Эдуард АНАШКИН, член Союза писателей России (село Майское Пестравинского р-на Самарской обл.)

ГАЛЕРЕЯ СУДЕБ И ХАРАКТЕРОВ

Тема маленького человека была одной из излюбленных тем отечественной литературы в лучших ее проявлениях, начиная с Пушкина и Гоголя. И наши классики так умели показать этих людей, что в их видении маленький человек вырастал до символа, когда понимаешь, что маленьких людей в принципе не бывает. Что каждый приходящий в этот мир человек и есть, по сути, целый мир. Прав поэт, позже написавший:

Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как истории планет…

Но последнее время литература в массе своей увлечена всем, кроме темы «маленького» обычного человека. И в этом смысле прозаическая книга «Зоосад» резко выделяется из прочего ряда современной прозы, поглощенной увлекательностью сюжета и совсем забывшей о сюжете главном – сюжете развития души человеческой. Обычные люди, которым отдает предпочтение в своих рассказах Иван Тертычный при более пристальном взгляде на них оказываются не просто необычными. А очень необычными, по-своему уникальными, хотя этих людей мы почти ежедневно встречаем в жизни. Ощущение, что из жизни они и заходят в рассказы Тертычного, чтобы поселиться там и жить полнокровной жизнью, делясь с нами своими сокровенными переживаниями.  Читая книгу «Зоосад», постоянно ловишь себя на мысли, что описанные в ней обычные-необычные люди так похожи на только что встреченных тобой. А ведь это и есть главный писательский талант - в самом обычном, при поверхностном взгляде на него, человеке увидеть целый мир, а то и вселенную. 

Как же обедняет художественную прозу гонка авторов за супер-героями! Сделав ставку на внешне необычного героя, писатель сам себя загоняет в рамки внешнего сюжетного повествования. Думается, что тяга к внешне необычным персонажам идет от подсознательного осознания тем или иным авторам собственного неумения найти подход к душе человека, осознания того, что ему, автору, не достанет мужества быть откровенным с читателем и распахнуться ему. И вот супер-герои в подавляющем большинстве нынешних многотомников наперегонки спасают мир, демонстрируют свои уникальные нечеловеческие умения. Сюжет кипит и все вроде прекрасно. Но беда в том, что интересна такая сюжетная проза  только один раз: единожды прочитав и узнав сюжет, перечитывать такую внешне яркую книгу не хочется, ведь зачастую за внешней яркостью супер-героев нет никакого внутреннего сюжета-развития их души. Да и какая душа, если есть столь активное-сюжетное «тело», поглощающее душу?.. Внешне яркие, такие персонажи  «полые» внутри.  Начиная со времен так называемой перестройки литературе вдруг стал вовсе неинтересен обычный человек. Подумаешь, станционный смотритель! Подумаешь, Иван Африканович! На волне усиления западного искусства в нашей стране, читатель, что говорится, повёлся на внешнюю яркость героев. А писатели пошли на поводу у читателей вместо того, чтобы повести читателей за собой. В главные герои вышли всевозможные творческие работники, интеллигенция, диссидентствующие граждане… Дальше больше и необычнее,  пошли в ход другие чудики - маргиналы, нетрадиционные люди, алкоголики, наркоманы и прочие «тунеядцы»…

Ивану Тертычному всегда был и остался интересен именно обычный с виду человек. И в этом смысле Тертычный  необычный для сегодняшнего времени писатель. Не гонится за внешней яркостью, предпочитая яркость характеров и судеб, скрывающихся часто под самой заурядной внешней «оболочкой».

Новая книга Ивана Тертычного «Зоосад» - это с любовью выписанная галерея судеб, портретов и характеров вполне обычных с виду людей, наших современников. Характеров, через которые видна вся Россия. Будь это очень напоминающий деда Щукаря в рассказе «Абриант» сосед героя повествования, в котором забавно и самобытно воплощен талант нашего народа  к словотворчеству. Читаешь, как преобразовывает и как своеобразно понимает и трактует на свой лад некоторые общеизвестные чудак-сосед  в рассказе «Абриант» (так сосед склонен называть бриллиант) и сразу вспоминаешь шолоховского деда Щукаря с его пониманием слов «акварель» - «это такая красивая девка» и «бордюр» - «это совсем даже наоборот»…. Для соседа понятие «абриант» служит лучшей похвалой. И свое  словотворчество он, как типичный представитель нашего народа, не настроен держать в «закромах», хочет и готов поделиться своими словесными изобретениями со всеми знакомыми и даже малознакомыми людьми.

Ко всему прочему Иван Тертычный на редкость тонкий знаток женской непростой психологии. Думаю, это помогает ему не только в творчестве.  В писательском сообществе бытует убеждение, что писательство – дело индивидуальное, и два писателя в одной семье – перебор. История литературы, впрочем, это убеждение не опровергает, свидетельствуя, что семейный союз двух писателей если и бывает  плодотворным, то как правило, недолго. И скорее как исключение. Вот про такую исключительность семейной писательской пары  Ивана Тертычного и Светланы Вьюгиной не могу не сказать. Смотрю уже многие годы… да что смотрю? Любуюсь семейным союзом Вьюгиной-Тертычного и почему-то не боясь сглазить, так и хочу воскликнуть: «Друзья, прекрасен ваш союз!».  

Когда читаешь рассказы Ивана Тертычного, где героинями выступают женщины, невольно изумляешься тонкому знанию автором женской психологии и пониманию женской натуры (рассказ «Улыбка» в новой книге Тертычного «Зоосад», да и не только он!). Тертычный-прозаик наблюдателен, но его  наблюдательность не аналитическая, холодно изучающая душу человека. Тертычный, не скрывая этого от читателя, откровенно  любуется человеческой непростой, а часто и противоречивой,  душой, принимая своих героев такими, как есть. Может, именно это писательское и человеческое умение приятия людей, и является залогом творческой плодотворности и счастливой семейности?

С Иваном Алексеевичем мы познакомились так давно, что и не припомню точно, когда именно это случилось. Ощущение, что мы и не знакомились, а просто я знаю и всегда знал этого человека. Но вроде наше первое «пересечение» состоялось в мой первый приезд в Москву уже в новом моем долгожданном качестве – члена Союза писателей России. Будучи человеком зрелым, писателем я был «молодым» в том смысле, что только-только получил красные писательские «корочки». Шутки шутками, но не потому ли я и направился в журнал «Россия молодая», где работал Иван Тертычный, что был «писательски молод». Иван Алексеевич и стал  «крестным» отцом моей первой столичной публикации, к полной моей неожиданности принявший меня, провинциала, душевно и радушно. Напечатал мой  рассказ «Вовкин поцелуй» в журнале, где трудился. Затем Иван  Алексеевич, что говорится, пошел на повышение – был назначен главным редактором журнала православных народов «К Единству!». И снова я благодарен ему, что на страницах этого журнала увидели свет многие мои рассказы о сиротском детстве. Как-то незаметно и естественно наши писательские  отношения переросли в просто дружбу. Более того, мы стали дружить семьями. Светлана Васильевна Вьюгина не просто талантливый писатель, в каком качестве я знал ее ранее. Через Ивана Алексеевича она открылась мне и как прекрасная жена, хозяйка -  под стать своему душевно щедрому мужу. Приедем, бывало, с женой в Москву, зайдём в гости в Тертычному и Вьюгиной на тихую улицу Удальцова… Сидим, наговориться не можем – о  жизни, о любимых писателях, даже о политике, о которой не может быть приятно говорить, но с Иваном  Тертычным и Светланой Вьюгиной даже политические разговоры становятся приятными… Сидишь у  хлебосольных хозяев, купаешься душой в неспешной их душевной речи и ловишь себя на том, что уходить не охота… Доброе и понимающее творческое слово Ивана Тертычного не расходится с жизнью. Он пишет так же, как и живет. И живет – как пишет. Его талант прозаика, рассказчика чужд всякой выспренности, естествен, как задушевный разговор с давно знакомым человеком, а потому не удивительно, что любим и востребован читающей Россией. 

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную