Жить по Божьим заповедям
Слову писателя дано звучать голосом народа. Писали о крестьянском быте, о земле-кормилице Фёдор Абрамов, Василий Белов, Борис Можаев…

Александр Арцибашев, чьё 60-летие мы отметили в прошедшем году, продолжает этот ряд писателей-деревенщиков. Его книги: «Хлопоты Филатовых», «Посвяти земле жизнь», «Прости, отец», «Дождаться яблоневого цвета», «Крестьянский корень» – не просто о крестьянском труде, они – о русской судьбе. В отличие от писателей – предшественников, проза и публицистика А. Арцибашева проникнуты анализом факторов геополитического характера, которые влияют на жизнь русской деревни.

В своих книгах А. Арцибашев глубоко исследует причины вопиющих трагедий нашей страны сегодня: разорение сельского хозяйства по сути крестьянской страны;, предостерегает об экологической катастрофе, связанной с варварским отношением к природе; встаёт на защиту отечественных культурных ценностей; отдаёт дань благодарности забытым старикам, доживающим свой век, которые ещё недавно кормили страну и были её опорой.

А. Арцибашев приводит в одной из своих статей слова депутата Козловского дворянства Григория Коробьина, сказанные два века назад: «Известно, что земледельцы суть душа обществу, следовательно когда в изнурении пребывает душа общества, тогда и самое общество слабеет; и так от изнеможения общества души недействительными через то самое остаются и члены общества, то есть, разоря крестьян, разоряются и все прочие в государстве».

Земля должна быть у крестьянина и на земле нужно работать, потому что где богатство и достаток, «там уже и просвещение, там и настоящая свобода» (А. Столыпин).

Заботит писателя дефицит на государственных людей в стране, давшей Сергия Радонежского, Дмитрия Донского, Афанасия Никитина, Андрея Рублёва, Кулибина, Лобачевского, Столетова, Докучаева, Менделеева… «Был Демидов – Россия экспортировала металл, сделала головокружительный скачок в развитии горного дела, металлургии; был Савва Морозов – во всём мире славились русские ситец и лён; был Савва Мамонтов – прокладывались первоклассные железные дороги. Третьяков оставил государству знаменитую картинную галерею». А что наше поколение оставит своим детям? – слышится вопрос писателя.

Проза А. Арцибашева имеет обличительный характер, но по сути она проникнута заботой о каждом человеке, о каждом уголке нашей земли. От его глаза не ускользает никакая проблема, будь она в подмосковном селе или на Дальнем Востоке, никакая человеческая трагедия. Где бы ни ездил писатель, всюду откликается он на боль простого народа. Есть ли от этого утешение народу? Есть. Если бы не писал, было бы гораздо хуже.

 

– Александр Николаевич, откуда у Вас такое тяготение к земле, любовь к простому народу и душевная теплота, которая присутствует в ваших произведениях?

– Мы жили в селе Петропавловское в Североуральске. У бабушки всегда горела лампада перед иконами. Я знал годовой круг церковных праздников: мы ждали Рождества, затем Сретения, а потом уже и Пасха. На Троицу ходили в лес за берёзовыми веточками, день Петра и Павла, престольный праздник, пророка Ильи, Спас…А родился я перед Покровом. Во мне всегда жила память о моих предках. Я, будучи пионером, говорил бабушке: «Когда ты умрёшь, я везде, где бы я ни был, буду ставить тебе свечки». С этим я пошёл по жизни.

Закончил Свердловский институт народного хозяйства. Тяга к литературе пересилила. Поступил в Уральский университет на факультет журналистики, продолжая работать в областной газете «На смену!» и собкором «Комсомольской правды» по Уралу. Вскоре пришлось переехать в Москву, и закончил уже Московский Университет. Три года работал спецкором в газете «Советская торговля», затем был помощником министра Роспотребнадзора. Проехал почти всю Россию: чернозёмы, суглинки, подзолы, вечную мерзлоту. Удивлялся: занесёт ветер песчинку на скалы Уральского хребта и начинается жизнь – вырастают кедры в три обхвата. Я видел такие деревья, которым по 500 лет. Вот что такое сила земли.

Иногда задумаюсь, почему-то Господь так устроил, что мы не помним свой первый шаг, но на лице ребёнка, когда он делает этот шаг – счастье. Это настоящее счастье – идти по земле на своих ногах. И этот первый шаг – промысел Божий, Господь за него отвечает, а вот за все последующие шаги по жизни отвечаем уже мы сами.

– Наверное, отвечать перед Богом нам придётся и за то, как наследили мы на земле, варварски уничтожая природу; забрасывая пашни, которые облагораживали наши предки с великим трудом?

– Человеческая цивилизация началась с земли, когда человек стал выращивать хлеб, развивалась горнорудная, затем металлургическая промышленность, а пришли сейчас к тому, что загадили землю ядохимикатами. Человечество строит атомные станции, а радиоактивные отходы закапывают в землю – в Сибири. Везут со всей Европы в Россию, потому как у нас большие пространства, везут тайно, за взятки.

Мир сейчас стоит перед экологической катастрофой! В прошлом столетии мы запустили человека в космос, а сегодня космос загрязнён настолько, что в ближайшие 20 лет полёты туда станут невозможными. Спрашивается, зачем мы потратили столько сил и средств на освоение околоземного пространства?

Мы даже о своём потомстве не заботимся. Ежегодно в России становится сиротами сто тысяч детей – при живых родителях. Это – убийственные факты. Ни одна зверушка не отказывается от своего дитя. Только человек так жесток.

За годы «реформ» население России сократилось на 20 млн – это в основном русские люди. За 10 лет умерло 36 млн, а рождаемость составила только 16 млн и то в большинстве нерусских. Исчезло с лица земли 30 тысяч сёл и деревень. Это сопоставимо с потерями во Второй мировой войне. А где враг?

Я считаю, главной причиной убыли населения является отсутствие здоровой пищи. Магазины заполнены импортными продуктами, есть которые по большому счёту нельзя. Это – химия. 95 % школьников имеют ту или иную патологию, а родители удивляются: от чего? Живое молоко, которое даёт корова, сродни живой воде, а мы пьём порошковое молоко. Пьём из мёртвых источников.

Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев на одном из закрытых заседаний правительства заявил, что объём контрабандного мяса составляет 300 тысяч тонн. Оно в нашу страну поступает из Китая, стран Восточной Европы, Индии, Латинской Америки. Большая доля колбасных изделий выпускается как раз из такого нелегального мяса. Продукты набивают различными красителями, эмульгаторами. Подсчитано, каждый из нас в год съедает по 4 килограмма чистой «химии». Наш организм не выдерживает. Статистика смертности растёт.

Плюнули на свою деревню, а оказалось, плюнули на самих себя, бездумно принимая всё иностранное. А на Западе давно перешли на технологии производства продуктов с использованием гормонов роста, генномодифицированных продуктов, антибиотиков. Посмотрите на американцев – 2/3 страдает ожирением, то же самое в странах Западной Европы. Теперь уже в России 25 % толстяков.

Раньше многие продукты хранили в деревянных бочках: огурцы, грибы, птицу, рыбу, мёд, мочёную бруснику, виноградное вино. Продукты оставались там экологически чистыми. Сейчас всё в полиэтилене, которым забиты все свалки. Пластиковые бутылки не разлагаются в течение нескольких столетий, соединяясь с водой, отравляют её. Это – бомба замедленного действия, которую мы оставляем своим детям. Половина человечества страдает от нехватки питьевой воды. Уже сейчас на земле население 6 млрд, а через полвека будет 12 млрд. Что будем пить?

– Почему же народ смирился с таким положением? Лень? Безразличие?

– Люди неинформированы. Газет не читают. Радио и телевидение захвачены враждебными народу силами. От народа скрывают не только экономическое состояние государства, но и экологическое. Идёт нравственное разложение нации путём показа по телевидению всякой мерзости: убийств, разбоя, грабежей, насилия, педофилии и так далее. Народ запуган. Не видит впереди просвета. Отсюда повальное пьянство, наркомания, апатия. У такого народа нет будущего. И всё-таки я – оптимист. Достигнув дна, русские воспрянут и начнут возрождать Отечество.

– Александр Николаевич, в Ваших повестях и рассказах запечатлены реальные люди – в основном, крестьяне, которые несут вековую мудрость своего народа. В них – знание и понимание родной земли, природы, умение выживать в тяжелейших условиях. Неужели не могут выйти сейчас из крестьян руководители, которые взяли бы в свои руки возрождение хозяйств хотя бы на своей малой родине?

– Все привыкли смотреть вверх, на царя-батюшку. В то же время из истории мы знаем, что царей свергали. В мужике живёт лёд и пламень, нежность и злость, доброта и ненависть, он способен и строить, и рушить, – об этом писали Пушкин, Гоголь, Л. Толстой, Тургенев, Бунин, Шолохов. В коллективизацию уничтожили 15 млн самых лучших крестьян. Особенно хвастался успехами в этом деле первый секретарь ЦК Компартии Украины Никита Хрущев. В ответ от Сталина ему пришла короткая телеграмма: «Остановись, дурак!». Сейчас сваливают всё на Сталина, но не он один расстреливал невинных и ссылал крестьян в Сибирь. Жутко мне от этой крестьянской трагедии.

Искони на Руси был строгий народный порядок жизни. Вспоминаю наши уральские кедровые рощи рядом с сёлами, куда никто не имел права пойти шишкарить до срока. Так же и со сбором ягод, грибов, охотой. Никакой милиции не требовалось. Всё саморегулировалось. Ведь ещё Петр Первый издал указ, чтобы за пятьсот саженей к реке с сохой не подходить. И до тридцатых годов следовали этому правилу. А что ныне в лесах? В то время как на западе – в Америке, в Европе государство выделяет огромные суммы денег для поддержания духа провинции, устраивает фестивали, праздники, где героями дня становятся простые люди, предки которых основывали деревни и фермы. Там в самых заштатных городках играет музыка кантри и звучат классические симфонии. А у нас – пьяный вой.

Страшная беда – пьянство. Не у многих есть возможность опомниться. В наши деревни завозят дешёвое моющее средство – люди пьют и умирают миллионами! А что государство? Никаких мер по искоренению пьянства по сути не принимается. Скоро некому будет пахать и сеять. Из 220 млн гектаров сельскохозяйственных угодий мы забросили более половины, в том числе 50 млн пашни.

– Что сейчас в наших силах сделать для сохранения деревни? Что делаете Вы?

– При Союзе писателей создан Общественный совет по возрождению деревень. Его задача – сохранить то, что осталось. Возможно, он будет работать при Всемирном Русском Народном Соборе.

Сейчас пустеет деревня, крестьяне как одуванчики разлетелись по всей России в поисках работы, разъединяются семьи. А если земля не обрабатывается три года, её по закону имеют право передать в другие руки. Землю скупили олигархи, но они в течение многих лет не производят никакой сельскохозяйственной продукции. Земля для них – это товар. Они ждут, чтобы выгоднее её перепродать. А местная власть не спрашивает с них за это. Задача Общественного совета – помочь людям вернуть землю в оборот и помочь возродить хозяйство на местах. А значит: возвратить традиции: православные, песенные, обрядовые.

Недавно был в Никольском Верхотурском монастыре и настоятель отец Филипп с горечью говорил о том, что из тридцати чернецов ни у кого нет тяги к земле. Некому покрыть крышу – нет кровельщика. Монахи испокон веку распахивали землю, держали скот. В Верхотурском монастыре тоже 60 гектаров земли, выращивают овощи, но на трактор посадить некого…

– Можно ли прогнозировать, что нас ждёт в ближайшем будущем?

– Я – православный и мне грех унывать. Но вот я был на ВВЦ и встретился там с председателем колхоза Горстскинское В.Ю. Ласточкиным из Кемеровской области Гурьевского района. У него крепкое хозяйство, четверо детей. В колхозе большое стадо: около тысячи коров, что по нынешним временам редкость. В этом году в Горсткинском намолотили 16 тыс тонн зерна. То есть крестьяне с хлебом. Верю в таких хозяев.

– Сегодня нет у нас иного выхода, чем возвращение к земле – только так сможем сохраниться как нация?

– Меня печалит, что у нас уже Сибирь наполовину опустела. Там много китайцев, вьетнамцев. Удержат ли русские Сибирь? Ещё Пётр Столыпин говорил о необходимости продолжения строительства Транссиба, иначе в тех краях скоро будет жить другой народ. К нему тогда прислушались и проложили Амурскую ветку железной дороги. Выдающиеся достижения русских строителей, титанический подвиг простого народа изумили мир. Это была победа русской технической мысли. Недаром слова Великий Сибирский Путь писали только с заглавных букв. Проекты мостов через крупные сибирские реки удостаивались высших призов на международных выставках и считались за эталоны во всем мире. Глядя на эти сооружения, думаешь про себя: «Как могла кучка "чикагских" мальчиков обмануть на исходе ХХ века народ, который построил и в течение ста лет держит в рабочем состоянии самую протяженную в мире железнодорожную магистраль?».

– Александр Николаевич, Вы – писатель-борец. Вообще писатель часто предостерегает, даже предсказывает.

– Да, мне больно за Россию. Я выступаю за возрождение деревни, за сохранение наших культурных ценностей. 20 лет назад в своей книге «Бриллианты Шаляпина» я писал о том, что у нас растаскивают музеи. Я дошёл до президента Ельцина. Тогда против меня было возбуждено уголовное дело. Теперь, когда обворовали Эрмитаж, стали проверять все музеи, и выяснилось, что пропало около ста тысяч ценных экспонатов…. А ведь тогда не прислушались ко мне.

– Александр Николаевич, над чем работаете сейчас?

– Изучаю в архиве древних актов, как в XVIII веке зарождалось горнозаводское дело на Урале. Мой герой – Верхотурский ямщик Максим Михайлович Походяшин. За какие-то двадцать лет он стал крупнейшим горнозаводчиком и его заводы давали треть всей меди. На его пушках Россия выиграла не одну войну. Вот на что способен русский человек! До сих пор стоят четыре великолепных храма, построенные им. В том числе в моём родном селе Петропавловское, куда я приезжаю каждое лето.

– Спасибо Вам за твёрдую писательскую позицию. Вы пишите о животрепещущих проблемах. Ваше слово подтверждается делом.

– Нам нужно всем понять, что веры не бывает без дела. У меня большой сад в Подмосковье. А кто построил дом и сад, уже выполнил своё предназначение на земле. Я выращиваю на участке картошку, морковь, свеклу. В саду – облепиху, жимолость. Смотрю на всё это и ощущаю длань Господа, который благословляет мои труды. У меня на все праздники и дни поминовения усопших родителей горит лампадка перед иконой. Я живу полнокровной жизнью. Люблю людей и продолжаю жить по Божьим заповедям.

Беседовала Ирина Ушакова

Вернуться на главную