Марина АХМЕДОВА (Колюбакина) (Дагестан)

АРИТМИЯ

РАДОНИЦА 2020
Из карты гугл…
Из космоса теперь
на отчие могилы прихожу я…
Давно в реальность здесь забита дверь –
и в Радоницу тут не посижу я.

Славяне, вы братушки ли сейчас
для нас?...
Для наших прадедов и дедов?..
Здесь нынче не затеплится свеча
ни в Пасху, ни в священный День Победы.

Не ляжет в мох пасхальное яйцо,
кулич и скромных ландышей букетик…
И с памятника мамино лицо
слезы стыда и скорби не заметит.

На чёрный мрамор капли упадут,
но не мои, а дождика хмельного…
И незабудки тут не расцветут,
где Каин брата убивает снова.

Ах, Русь-Украйна,
разве сможешь ты
стереть следы
и выплакать все слёзы?..
Кричу… шепчу…
но мне из темноты
никто не отвечает на вопросы.

Всё виртуально –
жить, любить, страдать
и на погост ходить из гугл карты…
Реально только то,
что не отнять,
а мы уже раздали всё бездарно.

И наша память взорвана, как мост,
хотя теперь не лютыми врагами…
И оттого взрывается мой мозг
от мысли, что враги себе мы сами.

Спокойно спите, мама и отец,
хотя бы к вам из космоса приду я,
чтоб Вездесущий услыхал Творец,
как горько прошепчу я – Аллилуйя.

НОВЫМ КЛЕВЕТНИКАМ РОССИИ
Когда тебя, страна моя, полощут
и волокут за волосы на площадь,
как девку… и пинают по пути…
Тогда во мне неведомо откуда
из-за тысячелетнего подспуда
вскипает ярость древняя в груди.

И все эти шляхетные славяне
с гордынею провинциальной дряни,
что брызжет ядовитою слюной…
И все эти обиженные братья,
чьи комплексы страшнее, чем проклятья,
предательской ползущие тропой…

И все эти надушенные галлы,
что в православных храмах, как вандалы,
буянили на краденых конях…
И все эти заносчивые фрицы,
что вечно грезят о чужих столицах
с фельдфебельскою выправкою пня…

И все эти придурошные янки
с культурою, рожденной от шарманки,
и грубой спесью тучного тельца…
И эти доморощенные гады,
что и врагов взаправдашних не надо,
продавшие и матерь, и отца…

Все те и эти… в списке невеселом
тьма тьмущая их со времен монголов
и рыцарей бессчетных орденов…
Но есть от них незримая защита –
душа, что не убита, не пропита,
хоть так удел судьбы её суров.

В ДОНСКОМ МОНАСТЫРЕ
В Донском монастыре так тихо
шуршит осенняя листва,
ведь с ней московская шумиха
не знает кровного родства.

Столпы истории расейской
покой здесь вечный обрели –
поэтам и чинам армейским
с лихвой хватило тут земли.

Нарышкины и Трубецкие,
Лев Пушкин и Иван Шмелёв –
сыны и дочери России
и даже пасынки её.

Ключевский здесь и Чаадаев
покоятся под сенью лип,
и декабристского восстанья
герои смотрят с древних плит.

Жуковский здесь – крылатый гений,
и Сумароков и Бове? –
как корни разных поколений,
переплелись в бессмертной тьме.

И по расстрельному приказу
доставленные, словно в тир, –
здесь дагестанский вождь Коркмасов,
и Тухачевский, и Якир.

И залатав разрыв великий
иглой тернового венца,
Иван Ильин здесь и Деникин
во имя Сына и Отца.

И все сословья примиряя,
чтоб стихла кровная вражда,
прилёг здесь Солженицын с краю
под сенью русского креста.

И бравый ротмистр Колюбакин
лежит под мхом тут вековым…
И горько надо бы заплакать,
Отчества глотая дым.

Но от рассеянного света
в глазах ни скорби нет, ни слёз...
Моя душа светла, как эта
листва, летящая с берёз.

И в ней покоится такая,
как эта осень, благодать –
необъяснимая, святая,
с какой не страшно умирать.

ДЕТСТВО
Зимний вечер – мерцание ели в углу,
мандариновых корок гора на полу
и на окнах мороза узоры…
Мама лепит пельмени, а папа под ритм
её ловких движений коньки мастерит,
на которые встану я скоро…

Брат Алёша уже первоклассник давно
и поэтому с бабушкой ходит в кино,
а меня на сеанс не пускают…
Деда нет…Он расстрелян ещё до войны,
без вины…но про страшные тайны страны
я пока, слава Богу, не знаю…

Я дышу на стекло, чтобы в нём, как всегда
неожиданная появилась звезда,
тонкий лучик послав во спасенье…
Медный крестик мой бабушка прячет в комод,
чтоб не видел его любопытный народ,
приходящий к нам по воскресеньям.

Наш бревенчатый дом над замёрзшей рекой
на заснеженной улице Береговой
дышит паром и хлопает ставней…
Как в бинокль, я глазею на мир из кружка,
что уже отдышала в размер пятака –
и таким он мне кажется славным…

ЦВИЛЛИНГА
                 Татьяне Кудрявцевой

По улице детства со странным названием Цвиллинга
я бегала в школу из дома с ампирными шпилями,
ныряя в колодец двора, выплывала из арки я сталинской,
и эта игра, мне казалось, полна была таинства.

Я так ненавидела школу свою музыкальную
за то, что талантами не обладала вокальными,
а больше всего не любила я слово «сольфеджио»,
сбегая с урока, хотя это было невежливо.

Зато обожала трамвайчики я жёлто-красные,
что, как попугайчики, щёлкали, пели и лязгали…
Любила балет, на который Наташка соседская
бесплатный билет мне вручала со щедростью детскою.

Наташкин отец нас в директорской ложе усаживал
и палочку он дирижерскую нежно поглаживал…
От ласки его оживала она, как волшебная,
и целый оркестр покорялся её лишь движению.

Мне странной казалась фамилия Зак, как и Цвиллинга,
хотя лаконична была она, а не извилиста…
И я наблюдала из ложи, нависшей над сценою,
как папа наташкин командует армией целою.

На ножки в пуантах Наташка глазела восторженно,
наверно, толстушка, хотела на них стать похожею –
лебёдушек белых… Меня же сильней завораживал
злодей Шурале, что за девушкой-птицей ухаживал.

Мне было семь лет, я любила балет и трамвайчики
и стать дирижёром мечтала с волшебною палочкой…
Уже сорок лет не была я на улице Цвиллинга,
где так и премудрость сольфеджио я не осилила.

КРЕЩЕНСКОЕ
Когда всей грудью я вдыхаю
мороз крещенский ввечеру,
вновь себя русской ощущаю
и верю, в иордань ныряя,
что никогда я не умру.

* * *
Мне снится всё чаще и чаще
какой-то навязчивый сон:
вхожу я в угрюмую чащу,
где нет у деревьев имён.

Где столько цветов без названий,
где зверь не оставит следа,
где озеру спёрла дыханье
поросшая ряской вода.

Блуждает тропа отрешённо,
но стоит шагнуть мне назад,
смыкаются тёмные кроны
в сплошной угрожающий ряд.

И выхода нету, как будто,
и сну не приходит конец…
но вдруг, неизвестно откуда,
меня окликает отец.

Его гимнастерка лоснится
с гвардейским значком на груди…
Он ранен и просит напиться,
он больше не может идти.

И я подаю ему руку…
Моложе меня он во сне
и старше на смертную муку,
ещё неизвестную мне.

Он пьёт, оставляя на завтра,
и флягу кладёт в вещмешок.
А чаща светлеет внезапно –
светясь, как гвардейский значок.

И серые клочья тумана
редеют на ветках берёз,
и каждый цветок безымянный
становится близким до слёз.

