Страница: 1 2  Все

Екатерина Козырева 24.02.20 20:55
Наталье Радостевой
Дорогая Наталья, спасибо вам за понимание и такое простое и искреннее суждение.
Любому поэту доставило бы огромную радость, что читатель сразу после чтения о нем, захотел погрузиться в его поэзию. А уж критику тем более.
А в наше время пустующих библиотек, Ваше благородное желание окрыляет и позволяет думать, что все не зря.
Ангела-Хранителя вам и счастья творчества!
Екатерина Козырева 24.02.20 20:22
НИНЕ КОРИНОЙ
Спасибо, Нина, за твоё чисто журналистское умение выделить главное в каждом человеке, а тем более в поэте. Но я никогда не смогу достичь той " высоты сфер", с которых смотрел на жизнь в ее поэтический реальности Ю.П. Кузнецов.
Никакой "нашей" с ним манеры письма не было и не будет. У каждого поэта свой стиль стихосложения, вот и у тебя он свой, коринский, который я люблю.
Искренне и сердечно, ЕК
Наталья Радостева 23.02.20 13:55
Не умею рассуждать о подобных работах, потому скажу просто:
Прочитала Вашу статью с любопытством и интересом, Екатерина Николаевна! С чувством, с толком, расстановкой) После чего сразу реализовала желание переключиться на чтение творений Юрия Кузнецова, в том числе - Вашими глазами. К чему статья наверно и должна была сподвигнуть, а значит - сработала! Новых Вам, и нам - с Вами, питающих души тем! С уважением, ...
Нина Корина 22.02.20 14:50
Обычно, по моим наблюдениям, читателя умиляет сходство реальной жизни и её отражения в стихах: "Надо же, всё так и бывает!" Ю. П. Кузнецов - один из немногих, а точнее, из очень немногих, кому дано было взглянуть на дела земные словно с высоты небесных сфер. И ты, Катя, это заметила. Возможно, первая. По крайней мере, мне не приходилось читать что-либо подобное раньше. Ни о его творчестве, ни о творчестве кого-либо другого.

"Учитель, воспитай ученика",- мечта многих, пришедшая к нам из глубины веков. Твой наставник был бы доволен: ему это удалось.

Удалось и тебе прикоснуться к творчеству человека "горячего" таланта! Искорка от него, конечно же, передалась и тебе, "семинаристке" Юрия Поликарповича. Но проявилась в таком нестандартном ракурсе лишь недавно.
Уже в предыдущей подборке твоих стихов была заметна эта "кузнецовская особинка": взгляд на земные дела как бы с "небесных горизонтов". В статье это оформилось и приобрело завершённость; можно сказать, стало "жанром", вашей с Ю.П. КУзнецовым манерой письма. Дело за малым: продолжать в том же духе .

От души рада твоему успеху! Н.К.
Екатерина Козырева 20.02.20 13:53
Сердечно благодарю Григория Блехмана, Ивана Васильцова, Марию Иванову, Наталью Добровольскую, Виталия Евграфова, Наталью Егорову, Анну Ретеюм, Валентину Беляеву за высокую и объективную оценку моей статьи " Похищенный у стихий", посвященной незабвенной памяти моего Учителя на ВЛК Юрия Поликарповича Кузнецова.
Большое спасибо сайту "Российский писатель" и Николаю и Елене Дорошенко за ваши труды и за такую чудесную фотографию, которую не чаяла и увидеть.
Ангела-Хранителя вам, здоровья и творческого счастья.
Прошу прощения у всех за поздний ответ.
Анна Ретеюм 17.02.20 20:47
Дорогая Наталья, моя реплика с ссылками была именно для вас – в связи с вашими словами о том, что «критики чаще всего обходят непознаваемое и неназываемое в стихах», дескать, я, наоборот, посвятила много месяцев этой проблематике, потому что было интересно (см. «Трагическое отрицание и поэтика Неизвестного»). К эссе досточтимой Екатерины Николаевны мои рассуждения не относятся – можно только поклониться ей за такой обширный и вдохновенный труд.
Поэзия апеллирует к жизни человеческого духа – тонко, как, допустим, у В. Соколова, или относительно прямо, как у позднего А. Пушкина, вот и во многих произведениях Ю. Кузнецова тоже мы оказываемся перед чем-то непостижимым. Однако, загвоздка как раз в том, что духовная жизнь человека может простираться от глубин и до высот, от холодящего ужаса до ликующей благости, эта сфера вообще настолько сложна и опасна, что в одиночку туда лучше не соваться, а следовать духовной традиции. Очевидно, что Юрий Поликарпович жил в других, как вы говорите, «расширенных», объёмах восприятия, что-то духовидческое в нём было – потому и речь ведём, но он, насколько я могу знать и понимать, был один на один с этим своим особым видением.
Думаю, феномен поэзии Юрия Кузнецова ещё долго будет волновать критиков и литературоведов, там есть над чем подумать, но мне, к примеру, уже трудно возвращаться к изучению, наверно, потому, что с возрастом совсем не хочется в бездны да глубины смотреть, а хочется взывать «Царю Небесный Утешителю...»
Прошу простить, дорогая Екатерина Николаевна, замолкаю со своими рассуждениями.
Наталья Егорова 17.02.20 18:16
Анне Ретеюм.
Спасибо, Анна! Это очень интересно. Одну статью по первой сноске прочитала с большим удовольствием. Обязательно постараюсь прочитать и другие. Вы правы, это тот сверхважный круг проблем, о которых необходимо говорить, ибо без этого поэзии быть не может. Но я в комментарии говорила не об апофатике - скорее, о поэте, дерзание которого не знает границ - что ярко выразилось в хождении живым в ад и попытке живым посетить рай. Скорее уж это визионерство - но и этим словом не стала бы называть: это несколько вразрез с природой поэзии и поэтического слова, которым свято следовал Ю.К. Для Кузнецова это не художественные образы - поступок, живая жизнь. - он встал и пошел и в ад, и в рай, и в другие неведомые области, а потом уже - написал. И Христос ему нужен был - ЖИВОЙ. Но поскольку эти постоянные для его стихов "хождения" начинались в атеистическую эпоху, даже Кузнецов в достаточной мере об опасностях предупрежден не был - и то, что называется соблазном, искушением - постигало и его - С.Ю.Куняев в своей работе об этом написал очень точно. Я с Кузнецовым общалась мало, но что меня поразило - это какой-то совсем другой способ получения информации. Из других глубин? Высот? Как ангелы над человеком пели - он смотрел и знал. Такой дар прямого получения знания. Причем смотрел при этом - о своем, точнее - "о другом". Его не интересовало бытовое. Но и тем, что в церкви называется "прозорливость" это не было. Людей видел - насквозь, но опять же - не бытовое что-то, не судьбу, не характер, а главное - скорее, Божий замысел о человеческой душе. Говорил пару слов - не задумаешься, и не поймешь. У Екатерины Козыревой об этом в статье есть. Это не мистика, не интуиция и, к сожалению, не то, что дается Святым Духом.Какая-то особая способность к другому - расширенному - постижению реальности. Как раз как в том стихотворении, которое Вы в статье цитируете:

Но попадаются глубины,

В которых сразу тонет взгляд,

Не достигая половины

Той бездны, где слова молчат.


Валентина Беляева 17.02.20 09:54
"Было так, если верить молве,
Или не было вовсе.
Лейтенанты всегда в голове,
Маркитанты в обозе"

Одного четверостишия нашего выдающегося носителя высокой поэтической мысли довольно, чтоб увидеть вихреобразную воронку в мир "неудобных" образов и тем нашего идеологически уродливого времени, о чём так талантливо написала прекрасная поэтесса и литературный критик Екатерина Козырева.
Эту замечательную статью нужно читать, осмысливать, изучать. Она должна остаться в анналах истории литературы как серьёзный научный труд, как один из ключей к разгадке выдающегося феномена современной поэтической мысли, глубины её философического звучания и высокой трагедийности...
Екатерина Козырева 17.02.20 09:16
Анне Ретеюм
Аня, я перешлю ссылки Наташе.
Сейчас догоняю постепенно тех, кому хотела написать.
До встречи на твоей странице.
Анна Ретеюм 17.02.20 01:03
Спасибо, дорогая Екатерина Николаевна, за память о Юрии Кузнецове. В своё время я много изучала его творчество, всё хотелось разгадать его загадку, понять его феномен. Писала я о трагическом отрицании, о поэтике Неизвестного, о готических чертах, и, главное, об апофатике.
Наталья Егорова, посмотрите, пожалуйста, ссылки, в этих статьях я как раз целенаправленно анализировала, как вы называете, непознаваемое и неназываемое, делала доклады на Кузнецовских конференциях:
http://ruszhizn.ruspole.info/node/3283
http://www.hrono.ru/proekty/parus/ret0411.php
http://nash-sovremennik.ru/archive/2010/n2/1002-19.pdf

Наталья Егорова 16.02.20 15:46
Наверное, самая дерзкая дерзость в творчестве Кузнецова, самое высокое его дерзание в том, что Юрий Поликарпович постоянно выходил за область того, что словами Ницше принято называть "человеческое, слишком человеческое". Он писал не только о еще не познанном земном, но и о принципиально не познаваемом для человека неземном, а зачастую словами и образами говорил о неназываемом. Это - свойство любого большого поэта. Но у Кузнецова этот дар выражен сильнее и ярче, чем у других. В статьях о поэзии критики чаще всего обходят непознаваемое и неназываемое в стихах, предпочитая говорить пусть о сложном, философском, но земном, человеческом. Для меня статья Екатерины Козыревой ценна прежде всего попыткой заговорить об этом главном свойстве Кузнецова - она вслед за поэтом дерзает выйти за пределы земного и человеческого и заговорить об огромном пласте непознаваемого, неназываемого, ИНОГО, который стоит за каждым стихотворением Юрия Кузнецова.
БОЛЬШОЕ СПАСИБО НИКОЛАЮ ИВАНОВИЧУ И ЕЛЕНЕ ИГОРЕВНЕ ДОРОШЕНКО за публикацию подборки моих стихотворений в "Живом слове" - рада принять участие в разговоре о Юрии Кузнецове посвященным ему стихотворением.
Виталий Евграфов 16.02.20 00:43
Перечитывая стихи Юрия Кузнецова глазами Екатерины Козыревой, заглядываешь в новые глубины кузнецовской поэзи, внимаешь новым смыслам, сокрытой гармонии. И понимаешь: насколько глубоко смотрел поэт в нашу жизнь, насколько глубоко понимал её истоки, её духовные основы, насколько чувствовал духовный обман (фальш - нерусское слово, пришедшее к нам в 15 веке), что поражаешься, как он мог подобрать такие ёмкие образы для передачи словом, как мог похитить их у стихий. А так как Бог повелевает стихиями, то Он и даровал Кузнецову укрощать их словом.
Наталья Добровольская 15.02.20 13:45
"Бывает у русского в жизни минута, когда раздумье его об Отчизне сияет в душе, как звезда". С этих слов начинается глубокий философский анализ произведений новой звезды российской поэзии Юрия Кузнецова, который мастерски провела в своем эссе "Похищенный у стихий" Екатерина Козырева. Очень точно подмечая в его произведениях строчки, посвященные словам об Отчизне, о России, о Руси Воскрешающей. Лично мое внимание затронуло то, что Ю.Кузнецов "воскрешает основы русского мышления, что особенно важно сейчас, когда язык и мышление русского человека изуродованы газетными штампами, блатным жаргоном и сленгом разного рода, замусорены иностранными словами" Как я, инженер-металлург (технарь) согласна с поэтом!
В год 75-летия ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ так нужны произведения, посвященные реальным людям, настоящим героям того времени. И они есть в его произведениях. Да и сам поэт прошел войну и знает это лихо - "кому война, а кому мать родна."
Хочется сказать огромное спасибо Екатерине Николаевне за то, что она своим скрупулезным исследование помогла мне лично прикоснуться к творчеству замечательного русского поэта Юрия Козырева. Жаль только, что он ушел так рано от нас! Спасибо, КАТЯ!
Мария Иванова 15.02.20 11:05
Процитированное стихотворение про генерала - переложение старого анекдота. Переложением известного анекдота является и стихотворение о Сталине, Рузвельте и Черчилле (где Сталин их "не утвердил"),
Иван Васильцов 14.02.20 18:52
Замечательная статья, в которой автор не заслоняет собой Кузнецова, а наоборот - открывает его, представляет широко и щедро. Кузнецова представлять лишний раз не надо? Не знаю, кажется сегодня - надо. Поэзию забывают и забивают, ну да мы не раз уж толковали здесь об этом. Так вот, читая прекрасный очерк Екатерины Николаевны, я вспомнил почему-то кузнецовские стихи про рыбалку. Может, потому что сам рыбак, а может - и по-другому чему. Стихи такие, тоже, конечно, известные хрестоматийно, но как они сегодня звучно звучат, как своевременно!
Поехал на рыбалку генерал
И место целым штабом выбирал.

-- Годится? -- гарнул он на божьи мели.
-- Так точно! -- офицеры возгремели.

-- Где удочка? -- готова честь по чести,
Крючок на месте, и червяк на месте.

-- А где же стопка? -- стопку опрокинул
За воротник. И удочку закинул.

Одну минуту свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- Эге! Да это окунь! На уху!

Швырнул в котел, и снова честь по чести
Крючок на месте, и червяк на месте.

-- А где же стопка? -- стопку опрокинул
За воротник. И удочку закинул.

И две минуты свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- Сазан? Зело годится. На уху!

Швырнул в котел, и снова честь по чести
Крючок на месте, и червяк на месте.

И снова стопку водки опрокинул
За воротник. И удочку закинул.

И три минуты свита не мигала.
Но на виду удача генерала,

И слово генерала на слуху:
-- А, золотая рыбка! На уху!

Но, красотой и разумом блистая,
Возговорила рыбка золотая:

-- Пусти меня, служивый, а за дружбу
Я сослужу тебе большую службу,

Достаточно желанья твоего... --
Но генерал не слушал ничего:

-- Чего желать, когда я все имею:
И армию, и волю, и идею,

Звезду Героя, голос депутата,
Том мемуаров, ореол и злато,

И то сказать, жена и дочь в меху,
Сын -- дипломат... Немедля на уху!

Подобной речи с трепетом внимая,
Раздумалась и молвит золотая:

-- Герой! Моя судьба не в той воде,
Но что ты скажешь о второй Звезде?

И он махнул: -- Согласен на вторую! --
И бросил в воду рыбку золотую.

И грянул гром! Ни свиты, ни машин.
В широком поле он стоит один,

В солдатской гимнастерке, -- и зажата
В его руке последняя граната.

А на него идут со всех сторон
Четыре танка из иных времен.

Спасибо, дорогая Екатерина Николаевна, за возможность почитать Юрия Кузнецова - так вот, вдруг, нечаянно. Это очень ценно само по себе. А когда поэт пишет о поэте - то получается особенно интересно. Много в Вашем очерке и сердца, и боли, и силы. Спасибо!


Григорий Блехман 12.02.20 19:56
Так, как о Юрии Кузнецове написала Екатерина Козырева, может написать один поэт о другом, если тот-другой стал неотъемлемой частью его души.
У меня такое ощущение, что Юрий Кузнецов из своего другого измеренья может испытывать лишь огромную благодарность к собрату (сосестре) по перу за такую - высшую - степень созвучия своей душе, максимально доверявшей самые разные свои состояния собственному перу.
Мне многое доводилось читать об этом, без малейшего преувеличения, выдающемся русском поэте.
Но в такой сконцентрированной ёмкости жизни его строк в нашем духовном пространстве, какую ощутила и передала нам этим очерком Екатерина Козырева, не читал ни у кого.

Огромное тебе спасибо, Екатерина, Катенька, за такую поэму твоей души о нашем выдающемся русском поэте.
Екатерина Козырева 12.02.20 13:50
Надежде Мирошниченко

Надежда, спасибо тебе за все комментарии, которые так интересно читать, потому что они искренни и высоки. Да никому не удастся втоптать Россию в грязь! Пусть не замечает нас телевидение и другие СМИ.
Мы Есть, были и будем, потому что верим в Бога истинного, ищем Бога Живого в нашей жизни и творчестве
Ангела-Хранителя и сил сознавать: " Я нигде не умру после смерти!"

АВТОРУ от автора
Вы правы, похоже я послала не исправленный вариант.

ВАЛЕРИЮ
Кузнецова не замолчишь - он есмь и в небесах, и на земли.

Владимиру Подлузскому
Ваши размышления созвучны мне. А богоборческие эпохи пошумят, пошумят, да и стухнут.
Екатерина Козырева 12.02.20 13:27
Людмиле Яцкевич
Дорогая Людмила Григорьевна, ваше драгоценное слово так весомо для
меня. Спасибо вам за "Молчание Пифагора", мы с вами как-то говорили об этом стихотворении. Созерцательное молчание самого Кузнецова на ВЛК мы с однокурсниками имели счастье наблюдать.
От Тютчева и Лапшина до Кузнецова восходит свет истины:

И где-то там, из мировых пустот
Очами духа светит щит молчанья.
Екатерина Козырева 12.02.20 12:55
Андрею Смолину
Спасибо вам за поддержку. На ВЛК я перешла к нему от Гусева. Мы занимались в аудитории довольно большого зала. Юрий Поликарпович сидел за высокой кафедрой - он был Один - и с нами и без нас. "Издёрганный и точный человек", он был спокоен, не произносил учёных слов, основывая свою учёбу на классической и современной поэзии.
Я очень люблю его стихотворение "Завижу ли облако в небе высоком...."
В тени от облака он мощный, сильный, классический Поэт!
Владимир Подлузский 12.02.20 10:05
Когда я пытаюсь понять Юрия Кузнецова, то всегда его сравниваю с Николаем Рубцовым, как с другим гением одной и той же русской эпохи. Прошедшей от Бога к дьяволу и возвращающейся опять к Всевышнему. Даже фамилии двух поэтов-современников рифмуются. Возможно, по воле Провидения. Хотя пути познания Истины разные. Рубцов к ней идёт через исследование человеческой, русской, части Души, а Кузнецов пытается ухватить обжигающую суть Божественной искры, в ней пылающей и обозначающей Слово. Отсюда и абсолютно разные образные системы и даже словари. Как и должно быть у гениев. Уверен, для цельного восприятия и понимания русскости оба имени должны всегда стоять рядом и дополнять друг друга, соединяя разные по социальному статусу и отношению к национальному духу аудитории. Как рядом стояли Есенин и Блок, их предшественники. Поэтому более близкий к простому народу Рубцов и легче для восприятия, и тиражи у него даже сейчас в общей сложности миллионные. А до элитарного Кузнецова русскому человеку, отягощённому постепенно растворяющейся богоборческой эпохой, ещё нужно дорасти. Как доросли уважаемая Поэтесса Екатерина Козырева и мудрый филолог профессор Людмила Яцкевич.
 Имя: 

Комментарий:



 Введите только то,
что написано строчными (маленькими) буквами:
 ПОДсветКА