как личную родословную, которая обязывает нас отвечать за все и не поступаться честью» (А. Панарин. Миссия А.С. Пушкина на исходе XX века). С уважением, Л. Владимирова (Одесса). |
Григорий Блехман | 4.03.14 17:12 |
Благодарю Вас, Мария.
Мне приятно с Вами разговаривать, потому что глубина Вашей мысли даёт пищу для размышлений. Согласен с Вами, что "поэт, входя в область надмирного" чувствует себя так, как сказал наш гений: "Поэт идёт, открыты вежды, Но он не видит никого..." В этот момент он действительно общается с небесами, "входя в область надмирного". И даже, когда "за край одежды прохожий дёргает его", он (поэт) не здесь. Но, воспринимая нечто от общения с небес, поэт тут же транслирует это в слово (цвет, форму, звук). И транслирует через свою "кроветворную систему", где - такова уж природа любого из нас - идёт постоянная борьба между его божественным и дьявольским началом. А к читателю (зрителю, слушателю) приходит уже то, что получилось, начиная от первичного восприятия и продолженного прохождением через эту борьбу. Вот и получается, что в конечной фазе - в слове, цвете, форме, звуке - духовная суть автора очевидна. Ведь :"мысль изреченная есть ложь" сказано не просто так и не кем-то. Да и литературным переводчикам знакомо чувство степени своего "я" в переводимом материале. Будь то поэзия или проза. Благодарю Вас, Мария, ещё раз за этот разговор. И конечно же присоединяюсь у Вашим словам: "Вячеслав Лютый, браво!" |
Мария | 4.03.14 15:23 |
Григорию Блехману.
Мы говорим на разных языках. Поэт обязан отречься от своей человеческой падшей природы, входя в область надмирного. Там человекам нельзя :) Это вопрос веры, а не спора. Извините. До свидания. Вячеслав Лютый, браво! |
Григорий Блехман | 4.03.14 11:26 |
Марии.
"В поэте - человека нет. Есть только поэт. В писателе также. Если это писатель". Именно эта мысль была програмной у знаменитого "отца символизма" Валерия Яковлевича Брюсова. Помните три завета юному поэту - "юноше бледному со взором горящим": "...Первый прими: не живи настоящим Только грядущее - область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему безраздумно, бесцельно..." Блистательный эстет Валерий Яковлевич подавал яркий пример тому, к чему призывал. Его знаменитые: "Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине..." Этим можно увлечься эстетически. "Юноше бледному со взором горящим", можно какое-то время сходить с ума от музыки этих и подобных строчек, каких у Валерия Яковлевича много - он был последователен. Но будете ли Вы, как читатель, этим жить. Как, допустим, живёте строчками: "Друзья, прекрасен наш союз...", "Выхожу один я на дорогу..." , "Чтобы от истины ходячей Всем стало больно и светло...," " И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове..."... Если "человека нет" в поэте и писателе, то в ком они находят отклик? |
Мария | 4.03.14 09:00 |
"Плохой человек" Пастернака мог казаться "хорошим человеком" миллионам других людей. Субьективное отношение всегда основано на личных обидах. А это - гордыня.
В поэте - человека нет. Есть только поэт. В писателе также. Если это писатель. |
Григорий Блехман | 4.03.14 00:16 |
"В художественном произведении неизбежно присутствует отношение автора к нравственному закону".
По-моему, очень точно. Потому что оно - это отношение "высвечивается" через содержание. Художник (если он Художник, а не автор сочинений на определённую тему) пишет в основном спонтанно, будучи в плену своих откровений, нередко уходя от изначального замысла, поскольку попадает во власть действия своих героев. И в этой спонтанности особенно отчётливо видна его суть, потому что в таком положении душа не может быть не нараспашку. А значит и проявишься таким, какой есть. Помню, будучи совсем юным, удивился, услышав слова всегда естественного Б.Л. Пастернака об одном восхваляемом номенклатурном поэте: "Как он может быть хорошим поэтом, если он плохой человек". Тогда думал, что Бог дарит склонность чувствовать форму и уметь её воспроизвести. И именно это - главное в искусстве. Но чем дольше живу, тем больше убеждаюсь в глубине и верности слов Пастернака. Чувствовать форму и уметь воспроизвести - очень важно, но всё же вторично, потому что база - содержание, в котором главенствует духовность. Если её нет, то любая, даже очень роскошная и талантливая форма уходит со временем в пустоту, как надстройка дома на гнилом фундаменте. И никакой пафос конъюнктурной злободневности не поможет. Жизнь так показывает. Таков закон искусства. Собственно, об этом, на мой взгляд, глубокая статья мыслителя и Художника Вячеслава Лютого, за что в очередной раз благодарю автора. |
Светлана Демченко | 4.03.14 00:14 |
Просто хочется пожать руку Автору: замечательная статья, глоток свежего воздуха среди литературоведческой затхлости, словесной унылости, настоящего "рабства успеха" и ремесленничества. Нравственные аспекты творчества талантливых поэтов и писателей по обыкновению не лежат на поверхности, но они заявляют о себе всякий раз, когда читатель примеряет художественное слово к правде жизни.
|
Алла Линёва | 3.03.14 18:55 |
Сказано в самую бровь! Это уже не только нравственный, но и духовный закон. |
Мария | 3.03.14 13:27 |
Это классика критики. |