К добру или худу?.. Не знаю.
Сбываться мой сон не спешит…
Но ночью глаза закрываю
и вновь пропадаю в глуши.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ
Мой отец не любил надевать ордена
и тем более хвастаться ими спьяна.
Он в коробочке красной их молча берёг,
и о чувствах святых его ведал лишь Бог.

Мой отец не любил говорить про войну,
словно в сердце его оборвали струну.
Вспоминал только в редкие он вечера
про пропавшего без вести друга Петра.

И всегда подходил он при этом к окну,
чтобы спрятать волнений своих глубину…
Но для нас всех рассказов дороже была
та слеза, что по жёсткой щетине текла.

* * *
С холёными немецкими туристами
стояла я на ленинградской пристани
и ожидала свой трамвай речной…
И мне всё время мамочка мерещилась,
что здесь в блокаду ползала по лесенкам
с бидончиком за ледяной водой.

Они глядели вежливо и холодно,
а мне живот сводило, как от голода,
от их непроницаемой души,
которая ни разу не покаялась
и по ночам от ужаса не маялась,
и не избавилась от гордой лжи.

Господь, коль сможет, их простит, наверное,
но только я в те сказочки не верую,
что могут стать враги родней друзей…
Трамвай отчалил от гранитной пристани,
а я лишь вслед ему смотрела пристально,
шепнув вдогонку «ауфидерзейн»*.
_____________
*ауфидерзейн – прощай (нем.)

ДЕНЬ РОССИИ
А я люблю тебя, такою разной –
забитой и больной, и несуразной…
Такой, как есть… такой, какой была,
когда моих всех предков родила.

Единственная матушка-Расеюшка,
ты стольких деток по земле рассеяла,
недолюбила и не сберегла,
впрягаясь вечно не в свои дела.

Сынов своих, наивная и скромная,
ты не жалела, часто их утробою
братушек заслоняя там и тут,
не ведая, что братство наше кровное
они за куш заморский продадут.

И всё ж, моя родимая, болезная,
для хищного потомства бесполезная,
ты мне такой, как прежде, дорога,
и пусть Господь из Царствия Небесного
тебе пошлёт на счастье голубка.

* * *
Когда вхожу в огромный храм,
дышу я полной грудью там
и ощущаю
Бога –
так высоко-высоко,
так далеко-далёко...

Когда в церквушку я вхожу,
от робости едва дышу,
переступив её порог…
И чувствую –
что рядом Бог.

* * *
Опять солдаты – 
аты-баты,
уходят на чужие войны…
Кто нам вчера казался братом
сегодня подло бьёт и больно.

А тот, кто был родимым сыном,
и желторотиком безусым,
сегодня стал живою силой
и человеческим ресурсом.

Они повзводно и поротно
идут непроходимым лесом,
чтоб сгинуть там бесповоротно
вновь за чужие интересы.

Никто им синеньким платочком
вослед на счастье не помашет
и не заголосит: – Сыночки!..
Вернитесь, родненькие наши…

Лишь в небе ворон одинокий
мелькнёт, как пуля на экране,
и эти пыльные дороги
в кровавом скроются тумане.

* * *
Даже имени не спросила,
на бегу лишь поговорила
перед тем, как ушёл ты в бой...
Просто спину перекрестила
да шепнула вослед:
– Мой милый,
возвращайся...
Господь с тобой!

Только ты не пришёл обратно,
и душа моя безотрадна –
эту гору не сбросить с плеч...
Боже!..
Что же я натворила,
даже имени не спросила,
чтобы в храме свечу зажечь.

СОЛДАТСКАЯ МОЛИТВА
«А над моим крестом
заплачет козодой,
и дождик оросит
его святой водой…
К хрустальной чистоте
губами я прильну
и, может быть, тогда
забуду про войну…

Грехи мои, душа,
ты к морю отнеси,
постой на берегу
в молчании чуть-чуть
и отпустить вину
у Бога попроси,
чтоб позабыть войну.

О, небо помоги
стереть с ладоней кровь,
которая течет
из сердца моего...
Пусть хоть на свете том
обнимутся враги,
и, может быть, любовь
взойдёт из ничего.

И над моим крестом
зардеется рассвет,
который танком я
размазал по грязи
И если от войны
спасенья в мире нет,
тогда от мира ты,
Господь, меня спаси!»

* * *
Толпа, ты выбрала Варавву
и выбираешь до сих пор,
упорно обрекая правду
на осмеянье и позор.

Ты с радостью распнёшь пророка
и оправдаешь палача.
Тебе милей твои пороки,
чем истина в его речах.

Убийцу гнусного и вора
ты праведнику предпочтёшь
и от безмолвного укора
ты покаянно не замрёшь.

Подобно Понтию Пилату
умоешь руки ты опять
и будешь в сребрениках плату
от лживой власти получать.

Но тот, чья бесконечна слава,
простит тебе твою хулу,
хоть на челе его кровавом
горит продажный поцелуй.

* * *
            «А помнишь тринадцатый год? –
            Последнюю мирную осень…»
                                   Герман Титов
Мы не ветреные странники,
прожигающие жизнь,
мы – страны своей изгнанники,
той, в которой родились.

Там, где улочка старинная
тонет в осени седой,
Анна всё ещё с Мариною
ожидают нас с тобой.

И стоит в железном кителе
неподвижно Гумилёв,
Богородица накинет ли
на них царственный покров?

И спасёт ли от изгнания
их святые имена?..
Ведь пока ещё не знаем мы,
то, что ведает Она.

* * *
            Ольге Прилуцкой
Раз сто проезжала Ростов –
да как-то всё мимо, да мимо...
Но людям неведомо, что
пути их неисповедимы.

Наверное, мне повезло,
что звёзды совпали и случай,
когда меня взял под крыло
легко переулок Гремучий.

Пылала листва в октябре
пожаром казацкой свободы,
и Дон розовел на заре,
неся свои тихие воды.

В сиянии полной луны,
казалось, что выйдут на стрежень
вольготные Стеньки челны
и кто-то кого-то зарежет.

О берег плескалась волна
и жалобно жалась к причалу,
а, может быть, это княжна
персидская тихо стонала?

Вода багровела в реке
и снова вдруг делалась синей,
а, может быть, это в тоске
лицом к ней припала Аксинья?

Но храм на высоком холме
до неба достал куполами,
сияя, как днём, и во тьме
светло золотыми крестами.

За всех покаянно молясь,
кого обошла Божья милость,
чтоб буйная эта земля
с собою самой примирилась.

Но людям не верится, что
безверие лечится верой...
Раз сто проезжала Ростов –
и всё же сошла на сто первый.

* * *
Жизнь, как поезд, сквозь полночь морозную
и безумное время летит,
только дёргать стоп-кран уже поздно нам,
когда столько пути
позади…

За слепящею вьюгой-метелицей
не видать семафорных огней,
лишь позёмка за поездом стелется,
да кондуктор маячит в окне…

То ли он, то ли время безмозглое
нам досталось с тобой, как назло,
но в февральскую полночь морозную
я молюсь, чтоб тебе повезло.

Этой скорости дикой не вынеся,
от испуга ты жмёшься ко мне,
но кривая куда-нибудь вывезет,
как всегда было в нашей стране.

АРИТМИЯ
И снова август…
Ветер за окном
в траву со стуком яблоки роняет…
Молчит мой дом,
за шторой лампу в нём
давным-давно никто не зажигает.
Он обречённо окнами глядит
на яблоки, висящие на ветке,
предчувствуя, что вьюга впереди,
он ставни закрывает, словно веки.
Его давным-давно пора продать,
но только это так невыносимо,
как будто свою родину предать,
как проиграть сраженье под Цусимой.
Он всё ещё вздыхает и скрипит
невидимыми мачтами во мраке
и ливня ждёт, чтоб вместе с ним навзрыд
рыдать о тех, кто временем украден.
Здесь даже в Спас не разожгут очаг,
чтобы спасти его от ностальгии…
Лишь яблоки в ночи стучат, стучат –
и нестерпима эта аритмия.

* * *
Леса осевшие, осенние,
осиротевшие леса.
Дорога длинная и серая
уходит прямо в небеса.

И всё навязчивее кажется
в обезголосевшем лесу,
что колесо моё не катится,
а застывает на весу.

И всё печальней и подробнее
квадраты чёрные полей,
и, как надрывный плач по родине,
гортанный клёкот журавлей.

Он наплывает и качается,
и вдруг пронзает, как стрела,
тем откровением нечаянным,
что жизнь стремительно прошла.

И что не принесут спасения
и детской веры в чудеса
леса осевшие, осенние,
осиротевшие леса.

* * *
                 Г.Д.                   
Иногда затоскуется вдруг по Москве,
по студенческой той,
золотой, как листва,
когда юности ветер гулял в голове,
высекая из сердца, как искры, слова.

И привычным маршрутом помчится душа
по Петровке на тихий московский бульвар,
где усадьбу старинную в три этажа
мне послала судьба как нечаянный дар.

За оградою, как византийская вязь,
я услышу забытых друзей голоса,
что читали друг другу, от смеха давясь,
хулиганские вирши, зажмурив глаза.

Эти чистые слёзы просохли давно
или просто растаяли в Чистых прудах,
но пьянит ещё мозг молодое вино
тех времён, что уже не вернуть никогда.

По Тверскому спущусь до Никитских ворот
и сверну на Гранатный, где в доме одном
моих лёгких шагов ещё, может быть, ждёт
дерматином обитая дверь со звонком.

Марина Анатольевна Ахмедова (Колюбакина) – поэт, переводчик, публицист. Родилась в Челябинске. Детство и юность прошли на Украине.
Закончила Литературный институт им. Горького в 1977 году (семинар Евгения Долматовского). Член Союза писателей СССР с 1987 года. Член Союза журналистов России. С 1980 года работает в Союзе писателей Дагестана (заместитель председателя Правления). Учредитель издательства «Дагестанский писатель». Редактор детского журнала «Соколёнок».
Автор поэтических сборников: «Отчий свет», «Високосный век», «Осень столетья», «Твой образ», «Равноденствие», «Ностальгия», «Кавказская тетрадь» «Долгое эхо», «Древо жизни», «И здесь, в долине Дагестана», «Стихи.ру (Для поэтов нет плохих времён)», «Русское поле», «Антология дагестанской поэзии», «Из всех родников» (Антология современной поэзии. Переводы.), «Дым Отечества», «La viandante incantata/Очарованная странница» (Италия, изд-во "META", 2020 г.).
Автор переводов стихов и поэм народных поэтов Дагестана Расула Гамзатова, Сулеймана Стальского, Ахмедхана Абу-Бакара, Анвара Аджиева, Юсупа Хаппалаева, Муталиба Митарова и многих других дагестанских поэтов, а также арабских, европейских, славянских, тюркских поэтов и поэтов народов России.
Стихи Марины Ахмедовой переведены на азербайджанский, английский, арабский, болгарский, итальянский, киргизский, румынский, турецкий, украинский и языки народов России.
Народный поэт Дагестана. Заслуженный работник культуры России и Дагестана.
Лауреат премии Ленинского комсомола Дагестана (1983), Государственной премии Республики Дагестан им. Расула Гамзатова (2005), премии еженедельника «Литературная Россия» (2009), Всероссийской литературной премии «Словес связующая нить» (2015), Международной премии «Белые журавли России» (2016), Государственной премии Республики Дагестан в области литературы (2017), сайта «Российский писатель» (2017), премии Союза писателей России «Слово-2018». Победитель Международного конкурса поэзии «Парнас – премия Анджело ла Веккья» (Италия, 2015).

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную