Сэда Вермишева 5.08.14 19:20
Говоря о славянском братстве ( в данном случае русско -болгарском) не худо вспомнить, на чьей стороне сражались болгары во время Великой Отечественной войны.
Сэда Вермишева 5.08.14 19:14
Вот оно - славянское братство - Болгария заморозила Южный поток и отказывается его разморозить. А Южный поток - это экспорт российской нефти в западные страны в обход Украины. Но для Болгарии - окрик из Вашигтона, и славянский болгарский брат стал на вытяжку перед англо -саксонским чужаком. И никто не вспомнит освобождения русскими болгар от османского ига, ни про Плевну, ни про что другое.
Людмила Владимирова 1.08.14 17:38

Сергею Михайловичу Ратмирову:

1) Вы – ровесник моего сына, родившегося тоже в 1967-м году. Меня зовут Людмила Борисовна, и я – вот незадача! – стараюсь прежде, чем откликаться на чьи–либо публикации, поискать в интернете отчество своего адресата. Среди многого, бытующего на Западе, но непринимаемого мною, и обращение только по имени к кому бы то ни было. Всё вспоминаю Петра Первого и «первого русского негоцианта»…

2) О Вас уже немного знаю: то, что написали сейчас, было в одном из Ваших недавних комментариев. Не стоит повторяться, а главное, – лелеять личные обиды.

3) Упомянула Вас, т.к. не принимаю Ваших, на мой взгляд, предвзятых, поверхностных оценок творчества и личности Т.Г. Шевченко в публикации: http://www.rospisatel.ru/ratmirov-ukraina.htm
Не сочла нужным её комментировать, повторяться. При желании можно почитать на сайте РП мои отклики на публикации названных в моем комментарии господ, и не только их. Как и статью о Ф.И. Тютчеве и Я.Ф. Головацком, микропоэму «Талергоф» и др.

4) Похоже, всё же придется засесть за статью о Т.Г. Шевченко, и не только. Затронув и вопрос «этой фальшивки, вышедшей из под пера неизвестного писателя, но приписываемой Епископу Георгию Конисскому». Вспомнив публикацию А.С. Пушкина в первом же номере «Современника» в 1836 году. И, в частности, оценку им Георгия Кониского, архиепископа Белорусского: «великий историк Малороссии», а рукописи книги: «Множество мест в “Истории Малороссии” суть картины, начертанные кистию великого живописца.»

5) Что касается других положений Вашей статьи, то мне, чьей настольной книгой является сборник под редакцией М.И. Туряницы «Украина – это Русь» (СПб, 2000), остается только пожелать Вам с нею досконально познакомиться.

Попрошу Вас не спешить с ответом, «лента» принадлежит проф. П. Анчеву для откликов на его работу, не стоит здесь выяснять отношения. Еще, даст Бог, будет возможность.

Примите без обид, но как, увы, вынужденную констатацию наших «несовпадений», Л. Владимирова (Одесса).

Сергей Ратмиров 1.08.14 13:44
Я искренне рад, уважаемая Людмила, что вы внимательно следите за нашими комментариями, которые, как мне думается, есть только штрихи размышлений, так как жанр не предполагает всеобъемлющего исследования. Говорить о том, что я подвергаю ревизии "понимание табу", наверно, выглядит неправильным. Поверьте, я живу в 100 км от Одессы, город моего детства, и знаю, что такое ревизия. На могилу бабушки не могу съездить, потому что имею российский паспорт. Будете смеяться, но, являясь потомком черноморских казаков, не могу к сестре в Киев приехать. Вот ревизия, которую дружно поддержали граждане Украины в количестве 91 процента в 1991 году.
А славянство возродиться только в союзе с Россией, это даже академик Василенко со Скоропадским признавали. И Русь всегда уважала другие народы. Вл. Соловьев Россию называл семьей народов. К сожалению, вбивали в голову, вбивали системно, что она тюрьма, что не соответствовало действительности. Я, например, встречал "старорежимных" молдован, которые два слова связать по-русски не могли. И ничего! жили в Российской империи.
Людмила Владимирова 1.08.14 04:09

I. А.С. Пушкин:
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

Не сегодня, знаем, родился этот вопрос. Из категории ВЕЧНЫХ…
Очень боюсь, что второй ответ более реален.
Очень боюсь, что насаждаемые и… ВОСПРИНИМАЕМЫЕ большинством молодых рационализм, практицизм, эгоизм, эгоцентризм, перетекающие в цинизм и, если хотите, «пофигизм», никак не сочетаемые с истинным Православием, – ставят под сомнение иной исход.

Как бы хотелось мне, как и Максимилиану Волошину в 1918-м, верить:

…Пойми великое предназначенье
Славянством затаенного огня:
В нем брезжит солнце завтрашнего дня,
И крест его – всемирное служенье.
Двойным путем ведет его судьба –
Она и в имени его двуглава:
Пусть SCLAVUS – раб, но Славия есть СЛАВА:
Победный нимб над головой раба!
В тисках войны сейчас еще томится
Всё, что живет, и всё, что будет жить:
Как солнца бег нельзя предотвратить –
Зачатое не может не родиться.
В крушеньях царств, в самосожженьях зла
Душа народов ширилась и крепла:
России нет – она себя сожгла,
Но Славия воссветится из пепла!

Боюсь, что прогноз Волошина частично осуществлен в СССР, в Варшавском договоре, и «завтра» было «вчера»…

И кто же, скажите, из современников, даже из числа присутствующих на сайте РП, способен искренне не только сказать, но и реально воспоследовать тоже давно (1921) сказанному:

…Апокалиптическому Зверю
Вверженный в зияющую пасть,
Павший глубже, чем возможно пасть,
В скрежете и в смраде – верю!

Верю в правоту верховных сил,
Расковавших древние стихии,
И из недр обугленной России
Говорю: «Ты прав, что так судил!

Надо до алмазного закала
Прокалить всю толщу бытия.
Если ж дров в плавильной печи мало:
Господи! Вот плоть моя».

Да, есть такие. Но… Не из тех ли, в основном, кто – в конце свого жизненного пути? И – несмотря на то, что многие из них «не преуспели» – ибо совести не теряли! – но и на Родину, как и на мать, зла не держали, каменьев за пазухой не собирали? И – далекие от того, что сегодня называют верой, от догматов церкви, но были НАСТОЯЩИМИ носителями ВЕРЫ, потому что честь, совесть, долг, скромность, служение, терпение, добротолюбие не были для них пустым звуком немодных слов?

II. Отчего всё вспоминаю с детства запавший в душу эпизод из «Страшного боя на опушке леса» из «Золотого ключика, или Приключения Буратино» А.Н. Толстого, клич:
– Звери, птицы, насекомые! Наших бьют!
И – «двух ужей, ослепших от старости. Ужам всё равно нужно было помирать…» И вот «Жабы уговорили их погибнуть геройской смертью»…

А еще – из ранней зрелости:
«Всего ужаснее – трусливый старик. Ему нечего терять, а он боится. Ну что, в конце концов, ему грозит? Потеря положения? Смешно. Состояния? Еще смешнее. Жизни? Она уже прожита.» (Из дневниковых записей проф. Н.Н. Завалишина, И. Грекова, Кафедра)

Что уж говорить о молодых, искалеченных нравственно, духовно? С нашего – зрелых, старых – попустительства? И живем-то мы – в мире тотального недоброжелательства. У того же героя И. Грековой:

«И еще одно соображение: любой плохой человек для самого себя, внутри себя – прав. Он не мог бы жить, сознавая себя плохим. Он воздвигает систему самооправданий, своего рода внутренних укреплений. Суди о нем не снаружи. Войди мысленно в его душу, постарайся понять, на чем он укрепил свое равновесие. Как он сам себя видит и чем себя оправдывает? Умение влезать в чужую шкуру – грустный дар, которым награждает человека жизнь. К сожалению, этот дар чаще достается старым, немощным, обиженным жизнью, чем молодым и дееспособным. <…>
Часто меня удручает мысль об изобилии недоброжелательства, среди которого мы живем. Нашего к другим людям и других людей к нам. Невольно вспоминаются строки из “Скупого рыцаря“: Да! если бы все слезы, кровь и пот, Пролитые за все, что здесь хранится, Из недр земли все выступили вдруг, То был бы вновь потоп – я захлебнулся б В моих подвалах верных… Так вот если бы внезапно, каким-то чудом стали слышными все заочные высказывания одних людей о других, более того – все недобрые мысли, мы бы захлебнулись в море недоброжелательства. Каждый из нас по-своему в нем повинен.»

А признаться в этом – нелегко. Но – необходимо.

III. Соглашаюсь с Ольгой Присекиной в ее «дискуссии» с Сергеем Ратмировым и боюсь, что «культурный код» (Александр) уже непоправимо изменен. Прежде всего – малограмотностью молодых, и – отравлением их «свободой». В то время, как:

«Культура есть СИСТЕМА ТАБУ, говорил известный мыслитель Клод Леви-Стросс; и вот, в истории человечества еще не было такого, чтобы отменились все табу, кроме юридических (“разрешено все, что не запрещено”), и таким образом изначальное, СОВЕСТНОЕ понимание того, что можно и чего нельзя, было бы официально и громогласно выведено из области общего, совместного признания и употребления, – это случилось только в наше время.» (В.С. Непомнящий, «Реванш истории» как явление русской культуры, 2004; выделено автором – Л.В.)

А потому любой, кому не лень, подвергает ревизии основополагающие ценности народного духа, в том числе, и прежде всего, – творчество их носителей.
Не так давно пришлось откликнуться на потуги православного священника (?) Георгия Селина – новоявленного ниспровергателя А.С. Пушкина, на статьи А.С. Каревина; Н.А. Грекова, К.В. Деревянко, Г.Л. Боброва и др. – уничижителях Т.Г. Шевченко; неоднократно вспоминать о позорнейшей «Черной метке» Одессы – «памятном знаке» «Тень Пушкина», брошенном под ноги толпе, и такой слабой реакции т.н. Русского мира – причисляющих прямо ли, косвенно себя к радетелям РУССКОЙ культуры.
И что же? Из крупных специалистов только В.С. Непомнящий откликнулся. У остальных – не болит…

Более того: иные молодые и не очень всё норовят пнуть, в частности, и Сергей Ратмиров, увы… Понимание «табу!» даже СЕЙЧАС «не работает»?!
А от этих «ниспровержений», «топтаний», «новых, современных прочтений» («клёво!», «креатив!» и т.п ) – шаг до Хатыней. До братоубийственных войн. – Нет?

Согласна, что «возрождение России» поможет консолидации славянства, но и оно – возрождение – невозможно без истинного уважения России к братьям и сестрам, и верного единства без этого не достичь.

IV. «Потребительская цивилизация» – исконно НЕ СЛАВЯНСКАЯ! – торжествует.
И снова позвольте – из В.С. Непомнящего: «Великая тайна данного нам бытия лишена своего священного статуса самодержавной властью ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО подхода к бытию: человеческое достоинство теряет статус ценности – ценностью и достоинством становится УМЕНИЕ (“Не посмел я взять с нее выкуп”, – говорит герой “Сказки о рыбаке и рыбке”, – на что следует ответ: “НЕ УМЕЛ ты взять выкупа с рыбки!..”).
Древняя латинская поговорка “мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть” – отвергнута потребительской цивилизацией, вытеснившей понятия ЦЕЛИ ЖИЗНИ и СМЫСЛА ЖИЗНИ понятием “качества жизни”.
Во все времена все религиозные, нравственные, идеологические учения исходили из того и направлены были на то, КАКИМ НАДОБНО БЫ БЫТЬ человеку, – представления могли быть разные, но caм импульс был поступательный, человек призывался к труду над самим собой; в нынешнем мире человек должен улучшать не себя, а лишь УСЛОВИЯ, в которых он живет: душа не “обязана трудиться”, поступательность заменена проворством, главная святыня – удобство.
Благодушная просветительская конвенция, излюбленная нашей Екатериной II, “живи и жить давай другим”, устарела; внедряемый ныне принцип тотальной выгоды в отношениях между людьми не назовешь иначе как принципом ВЗАИМНОЙ УТИЛИЗАЦИИ (наглядный образец – современные экранные поцелуи, когда две человеческие особи со сладострастием как бы пожирают друг друга).» (там же).

V. В этой же статье В.С. Непомнящий напишет:
«3наменитый фильм “Унесенные ветром” содержит своего рода символ веpы, заключенный в словах обаятельной героини: я пойду на всё, но никогда больше не буду голодать. Это твердое плебейское кредо – формула “американской мечты” (теперь, по существу, мечты всего “цивилизованного”, то есть западного, мира). В русской культуре тоже есть кредо и формула:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Это — аристократическая формула достоинства и ответственности, ответственности духовной.
Никакая “конвергенция” этих двух исповеданий невозможна.»

Более того, Скарлетт изрекла: «Бог мне свидетель, я скорее украду или убью, но не буду голодать»!
Много лет т.н. познакомилась с «дамским романом, поднявшимся до настоящей литературы». Не увлёк. Сегодня решила перечитать. Всё же – речь о гражданской войне в Америке, о Южных штатах, возмечтавших о Конфедерации… Да и – интереснейшее предисловие глубокоуважаемого мною П.В. Палиевского»! При первом прочтении как-то не обратила внимания... Наконец, надо же попробовать понять, как Штаты «дошли до жизни такой», а главное, – как «наши» - то соблазнились?!
Ведь мы – «этническая, языковая и культурная группа, отличная от англосаксонской»!.. Или – уж слишком разбавленная иным «элементом»?..

Благодарна уважаемому Панко Анчеву за статью, очень бы хотелось ответить на его вопрос однозначным «ДА!» Верить в возможность «единого неразделимого сплава», устойчивой «православно-славянской цивилизации» «в мире будущего». И – уж, по меньшей мере, без «агрессивного национализма». Но… см. выше.

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Сергей Ратмиров 31.07.14 22:56
Уважаемая Ольга! Не собираюсь судить сегодняшнее священство. С тех самых советских времен глубоко связан со своим духовником, и не сильно вникаю в жизнь остального духовенства. Глубоко убежден, что Россия способна стать великой, только на путях соборности. Это хорошо выразил Иван Ильин с философской точки зрения, если говорить о богословии, то примером для нас должны служить преп. Сергий Радонежский, Св. Нил Сорский, Св. Иосиф Волоцкий, Св. Лаврентий Черниговский, святые новомученики в Земле Российской просиявшие; в литературе - классика, уничтожение которой в нынешней школе считаю преступлением власть предержащих. И уж поверьте, я знаю, что такое прикрытие, и знаю насколько порочно и отвратительно рыночное общество. Свою позицию высказал в своей книге "Исповедь русского путника"
Ольга Присекина 31.07.14 15:24
Сергею Ратмирову.
"Возможно, будут правы, говоря, что лес рубят - щепки летят. Но эти щепки - человеческие судьбы".

Да, но те, кто был обижен на советскую власть и не только по уважителным причинам, а еще и потому, что им с их сребролюбием трудно было развернуться в советском государстве, - так вот они сейчас таких щепок нарубили, чтобы вернуть "Россию, которую мы потеряли", что никакая революция, гражданская и отечественная войны вместе взятые не сравняться с "перестройкой", устроенной андроповским КГБ.
Пусть бы ненависть к социальной справедливости у Путина вызвана была воспоминаниями и жертвах революции - я бы поняла.
Но то, что они сделали с Россией сейчас - это оранжевая революция под прикрытием. Прикрытие это нужно было для таких людей, как вы, которые уверены, что теперь-то восстановлена справедливость.
Однако даже восстановление в правах православной веры - не принесло желаемых результатов, потому что было таким же прикрытием.
Я, например, гораздо больше ходила в церковь в советское время, чем сейчас. Видеть не могу нынешнее священство.

Теперь и Богу негде помолиться.
Уж я хожу украдкой нынче в лес,
Молюсь осинам...
Может, пригодится...

А уж что до уничтожения славянского культурного кода в советское время, так нынешнее сурковско-мединское возрождение - это прямая дорожка в ад, вымощенная добрыми намерениями.
Сергей Ратмиров 31.07.14 14:58
Мои суждения, уважаемая Ольга, конечно же, о социализме наивны. Но мне сложно забыть бабушку всю жизнь скрывавшую, что ее семья была подвергнута репрессиям в 1929 году, а семья отца едва избежала ареста в 1936 году. И они не были врагами. Всю жизнь они были преданы идеям Ленина-Сталина. Дед на фронте был жестоко ранен, другой убит, отец - фронтовик, я искренне участвовал в пионерском движении. Возможно, будут правы, говоря, что лес рубят - щепки летят. Но эти щепки - человеческие судьбы. Простите, что говорю банальные вещи. А как насчет целенаправленного уничтожения русского культурного кода, выраженного в разрушении православных храмов? Безусловно, нельзя сравнивать социализм Ленина со сталинской моделью, как и сталинский социализм с брежневским. Но для меня социализм представляется не всегда справедливым обществом, потому что главный критерий его истины - борьба с христианством. Уничтожение же христианства - мечта тех самых олигархов с Уолл-Стрита, действительно, иудейской шпаны. Эта шпана блестяще играет на чувствах справедливости. В России сегодня, наконец-то, появились силы, способные противостоять этой шпане. Для этого необходимо совершить нравственный переворот всего человека, после чего и общество станет воистину социальным, если угодно христианским социализмом, о котором размышлял Федор Достоевский. Наверно, это наивный и неумный иделизм. Ну что ж, одним чудаком больше!
ВераДмитриевна 31.07.14 10:29
Да на западе-то соцправА трудящиеся получили благодаря тому , что был СССР. Да, социализм не без недостатков ( а сейчас что ли их нет?). Но ведь хорошего было больше, чем плохого. А вообще-то всё зависит от людей, их совести. Когда сейчас слышу от людей , и чиновников в том числе, "Так это же Россия", всегда говорю всем: " Россию делаем или не делаем мы сами. Какие мы сами, такая и Россия. Если по-совести просто честно жить и работать каждому, помня лозунг "Раньше думай о Родине, а потом о себе", тогда и будет лучше , потому что в Лондон все не уедут, здесь надо стараться, без Родины каждый из нас ничто, а вместе мы-сила". Только не все это слышат и понимают. Бацилла потребительства даёт свои плоды.
Ольга Присекина 30.07.14 15:02
После ваших слов, Сергей, об ужасах социализма, так и хочется кричать: "Да здравствует олигархический режим, самый справедливый режим в мире!"

То, что где-то социалистическое общество имело какие-то недостатки - это естественно, на то оно и человеческое общество. Нужно еще учитывать, что идея социализма сознательно дискредитировалась (-уется).То что еврей Олланд заботиться о голубых - характеризует его как обычную марионетку, всячески замазывающую светлую идею. Зато его не убьют, в отличие от Альдо Моро, и он есть свой хлеб с маслом. Не мне вам рассказывать, как международная еврейская финансовая шпана поступает с теми, кто восстает против ее бандитских законов. Леви Стросс Кана помните?
Да и в Советском Союзе последних лет его существования, КГБ, в котором Андропов расставил свои креатуры и превратил его в филиал ЦРУ, всячески возбуждал ненависть населения к социализму, вплоть до полного уничтожения товаров. Помните, как Невзоров в 1990-м показывал табачные фабрики с невывезенным товаром, в то время, как народ давился за сигаретами в очередях и покупал их по талонам?
Мировое правительство планомерно сворачивало программы социальных государств, так как уже была поставлена задача по сокращению населения земного шара.

Странно слышать столь наивные рассуждения от человека, показавшегося было мне умным.
Сергей Ратмиров 30.07.14 14:24
Социализм в идеале, возможно, и хорош. Но именно социалисты Франции, Швеции и прочих западных стран сегодня больше всех кричат о России, как нарушителе прав и свобод. Именно китайские коммунисты "гуманистически" во времена культурной революции наступали на наши границы, попутно уничтожив 70 млн. собственных граждан; про Кампучию и говорить не хочется. Что касается мусульман Средней Азии, то они, безусловно, порядочнее многих наших так называемых либералов. Но сегодня их дружелюбие под большим вопросом, как это не прискорбно!
Сэда Вермишева 29.07.14 12:37
Хочу отметить, что мусульманская Средняя Азия ни разу не всадила нож в спину России. Не в пример братьям- славянам.А Россия Ельцина - нанесла сокрушительный удар по русским. Сербов тоже пригнул. Прав starik. Социализм - гуманистическая объединительная идеология.
Александр 29.07.14 00:43
Пока мы чешемся, славянам сменят культурный код.
Сергей Ратмиров 28.07.14 23:07
Славянское единство возможно только при возрождении России. Автор прав, когда говорит о религиозном сознании. Как это не печально, но православной цивилизации не по пути с поляками, сумевших создать свой латино-славянский, ориентированный на англосаксов, культурно-исторический тип. удивительно, но Россию бояться те, кому она просто так подарила свободу. Прагматическому сознанию непонятно, ищут подвох, при этом оскорбляя освободителей.
Константин 28.07.14 21:17
Умная статья. Спасибо автору!
STARIK 27.07.14 01:56
Ничто так крепко не объединяет народы, как Социализм! Ни одна религия, ни объединения, по этническим и национальным признакам не могут быть более крепким связующим звеном, чем Социализм. На основе этой концепции и нужно строить модель будущего мироустройства.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА