Страница: 1 2 3 Все |
Ксения Карелина | 3.04.17 20:29 |
«Идут белые снеги…» Евгений Евтушенко
Идут белые снеги, как по нитке скользя… Жить и жить бы на свете, но, наверно, нельзя. Чьи-то души бесследно, растворяясь вдали, словно белые снеги, идут в небо с земли. Идут белые снеги… И я тоже уйду. Не печалюсь о смерти и бессмертья не жду. я не верую в чудо, я не снег, не звезда, и я больше не буду никогда, никогда. И я думаю, грешный, ну, а кем же я был, что я в жизни поспешной больше жизни любил? А любил я Россию всею кровью, хребтом — ее реки в разливе и когда подо льдом, дух ее пятистенок, дух ее сосняков, ее Пушкина, Стеньку и ее стариков. Если было несладко, я не шибко тужил. Пусть я прожил нескладно, для России я жил. И надеждою маюсь, (полный тайных тревог) что хоть малую малость я России помог. Пусть она позабудет, про меня без труда, только пусть она будет, навсегда, навсегда. Идут белые снеги, как во все времена, как при Пушкине, Стеньке и как после меня, Идут снеги большие, аж до боли светлы, и мои, и чужие заметая следы. Быть бессмертным не в силе, но надежда моя: если будет Россия, значит, буду и я. Небольшая интерпретация стихотворения. Почему "снеги". Множественное слово "снега", здесь же мы видим окончание "И", как говорил Евтушенко, он пытался передать множественность явления, что "снеги" еще масштабнее, чем "снега". Потенциальная лавинность явления. Она давит на нить, скользит по ней. (С понятием "нити" у Евтушенко ассоциировалась жизнь, которая может оюорваться под этой тяжелой лавиной из снега). Второй катрен: каждый день умирает "лавинообразная" огромная масса людей и уходят от нас ("растворяются. вдали"), только если лавина снегов (под усилением "снеги") падает вниз, то души летят вверх, в небо). А снег как душа, он тоже может "идти наоборот", таять и испаряться обратно в небо. СнегИ=ДушИ. Под Стенькой он имеет ввиду Степана Разина. "Пятистенки" - каменные джунгли (четыре стены и потолок), пол всегда есть по умолчанию. Поэтому пять стен. Сосняки - сосновые леса. То есть, Евтушенко любил и урбанизированную страну и природу, не тронутую человеком в ней... Вроде люди серьезные, а какими-то пародиями "обзываете" поэта. Если кому-то, что-то не понятно в поэтике Евтушенко, любого сибиряка спросите, особенно, кто сном лично общался. Он вам приоткроет тайну и смысл его стихов. |
Людмила Владимирова | 3.04.17 20:23 |
Да-а-а, грустно... Хотя и н и к о г д а не пребывал Евгений Евтушенко в кругу любимых мною поэтов. Однако роль, выпавшую ему, поначалу выполнял неплохо, не отнять. И я, будучи – по природе своей – склонной к гражданской лирике, порою была неподдельно благодарна за строки стихов Мёд (1960), Интимная лирика (1962), « Идут белые снеги...» (1965), некоторые другие. Хотя и не принимала отдельных, «притянутых за уши» образов, рифм и т.п. Согласна с Еленой: «рифмованная публицистика». Но и она имеет право на существование и роль её – немалая, особенно в переломные, смутные времена. Иногда сочувствовала, ведь Евтушенко сам писал: ...Пусть и жертвую я как художник собой, но борьбы фронтовая линия, где с неправдой любой – очищающий бой: вот моя интимная лирика! Но в тот же год – Наследники Сталина)!.. И – отшатнулась, мягко говоря. Надо же! – ...Он что-то задумал. Он лишь отдохнуть прикорнул. И я обращаюсь к правительству нашему с просьбою: удвоить, утроить у этой стены караул, чтоб Сталин не встал и со Сталиным – прошлое. Но вот в 1990-м родились стихи, Раймонд Паулс написал музыку, Александр Малинин спел – право же, нельзя было остаться совсем равнодушной. Помните? – ДАЙ БОГ! Дай бог слепцам глаза вернуть и спины выпрямить горбатым. Дай бог быть богом хоть чуть-чуть, но быть нельзя чуть-чуть распятым. Дай бог не вляпаться во власть и не геройствовать подложно, и быть богатым – но не красть, конечно, если так возможно. Дай бог быть тёртым калачом, не сожранным ничьею шайкой, ни жертвой быть, ни палачом, ни барином, ни попрошайкой. Дай бог поменьше рваных ран, когда идёт большая драка. Дай бог побольше разных стран, не потеряв своей, однако. Дай бог, чтобы твоя страна тебя не пнула сапожищем. Дай бог, чтобы твоя жена тебя любила даже нищим. Дай бог лжецам замкнуть уста, глас божий слыша в детском крике. Дай бог живым узреть Христа, пусть не в мужском, так в женском лике. Не крест – бескрестье мы несём, а как сгибаемся убого. Чтоб не извериться во всём, дай бог ну хоть немного Бога! Дай бог всего, всего, всего и сразу всем – чтоб не обидно… Дай бог всего, но лишь того, за что потом не станет стыдно. Боюсь, да что там – знаю, или, по крайней мере, хочу верить, что Евгению Евтушенко есть чего стыдиться. М.б., и поболее, чем тем, кто не хочет – не может! – «бросить камень»... Не нам с е г о д н я судить, но - при жизни. ...Вот сейчас держу в руках подаренную им программку «Впервые в Одессе». Июнь 1990 года, приятельница приглашает на концерт во Дворце спорта – «достала билеты». Я отбрехиваюсь – не лежит душа! Но она настаивает. Иду. Как и ожидала – неоднократно чувство неловкости от манеры чтения, от, в заключение, предложения автора проставить автографы на его книгах. Приятельница – обладательница уговаривает пойти с нею. Пока препираемся – желающие «рассосались». – Ладно! – решаю. Вот тут, в пропыленной костюмерной, Евгений Александрович, подписав ей книгу своих стихов, протягивает руку ко мне – какие-то два человека поторапливают его. Извиняюсь: «Книг Ваших у меня нет, я не умею д о с т а в а т ь...» Интересуется, кто я, берет с канцелярского стола программку и подписывает: «Не умеющей доставать книги Людмиле Борисовне от души. Ев. Евтушенко». В программке – 2 стиха. Второе – известное: Любимая, спи..., а первое: Половинчатость. Оканчивается строфой: ...Неужто полу-Родина возможна? И полусовесть может быть в чести? Свобода половинная – острожна, И Родину нельзя полуспасти. Вот и грустно мне... И вспоминается Василий Розанов: * Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости. * Мы рождаемся для любви. И насколько мы не исполнили любви, мы томимся на свете. И насколько мы не исполнили любви, мы будем наказаны на том свете. И почему бы нам с е г о д н я не пожалеть этого с л а б о г о человека, при всей, кажущейся и ему, и – с ы т ы м соблазнителям его, силе и успешности?.. Да упокоится душа его! Л. Владимирова (Одесса). |
Вольдемар | 3.04.17 19:58 |
Александр Иванов
СНЕГИ И Я (Евгений Евтушенко) Идут белые снеги, а по-русски снега. Это значит, на свете наступила зима. Тянет снег свою лямку, а она все звенит. Я сижу размышляю: чем же я знаменит? Вот гляжу я на стенку, нет на ней ничего... Вспоминаю я Стеньку ни с того ни с сего. Весь от гордости синий, осознал я в борьбе, что любил я Россию, как искусство, в себе! И еще (уж простите!) понимаю, скорбя, что любил я в России большей частью себя. Но понять я не в силе, все на свете кляня, то ли я для России, то ль она для меня... Грозовые раскаты, но я их не боюсь... Я ведь быстро раскаюсь, если вдруг ошибусь. И Россия блаженно шепчет, слез не тая: если будешь ты, Женя, значит, буду и я! Источник: Иванов А.А. Плоды вдохновения. – М., «Советский писатель», 1983, 224 с. |
Карелина Ксения | 3.04.17 19:23 |
И самое главное в поэзии: смысловой посыл, интуиция и вдохновение. А не академические правила стихосложения. Содержание первично, форма вторична.
Или как сказал Евтушенко: "Поэзия должна быть выдышана". И еще раз прошу, в грязи не валяйте нашего Евтушенко. Все поэты важны и нужны. В том числе и резиденты СПР. Мы все равно вас всех любим и которые "палка-селедка" и которые "любовь-морковь-новь". Покидаю, сие место. |
Ксения Карелина | 3.04.17 19:06 |
СЕРГЕЮ.
Я и не претендую. И с калькулятором слоги и стопы не считаю. Я знаю, что тут все серьезные дяденьки и тетеньки от поэзии сидят. (Кстати, "филологические" идеальные стихи - прилизаны, скучны и искусственны). Но за земляка, который к нам часто прилетал из Америки и беседовал с нами, я не могу не заступиться. А доя Москвичей, может он и накручивал таксу. Бог его знает. |
Григорий Блехман | 3.04.17 18:37 |
Как и подавляющее большинство моих сверстников, неравнодушных к поэзии, был очарован поэзией молодого Евтушенко и до сих пор храню, подаренные мне автором два его сборничка "Взмах руки" и "Нежность".
Тогда мне - старшекласснику, а потом и студенту думалось, что появился поэт огромной поэтической мощи - лирической и гражданской. Но время шло и постепенно появлялось недоумение немалым числом тех публикаций, которые выходили в печать из-под его пера. Я даже стал корить себя в том, что увлёкшись молекулярной биологией, черствею и что-то важное в душе утрачиваю. Но в разговорах со своими коллегами по АН СССР, где подавляющее большинство людей знали (и знают) толк в настоящей литературе, чувствовал и с их стороны подобное недоумение. Когда же случай предоставил мне возможность познакомиться с Евгением Александровичем, довольно скоро понял причину такого моего недоумения. Дело в том, что определение:"фигура сложная и противоречивая" - не о нём. Он был фигурой гуттаперчевой или, согласно известной фразе "колебался вместе с линией партии". И поскольку человеком был ярким, эти колебания были на виду: с одной стороны он очень хотел быть трибуном, ратующим за свой народ, с другой - не желал ради этого ни на йоту поступиться собственным благополучием. Т.е. пытался соединить несоединяемое. Вот в этой борьбе и жил, пытаясь постоянно в чём-то оправдываться, придумывая разного рода версии, объясняющие его "странные" поступки. Причём, до такой степени входил в эту роль, что и сам начинал верить в придуманное и обижаться, если кто-то не разделял с ним этой веры. Что до его поэзии, то он сам считал, что процентов семьдесят публиковать не стоило. На мой взгляд, Евгений Александрович заметно занизил эту цифру. Мне кажется, не стоило процентов девяносто. А вот из оставшихся стихотворений и поэм он, на мой взгляд, и мог бы оставить то имя, которое хотел. Ну и, конечно, если бы не был таким гуттаперчевым генетически. Уверен, что именно эти стихотворения и поэмы имеют в виду Валентина Коростелёва и Анатолий Аврутин, когда говорят о Евтушенко. И ещё, конечно же, он сделал очень доброе дело, выпустив "Антологию русской поэзии 20-го века". Не сомневаюсь, что его имя останется потомкам. А вот каким оно будет, они сами и определят - из того, что прочтут у него и из наших воспоминаний. Ну, а пока - пусть земля ему будет пухом. |
ЕЛЕНА | 3.04.17 18:11 |
Demortuis – veritas! – О мёртвых – правду. Откуда это пошло: приукрашивать и нивелировать личностные качества умершего, как бы "прощая" ему все его ошибки и даже мерзости?! Прощать - это, конечно, хорошо, но прощать можно и нужно только того, кто раскаялся и просит о прощении. А покойники уже ни о чём не просят, так зачем им сладкая ложь и наше прощение вослед?! "Великий поэт" - да не был он великим, это его "раскручивали" и назначали "великим"! Да и поэзии в её истинном, классическом смысле в его стихах не было. Неужели не понятна разница между стихом и поэзией, а в его случае - просто рифмованным репортажем, рифмованной публицистикой?! Какую поэзию увидели в строках "Хотят ли русские войны?" Это же зарифмованные лозунги, причём здесь поэзия? Как можно говорить о любви к Родине применительно к сбежавшему четверть века назад с этой самой Родины за длинным рублём? Полностью согласна с Валерием Хатюшиным (3.04 в 10-18) и Читательницей (3.04 в 10-58), Мих (3.04 в 10-30). Не будем судить и осуждать, но и восхвалять сверх меры тоже не надо. Как и любому покойнику - земля ему пухом! |
Сергей | 3.04.17 18:09 |
К.Карелиной.
А вас и не надо пробивать на графоманию. Она в каждой вашей строчке, извините. Неужели у вас нет внутреннего редактора, чтобы эти свои полурифмованные строчки в столбик считать поэзией? Здесь же серьезные поэты бывают на сайте, оставьте свои потуги... |
Владимир Скиф | 3.04.17 17:56 |
Евтушенко о себе:
"...Понамарал я столько чепухи, А не собрать - по свету разбежалась..." Или ещё: Прощание с красным флагом Прощай, наш красный флаг... С кремля ты сполз не так, как поднимался ты - пробито, гордо, ловко под наше "так-растак" на тлеющей рейхстаг, хотя шла и тогда вокруг древка мухлёвка. Прощай, наш красный флаг... Ты был нам брат и враг. Ты был дружком в окопе, надеждой всей Европе, но красной ширмой ты загородил ГУЛАГ и стольких бедолаг в тюремной драной робе. Прощай, наш красный флаг... Ты отдохни, приляг, а мы помянем всех, кто из могил не встанут. Обманутых ты вёл на бойню, на помол, но и тебя помянут - ты был и сам обманут. Прощай, наш красный флаг... Ты не принёс нам благ. Ты с кровью, и тебя мы с кровью отдираем. Вот почему сейчас не выдрать слёз из глаз так зверски по зрачкам хлестнул ты алым краем. Прощай, наш красный флаг... К свободе первый шаг мы сделали в сердцах по собственному флагу и по самим себе, озлобленным в борьбе. Не растоптать бы вновь очкарика "Живагу". Прощай, наш красный флаг... С наивных детских лет играли в "красных" мы и "белых" больно били. Мы родились в стране, которой больше нет, но в Атлантиде той мы были, мы любили. Лежит наш красный флаг в Измайлове врастяг. За доллары его толкают наудачу. Я зимнего не брал. Не штурмовал рейхстаг. Я - не из "коммуняк". Но глажу флаг и плачу... 1992 И сравните стихи поэта из Усть-Кута Вадима Ярцева: Прощание с Союзом Не с двушкой затёртой и ржавой – Прощаюсь с великой державой. «Родопи» из куртки достану И спичек у друга стрельну. Оплакивать больше не стану Пропащую эту страну. Мы сами свободу глотали К исходу суровой зимы. Империю мы промотали, Пропили Отечество мы. Теперь ничего не исправить, Былого назад не вернуть. Империи – вечная память, А нам – неприкаянный путь. Держава отчаянных Ванек, Как птица, подстрелена влёт. Как будто огромный «Титаник», Отчизна уходит под лёд. Советский по крови и плоти, Я слёзы сглотнул – и молчу. Вы этой тоски не поймёте, А я объяснять не хочу... Согласен с Надеждой Мирошниченко: стихи Евтушенко, которые оттуда, из давней эпохи, из молодости - они другие. Они наполнены наивной ветреностью времени и грёзами будущего. Но их не много: "Идут белые снеги", "Любимая спи!", "А снег повалится, повалится". |
Егор | 3.04.17 16:49 |
Милой сибирячке хочется стадионной поэзии. Сергей Наровчатов, который вел тот известный вечер на стадионе в Лужниках, рассказывал, что большинство из горы записок, поступивших из зала, было примерно такого содержания: "Женя, где купил такой галстук?" "Женя, почему ты лечишь горло, пьешь из бутылки?", "Женя, повернись в профиль, я без ума от твоего профиля", нужно ли продолжать? А вот вечер на том же стадионе для 14 тысяч зрителей, вечер Рубцова, прошел на одном дыхании, все были воодушевлены, и не прикидами выступавших, а настоящей поэзией. Какая-то в нас, особенно в провинции, от незнания, что ли, заложена избранность: одно не знаем, а утверждаем, что внушили. У Евтушенко, милая Ксения Карелина, не было поэтической судьбы, не было! Всё было: подсчитанные им до единицы сотни поездок заграницу, сотни же книг, дачи, женщины, фильмы, а судьбы не было. Для поэта - это гибель, сейчас еще поговорим, и тут же забудем. Неужели будем цитировать:
...Куда идут сегодня танки? Неужто вновь на "Белый дом“, На демократии останки Или на сброд, засевший в нём?.. |
Фомин | 3.04.17 16:19 |
Строки Николая Дмитриева, процитированные здесь якобы в связи с Евтушенко, относятся к Ярославу Смелякову... |
Ксения Карелина | 3.04.17 14:48 |
Может быть имеет смысл обсуждать творчество отдельно от личности творца? Идеальных людей не бывает. А поэтов - тем более.
Мне он запомнился "просто дедушкой", когда приезжал к нам. Самый обычный. Но его стихи - это отдельный разговор. Его общественно-политические дела, это тоже еще одна отдельная тема. Почему-то в нашей стране происходит такое, что: ходишь босым и умираешь с голоду - талант! Какая плохая власть! Если литератор сытый, довольный - все жид, проходимец, обслуживатель режима. А особо пытливые начнут копать и выяснят, что еще на 50% у него немецкая кровь, на 10% - украинская, на 5% - американская, на 3%- африканская и т.д. Все. Как он смеет вообще что-то говорить и на что-то влиять. И я согласна, что может быть и были поэты объективно талантливее Евтушенко, но нужно ОДНО лицо эпохи. Так в нашей стране было всегда. Вспомните, например, актрису - Любовь Орлову. Были и талантливее, но возглавила идеологический локомотив она. И я не согласна с с некоторыми предыдущими ораторами. Евтушенко помнят. По крайней мере у нас в Сибири. И в наших школах на уроках литературы про него говорят. Не знаю как в остальной стране. Но у нас все иначе. Сибирь всегда держалась немного особняком (у нас даже губернатор от КПРФ, на которого выливают тонны грязи в СМИ). Но тут мы сами себе хозяева. И к литературе у нас соответствующее отношение. Евтушенко мог перевести тонны макулатуры, ради нескольких жемчужных строк. Каких? Вы все знаете. И уже только из-за этого он останется в литературной памяти. Так как строки содержат в себе колоссальный энергетический посыл и наставление будущим творцам. Не обязательно быть "идеальным гражданином" чтобы "вещать" и "молвить". Думаю, творчество отделимо от личности. |
Александр Щербаков | 3.04.17 12:48 |
Да-да, уважаемая Читательница, Вы правы. В том-то и дело, что во многих народах поэту достаточно быть талантливым и "успешным", а в нашем русском он должен быть не только талантливым, но и честным, совестливым. Как там у Рубцова: "До конца, до самого креста, Пусть душа останется чиста". Иначе "поэт в России, меньше, чем поэт". Насчёт же "о покойном или хорошо, или ничего" (сентенция едва ли народная) когда-то резонно ответил Бунин. Он "прохаживался" по кому-то из "покойных", ему собеседник, морщась, заметил:"Иван Алексеевич, ведь покойник!". На что Бунин бросил: "Покойник? Простите, что за чин?"
У нас и за гробом достанут: "и не уйдёшь ты от суда людского, как не уйдёшь от Божьего суда". |
Читательнца | 3.04.17 10:58 |
О мёртвых - либо хорошо, либо ничего, кроме правды, как и о живых. Увы, как видим, хамелеоном может быть и падший, и предавший свои же идеалы, и присосавшийся к имперской кормушке, и большой стихотворец.
Свою славу Евгений Александрович заработал при жизни. А в последние десятилетия потерял всякое понятие о человеческой чести в своей лицемерной позиции по отношению к Родине (которую, оказывается, любил!), в бесстыдных, по сути воровских вояжах по стране и патологической жажде наживы. Увы, Евтушенко блестяще дискредитировал собой истинное величие поэта как небесного посланника. А земля принимает всех, примет и его. |
Надежда | 3.04.17 10:43 |
Да, поэт эпохи - Оттепели. И, как сегодня ясно, насколько хватило его энергии, настолько и оттепели. А вот на вторую" оттепель"- эпоха 90 - поэтов уже не хватило. Тоже странный признак: или народ уже настолько обескровил. Или оттепелям понял цену. Я люблю его молодые стихи. А в остальном - Бог ему судья. Трудно остаться объективным при такой активной поддержке властями уже в молодые годы. Кто смог бы - бросьте камень. Надежда Мирошниченко |
Мих | 3.04.17 10:30 |
Вспоминаются строки Николая Глазкова о покойном:
" Всё хочет он казаться, А не быть." Да, талантливый был имитатор чувств. |
Екатерина Пионт | 3.04.17 10:20 |
Эта новость печальная оказалась оглушительной. Что-то прервалось в этом мире. "Идут белые снеги..." Человек противоречивый, сомневающийся, сомневающийся в себе до конца жизни. Дружба с Фиделем. И это его последнее интервью-исповедь... Разве этого мало нам, чтобы попробовать понять... Господи, упокой душу Евгения. Долгая память поэту. |
Валерий Хатюшин | 3.04.17 10:18 |
"Советский поэт", ставший антисоветским...
Великий, талантливый версификатор, но не более того. Порой изящно играл в стихи. Как всякий полукровка-приспособленец всегда держал нос по ветру, нутром чуя какому богу надо в данный момент служить. Русским поэтом, да еще с большой буквы, называть его нет никаких оснований. "Поэт в России, он - ПОЭТ, не больше и не меньше". |
Ксения Карелина | 3.04.17 10:14 |
Юрию Сербу Да, есть в Иркутске областная библиотека имени Молчанова-Сибирского. Огромное многоуровневое здание, с картой и указателями внутри (чуть ли не как в метро). В ней все оборудовано по последнему слову техники. В отличие от маленьких городских библиотек. Посмотрите в Интернете сайт библиотеки. |
Николай Кеженов | 3.04.17 10:06 |
Прочитал комментарий Анатолия Аврутина, где упоминается песня Евгения Евтушенко "Хотят ли русские войны?" и вспомнил, как в Смоленске не так давно у нас проходила одна из патриотических конференций с участием молодёжи. После её окончания ведущий - заслуженный ветеран- предложил всем спеть "Хотят ли русские войны?" И хотя песня исполнялась под фонограмму, все пели её дружно, с большим воодушевлением, словно Гимн...Такое не забывается!
Думается, даже одна эта песня перевешивает все "минусы" в творческой жизни поэта. Россия будет петь песни и читать стихи Евгения Евтушенко... |