Страница: 1 2  Все

Людмила Яцкевич 24.11.19 19:52
Главный источник грусти в поэзии Николая Зиновьева, как характерной черты русской литературы, заключается в том, что русский национальный характер и русская культура формировались в условиях тысячелетней православной веры народа. Источником грусти стало глубокое осознание несоответствия жизни человека христианскому идеалу, смирение перед Богом, то, что в
Евангелии называют «нищетой духа». Именно в этом видел Тихон Задонский, великий святитель России, суть русской грусти:
«Печаль христианская истинная есть печалитися о том, что христиане высокое и небесное звание имеют, но того звания достойно ходити не могут, немощию плоти воспящаеми» . При этом Святитель оценивает подобное состояние души как спасительное:
«Сия печаль им полезна и Богу благоприятна есть, яко «жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Таковая печаль нужна есть всякому христианину, яко таковою печалью исправляется и обновляется растленное естество».

Анатолий Павловский 24.11.19 19:07
Стихи еще страшней вина,
Они – смятение и мука,
За фальшь исторгнутого звука
Непоправимая вина...
_________
Уже не раз случалось это,
Вновь возвращались боль и свет,
Но в этот раз, – о, крест поэта! –
Опять уверенности нет…

Вот на такой "неуверенности" и случается неповторимо сказанное...

______________
И как недосягаемый апофеоз:

ПАМЯТИ ДЕДА
Немало сбросил я арканов,
Сломал немало опахал,
От критиков и критиканов
Чего я только не слыхал:

И то, что нет в стихах оттенков,
И то, что автор измельчал,
Но самой мудрою оценка
Была от деда – он молчал.

…Я над могилкой неприметной
Стою, душа тоски полна.
Не Бунин был, конечно, дед мой,
Но знал: “Поэзия темна...”

Но есть и спорное... "На Бога надейся, а сам не плошай". У читателей и почитателей творчества Николая Зиновьева могут быть и сомнения, можно ли уповать на Бога, не считая себя оцерквлённым? Хотя божественное и настоящее творчество неразделимы.

Душа срывается в полёт,
Я победить не в силах страх,
Когда я слышу, как поёт
Одушевлённый Богом прах!

О том, – я вас прошу, – молчок,
Что человек звучит не гордо,
...............
Звучать гордо или не гордо сам по себе человек, увы, не может при всей возможной симфонии в его душе. Надеюсь, понимаете, что здесь не совсем правильно ( в литературном смысле) использовано знакомое выражение минувшего ... Хотя для классиков наверняка допустимо сказать всем понятным намёком, не обязуясь о согласовании с правилами ...
Но:
" Когда как острый нож смычок
Вдруг перехватывает горло... "
И вправду не хочется задумываться о согласовании со смыслом, а принять его неразделимым со всем нашим болючим и неразделимым.
Юрий Макаров 24.11.19 19:07
Спасибо, Николай Александрович. Стихи Ваши грустны, но в них нет той полной безнадёги, которую улавливаешь иногда в стихах современных литераторов. Ваши стихи - стихи земные, наполненные жизнью. Они как "...птицы с голосами,/Каких не может быть у птиц..." . п. Ровеньки, Белгородская обл.
Валентина Ефимовская 24.11.19 09:25
Не отразившееся слово в названии стихотворения - греческое слово "анастасис", означающее и встать, и воскреснуть.
Валентина Ефимовская 24.11.19 09:22
AΝΑΣΤΑΣΙΣ
или
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОЛЕМИКИ…
Мы встали на колени
помолиться…
Н.Зиновьев

Коленопреклонение – не плен,
Но чин почтения к земле и алтарям.
Когда народ встает с колен,
Он сносит головы и присным, и царям.

Коленопреклонение – любовь,
К Тому, Кто поднимает нас с колен,
Кто открывает перед нами новь,
Любовью Кто отринул смерть и тлен.

России славословье не к лицу,
Дороже Покаянный ей канон.
В Элладе было ясно мудрецу:
«Встать» и «воскреснуть» – суть одно.
Сергей Сметанин 23.11.19 21:25
Замечательная подборка. Стихи по-прежнему лаконичны и сильны, восхищают и заставляют думать. И всё несмотря на то, что взгляды на мир, общество и личность у нас полярно-противоположны.
Это и удивительно. А не полное приятие поэта единоверцами мне кажется вполне естественным. Мудрость проста и тем похожа на глупость. Не путайте, сограждане и согражданки! Юмора и в комментариях достаточно.

С уважением
Сергей Зубарев 23.11.19 20:50
* * *

Николаю Зиновьеву

Ты вспоминаешь, брат, начало,
И сердце жжёт тоска седая:
Какая музыка звучала
В тебе! и до сих пор рыдает.

А ты представь, мой друг, иное:
Спустились ангелы на крышу,
Играют что-то неземное,
Но ты той музыки не слышишь…

Блажен поэт, что сохранил
И голос свой, и слух, и зренье,
И душу… Значит, хватит сил, –
Услышать ангельское пенье!..

14 августа 2019 г.

С новой подборкой тебя, Коля! Крепости духа тебе и искренних строк!
Людмила Владимирова 23.11.19 20:28

Прочла. Вспомнилось пушкинское:«Боже мой, как грустна наша Россия!»...

Интересна реминисценция лермонтовской элегии. обретение социального, горького звучания.

Но всё-таки не принимаю самоуничижения стихов Светлане Сырневой, и очень бы хотелось стойкого, но - искреннего! - оптимизма, м.б., и - хоть немножечко! - юмора.

Вам, дорогой Николай Александрович, ведь нет ещё и 60-ти лет! И впереди - желаю и надеюсь! - десятилетия жизни и творчества, нужного людям! Укрепите, поддержите их (в т.ч.. и много старше Вас) Вашим добрым, нежным, ласковым словом! Вы - можете!!

С глубоким уважением, теплом, Л. Владимирова (Одесса).
Михаил Попов (Архангельск) 23.11.19 20:21
"И никто не поёт вдалеке,
За рекою, как в детстве далёком…"
Птицы перестают петь, а по осени отлетают - это осознаёшь и со вздохом отмечаешь: уле-тели...
А родная народная песня так давно истаяла, что только после этих строк и понимаешь потерю. Птицы вернутся. А она, песня, похоже, никогда.
Не дадут. Задушат на полуслове-полувздохе...
Владимир Подлузский 23.11.19 20:06
Лирический герой Николая Зиновьева продолжает плеяду лишних людей, присущих русской литературе. Их линию, на мой взгляд, прервал на недолгое время лишь Николай Рубцов. Его герой и страдал на берегах Тотьмы и Вологды, и одновременно сосредотачивался. Словно инок, молчаливо накапливал духовную энергию. Она полилась, и лет на двадцать приостановила трагедию новой революции. Николай Коняев в своё время мудро заметил, что в те годы даже зимы настоящей в центре России не было. Русскую землю согревала поэзия Всадника, скачущего по краю поля. Как национального Стража. А в начале девяностых наш мир всё-таки затрещал по швам, зашатался и атомизировался. Вот Николай Зиновьев и стал его грустным, даже растерянным, воздыхателем. Его герой всё больше рассыпается на составные части. Те мелькают повсюду и никак не могут воссоединиться в целое. Заметьте, в подборке Николая Александровича почти нет конкретных людей. Вокруг толкутся одни безликие местоимения. Разве стихотворец уровня Зиновьева может допустить всего в двух соседних строках тройное упоминание, хоть и в разных вариациях, страшного для стихов слова ЭТО. Конечно, нет. Действо происходит как бы помимо его воли. Автору просто тесно и душно в крикливой и обезличенной толпе. Та нахально лезет в строчки. Поэт, как копьё, выставляет против неё перо, но поэтическое орудие сгибается под напором чёрной массы. Революция ведь. Английский наотмашь бьёт с каждой размалёванной вывески. А сам поэт чуствует себя иностранцем, Петраркой, в собственной стране. Даже сверхъестественного счастья ему уже не надо. Поэтому читателю трудно уловить общую логику в подборке. Плохо это или хорошо? Тут нет знака. Стихи лишь олицетворяют продолжение российского хаоса во времени и пространстве. Наверное, поэту Николаю Зиновьеву надо менять тональность излюбленной темы. Распространять как можно больше тепла. Кому, как ни лучшим Поэтам, пришла пора согреть родную землю и народ. Кто повторит литературный подвиг Николая Рубцова, тот и будет через век назван Великим Русским поэтом. У Николая Зиновьего много для того оснований.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА