Николай Коновской 23.02.14 16:13
А.Ребров-один из немногих современных литераторов,которые,на мой взгляд,знают не только ЧТО,но и КАК писать(а КАК писать-индивидуальность-во многом, Свыше), т.е теоретические рассужднния о литературе подтверждают своим высоким художественным мастерством(см.рождественскую поэтическую подборку,другие прозаические вещи.В нынешнем обсуждении уместна отсылка к стихотворению
Н.Рубцова "О чем писать-на то не наша воля...".Очень хорошая пища для продолжающегося разговора.Желаю Андрею Реброву творческих обретений на его многотрудном,богоугодном пути.
Эмма Меньшикова 22.02.14 22:58
Пишу этот комментарий и к материалу Реброва, и к записи Дорошенко в блоге о православных писателях, где он по сути утверждает, что "православная основа у русской души" писателя или художника - это ещё не повод называться православным писателем. Потому что он "может приблизить нас к Богу", но не может быть наравне с "авторами молитв, акафистов и святоотеческих преданий..."
Наверное, Ваша правда, Николай Иванович. Но и "православная основа" писателя дорогого стоит. Ибо в отсутствие оной вопрос, зачем и для чего - во имя Кого! - я пишу, скорее всего не возникает. Дескать, разве таланта и совести мало для того, чтобы писать? Мало. Без Бога в душе там пустота, совесть не может заменить Любви, а талант - Смысла, Истины, к которой человек если не устремлен, то низменен: либо ты смотришь ввысь, либо вниз, а впереди просто дорога, как раз и ведущая туда, куда устремлен человек...
Если он не устремлен ввысь, к Богу, его неизбежно понесёт в обратную сторону. Кто не с Богом, тот против Него. По-другому ведь не бывает. И над Ним, наравне с Ним – тоже не бывает. Это и впрямь гордыня, уводящая от Бога. И какой ты писатель, зависит от того, какой ты человек.
Если человек дышит, живет Православием, не ханжа, а истинно верующий, то и писателем он будет если не духовным, то с Богом в умном добром сердце, божественным будет наполнение его творчества.
Да, иные не воцерковлены или мало воцерковлены, тут, конечно, и ритм жизни сказывается, и несоответствие общественного, государственного, рабочего «режима» церковному календарю.
Да, и верующий писатель может ошибаться. Но в нем нет гордыни, своеволия, категоричности, превосходства, высокомерия – тех грехов, которые отвращают его от Бога. Если он живет с любовью в душе, то с каждым шагом, с каждым словом, с каждым своим вздохом не удаляется, а приближается к Богу. Потому что и ошибаясь, он сверяет свою жизнь с нравственными законами, с Заповедями Божиими. И в творчестве своем высвечивает гуманные ориентиры, вешки, по которым идет сам...
Да, это еще не духовная, не православная литература, но она с "православной основой". А православная литература и не создается вдруг и сразу. Даже святые, старцы, монашествующие проходили свой путь до создания молитв, духовных песнопений, житий, духовной литературы. И это в России, которая и образовалась-то, объединилась, прибавлялась, сохранялась, защищалась и веками, тысячелетиями жила Православием.
Путь же писателя мирского к Богу - гораздо более тернист, долог, болезнен. Сколько надо преодолеть в себе, сколько понять, сколько прочитать, сколько исповедаться, каяться, мучиться, страдать, думать…
А неписателю?! Он ведь тоже должен пройти свой путь к Богу. И даже до духовной литературы. Он же тоже светский, страшно мирской человек. Ему тоже нужны вешки: туда ли он идет? с теми ли? И разве не помогает ему понимать это душевная добрая устремленная к Богу литература. Ведь путнику в долгой дороге нужна помощь.
Да, ни посох, ни краюха хлеба и кружка воды, ни кров от непогоды, ни совет и даже молитва сами по себе не приведут к Цели его путешествия, но поддержат в пути, придадут силы, укрепят дух. А если еще найдутся добрые спутники, на которых можно опереться в горести и болезни, то и вовсе не пропадем...
Это я к тому, что добрая - "с православной основой" - литература – это и посох, и вода, и хлеб и даже спутник, которые ведут к молитве, к Евангелию, к Богу. А если что не так написала, то Бог мне Судия...
Спасибо Николаю Дорошенко, Андрею Реброву, Ирине Репьевой и другим писателям - в частности, Валерию Хатюшину, которые поднимают эти вопросы, думают и размышляют о смысле и цели творчества, литературы, о Божественной её Идее. По сути неправославной русской литературы нет: потому что это тогда не русская литература...
Юрий Серб 21.02.14 21:06
Соглашусь с Игорем Смирновым, Ириной Репьёвой и Надеждой Мирошниченко: статью А.Б.Реброва надо внимательно читать, стремиться понять, а нервным для этого надо, прежде всего успокоиться.
Пока что эти нервные просто молчат - не прочитав, не поняв - у них всё впереди или безповоротно позади.
Игорь Смирнов 20.02.14 22:13
Мой опыт подсказывает мне, что эта статья была написана автором как выступление на научном или ином православном форуме. Автор не дилетант, здесь нет неофитской отсебятины.
И потому на призывы поговорить я отвечу так: эту статью надо просто внимательно прочитать и автора поблагодарить за его ответственное отношение к теме.
Олегу Тарасову:
Вы тоже не беспокойтесь. Пушкинский "Борис Годунов" - это шедевр светской литературы. А "Тихий Дон" написан коммунистом. Но эти произведения являются ключевыми для нашей русской православной цивилизации.
Всякому, у кого есть талант и совесть, в литературе место вакантно.
Надежда 20.02.14 20:53
Дорогой Андрей, вот потому эта ясность и чистота есть и в ваших стихах. Меня потрясают сербы. македонцы и болгары(поэты, прозаиков я пока меньше знаю) не потому, что среди наших авторов нет подобных, а потому, что практически творчество всех ведущих поэтов этих народов исконно православно. И не представляет себя другим. Потому, что не зайти в церковь в воскресенье, для них немыслимо. Это незыблемая часть бытия. И самое главное- это не мода, а суть их душ и Поэзии. Вы привели замечательные примеры наших подвижников. Их много, но страна велика- всего не разглядишь. Спасибо Вам за это замечательное размышление. Надежда Мирошниченко.
Ирина Репьева 20.02.14 17:53
Олег, у меня есть свой ответ на ваше несогласие. Но мне хотелось бы пригласить к разговору всех православных писателей, И Василия Дворцова, и Виктора Герасина, и Валентину Ефимовскую, и Анну Козыреву, и Эмму Меньшикову, и Аллу Линёву, и Александра Кердана, и Александра Бачурина, и Сергея Козлова, и Валентину Ерофееву-Тверскую, .... список можно продолжать.
Олег Тарасов 20.02.14 17:17
Я согласен, что у нас проблема с положительными и созидательными героями, но что это непременно и строго должно следовать канве православия - большие сомнения.
Ирина Репьева 20.02.14 12:16
Спасибо, Андрей, за вашу глубокую статью. Ибо вы говорите о том, без чего не способно само развитие русской литературы, не её существование в уже открытых ранее рамках и формах, а именно РАЗВИТИЕ. А это развитие включает в себя и язык, и темы, и новизну характеров. Это РАЗВИТИЕ возможно и через абсолютно новое (Бог - творец Вселенной, и, значит, может дать сердцу, очищенному в покаянии, любящему, и те возможности, которых раньше у писателя не было) и через возвращение к старому, но позабытому в результате раскола нашей истории.
Будут отклики заинтересованные - присоединюсь к разговору. Но не удивлюсь, если и не будут. "Как все нервны! Как нервны!" (Чехов, насколько помню).
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА