Наталья Радостева | 4.01.20 01:53 |
Уф-ф-ф, еле-еле осилила... Но оно того стоило! Это же кандидатская, как минимум. Не в ближайшее время, но обязательно перечитаю ещё. Спасибо Андрею Тимофееву, отцифровка данной статьи тоже вклад в Литературу. |
Екатерина Кузьмина | 1.01.20 10:52 |
Главная традиция русской поэзии - быть прекрасной, умной, вечно юной.
Всё очень просто. Нужно писать хорошие стихи. |
Сэда Вермишева | 31.12.19 14:02 |
Тане Глушковой СОВЕСТЬ - ТВОЯ НЕУСЫПНАЯ МАТЬ, ЧТО С ДЕТСТВА ПОИЛА, РАСТИЛА... И В ГОРЕ УМЕЛА ОНА УТЕШАТЬ, И СИЛЫ НЕЖДАННО ДАРИЛА.... ..НО ЛАСКИ ЕЕ ТЯЖЕЛА БЛАГОДАТЬ,- ТЫ ЖИЗНЬЮ ЕЕ ОПЛАТИЛА..... Сэда Вермишева |
Михаил Васкович | 31.12.19 08:00 |
Странно, что до кого-то не доходит смысл сакраментальной истины.
"КУЛЬТУРА ДЕРЖИТСЯ НА НЕПРЕРЫВНОСТИ ТРАДИЦИЙ" |
Григорий Блехман | 30.12.19 22:37 |
Прочитал статью, обсуждения и сразу вспомнил, что, когда работал в Институте физиологии Академии наук СССР, у нас в красивом подмосковном Звенигороде, ежегодно в марте проходили традиционные выездные семинары по молекулярной генетике, на которые с удовольствием приезжали приглашаемые нами писатели, художники, музыканты, режиссёры, артисты...
И после наших утренних и дневных научных докладов с, порой, бурными дискуссиями , вечерами выступали гости. Т.е. шёл между нами замечательный, взаимообогащающий научно-культурный обмен, который обожали все. На один из семинаров была приглашена Татьяна Глушкова, которая как раз говорила о традициях в искусстве. Суть её мысли состояла в том, что глубинная суть человека, как показывает история, из века в век тысячелетиями остаётся неизменной. А истинный Художник пишет только о ней: иначе он не Художник, а в лучшем случае беллетрист, во всех же остальных случаях - лишь имитатор, даже если и талантливый. Но в любые времена появляются Художники - их всегда единицы, - которые умеют сказать так, что сказанное ими остаётся на века. И такие Художники именуются классиками. Т.е., традиция в искусстве - это фундамент, в основе которого выражение глубинных процессов, происходящих в душе человека - в его СОВЕСТИ - в тех или иных обстоятельствах его жизни. А остальное - это форма, в какой Художнику удобнее выразить эти глубинные процессы духовной работы человека. И от того, насколько Художник с этим справляется, зависит его судьба в памяти людей. Прочитал эту статью и тут же вспомнил тот доклад, а днём позже наш разговор с тогда ещё молодой очень красивой Татьяной - сначала о возможностях молекулярной генетики, а потом о сути традиции в Искусстве. Так и живут во мне с середины далёких уже 70-х её доклад и та беседа. . |
Марина Маслова | 30.12.19 21:09 |
Весь день под впечатлением от статьи.
И хоть уже не раз откликнулась тут, а не удержусь снова вставить словечко. Дело в том, что читаю её не в первый раз. Но впервые она совершает во мне ТАКУЮ работу. Когда писала диссертацию (двадцать лет назад) и ссылалась на книгу "Традиция - совесть поэзии", до конца не понимала, что подразумевается под словом "традиция" и почему это подразумеваемое нужно так яростно отстаивать, защищать. И только когда моя собственная жизнь стала немыслима без этой "традиции", когда стало ясно, что жизни моей попросту нет вне "традиции"... Меня вообще нет, если я откажусь от этой "традиции", отрекусь от неё, разменяю её на множественность "традиций"... Вот тогда пришло время и осознать, что "традиция" - это Бог! Традиция - это вера! Если я родилась в русской культуре и русской вере, то моя традиция - Православие. Потому не странно мне утверждение Татьяны Михайловны: "Ибо традиция — это и есть сама жизнь поэзии, вечно длящаяся, действительная для каждого поэта предпосылка и общая «формула» творчества". Я читаю даже так это высказывание (да простит меня уважаемая Татьяна Михайловна): традиция - это и есть сама жизнь..., вечно длящаяся, действительная для каждого... предпосылка и общая формула творчества!!! |
Татьяна Воронина | 30.12.19 20:48 |
Традиционная литература, традиционный театр - это нулевой километр. Это такой ориентир, по которому "сверяют часы". Трогать нулевой километр нельзя!!!
Можно что-то где-то там пытаться построить своё, но не на месте нулевого километра. Крысы, вонзившие свои зубы в традиционную литературу и всё традиционное, ненавидят традиции, потому что это мусор-саксаул. Спорить с ними на эту тему бесполезно. У них генетическая программа "Разрушить всё до основания!". Это не оппоненты, это враги! |
Дворцов | 30.12.19 19:10 |
Помню то просветление (нет другого определения изменению сознания), пережитого мною, когда в 1987 году взахлёб прочитал привезённую друзьями в Новосибирск ещё пахнущую типографской краской книгу Татьяны Михайловны "Традиция - совесть поэзии". Поразила неоглядно честная дерзость, размашистая свежесть, жизненная ярость и полная свобода мыслей в жестких свое-вольных нравственных рамках неревизионности нашей русской литературной и культурной целеустремлённости к вечным идеалам. Эта книга - и тогда, и сейчас, и на будущее, навсегда - пример творческой и, главное, плодо-творной молодости истинного творчества. |
Марина Маслова | 30.12.19 18:34 |
"Я думаю, что жизнь не защитит, а жестоко уничтожит все то, что не спаяно, не озарено духом истинной культуры" (Блок).
Вот катакомбное христианство, до времени прячась под землёй, и сохранило для нас, и донесло через потомков спасительный "дух истинной культуры". А наше дело теперь - "явить миру". |
Евгения | 30.12.19 18:23 |
Демагог, - сказала грубо
Некая Суезова. Ах, не суйся ты, голуба, В русскую поэзию! Было время золотое - Обсуждать теорию. А теперь гоняем склочниц С нашей территории. |
Марина Маслова | 30.12.19 18:23 |
Единственный в статье случай, где я не согласна с Татьяной Михайловной Глушковой, это её определение «практики» первых христиан в качестве «сектантской». Способ выживания первых христиан не сводился к «прятанию под землю». Иначе не имели бы мы сегодня того сонма святых мучеников, который нашу культуру и доныне спасает. Но если бы не было катакомбного христианства, а все первохристиане дружным строем вышли из-под земли на святое мученичество (как того хотелось Блоку), то и Литургии мы бы сегодня тоже не знали, некому было бы её впервые отслужить и для потомков её значение сохранить. Евхаристия, впервые явленная в Сионской горнице, не стала бы главным таинством христианской Церкви, которой и самой-то не могло бы возникнуть, если б не собирались первые христиане в своих катакомбах.
«Практика» первых христиан уже потому не может быть «сектантской», что «откалываться» кому-то от Церкви, которая только зарождалась, ещё не было возможности. «Сектантство» по определению – откол, отпадение от целого, узость, замкнутость группы. Разве что называть первых христиан «отпавшими» от иудейства и язычества? Христианская Церковь - Тело Христово. Не от Христа же "откалывались" первые христиане, ради единства во Христе и собиравшиеся под землёй?! Нет, я никак не назову их единство "сектантским". Не совсем удачным определением воспользовалась тут любимая мною Татьяна Глушкова. |
Петр Бойченко | 30.12.19 16:33 |
Прочитал на едином дыхании.
Но если среди писателей уже появляются зомби типа Галины Суезовой, то скоро вместо поэтических книг будут продаваться куклы для поэтического удовлетворения животных инстинктов. |
Галина Суезова | 30.12.19 14:21 |
Демагогический поток сознания. Человек чуждый поэзии, политизированный склочник.
Текст интересен студентам, изучающим психопатии. |
Дмитрий Пермяков | 30.12.19 00:34 |
Статья Татьяны Глушковой очень своевременна. Она поможет зрелым поэтам и начинающим поднять уровень современной русской поэзии. Гражданская ответственность, патриотизм, самокритичность и строгая требовательность были всегда свойственны не только Глушковой - поэту, но и Глушковой - критику и яркому публицисту.
Глубокий и нелицеприятный анализ литературного процесса у Глушковой всегда был неразрывно связан с общественно-политической позицией. Нам всем нужно учиться у Татьяны Глушковой. |