Страница: 1 2 3 4 5  Все

Дворцов 7.12.17 10:27
Николай Иванович, утро вечера мудренее: вхождение поэзии в гражданственность происходит через отказ автора от личного страдания для сострадания. Только так: ИЗ СТРАДАНИЯ В СОСТРАДАНИЕ. Сострадание - это же Вторая заповедь "Возлюби ближнего своего как самого себя", исполнение которой самое сильное испытание современности. Эгоизм, эготизм, эгоцентризм всюду и во всех. И потому когда поэт кричит о том. как ему больно - это модно, это сегодня всем так близко. Только взрослым людям стоит уже отличать вдохновенность от экзальтации.
Мария Якушева 7.12.17 10:14
Да потому что больно смотреть, что эта "дама в тюрбане" сотворила с поэтом, когда-то составлявшим гордость русской литературы. Поэт, слово которого воспламеняло сердца, теперь пишет: "Лиловый дым от папироски /Расскажет больше обо мне" и выставляет в ФБ свои фотки в блестящих пиджаках и клетчатых рубашках.
Виктор 7.12.17 09:36
Марии Якушевой. Никто не мешает Светлане Анатольевне Сырневой высказаться, если она сама того желает. Я, кстати, обращался ко многим поэтам и критикам, но далеко не все они согласились поделиться своими размышлениями на эту тему, что тоже повод задуматься. И по поводу "мещанки Кан"... Грустно, что даже в профессиональные наши разговоры обязательно вносится нота нетерпимости, желание задеть или оскорбить оппонента. А тема весьма непростая и поговорить есть о чём...
Мария Якушева 7.12.17 09:06
Людмиле Владимировой
Вы пишете: "Не поняла, что хотел сказать Сергей Абрамов, приведя строки Николая Языкова".
И эти ваши слова, и приведенное стихотворение говорит больше, чем любой развернутый комментарий.
На самом деле появилось целое племя святош, использующих риторику верующих с целью заткнуть рот протесту.
А ведь искусство в России никогда не отворачивалось от общественных явлений. И это происходило только от неравнодушия к чужой беде.

Как сказала Светлана Сырнева:
Это наш, это русский секрет
И цена его не называется.

Вообще-то удивительно,что в дискуссии по такому важному вопросу попросили высказаться мещанку Кан и не предоставили слово Светлане Сырневой - талантливому и - что редкость - умному поэту.

Кстати предыдущий комментрий - мой.
Дворцову 7.12.17 08:40
Лучше уж писать плохие гражданские стихи, чем плохие иконы.
Первое - поправимо, второе - наказуемо
Людмила Владимирова 7.12.17 02:17

Не поняла, что хотел сказать Сергей Абрамов, приведя строки Николая Языкова.
А у поэта – немало военных, гражданских стихов, чего стоят, к примеру, строки стихов Услад, Моя Родина, Из послания Д.В. Давыдову («Жизни баловень счастливый...»), «Элегия («О, деньги, деньги...») Близкий к славянофилам, друг А.С. Пушкина, он не мог игнорировать гражданские мотивы и очень неплохо их соединял с другими – любви, пейзажной лирики. К примеру хотя бы возьмите стихи Тригорское, или – из Услада (песен Бояна):

Но кто, певец, любви не воспевал?
Какой баян, плененный красотою,
Мечты бойца с прекрасною мечтою
О родине и милой не сливал?

Двойной огонь в душе певца младого,
Когда поет он деву и войну, –
Так две струи Дуная голубого
Блестят живей, сливаяся в одну.

А каковы строки стихов К не нашим, а?!. Право, сегодня нелишне их знать!

К НЕ НАШИМ

О вы, которые хотите
Преобразить, испортить нас
И онемечить Русь, внемлите
Простосердечный мой возглас!
Кто б ни был ты, одноплеменник
И брат мой: жалкий ли старик,
Её торжественный изменник,
Её надменный клеветник;
Иль ты, сладкоречивый книжник,
Оракул юношей-невежд,
Ты, легкомысленный сподвижник
Беспутных мыслей и надежд;
И ты, невинный и любезный,
Поклонник тёмных книг и слов,
Восприниматель достослезный
Чужих суждений и грехов;
Вы, люд заносчивый и дерзкой,
Вы, опрометчивый оплот
Ученья школы богомерзкой,
Вы все – не русский вы народ!

Не любо вам святое дело
И слава нашей старины;
В вас не живёт, в вас помертвело
Родное чувство. Вы полны
Не той высокой и прекрасной
Любовью к родине, не тот
Огонь чистейший, пламень ясный
Вас поднимает; в вас живёт
Любовь не к истине, не к благу!
Народный глас – он Божий глас, –
Не он рождает в вас отвагу:
Он чужд, он странен, дик для вас.
Вам наши лучшие преданья
Смешно, бессмысленно звучат;
Могучих прадедов деянья
Вам ничего не говорят;
Их презирает гордость ваша.
Святыня древнего Кремля,
Надежда, сила, крепость наша –
Ничто вам! Русская земля
От вас не примет просвещенья,
Вы страшны ей: вы влюблены
В свои предательские мненья
И святотатственные сны!
Хулой и лестию своею
Не вам её преобразить,
Вы, не умеющие с нею
Ни жить, ни петь, ни говорить!
Умолкнет ваша злость пустая,
Замрёт неверный ваш язык:
Крепка, надёжна Русь святая,
И русский Бог ещё велик!

6 декабря 1844

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Дворцов 7.12.17 00:26
Николай Иванович, всё так, но не так. Это тема-боль времени принимает "лайки" и "просмотры". Поэзия, настоящая поэзия .... "Пророк" Пушкина - это не "гражданское"? Я к тому, что невозможна ли поэзия без любви, вообще, что за сила творит стихи? Как и что можно писать без любви - к человеку, к родине и Родине? Творчество гнева? Но в указанных вами подборках не гнев даже, а ненависть. К сожалению, боль не та сила, страдание энергия не той природы, чтобы кипящие яростью стихи преодолели время.
Думаю, поэзия сострадания матерям и детям Новороссии впереди.
Николай Дорошенко 6.12.17 23:26
Гражданская поэзия сегодня - самая востребованная читателем.
Например, опубликованное нами в "Живом слове" стихотворение Андрея Лукина из села Шушенское Красноярского края "Я ватник, я потомственный совок" мы выставили в Яндекс-Дзен, где у "Российского писателя" есть своя страница. (https://clck.ru/CG4VQ) За короткий период стихотворение набрало 4, 5 тыс. лайков и 41 тыс. просмотров.
Это во много раз больше, чем у самых острых статей на актуальнейшие темы.
К слову сказать пару лет назад у нас были опубликованы стихи поэта из Донецка Елены Лаврентьевой (http://www.rospisatel.ru/lavrentjeva.htm). И до сих пор ее страница на нашем сайте - практически ежедневно входит в десятку самых читаемых.
Алик Зандер 6.12.17 22:40
Гражданин поэт сегодня находится в очень тяжёлой ситуации. Потому что он должен быть честным. А это трудно и опасно. Ведь нужно говорить правду. Она весьма тяжёлая, некрасивая. Даже позорная. Если он начнёт поэтически интерпретировать правду о современной России, то станет изгоем. Его возненавидят патриоты и начальство.
Современная патриотическая поэзия демагогична, патетична, слезлива и глупа - изобилует общими местами и пустой болтовнёй.
Нужно сначала обрести человеческое достоинство и перестать врать.
Сергей Абрамов 6.12.17 21:03
У Николая Языкова есть замечательные строчки:

Так ты, поэт, в годину страха и колебания земли
Носись душой превыше праха, и ликам ангельским внемли;
И приноси дрожащим людям молитвы с горней вышины.
Да в сердце примем их и будем мы нашей верой спасены.

ИГОРЬ 6.12.17 19:03
Спасибо Людмиле Борисовне Владимировой и Марине Шамсутдиновой за умно, душевно, художественно, поэтично высказанную позицию на заданную тему.
С уважением, Игорь Пряхин
Сергей Боровский 6.12.17 18:18
Андрею Смолину

Под солнцем собственного слова
Кругом мерещится застой.
Век двадцать первый - век Гульнёва,
И, безусловно, Золотой!
Андрей Смолин 6.12.17 16:48
Два важных момента. Гражданская поэзия равноправна с любой лирикой. Полная чушь, если кто-то собирается её низводить до передовицы. Другое дело, что мало теперь публикуется такой поэзии (наверное, и пишется). И тут ситуация очень простая: критиковать можно до бесконечности, а вот предложить новый взгляд на ситуацию и современную проекцию развития страны и общества может только сильный поэт с хорошей философской подготовкой. Вот таковых не вижу.
Николай Алешков 6.12.17 16:33
"Я помню чудное мгновенье" и "Клеветникам России" написал один и тот же поэт. Не грех оглядываться на него, если ты живёшь в России. И спорить тут больше не о чем.
Наталья Рахматуллаева 6.12.17 15:03
"... И остаётся (даже при полном тематическом соответствии) вопрос к содержанию: гражданственно ли произведение? Поскольку – в рамках использования поэтической формы для непоэтического содержания – оно может быть банально, глумливо, провокационно… Спасибо автору Н.А.Ягодинцевой. Я перечитала статью и поняла, что остаётся лишь пожалеть талантливых творческих людей, у которых нет чётко выраженной той самой ВАТЕРЛИНИИ, которая указывает на какой глубине находится или должен находиться КОРАБЛЬ с название " современная ЛИТЕРАТУРА"!!!Вот так. Точка.
Владимир Подлузский 6.12.17 14:03
Лет двадцать назад "Литературная газета" напечатала целую полосу, посвящённую Некрасову. В ней автор пытался доказать, что Николай Алексеевич никакой не поэт. Причина - слишком ...гражданственный. Написал, видимо, чтобы насолить довольно многочисленному племени ещё живых просоветских поэтов. По-моему, с тех пор многие гражданскую поэзию стараются выдать за второсортную, как Золушку современной литературы. Вроде как и за лирику перестают её считать. При том, что такая поэзия становится всё более яркой и образной, душевной и волнующей. Религиозной. Есть блестящие находки, шедевры, даже эпохальные полотна. Всё это ждёт своих исследователей. Беда же в том, что сейчас поэзия в силу слабости и малотиражности литературных газет и журналов напоминает лоскутное одеяло. Как и критика, ласково поглаживающая в своём журнальчике каждый близкий ей лоскуток. Часто того не заслуживающий. Даже в среднерусской полосе, что ни область, свой колер и материал. Свои стандарты. Я уж не говорю о Севере и Урале. Москва и Питер особый разговор. Там по прежнему разные школы. Ничего плохого тут, конечно, нет. Нужна лишь "швея", которая соединит лоскуты в сказочный державный ковёр русского современного духа. Пытаются это сделать
некоторые журналы и газеты. Часто неудачно и достаточно предвзято. Изображение получается как в запотевшем зеркале. Что и портит общую картину. Отсюда и губернские дежурные размышления в данной публикации. И немногочисленные отклики по той же причине.
Нужна организованная группа честных, смелых, а гланое талантливых критиков, которая объяснит истинный уровень сегодняшней русской поэзии. Действительно, очень гражданской и в то же время весьма лиричной. Как раз в эти годы происходит смена поэтических поколений. Самое время на разломе увидеть все частицы "радиоактивных" процессов, кристаллизующих новые тяжёлые элементы отечественной словесности.
Дворцов 6.12.17 13:53
Оскудение гражданской лирики - производное затянувшегося застоя мужской поэзии. В отношениях мужчин и женщин равно-правие победило разно-ответственность. Эй, герои-богатыри? Первопроходцы, защитники и созидатели... Спим?
Игорь Смирнов 6.12.17 11:01
Заявленная тема, на мой взгляд, предполагала выявить общую тенденцию в гражданской поэзии. Уходит эта тема на обочину или, наоборот, доминирует. Востребована она в СМИ или не востребована. В каких именах она наиболее ярко проявляется. Что находится сегодня в её поле зрения: нищета сограждан, их ртлученность от государства, беззаконие во власти, унижения нашего Отечества со стороны США и их сателитов или что-то иное.
О том, что наличие гражданского чувства не может быть оправданием отсустствию таланта, и что у поэта, как и каждого нормального человека, душа должна сопереживать и первому утреннему лучу, и бомжу, для которого мусорный контейнер стал зоной выживания, мы и сами догадываемся.
А главное - нет у участников круглого стола ссылок на наиболее значимые произведения своих коллег. При всем том, что популярность достойных внимания стихотворений и их авторов зависит от частоты их упоминаний и ссылок на них.
Нужели современные поэты друг другу так неинтересны, что у них даже и разговор о современной поэзии получается беспредметным, скорее о себе, чем о самой поэзии?
Людмила Владимирова 6.12.17 02:11

ОЧЕНЬ близкая тема. Позволю себе не давать никаких оценок текстам, отдельным фразам и выводам уважаемых поэтов и литературоведов, уже высказавшихся по весьма, на мой взгляд, актуальной теме. Посмею обратить внимание на свою публикацию от 8 октября 2014 года на сайте Русский мир. Украина: «В дни Революции быть Человеком, а не Гражданином» – ?.. (http://russmir.info/kul/5895-v-dni-revolyucii-byt-chelovekom-a-ne-grazhdaninom-.html )

Она не планировалась мною, и я испытала немалое смущение, т.к. дала ее сайту РМ.У из-за, казалось, отказа публикации в комментариях к небольшой заметке в блоге Александра Зрячкина в Литературной газете от 29 августа о только что выпущенной книге о ВАДИМЕ НЕГАТУРОВЕ. Заметка привлекла внимание отдельных лиц, со многими положениями комментариев которых, в частности, о ГРАЖДАНСКОЙ ЛИРИКЕ, мне было трудно согласиться. Пришлось включиться в разговор. Но «нет худа без добра». Лента комментариев (с небольшой «драчкой») в блоге ЛГ сегодня удалена, а статья в РМ.У – доступна.

Позволю несколько положений из неё, обращаясь, как и 3 года т.н. НЕ к тем, кому «после прочтения гражданской поэзии хочется голову кому-нибудь размозжить». НЕ к тем, кто, начитавшись иных современных, не имеющих НИКАКОГО ПРАВА называть себя поэтами, демагогически ополчается на ГРАЖДАНСКУЮ ЛИРИКУ вообще, не понимая, что же такое – ОНА. НЕ к тем, кто призывает – куда как легче! – «в годину горя / Красу долин, небес и моря / И ласку милой воспевать». Это Некрасову, было – «еще стыдней»...

«А может, всё – проще, – предположила я, – у них-то никакого горя и нет, напротив?..» И писала:

«Гражданская лирика отражает гражданскую позицию автора, она – о любви к Родине, о жизни и той ответственности, которую каждый несет за происходящее в стране.
Поэт, отражающий в своих произведениях злободневные темы современности, по праву может считаться носителем духа эпохи. Именно такими поэтами были Державин, Пушкин, Рылеев, декабристы, Лермонтов, Некрасов, Блок, Маяковский, Есенин, Волошин, Ахматова, Цветаева и мн. др.
Я уже не говорю о т.н. "славянофилах". А неплохо бы почитать сегодня хотя бы А.С. Хомякова, его актуальные стихи: России, Раскаявшейся России, Киев и др.
Это и – бесчисленное множество поэтов Великой Отечественной войны. К какому жанру мы отнесем стихи В. Лебедева-Кумача Cвященная война ("Вставай, страна огромная!.. "), К. Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…", блокадные стихи О. Берггольц?
Остановлю себя, т.к., поистине, можно "утонуть". Также, как и в море настоящих – не агиток! – гражданских стихов советских поэтов. Многих песен на эти стихи – не "на тексты"!
В недавнем прошлом и сегодня – это многие стихи Николая Рубцова, Игоря Ляпина, Татьяны Глушковой, Юрия Кузнецова, Станислава Куняева, Николая Зиновьева, Александра Люлина, Юрия Лощица, Тимура Зульфикарова, Марины Струковой и мн., мн. др.

И нет НИ ОДНОГО русского поэта, кто не обращался бы к гражданской лирике, не писал бы об Отечестве, особенно в его, Отечества, "минуты жизни трудные". Боль Родины была его болью.
И тысячу раз прав Вадим Кожинов, сказав, что именно "социально-исторические события" способны вызвать в душах ПРИЗВАННЫХ "потрясение, высвобождающее мощную поэтическую энергию". Которая проявится не только в стихах гражданской лирики.

Марина Цветаева, как известно, не приняла Октябрьской революции, но утверждала:
"НИ ОДНОГО крупного русского поэта современности, у которого после Революции не дрогнул и не вырос голос, – нет".
"Быть современником – творить свое время, а не отражать его. Да, отражать его, но не как зеркало, а как щит. Быть современником – творить свое время, то есть с девятью десятыми в нем сражаться, как сражаешься с девятью десятыми первого черновика. Со щей снимают накипь, а с кипящего котла времени – нет? "
"Не потому сейчас нет Данте, Ариоста, Гёте, что дар словесный меньше, – нет: есть мастера слова – большие. Но те были мастера дела, те жили свою жизнь, а эти жизнью сделали писание стихов. Оттого ТАК – над всеми – Блок. Больше, чем поэт: человек" (выделено автором – Л.В.)

Казалось бы, "чистый лирик" – Афанасий Фет. Но он, сказав: "Мы все – поэты, истинные поэты в той мере, в какой мы истинные люди", а "Самый вылощенный стих, выливающийся под пером стихотворца – не поэта, <…> не выдерживает и отдаленного сравнения с самым, на первый взгляд, неуклюжим стихом истинного поэта", в своих стихах Москва (1843) писал:

…О, пусть тебя поносит исступленье!
Ломитесь башни, рухайтесь палаты!
То русский феникс, пламенем объятый,
Горит векам… Но близко искупленье;
Уже под клик и общие восторги
Копье побед поднял святой Георгий!

Напомню и Генриха Гейне:

"Когда мир расколот пополам, трещина проходит через сердце поэта"; "Мир расколот надвое. Так как сердце поэта есть центр мира, то и оно растерзано надвое; кто хвалится тем, что у него цельное сердце, у того прозаическое, закоулочное сердце".

Закоулочному сердцу, конечно, чужда ИСТИННАЯ гражданская лирика.

Навскидку: перечень стихов, несомненно, на мой взгляд, принадлежащих к этому "жанру" (в кавычках, т.к. мутит от "литературоведческой вивисекции").

А. ПУШКИН: Клеветникам России; Бородинская годовщина и мн. др. (в т.ч. Вольность, Деревня, Стансы, К Чаадаеву, "Во глубине сибирских руд…", Узник ("Сижу за решеткой в темнице сырой…"), эпиграммы; самое! – Борис Годунов, Медный всадник, Езерский...

М. ЛЕРМОНТОВ: Смерть поэта ("Погиб поэт…"), Родина ("Люблю отчизну я, но странною любовью!.. "), Жалобы турка ("Ты знал ли дикий край, под знойными лучами…"), Монолог ("Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете…"), Предсказание ("Настанет год, России черный год…"), Узник ("Отворите мне темницу…"), Бородино, Дума ("Печально я гляжу на наше поколенье!.. "), и др. Согласна с теми, кто и Парус, и Мцыри причисляют к гражданской лирике.

Ф. ТЮТЧЕВ: "Эти бедные селенья…", Два единства, Олегов щит, К Ганке ("Вековать ли нам в разлуке?.. "), Пророчество ("Не гул молвы прошел в народе…"), "Теперь тебе не до стихов…", "Ты долго ль будешь за туманом…", Славянам (оба), "Великий день Кирилловой кончины…", "Вы не родились поляком…" и мн. др. В т.ч. и такие маленькие, но насколько же ёмкие! – Знамя и Слово, "Напрасный труд – нет, их не вразумишь…", или – даю целиком – "Куда сомнителен мне твой, / Святая Русь, прогресс житейский! / Была крестьянской ты избой – / Теперь ты сделалась лакейской". Над тем, что "Умом Россию не понять…", сколько же "закоулочных" наизгалялось!..

А. БЛОК: за редким исключением весь цикл Родина, особо: На поле Куликовом, Россия ("Опять, как в годы золотые…"), "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?.. ", На железной дороге ("Под насыпью, во рву некошенном…"), "Грешить бесстыдно, непробудно…", "Петроградское небо мутилось дождём…", "Я не предал белое знамя…", "Рождённые в года глухие…", Коршун (с вечными вопросами "Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить? "), цикл Город (в частности: Последний день, Сытые ("Они давно меня томили…"), Повесть ("В окнах, занавешенных сетью мокрой пыли…"), Невидимка ("Веселье в ночном кабаке... ") и Незнакомка ("По вечерам над ресторанами…"), В октябре ("Открыл окно. Какая хмурая / Столица в октябре!.. "), многие стихи из цикла Страшный мир (в т.ч. Унижения – о, эти возрождаемые бордели! И его давний крик: "Разве ТАК суждено меж людьми?.. "), Пляски смерти, в т.ч.: "Ночь, улица, фонарь, аптека…", "Вновь богатый зол и рад, / Вновь унижен бедный…", Голос из хора ("Как часто плачем – вы и я – / Над жалкой жизнию своей!.. ") и мн. др. Наконец – Скифы, поэмы Двенадцать, Возмездие!

М. ВОЛОШИН: Святая Русь ("Суздаль да Москва не для тебя ли…"), Брестский мир ("С Россией кончено…"), Гражданская война ("Одни восстали из подполий…"), На дне преисподней ("С каждым днем всё диче и всё глуше…"), Из бездны ("Полночные вздулись воды…"), Россия ("С Руси тянуло выстуженным ветром…"), Европа ("Держа в руке живой и влажный шар…"), Русь гулящая ("В деревнях погорелых и страшных…"), Китеж ("Вся Русь – костер. Неугасимый пламень…"), Заклинание ("Из крови, пролитой в боях…"), Неопалимая Купина ("Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?.. ") и мн., мн др.

А. АХМАТОВА: Июль 1914 (диптих), "Мне голос был…" и более полная редакция: "Когда в тоске самоубийства…" с двумя строфами до и пятью после широко известных трёх; "Не с теми я, кто бросил землю... ", Северные элегии (особенно первая "Россия Достоевского. Луна…"), Молитва ("Дай мне горькие годы недуга…"), Клятва ("И та, что сегодня прощается с милым…"), Мужество ("Мы знаем, что ныне лежит на весах…"), вообще – цикл Ветер войны, в т.ч. о блокаде Ленинграда ("Птицы смерти в зените стоят…", "Ленинградскую беду…", мн. др.), Родная земля ("В заветных ладанках не носим на груди…"). Наконец, – Реквием, Поэма без героя…

М. ЦВЕТАЕВА: "Белое солнце и низкие, низкие тучи…" (с вопросом-стоном: "Чем прогневили тебя эти серые хаты, / Господи! – и для чего стольким простреливать грудь? ", песней-воем…), Царю – на Пасху, "За Отрока – за Голубя – за Сына…", "Чуть светает…", "И кто-то, упав на карту…", "Из строгого стройного храма…", "А царит над нашей стороной…", Юнкерам, убитым в Нижнем, "Ночь. – Норд-Ост…", Корнилов, циклы Москве, Дон, Андрей Шенье, Лебединый стан (оставят равнодушными стихи "Об ушедших – отошедших…", Взятие Крыма, "Ox, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!.. ", Плач Ярославны и мн., мн. др.? М.б., весьма необходимые нам сегодня – "Мракобесие. – Смерч. – Содом…", "Царь и Бог! Простите малым…", Петру со строками "На Интернацьонал – за терем! / За Софью — на Петра!"?..)

Молодые, почитайте, пожалуйста, её стихи: Евреям ("Так бессеребренно – так бескорыстно…"), Пожалей… ("– Он тебе не муж? – Нет... "), Москве ("Первородство – на сиротство!.. "), Посмертный марш, "Переселенцами – / В какой Нью-Йорк?.. ", цикл Заводские, Хвала богатым, Рассвет на рельсах, Эмигрант, "Русской ржи от меня поклон…", "Кто – мы? Потонул в медведях…", Несбывшаяся поэма, Стихи к сыну (1932), "Никуда не уехали – ты да я…", "Двух станов не боец, а – если гость случайный…", Стихи к Чехии, Поэму Лестницы… И – уж конечно – стихи "Тоска по Родине! Давно…" С последними двумя строчками, которые сегодня всё норовят опустить!

ВАС НОРОВЯТ ОПУСТИТЬ! И – всё "царит над нашей стороной – / Глаз дурной, дружок, да час худой..."»

Вот так писала я... И рождалась «крамольная мысль»: «А не ВСЕ ли ЛУЧШИЕ стихи РУССКИХ поэтов могут быть отнесены к презираемой эстетами ГРАЖДАНСКОЙ ЛИРИКЕ?.. Об этих «критиках» давно сказала Марина Цветаева: «...эстеты – те, у кого нет души, а только пять (часто меньше) острых чувств».

Вспомнила я и слова Афанасия Фета: «Произведение, не трогающее соответственной струны в душе человека, – труп». Задалась вопросом: «А если нет такой струны, да и самой души нет? Родился – без, и потом не приобрёл…»

Повторю: «Произведения, рожденные чистой, искренней, даже наивной душою ("Где нет наивности, нет искусства" – А. Фет) могут быть восприняты лишь соответствующими реципиентами. По закону совместимости.
Но бездушные, наполненные "демократической дребедени и навозу", как правило, агрессивны, они ёрничают, резонёрствуют, умствуют, поучают. Вдохновляемые, в том числе, и возлюбленным ими Западом. А когда еще Б. Пастернак сказал: "Уходит с Запада душа / Ей нечего там делать"! И Н. Коржавин засвидетельствовал, говоря о США: "Здесь даже чувствовать стихи / Есть точный метод"».

Вспоминала и старые свои публикации о «Музе мести и печали» Н.А. Некрасова. В частности, о том, что: «…чуть ничего не болит и на душе спокойно, приходит Муза и выворачивает все вверх дном <…> – начинается волнение, скоро переходящее границы всякой умеренности, – и прежде чем успею овладеть мыслью, а тем паче хорошо выразить ее, катаюсь по дивану со спазмами в груди, пульс, виски, сердце бьют тревогу!..» Что – «…никогда не брался за перо с мыслью, что бы такое написать или как бы что написать: позлее, полиберальнее? – мысль, побуждение <…> неотвязно преследовало, наконец, заставляло меня писать». Вот оно! –

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!

– ПРИЗВАН! ! И в этом – ВСЁ.

И пусть стихи т.н. гражданской лирики иногда и впрямь могут быть оценены как «рифмованная публицистика» (разные – они: в силу дарованного свыше таланта и умения ВЫСКАЗАТЬ), но мне близки слова А. Фета о сравнении «ВЫЛОЩЕННОГО стиха» «стихотворца – не поэта» с «на первый взгляд, НЕУКЛЮЖИМ стихом истинного поэта». И – его же: «Но утешьтесь, вдохновенные! Муза не обманывает своих поклонников. Пусть ваши современные образы бледнеют в ярком калейдоскопе насущной суеты; придет пора, они отодвинутся во глубь прошедшего, умолкнет разногласица дня, первообраз ваш <…> получит первобытные права на всеобщее сочувствие...»

С уважением, Л. Владимирова (Одесса).
Кнарик Хартавакян 5.12.17 22:53
Уважаемый Виктор Федорович! Весьма признательна, что Вы как Председатель Совета по поэзии СП России повели этот разговор по теме, очень значимой и для меня. Поставили важные вопросы: "что такое сегодня гражданская поэзия? Слышна ли она и действенна? К чему зовёт и что обличает? Кого вы можете назвать из современных поэтов, успешно работающих в этом жанре? Так ли уж справедливо утверждение, что гражданская поэзия это всего лишь «публицистика в стихах»? Не устарело ли само понятие гражданской поэзии?" и т.п. Пригласили интересных собеседников, высказавших мнения свои..
Вчитаюсь внимательно во все ответы и в комментарии.авторитетных писателей, стихи приведённые и возможно, ещё выскажусь. Пока же спешу Вам донести слова признательности. Вам и сайтовцам "РП"!

С уважением и благодарением дончанка, член СП России
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА