Страница: 1 2 3 4 5  Все

Владимир Подлузский 8.12.17 16:03
Мне не очень нравится, что дискуссия идёт в жёстких рамках советской парадигмы, хотя на дворе 21 век и совершенно иной общественный строй. Несколько иной окрас ныне приобретает и сама гражданская поэзия. Особенно лучшие её образцы. Кстати, о них тут вспомнили - это стихотворения двух брянских родом поэтов - Николая Мельникова и Игоря Ляпина. "Поставьте памятник деревне" и "Очарованные мои" - истинные шедевры, которым жить в веках. Они обращены к русской натуре, национальному характеру. Такие стихи не зовут на баррикады, по ту сторону которых тот же русский народ. Только мыслящий несколько иначе. С иными лозунгами и чаяниями. Возможно, с другим уровнем достатка.
Хватит призывать идти брат на брата! Хотя напрямую о том в дискуссии и не говорится. Но привкус "вечной борьбы" ощущается. Разве в этом русская гражданственность?! Как раз Николай Мельников и Игорь Ляпин стараются собственный народ объединить. В первую очередь, против внешнего врага, агенты которого лукаво посматривают на нас с голубых экранов и глянцевых страниц сборников, провонявших явно не русским духом.
УКРЕПЛЕНИЕ ДУХА НАЦИИ! Вот, на мой взгляд, нынешний девиз гражданской поэзии. Всё остальное от лукавого. Если того слушать, всё опять пойдёт по дьявольскому революционному кругу. Неужто мы этого хотим?
Валерий Жуков 8.12.17 14:18
Николаю Денисову Кстово

Стихотворение Григория Блехмана:

"Я не жил в коммунальной квартире,
Но я жил в коммунальной семье,
Что была и добрее, и шире,
Чем пришедшая ныне извне.

Мы умели тогда свои песни
Петь без фальши и импортных фраз,
И мечтали, и строили вместе -
Всё, чему разучились сейчас...

А теперь мы в отдельных квартирах,
И давно нет в нас общей мечты,
Потому и от внешнего мира
Всё сильнее приток пустоты."
Александр Бобров 8.12.17 13:22
Посольку сначала дискуссия велась почти без цитат, а теперь пошли стихи-образцы сплошняком, я всё-таки собрался с силами и свободными минутами, написал критическую статью "Слабакам не по плечу!". И, готовясь её отослать в РП, вспомнил, как в ЦДЛ отмечали мы юбилей "Русского дома", и в комнате президиума, за рюмкой, о. Тихон (Шавкунов) вдруг признался Станиславу Куняеву, что со студенческих лет любит стихотворение:

Реставрировать церкви не надо –
пусть стоят как свидетели дней,
как вместилища тары и смрада
в наготе и в разрухе своей.
Пусть ветшают...
Батюшка уже реставрировал Сретенский монастырь, стал епископом, но понимал силу поэзии, ценил напряжённую мысль, пусть на практике её не разделял..
Читатель 8.12.17 11:28
Если уж Беличенко - то это:

* * *
Вот оно, Господи, позднее время мое!
Знала ли юность, что с нею случится такое?
Печка дымит, и тепла не идет от нее.
Сердце дурит. И товарища нет под рукою.

Время зимы, выдающей себя за весну,
снег января замесившей войною и грязью.
Время зеркал, затаивших свою кривизну,
чтоб человек привыкал к своему безобразью.

Время предателей. Время пролаз и подлиз,
деготь вранья услащающих ложкою меда.
Время деревьев, повернутых кронами вниз.
Время кротов, научающих птицу полету.

Время убийц, ощущаемых каждой спиной.
Время, когда, опустевшие души калеча,
сленг иноземный срастается с феней блатной,
чтоб мародерствовать в русской болеющей речи.

Старых знамен и орлов геральдический бред.
Странных законов почти несваримые брашна.
Время солдат, у которых Отечества нет.
Время наград, удостоиться коих страшно.

Время свободы, которой уже через край:
хлеба добудешь, а чести себе не алкаешь.
Не привыкай, — говорю себе, —
не привыкай! —
в этом и подлость, что ты ко всему привыкаешь.

Не привыкай, — я себе говорю, — удержи
совесть от сна и сознанье свое от распада.
Сядь за бумагу и правнуку письма пиши.
Голос твой слаб, но надсаживать горла не надо.

Только бы выстоять, только бы духом не пасть,
не разрешая себе ни навета, ни лести.
Шут с ней, другая — но только бы честная власть:
стерпится-слюбится, если женилка на месте.

Печка пошла. Продолжается день не спеша.
Падает снег, проходящему дню не мешая.
Слышится стон — приближается чья-то душа —
или — в полях электричка проходит к Можаю...
Виктор Кирюшин 8.12.17 11:07
ЮРИЙ БЕЛИЧЕНКО

* * *

Нам досталась такая страна,
что к душе прирастает, как кожа,
где кругами идут времена,
а иконы – на близких похожи.

Где от шутки не сразу смешно,
и не всякая слава сгодится.
Где достаток иметь не грешно,
а богатства – привыкли стыдиться.

И какой-то родительский свет
насыщает деревья и травы.
Но в пророках Отечества нет,
а спасатели вечно неправы.

Выйдешь ночью – большая луна
за леса свои зарева прячет.
У вокзала гулянка хмельна
под советскую музыку плачет.

Задевая за кроны дерев,
ходят звёзды по вечному кругу.
И какой-то печальный припев
добавляется к каждому звуку.

И глядишь, как с осенних дубрав
прилетает листва золотая.
И стоишь, как последний дурак,
непонятные слёзы глотая...
Александр Можаев 8.12.17 10:39
НИКОЛАЮ ДЕНИСОВУ В 1992 году Игорь Ляпин написал гениальное стихотворение, в котором за многие годы вперёд предвидел судьбу нынешней Украине. Это и есть пример гражданской поэзии. ОЧАРОВАННЫЕ МОИ

И под Харьковым, и под Жмеринкой,
И в херсонской степи седой,
Очарованные Америкой,
Вы стоите ко мне спиной.

Вы стоите с обманом под руку,
За добро принимая зло.
Дружба – побоку, братство –
Побоку… Заколдобило. Занесло.

Всё вам видится даль просторная,
Всё мерещится, что сейчас
Та страна, за бугром которая,
В омут бросится ради вас.

Я в обиде стою и горечи:
Соблазнились… И на тебе –
Отвернулись! Уже не родичи –
Ни по крови, ни по судьбе…

Вы из этого мрака выйдете,
Будет ясным, как в Храме, свет,
И побачитэ, и увидите,
Кто навеял вам этот бред.

Но и горько ещё поплачете
Над развалом большой семьи.
Вот увидите, ось побачитэ,
Очарованные мои!

1992
Мария Якушева 8.12.17 10:20
Николай, а давайте!
И раз уж здесь все такие богомольные, то начнем с молитвы.

Николай Зиновьев
МОЛИТВА
Прошу ни славы, ни утех,
Прошу Тебя, скорбя за брата,
Спаси мою страну от тех,
Кто распинал Тебя когда-то.

Христос, они твои враги!
Они рабы Тельца Златого, –
Ты знаешь Сам, так помоги,
Ведь Твоего довольно слова...
Николай Денисов Кстово 7.12.17 20:00
В этой интереснейшей теме о состоянии гражданской поэзии в современной России на сегодня - около двадцати участников.

Чтобы не скатываться в глубины истории и не погрязнуть там, чтобы не спорить беспредметно о чем-то неназываемом-высоком, давайте каждый приведем здесь по одному самому лучшему гражданскому стиху, созданному после 1990 года. И обсудим их.

Мне вспоминаются гражданские стихи Юнны Мориц в Литературке, Стихи Владимира Бушина на сайте РосПисатель, стих "Поставьте памятник деревне" Николая Мельникова.

Сергей Абрамов 7.12.17 18:46
Людмиле Владимировой:
" Не поняла, что хотел сказать Сергей Абрамов, приведя строки Николая Языкова."
Людмила, простите, что не имел возможности сразу ответить.
Но Вы, пожалуй сами ответили на свой вопрос, приведя подборки стихов Николая Языкова. Вот подсказка: "Поэт молится своими стихами" (И.Ильин)
Александр Можаев 7.12.17 18:37
ДВОРЦОВУ. А тут уж вы, Василий Владимирович не правы. Война на Донбассе, не просто война в нашем Отечестве, а именно Отечественная. Когда наши деды уничтожали бандеровскую сволочь никто тогда даже не мог помыслить, что это "братоубийство". И пример Маяковского и Туроверова здесь неудачен.
Людмила Владимирова 7.12.17 18:02
Открою «секрет» и попрошу прощения, приведя полностью стихи Николая Языкова, из которых «непонятные» строчки. Признаться, ждала ответа Сергея Абрамова.

Стихи Землетрясение считаются вершиной творчества Николая Михайловича, заметьте: «поэта разгула и свободы», в 1844-м (время написания) уже мучительно умиравшего в своем родовом имении. В имении, принимавшем А.С. Хомякова, братьев Киреевских, декабриста В.П. Ивашева, поэта-гусара, партизана Д.В. Давыдова и дважды – А.С. Пушкина!

Кстати, родовое имение – село Языково-Богородское – в Симбирской губернии, как и мой Буинск. Но он сегодня – в Татарстане, в отличие от посёлка Языково Карсунского района Ульяновской области...

Пишут: «В основу стихотворения было положено средневековое византийское предание о происхождении молитвы "Святый Боже, святый крепкий, святый бессмертный": о мальчике, взятом на небо во время страшного землетрясения в Константинополе, где он услышал ангелов, научивших его новой молитве; когда все повторили эту молитву, землетрясение стихло».

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

Всевышний граду Константина
Землетрясенье посылал,
И геллеспонтская пучина,
И берег с грудой гор и скал
Дрожали, – и царей палаты,
И храм, и цирк, и гипподром,
И стен градских верхи зубчаты,
И все поморие кругом.

По всей пространной Византии,
В отверстых храмах, богу сил
Обильно пелися литии,
И дым молитвенных кадил
Клубился; люди, страхом полны,
Текли перед Христов алтарь:
Сенат, синклит, народа волны
И сам благочестивый царь.

Вотще. Их вопли и моленья
Господь во гневе отвергал.
И гул и гром землетрясенья
Не умолкал, не умолкал!
Тогда невидимая сила
С небес на землю низошла
И быстро отрока схватила
И выше облак унесла.

И внял он горнему глаголу
Небесных ликов: свят, свят, свят!
И песню ту принес он долу,
Священным трепетом объят.
И церковь те слова святыя
В свою молитву приняла,
И той молитвой Византия
Себя от гибели спасла.

Так ты, поэт, в годину страха
И колебания земли
Носись душой превыше праха,
И ликам ангельским внемли,
И приноси дрожащим людям
Молитвы с горней вышины,
Да в сердце примем их и будем
Мы нашей верой спасены.

И, простите, Николай Иванович, но я соглашусь с мнением В. Кирюшина, И. Смирнова, В. Дворцова. 20 лет я вела Литгостиную в ОДУ и, поверьте, на наших вечерах звучало немало стихов гражданской лирики. В том числе, и, м.б., прежде всего, – моих. И была благодарная поддержка аудитории, и были дружеские опасения, предупреждения. Было многое... И угрозы по телефону, и – действия... Но не было (и – нет) внимания, поддержки, помощи от тех, кто мог их оказать, не было, тем паче, – пресловутого пиара.
А – главное, наверное, сдерживало: собственное строгое отношение к своим «творениям», именно с точки зрения мастерства, художественности.

Впрочем, желающим ещё раз предлагаю познакомиться: см. подборку (декабрь 2012) «К 90-летию моей Родины – Союза Советских Социалистических республик» (https://clck.ru/CGHM7).

А ещё - чтобы верно судить, надо ЖИТЬ БОК О БОК с людьми разных взглядов (взбаламученных, как и ты, временем, событиями, лавиной противоречивой, в т.ч. и лживой, информации и пр.), с людьми разных национальностей, верований и пр. Видеть, чувствовать их искренность в боли и надеждах, в вере и любви к СВОЕМУ, кровному. Я убеждена: не умеющий этого - не любит, НЕ МОЖЕТ любить СВОЕГО; может только рисоваться, представляться, как говорят дети. А ОБЩЕЕ у нас ВСЕХ отняли. Мы позволили, так и поделом, наверное?.. И посейчас – у многих ли по-настоящему болит наша жизнь? Скажете, у вас – не легче? Нет, легче, и - намного! И не дай вам Бог нашей...

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Мария Якушева 7.12.17 16:15
Ура! Наконец-то стало прилично думать и говорить "МОЯ ХАТА С КРАЮ"!
Дворцов 7.12.17 15:52
Николай Иванович! Второй неверный отсыл.
Война на Донбассе - не Отечественная. Она в Отечестве. Это страшная, отвратительная, язва нашей великой русской истории. Сегодня, почте через столетие братоубийства, вы можете позволить себе, с точки зрения своего воспитания и убеждений, порассуждать о гражданской поэзии и «красного» Маяковского, и «белого» Туроверова. И миротворца Волошина. И расставить их по вашим мировоззренческим полочкам – кто из них «чудовищен», а кто ...
И про «сочувствие№ не спешите рубить, не подставляйтесь, пожалуйста.
Игорь Смирнов 7.12.17 14:37
Николай Иванович, вы написали: "Пока наши и украинские поэты страшились и страшатся "перейти незримую грань", всю Украину и даже Россию облетело стихотворение Анастасии Дмитрук "Никогда мы не будем братьями..."
Но будет справедливее, если сказать, что не все поэты "страшились", но написанными ими строками наши СМИ пренебрегли, а стихотворение Дмитрук растиражировали все.
Беда современной русской литературы в том, что каждый здесь ценит и любит только себя, в том, что нет общей публичной радости за наиболее удачное стихотворение коллеги как за победу в общем деле.
Даже на круглом столе не было названо ни имен, ни достойных внимания произведений.
Виктор Кирюшин 7.12.17 14:34
Ну уж тут ты не прав, Николай Иванович. Конфликт на Украине выявил целый ряд прекрасных поэтов как в Донбассе, так и в России. Появились целые сборники ярких произведений, о которых писал в том числе и сайт "РП". Я ведь о другом, о распрях внутри страны. Мы и на нашем веку слышали призывы, в том числе поэтические, "раздавить гадину", в тридцатые годы многие талантливые поэты призывали уничтожать врагов народа, кулаков и т.д. Были ли они теплохладными?
Когда заканчивается внутренняя распря, всегда почему-то оказывается, что правые были не очень правы, а виноватые - не во всём виноваты. Что касается строки "А в это время чёрный кто-то лишь ухмыляется из тьмы", то это о враге рода человеческого, о дьяволе.
Николай Дорошенко 7.12.17 13:51
Виктору Кирюшину:
Но ведь сказано же в стихотворении:

А в это время чёрный кто-то
Лишь ухмыляется из тьмы.

Опыт киевского майдана показал, что когда поэты молчат, то люди оказываются во власти того, кто им хотя бы "ухмыляется из тьмы".
Страшно говорить об этом, но когда все кругом мертвы, когда никому ты не нужен, то даже и к ухмылке врага потянешься, потому что у него хотя бы ухмылка живая.
За примерами далеко ходить не буду. Пока наши и украинские поэты страшились и страшатся "перейти незримую грань", всю Украину и даже Россию облетело стихотворение Анастасии Дмитрук "Никогда мы не будем братьями..."
Сердцами владеет тот, кто их "жжет глаголом", а не тот, кто "не холоден и не горяч, а тепел".
Николай Дорошенко 7.12.17 13:26
Я не стал комментировать вот эту мысль Василия Дворцова:

"...вхождение поэзии в гражданственность происходит через отказ автора от личного страдания для сострадания. Только так: ИЗ СТРАДАНИЯ В СОСТРАДАНИЕ. Сострадание - это же Вторая заповедь "Возлюби ближнего своего как самого себя", исполнение которой самое сильное испытание современности. Эгоизм, эготизм, эгоцентризм всюду и во всех. И потому когда поэт кричит о том. как ему больно - это модно, это сегодня всем так близко. Только взрослым людям стоит уже отличать вдохновенность от экзальтации".

Мысль эта сама по себе ужасна (другого слова не подберу).
Да, действительно, тот, кто имеет опыт страдания, может скорее проявить сострадание к страдающему человеку "как к самому себе".
Но почему "эгоистом" и "эгоцентристом" является тот, кто "кричит" о собственной боли, а не о чужой? Он что - сидит в засаде и может криком своим выдать врагу месторасположение своих пока еще не раненых товарищей?
Я понимаю, что тот, кто "кричит" о боли чужой, это уж совсем замечательный человек.
Но когда я читаю о боли и у меня появляется сострадание к болящему, то я не смотрю, кто автор - болящий или сострадающий. В литературе прав тот, кто к факту человеческого страдания вызвал у читателя более деятельное сострадание.
Виктор Кирюшин 7.12.17 13:17
Николаю Дорошенко.
В части защиты Родины от внешнего врага, высказанные мысли бесспорны. А если речь идёт о внутренней смуте? Чтобы не растекаться мыслью по древу, рискну по этому поводу привести собственное стихотворение.
***
В краю истерзанном и голом,
Где в полдень не видать ни зги,
Поэт, не жги сердца глаголом,
Во имя Господа, не жги!

Не прейди незримой грани,
Святой взыскуя правоты;
Ты видел сам: на поле брани
Лишь ядовитые цветы.

Творится адова работа,
Кипят незрелые умы,
А в это время чёрный кто-то
Лишь ухмыляется из тьмы.
Николай Дорошенко 7.12.17 12:37
Василию Дворцову

Василий Владимирович, отвергаемая вами "боль" - это созданная в нас Творцом сигнальная система, призванная в нас же пробуждать сострадание. Если у кого-то из наших ближних что-то болит, а поэт не "жжет сердца людей" озвучиванием этой боли, то место поэта займет "жгущий сердца людей" извозчик. И читатель станет доверять извозчикам больше, чем поэтам.
Опять же, можно уличить и Рублева в пренебрежении любовью и состраданием, поскольку его "Спас в силах" - это скорее воин и защитник, чем сестра милосердия. Но ведь и евангельский Христос - это не только любовь, а и меч.
У Честертона есть суждение о том, что мы всего лишь в чем-то подобны Творцу, но не полная его копия. Поэтому для одних из нас сподручнее подставлять щеку, для других - держать в руке меч. А все мы вместе оказываемся более подобны Богу, чем каждый в своей личностной "правоте".
Мне иногда кажется, что наша страна победила во второй мировой войне только потому, что самой запоминающейся песней, рожденной в этой войне, оказалась вот эта:

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, -
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Усомнился бы наш народ в том, что "ярость" может быть "благородной", и - кто вместо него победил бы врага рода человеческого?
Может быть, лишь на войне ничего не бывает понарошку и каждая красиво причесанная правота испытывается вот эти простым вопросом: "А если бы ты вез патроны?"
Андрей Бениаминов 7.12.17 11:55
На Псковском Литературном портале одним из авторов было размещено стихотворение, а точнее -текст песни, переполненный гражданским пафосом, высокими фразами... Были там и такие слова:

"Снова Русь в опасности! Сегодня — наш черёд
доказать любовь свою к Отечеству!
…Делом доказать любовь к Отечеству!
…Кровью доказать любовь к Отечеству!
…Жизнью доказать любовь к Отечеству!"

Что это? Та самая "лозунгово-митинговая" любовь поэта к Родине, о которой говорит Диана Кан, или, всё-таки, его внутреннее убеждение?
Ответ на этот вопрос я узнал буквально на следующий день после публикации стихотворения на сайте:
Автор - Вадим Негатуров разместил "Марш Куликова поля" на Псковском литературном портале 28 апреля 2014 года.
На сайте премодерация. Конец апреля у меня выдался очеь плотным, поэтому публикация была одобрена только в ночь с 1 на 2 мая...
А вечером 2 мая поэт Вадим Негатуров скончался в одесской больнице от ожогов и отравления неизвестным газом, полученными в Доме профсоюзов.

"…Делом доказать любовь к Отечеству!
…Кровью доказать любовь к Отечеству!
…Жизнью доказать любовь к Отечеству!"

http://pskovpisatel.ru/погиб-поэт-вадим-негатуров/


 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА