Валентина Беляева 12.09.15 17:01
"Крестик". Об этой истории много писали. Здесь жуткое стечение обстоятельств. Рок. Полностью согласна с Ольгой Суминой.

А "отпевания Жириновского" мы вряд ли дождёмся. Клоуны живут и веселят народ вечно. На то и существуют.

«Традиции Максима Горького в литературе Берега Слоновой Кости».
Это запредельно, это потрясающе, это в конце концов обворожительно! Где ещё такое встретишь! Спасибо за это, пусть и мимолётное, но самое настоящее ликование души!

"...за роялем играл Шопена лауреат международных конкурсов, наверное, для поддержания аппетита."
А для чего же ещё играют Шопена? Исключительно для блаженного волнения пустого желудка в ожидании такой благородной услады, как вдохновенное видение карбоната!

"Ник, я не понимай, почему так плехо работай ваша пневмопочта? Я посылай письма, но не получай ответ…"
Ну-у, несколько искусственно. Зато оригинально.

"Ты пришла с мороза, вся раскрасневшаяся, веселая, как первый снег, и твои черные глаза сверкали на желтом фоне вязаной кофточки, особенно прелестной там, где обнимавший шею воротник тянулся к розовым щечкам..." Как свежо и "волнительно" пахнет светлой, чистой, ещё ничем не запятнанной юностью!

"И теперь, когда я подвожу итоги своей бессмысленной жизни..."
Как располагают эти откровенные признания! И сразу задумываешься о жизни собственной. И забываешь, что знак равенства между автором и его героем неправомерен.

"...мы так не хотели возвращаться назад, но побрели, подгоняемые рассветом"
Нежная, печальная поэзия...

Николай, одним словом: ЭТО ПРОСТО КРАСИВО!

Меня очень тронул Ваш отзыв к моей новелле. Я благодарна Вам за понимание, неравнодушие и поддержку.
Владимир ПРОНСКИЙ 11.09.15 18:56
Чую прибалтийский ветер...
Владимир 11.09.15 16:43
Владимир Пронский обыкновенный зануда, только бы поучать и свое я выпячивать. Ну как же, критикан великий! Особо в сюжетах ковыряться мастер, рекомендуя всякого рода переделы по своему вкусу. А Дмитрий Ермаков "обижен" видимо вологодскими писателями (может ему Бараков в критической статье отказал).и цепляет почем зря на миру всякого из них. Правдолюб (а Ольга Сумина права по поводу его "мертвой" прозы), непризнанный классик.
Андрей Смолин (Вологда) 11.09.15 11:44
Владимиру Пронскому
Бездна - понятие объёмное и пространственное... Можно ведь сказать и "небесная бездна". А потом, тут важно, как для автора рассказа соотносятся понятия художественного "верха" и "низа". Поэтому "падение" в бездну тут оправдано. Мне большим штампом видится "бездна одиночества", может лучше было и "пропасть", но на всё воля автора. Наверное, в коротких рассказах есть излишество диалогов, тормозит действие, но это дело вкуса.
Ольга Сумина 11.09.15 09:15
Может быть я чего-нибудь не понимаю, но после придирок Дмитрия Ермакова, я заглянула на его страницу и освежила свои впечатления от его прозы. Должна сказать, что если сравнивать прозу Устюжанина и Ермакова, то поневоле вспомнишь Бажова с его "Каменным цветком". Помните, Данила-мастер все бился, чтобы вырезанный из камня цветок выглядел, как живой. И это, при всей его мастеровитости ему никак не удавалось.
Так вот, рассказы Устюжанина (которые может быть (!) и имеют какие-то погрешности - хотя я их не заметила) - живые, они дышат, задевают, не дают спокойно пройти мимо, а проза Ермакова - чтобы не сказать мертва, скажу что неподвижна, отстранена от читателя, в ней нет авторской страсти, она написана как бы по обязанности. Уж простите...
Владимир Пронский 11.09.15 00:06
"Владимир" - это Владимир Пронский. Извините, забыл указать.
Владимир 11.09.15 00:04
Рад за Д. Ермакова, за его приобретённую привычку цепляться к словам, например, к таким: "Неминуемое падение вниз"... Когда-то я расчехвостил Дмитрия за подобные огрехи в его рассказе... Что ж: пошло на пользу! Да простит меня Ермаков за такое выпячивание самого себя...
Виктор Бараков 9.09.15 23:06
Есть литературщина в рассказах или нет - это сфера субъективная, не буду спорить, пусть будет литературщина. А вот словоупотребление - это серьезно, и тогда надо обращаться к словарям и к специальным изданиям. О слове "волнительный" и, соответственно, о его краткой форме множественного числа "волнительны" можно прочитать у В.В.Колесова: "Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра" (СПб., 1998):

"Волнительный" в русских словарях появилось в 1704 году, а "волнительно" - в самом конце прошлого (XIX) века, сначала в артистической среде, а в нормативных словарях оно было зафиксировано лишь в 80-е гг. ХХ века, да и то с пометой "разговорное". Однако в русской речи известно уже столетием раньше: употребляли его и Лев Толстой, и Чехов, и Чуковский. Вариант "волнующе", "волнующий" является книжным, это слова высокого стиля, по происхождению церковнославянские, которые в разговорной речи стали заменяться русскими по образованию словами "волнительно", "волнительный". Кроме того, причастный суффикс -ющ- требует относить это наречие к действию, а не к состоянию. Можно сказать и "она говорит волнующе" (т.е. "волнуя кого-то своей речью"), и "она говорит волнительно" (т.е. "сама волнуясь при разговоре"). Слова "волнительный" и "волнительно" сегодня еще не являются литературными. Но как раз в этом и заключается их сила при выражении личного эмоционального чувства. Конечно, обязательно правило: не употреблять слово там, где оно неуместно.
Дмитрий Ермаков 9.09.15 21:20
Виктору Баракову
Конечно же, волнительны это гораздо лучше, чем волнительно...
Мне не убедить вас в том, что это неправильно, ведь вы привыкли, что это вы учите. Ну что ж, пусть будет падение вбок...
Это как раз то, что называется литературщина.
Если НиколайУстюжанин этого не понимает, ну, тут уж ничего не поделаешь.
Илья 9.09.15 21:19
Баракову не следует объяснять, то, что всем, кроме, может быть, Ермакова, понятно. Литература - это не протокольное описание предмета и событий, а достижение некоего читательского к ним чувства.
В конце концов, редкая птица долетит до середины Днепра. И глаза не только стреляют, а и брызгают.
Кстати, если родители мальчика, утонувшего ради крестика, сами в Бога не верили, а его этой вере научили, то это был бы действительно жуткий для них рассказ. А вот был в России один генерал, который, чтобы его солдаты не дрогнули, взял маленьких сыновей за руки и пошел впереди них на врага. А если бы прежде, чем солдаты в атаку побежали, пули сразили его сыновей?
Конечно, это была бы страшная для него трагедия. Но не та, которую подразумевает Ермаков в родителях утонувшего ради крестика мальчика, и которую подозревает Владимирова, увидевшая в авторе даже и антиклерикала.
Виктор Бараков 9.09.15 19:43
Дмитрию Ермакову.
"Волнительны" (а не волнительно), "брызгала глазами", "сверкали на желтом фоне вязаной кофточки" (в движении это возможно, тем более воротник у самых глаз) - слово, троп и словосочетание использовались в русской литературе. "Падение вниз, в бездну одиночества" - тут уточнение: "в бездну". Упасть можно и вбок и набок и т.д. Но именно в этом случае можно было не использовать тавтологическое словосочетание "падение вниз", согласен. Спасибо, исправлю.
Родители мальчика как раз все и рассказали, я только переработал.
Мария Якушева 9.09.15 17:27
Людмила, вы также легко обижаетесь, как и обижаете.
Мои рассуждения к вам лично не имеют отношения, как в общем-то и ко мне самой. Местоимением "мы" я обозначила нас, русских, в целом, пытаясь показать, как мы постепенно, незаметно для самих себя лишаемся тех достоинств, которые накопили в течении веков: отзывчивости, неравнодушия, жертвенности. То, что "обыдливаемся" мы при помощи известной нации - не имеет значения. Главное, мы сами даем это с собой сделать. Так что, еще раз повторяю, к вам мои рассуждения не имеют отношения, я только хотела сказать вам, что мне, в отличие от вас, не показались антиклерикальными рассказы Устюжанина.
Людмила Владимирова 9.09.15 13:06

Уважаемая Мария (простите, не смогла «вычислить» отчества)!

Если заметили, я нисколько не подвергаю сомнению глубину и силу рассказов. Именно потому и «отметилась». Все-таки автор ровно на 20 лет меня моложе…
Нет, я не настаиваю на безошибочности моего восприятия. Но знаю: «как может быть вреден талант» (А. Блок).

Что касается дальнейших Ваших рассуждений и оценок, то смею думать, что ко мне они не относятся. И Вы никак не можете знать как и чем я заплатила, плачу и готова платить за право сказать свое слово, которое, м.б., будет полезно, послужит добру.
Ваше: «Мы - такое же быдло, как жириновские и зюгановы, мы любим вкусно есть, сладко спать и красоваться словами. Мы делаем все напоказ.» – на свой счет позвольте не принять. Не заслужила.
Как и «евроремонтов, туроператоров, офисменеджеров, айфонов и альфа-самцов». И – знаете – не очень скорблю.

Вам искренне, сердечно желаю сдержанности, уважительности. «Не обобщай!» – учил меня отец, думаю, он был прав.
Вспомнила Ваш отклик на мою публикацию, посвященную Вадиму Папуре, потому и ответила Вам.

С уважением, Л. Владимирова.
Дмитрий Ермаков 9.09.15 12:39
Игорю Смирнову

Позволю себе заступиться за писателей-"грибников". Ведь среди них, например, М. Пришвин, В. Солоухин... Собирание грибов, между прочим, дает возможность сосредоточиться и не допускать в своих сочинениях таких языковых, мягко говоря, неточностей, как: "волнительно", "неминуемое падение вниз", "черные глаза на желтом фоне вязаной кофточки", "брызгала глазами по стенам"...

А автору бы задуматься - а вдруг рассказ "Крестик" прочитают родители мальчика? Имеем ли мы право "художественно выражаться" по поводу реального несчастья?..
Мария Якушева 8.09.15 19:11
Людмила Владимировна, при всем уважении не могу согласиться с вами. Как раз сочетание этих разноплановых рассказов и придает им дополнительную глубину и силу.

Насколько вера мальчика выше всей пошлости людей власти, прикрывающих творимые ими мерзости участием в церковных обрядах, насколько они, рядом с его подвигом (ибо он действительно совершил подвиг веры) ничтожны, суетны и никчемны для жизни! И ведь и мальчик, и герои "Московских зарисовок" - люди реальные, так что мы видим срез нашей жизни, а на этом срезе рисунок, главное в котором - рука ребенка с крестиком.
И знаете, все эти наши разговоры о клерикальности или антиклерикальности - ничто, пустое, бирюльки, потому что мы за право рассуждать на эти темы ничем не заплатили, не пожертвовали. Мы - такое же быдло, как жириновские и зюгановы, мы любим вкусно есть, сладко спать и красоваться словами. Мы делаем все напоказ.
А вот каково на фоне общества гламура и мыльных пузырей приходиться таким, как Дима Козин (герой рассказа "Крестик") или как Евгений Родионов, которого чеченские звери обезглавили за то, что он отказался снять крест? Как им живется в человеческой пустыне гламура, евроремонтов, туроператоров, офисменеджеров, айфонов и альфа-самцов?

Сама собой напрашивается аналогия с Христом и окружавшей его пустыней человеческих душ. Трагедия в том, что мы, русские, стали ничуть не лучше иудеев, распявших Христа. Именно поэтому стала возможной трагедия 3 октября, именно поэтому мы веселимся и пускаем салюты, когда в Новороссии гибнут дети.
Людмила Владимирова 8.09.15 17:44

Уважаемый Виктор Николаевич!

Должна признаться: неоднократно возвращалась к этим Вашим рассказам, зарисовкам. Открыв для себя Ваше родовое имя, все-таки решаюсь написать. Т.к. с большим интересом, глубоким уважением и почти полной солидарностью откликаюсь на публикации Виктора Баракова. И потому уверена, что Вы – серьезный литературовед, писатель, публицист, литературный критик, психолог, где-то, и – политолог, философ – поймете меня.

Тяжкое впечатление от «Крестика». И не только от страшной гибели мальчонки, но от того, КАК он погиб: пытаясь спасти свой нательный крестик. Не спорю: ЖЕСТОКАЯ, но – ПРАВДА. И тем – ценна. Но в сочетании с зарисовками, в частности, с «отпеванием» Жириновского, – невольно приобретает яркий антиклерикальный характер, м.б., нежелательный в наше время? Зарисовка «Карбонат» и вовсе выбивает остатки веры, пусть – наивной, глупой, но – веры в справедливость, в политические союзы, в людей. А это, в целом, – невыносимо душе человеческой, чревато.

Несомненно, Вы знакомы с публицистикой А. Блока, его борьбой с расцветом «натурализма» и пр. течений в русской литературе, его, поистине, криком: «Такова жизнь – скажут реалисты. Нет, не такова – действительность есть и должна быть прекраснее…»!
Прошу Вас: перечитайте статьи Александра Александровича! М.б., Вас заинтересует и моя обширная статья на нашем сайте: За «драгоценную ношу русской культуры»!.. http://www.rospisatel.ru/vladimirova-rk.htm

Ну а что касается псевдонима, то, если не ошибаюсь, Вы под своим именем кое-что из представленного дали на сайте «Русское поле»? Я же к псевдонимам отношусь отрицательно, полностью разделяя нелицеприятное, острое мнение о. Сергия Булгакова, М. Цветаевой, В. Короленко, Ежи Леца и мн.др. Впрочем, не навязываю, это право – каждого.

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Игорь Смирнов 8.09.15 11:14
"Московские зарисовки" дают возможность надеяться, что наши прозаики наконец-то начнут не только "ходить по грибы", а и вглядываться в суровую правду современной жизни, писать о "героях нашего времени".
Ольга Сумина 8.09.15 10:59
Первый рассказ - "Крестик" - очень тяжелый. Тем страшнее концовка, что ведь это рассказ-быль. Правда мотивация гибели юноши все-таки авторская. Погибший никому не мог объяснить, почему в его руке был зажат крестик. Может быть, он просто в последний момент надеялся на помощь Бога. В любом случае, в рассказе, как при ударе молнии - отражена пусть робкая, но искренняя вера человека в Бога и его помощь. Если быть до конца честной, то меня не утешили в данном случае и не утешают в подобных случаях (гибель детей) даже очень красивые картинки того, что они почувствовали в последний момент: "В спокойной облачной сини кто-то в белом нежно взял Диму за руку и повел вперед, к огромному и чистому небу…" Все равно, есть в этих смертях какая-то высшая несправедливость, тем более, если ребенок верит в помощь...
Но мои рассуждения никак не касаются достоинств рассказа Николая Устюжанина, просто, как говорится, навеяло...

Зато контрастом, весьма уместным, смотрятся последующие "Московские зарисовки". Эти люди - Жириновский и Зюганов - "не боятся, знать греха"! Эти пошлые представления, эти игрища на святых чувствах людей - великолепно показаны писателем, причем без излишней сатиры, без нажима, по касательной - но очень действуют! У нашей власти и у купленной ею оппозиции ни только нет ничего святого, но, по-моему они уверены в собственном бессмертии, раз настолько им наплевать на суд людской.

Что же касается любовных историй - то с некоторых пор эта тема мне неинтересна сама по себе.
Анна Вартаньян 6.09.15 12:03
Спасибо...Спасибо! Душе светло от прикосновения к новому открытию...
Николай, пусть так и будет дорого Слово - как крестик...
Храни Вас Господь и Пресветлая!
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА