ОТ РЕДАКЦИИ: Автор этой статьи - Константин Анатольевич Бабкин - известный предприниматель, Председатель Московского экономического форума.
В сети можно найти его статьи, анализирующие возможности экономического развития нашей страны, скажем так, не с иждивенческих, а с созидательных позиций.
Константин Анатольевич уверен, что рост нашей экономики может увеличиться, если "создавать условия не для олигархических  структур, а для развития малого, среднего бизнеса", "развивать собственную несырьевую экономику" и др.
Мы предлагаем читателям "РП" его размышления о роли культуры в жизни народа и страны.

Константин БАБКИН, промышленник, политик, совладелец завода "Ростсельмаш", Председатель МЭФ

"Я тоже веду войну..."

 

«Я встретил одного художника и спросил, пойдет ли он на войну? Он ответил: «Я тоже веду войну, только не за пространство, а за время. Я сижу в окопе и отымаю у прошлого клочок времени. Мой долг одинаково тяжел, что и у войск за пространство».
Велимир Хлебников. КА

 

Идейное доминирование глобалистов подошло к концу. Мир распадается на куски. Точнее, процесс перекрашивания различных частей мира в одну стандартную культурную и экономическую расцветку закончился. Мир разнообразен, и таким останется ещё очень долгое время.

И это хорошо.

Нам в России выпало непростое счастье иметь свою собственную комплексно развитую цивилизацию.

У нашей страны есть политическая независимость, надёжная обороноспособность. Есть все объективные условия для построения комплексно развитой высокотехнологичной экономики и для сохранения и развития мощной, привлекательной и самобытной культуры.

При этом культура России находится под давлением культуры западной и страдает из-за сбитых ориентиров и отсутствия ясной государственной стратегии.

Необходимо проанализировать ситуацию, осознать проблемы и уверенно двигаться вперёд.

 

Почему политика в области культуры важна.

Культура и искусство пронизывают всё. Культура отражает внутренний мир общества, формирует завтрашний день. Живая, адекватная времени эстетика программирует будущее, формирует смыслы, даёт моральную силу, делает эффективной пропаганду и способствует повышению качества продуктов.

Экономическая сила, социальное устройство, последовательная политика, привлекательная культура поддерживают друг друга, образуя цельность цивилизации. И наоборот, разрозненность этих составляющих ведёт к слабости. Толкает идти по чужому пути духовных исканий. Принуждает народ играть в различных областях жизни на вторых и третьих ролях.

 

О чем мы думаем сегодня, куда стремимся?

Сегодня назвать российскую культуру полностью здоровой нельзя. Она находится под давлением западной политики и культуры. Мода в одежде продвигается зарубежными сайтами и компаниями, на один ресторан русской кухни приходятся десятки, если не сотни, ресторанов кухонь зарубежных, надписи на вывесках зачастую пишутся не по-русски, песни по радио в большинстве своём звучат не на русском языке.

На здании напротив Государственной думы, на месте которого раньше находилась гостиница Москва, среди многочисленных надписей на иностранном языке, есть единственная вывеска на русском: «Страна, которой нет». И в этом есть какая-то метафора. 

Очернение нашей истории, восхваление и продвижение западной истории и культуры были обычным явлением в различных теле- и радиопередачах, даже в школьных учебниках.

Молодёжь скорее и больше узнает о деяниях, узнает, кто такой Мартин Лютер, чем протопоп Аввакум, Авраам Линкольн, чем Муравьёв-Виленский. 

Надо отметить, что периоды ослабления интереса к собственной культуре и истории в России уже бывали.

Во время Петра I дворяне переоделись по иностранной моде, стали есть и пить по-европейски, строить здания в стиле, пришедшем из-за рубежа. Даже через век пушкинская Татьяна «по-русски плохо знала», а считавшийся авторитетным мыслителем Чаадаев написал такую глупость: «Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли, мы не внесли в массу человеческих идей ни одной мысли, мы ни в чем не содействовали движению вперед человеческого разума, а все, что досталось нам от этого движения, мы исказили…».

Эту болезнь Россия успешно преодолела, и вторая половина 19 века была расцветом русской государственности и культуры. Русское искусство, пребывая в поисках идеи народности, прекрасно обходилось без западного рынка, при этом находясь в полном чувстве возвышенной независимости и даже скепсиса по отношению к европейскому современному искусству.

В первые десятилетия Советской власти содержанием искусства и самими творцами занималось государство, приняв на содержание всю армию деятелей культуры и опираясь на свежую тогда и вполне продуктивную идеологию. Вера в то, что страна идёт во главе всемирного социального прогресса, давала силы и позволила добиться множества впечатляющих побед и открытий, в том числе в области культуры.

Затем, начиная с 1980-х и по сегодняшнее время, русское искусство пытается найти свою идентичность вновь в контексте западного нового искусства 20 века, порождая региональные свои многообразия, как переработанные находки и открытия того же Запада. Так в 90-е рождаются институции - копии европейской сцены... это фонды, галереи, биеннале и какой-нибудь рынок. Казалось, не было в форме ни идеологического различия нашего и западного, а были сообщения из своеобразной далекой провинции языком радикального акционизма или концептуализма на русские дикие темы. Далее эти практики, связи и информированность породили разные безликие международные универсалии под названием contemporaryart, которому стали обучать у нас молодое поколение новые художники, прошедшие международный опыт биенналь-триенналь. Эта модная сцена существовала отдельно от жизни страны и традиции, выдавая ее за как бы актуальность передового искусства в отсталой полудикой стране.

Сегодня волна санкций, пандемийные ограничения, разница подходов к будущему Украины, вылившаяся в вооружённое противостояние, выстроили высокий барьер между Россией и Западом. Произошёл исход знаковых поклонников западной культуры из страны. Это даёт шанс и побуждает Россию вновь обратить взгляд на себя, и именно в себе искать источники силы.

При взгляде назад мы и Запад видим разное.

Для Запада сотни лет славянской истории прошли незамеченными, Византия для западной культуры — боковая ветвь Рима, оставившая после себя мало следов. Для нас в этих пространствах - источник языка, религии и морали, и всех прочих основ.

В Америке в условиях промышленного оживления в 1942 году всходит звезда Пегги Гугенхайм и абстрактных экспрессионистов, — у нас в это время жестокая борьба за выживание государства и реалистичные и пафосные Корин и Дейнека. Там 70-е, Энди Уорхол с пропагандой потребления — у нас мечты о космосе, суровый стиль и потребительский дефицит.

Россия живёт рядом с Западом, но всегда идёт своим путём.

 

Второе перепутье.

Возможно, во всём мире искусство и культура находятся в непростой ситуации.

В XX веке и ещё ранее людей питала идеями вера в прогресс.  Научные и географические открытия, появление паровых машин, переход транспорта от использования лошадей к автомобилям, самолётам, реактивным самолетам, выход в космос, освоение атомной энергии.

Быстрее, выше, сильнее! К новым планетам и звездам!

Удивительные достижения техники изменяли общество и вели его вперёд.

К концу XX же века вдруг оказалось, что жизнь в условиях расширяющегося мира закончилась, расширять освоенное пространство больше некуда, а дальнейший технический прогресс и увеличение выпуска машин и других товаров не столько решает проблемы, сколько создаёт новые. Оказалось, что более быстрые самолёты, более мощные ракеты и мощные реакторы создают угрозу своим создателям. На горизонте замаячил риск исчерпать ресурсы и в итоге потерять планету.

В нашей стране такие рассуждения вылились в застой, потерю ориентиров и в распад страны. На Западе этот переход (его называют переходом из эпохи модерна в постмодерн) был отложен расширением западной культуры и экономики на территории, ранее занятые социалистическим лагерем, и эйфорией от ощущения победы в Холодной войне. 

Но и Запад эта ломка в итоге настигла.

В последние годы возникла новая ситуация. Новые технологии, компьютеризация и искусственный интеллект открывают новые пространства. Эти пространства состоят в том, что Россия избавляется от пессимизма и растерянности постмодерна, и в обозримом будущем проведёт Новую индустриализацию. Кроме того, перспективы связаны с тем, что человек со смартфоном в руках, управляющий дронами, может осваивать пространства, недоступные при применении традиционной техники. Человечеству вновь есть куда двигаться.

Итак, Россия переживает сейчас две трансформации — переход из постмодерна в метамодерн, и выход из-под влияния Запада, обращение взоров на прошлое и существующие задачи русской цивилизации.

Эти трансформации, однако, слабо отражаются в современном культурном пространстве России.

 

Что мы ждём от честного творца.    

Многие художники оказались в сложной ситуации.

Размывается понятие писателя, композитора, художника.

С появлением компьютеров, специализированных программ и машин с технологической точки зрения процесс творчества стал значительно легче. Дилетант с помощью компьютера может написать вполне приличную музыку или создать гармоничную картину.

Книга, написанная маститым писателем и качественно изданная, может иметь в тысячи раз меньше прочтений, чем пост, написанный не сильно образованным блогером.

Скорость распространения и доступность информации затрудняют людям возможность читать большие тексты и вникать в сложные рассуждения.

Прямо возвращаться к наработкам прошлого — не вариант для развития. Все определено как антикварка религиозного сознания, литературщина и народные промыслы, и все их художественные проблемы — это уже отжитые мифы для современного прогрессивного художника.

Жить постоянно прошлым нельзя.  Что дальше?

Современный мир предоставляет огромные возможности для творчества. В искусстве и его применении царит многообразие. Реалистические пейзажи люди вешают дома. Суровый стиль хорошо смотрится в офисах. Наработки абстракционистов превращаются в архитектурные объёмы и архитектурное оформление, коллажи—в оформление сайтов.

Искусство и культура проявляются везде.

Сайты. Кинематограф. Мебель. Посуда. Техника. Везде дизайн. Везде искусство. И люди готовы платить за творчество деньги.

Современные технологии обеспечивают лёгкость распространения контента посредством социальных сетей. Происходит слияние массового и элитарного. Доступность информации и лёгкость общения позволяют увидеть события с множества позиций, что позволяет быть футуристом и ностальгировать по прошлому одновременно.

На сцену всё чаще выходят дилетанты.  При этом профессионалы в области искусства, годами и десятилетиями изучающие историю искусств и оттачивающие умение творить, конечно, нужны. Они глубже проникают в суть вещей и более сознательно идут вперёд.

Итак, неплохо, если бы современные художники проявляли:

Уважение к истории, к культурным наслоениям, их прямое и скрытое использование и цитирование.

Устремлённость в будущее. Вера в позитивный сценарий. Не против, а за.

Открытость и даже жадность к новым технологиям.

Открытость к миру. Видим и ценим культуру Востока, Запада, Юга и Севера. Но мы - отдельная цивилизация, у нас свой путь. Цивилизация Россия.

 

Какова должна быть политика в области искусства?

Государство имеет мощные рычаги влияния на культуру. Государство управляет ведущими телеканалами, театрами, выставочными залами, ВУЗами, отмечает выдающиеся персоны наградами.

Государство расходует бюджет Минкульта и Минспорта, региональных министерств, влияет на финансы госкорпораций, осуществляет стимулирование с помощью налоговых льгот.

При этом ясной и целостной политики в области искусства не просматривается.

В наследие от времён Перестройки остался такой подход: знают и принимают художника на Западе, — значит, он хороший. При этом Запад играл и манипулировал, раскручивая и награждая творцов, продвигающих глобалистскую и антирусскую повестку, и «отменяя» артистов с ранее громкими именами за неосторожные пророссийские высказывания.

Эти подходы подхватывали деятели второго ряда. Легко заметить, что многие раскрученные деятели искусства, декларирующие свою аполитичность, считают хорошим тоном оплевать достижения СССР, и, скажем, пририсовать звериную лапу на портрет Сталина.

Подходы начали меняться, но не исключено, что эти изменения рассматриваются как временные. Мол, кризис в отношениях с Западом закончится, и заживём, как прежде.

Принято считать, что, что бы ни происходило в социуме, искусство должно жить само по себе. Полагают, что искусство должно само определяться, каким ему быть, оно само всегда найдет свою форму выживания.

На самом деле, конечно, искусство ради искусства, искусство как вещь в себе — фикция. Те, кто так говорит и кто так считает, отдают искусство и культуру в руки манипуляторов смыслами и понятиями.

Спрашивают: почему вообще нужна политика? Кто будет инквизитор? По какому принципу будут судить консерваторов или авангардистов, и что есть искусство и чем оно стало сегодня, и кто, вообще, будет содержать новое искусство?

Конечно, нужна не цензура в виде контроля создания произведений. И не инквизиция в виде системы наказаний для отклоняющихся от генеральной линии.

Нужна политика, ведущая вперёд и стимулирующая сферу культуры не самоизолироваться, не терять связи с обществом и служить его укреплению.

Есть различные сферы культуры, в отношении которых любой вдумчивый наблюдатель может указать на существующие странности.

Пришла пора обрисовать современное состояние каждой из этих сфер, обрисовать ориентиры для их развития с точки зрения укрепления цивилизации и сформулировать пожелания к политике, проводимой государством в отношении этих сфер и в отношении культуры в целом.

-Кино. Государство тратит существенные деньги на создание фильмов, при этом в получивших поддержку произведениях видно игнорирование проблем созидания, подача советского и более раннего периодов истории России в негативном ключе, отсутствие патриотизма.

-Театр. Получающие государственную поддержку театры игнорируют темы патриотизма, СВО, вообще избегают современные темы. Либеральная повестка при этом присутствует в существенных объёмах.

Во многих, если не во всех прочих сферах, связанных с культурой, проводится политика, вышедшая родом из эпохи 80-х и 90-х годов, эпохи кризиса России.

Дизайн. Туризм. Архитектура, городская среда. Реклама. Волонтёрские движения. Субкультуры. Краеведение. Изобразительное искусство. Библиотеки. Парки. Образование. Литература. Фотография. Цифровые искусства. Академическая музыка. Эстрадная музыка. Искусство для детей. Искусство в общественных пространствах. Фестивали. Культурная журналистика. Интернет. Мода. Спорт, физическая культура. Гастрономия. И проч.

Ситуацию надо анализировать, надо формулировать политику, и эту политику реализовывать.

Московский экономический форум — место встречи людей, видящих огромный потенциал России, способствующих реализации этого потенциала и готовых ответить современным чаадаевым, словами, которыми в своё время ответил Александр Бенкендорф:

«Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение.»

https://me-forum.ru/media/news/16344/

 

PS. В январе 2024 года в залах западного крыла Новой Третьяковки прошла выставка "Искусство труда", которая по традиции завершала Всероссийский фестиваль идейного позитивного искусства "Время, вперед!", председателем которого является Константин Бабкин. В 2023 году он стартовал в 5-й раз.
На экспозиции было представлено более 200 лучших произведений фестиваля: от живописи и графики до скульптур и инсталляций. Подробнее – в эфире телеканала Москва 24 и в интервью Константина Бабкина сайту "Накануне.ru"

 

"Обществу нужен созидательный дух". Выставка "Искусство труда" откроется в Новой Третьяковке

Фестиваль современного искусства с социальным смыслом "Время, вперед!" открывает пятый сезон. В январе 2024 года в Новой Третьяковке пройдет выставка "Искусство труда".

Экспозицию представят около 200 работ, как рассказал главный идеолог фестиваля — известный промышленник и один из руководителей "Ростсельмаша" Константин Бабкин, в этом году будут представлены не только живопись и графика, но и скульптуры, произведения декоративно-прикладного искусства за авторством как профессионалов, так и любителей.

Главной же объединяющей силой фестиваля по-прежнему выступает жизнь простого рабочего человека.

Фестиваль "Время, вперед!"(2023)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

"Здесь мало улыбающихся лиц почему-то, не так уж парадно получаются эти картины, и образ далеко не гламурный. Но все равно человек труда — это тот, на котором все держится", — уверен Константин БАБКИН.

Как возникла идея единственного фестиваля, который чествует человека труда, кто приходит в галерею, чтобы посмотреть на созидательный труд, представленный современными художниками, и как меняется искусство сегодня, он рассказал в интервью Накануне.RU.

Фестиваль "Время, вперед!"(2023)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

— Константин Анатольевич, фестиваль "Время, вперед!" отмечает в этом году юбилей — пять лет. Как возникла идея создания такого проекта, что на это решение повлияло?

— Я люблю живопись, особенно 20 века, у меня есть своя коллекция. В живописи изображается то, чем общество живет, о чем думает. Искусство соразмерно представлениям людей о важном, о проблемах, которые перед ними стоят.

Допустим, художники-передвижники писали про быт обычных людей, они впервые показали жизнь человека невысокого социального уровня — не министра, не дворянина, а продвинули эстетику реализма, который развивался самобытно, показывал жизнь русских людей. Потом уже появилось искусство модерна. Нестеров, Васнецов, национальный романтизм, возврат к русской истории. Это те проблемы, которые волновали общество, те вопросы, которое оно решало в конце 19 века — в начале 20 века. Потом появилась революционная, авангардная живопись. Черный квадрат, абстрактное искусство — тоже определенная ломка взглядов на общество, отбрасывание старых устоев.

— Во многих своих интервью вы говорили, что тема труда незаслуженно пропала из сферы искусства. Чем вы это объясняете? Почему так случилось, что со времен СССР мы не видим в галереях, в кино и в музыке сварщиков, комбайнеров и электриков?

— Да, с развитием социализма, во время индустриализации, в сталинское время появился соцреализм. В этот момент все было сосредоточено на развитии, потому главным героем стал человек труда. Дальше на искусстве отразилась уже война, но тема созидателя, ученого, рабочего, инженера всегда была главной в искусстве той эпохи. После войны стиль стал более эмоциональным, менее реалистичным, но все же оставался таковым. Это был хемингуэевский подход к восприятию, лаконичный, четкий, правдивый. Обществу хотелось меньше парадности, больше сдержанных эмоций, что тоже отражало дух времени.

Фестиваль "Время, вперед!"(2023)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

Но после 70-х годов, даже с середины 70-х, мне искусство перестало быть понятным. Те картины, которые рисовали в 80-ые и тем более в 90-ые, мне не хотелось рассматривать, коллекционировать, покупать. Я их не понимал. Потерялся стержень, потерялся целостный взгляд. Я не берусь сформулировать, в чем состояли идеи, которые реализовывали художники. Может быть, копирование западных образцов так повлияло. Но потерялся созидательный дух. Сперва перестали рисовать одухотворенные картины, а потом мы потеряли страну.

— Что изменилось сейчас?

— Сейчас я хожу по выставкам современного искусства, и оно меня вообще не трогает — абсолютная пустота в нем, хочется отвернуться. Но общество живет, развивается, современные проблемы есть. Тем более проблемы, с которыми я сталкиваюсь, проблемы развития производства, необходимость экономического возрождения страны, решения социальных вопросов. Общество не стоит на месте, а искусство этого не показывает.

Мы встретились с руководством Московского художественного института имени В. И. Сурикова Анатолием Любавиным, другими профессорами и поговорили о том, что люди работают, трудятся, хотят чего-то добиваться, а в искусстве этого нет. И это неправильно. И мы пригласили студентов и преподавателей суриковского института на "Ростсельмаш". Они приехали, сходили по цехам, порисовали, и из их произведений получилась хорошая выставка. Потом она была показана в других местах, всем понравилось, тема живая и отражает современное состояние общества. Не все проблемы, но созидательную его сторону, а это самое важное, я считаю.

фестиваль позитивного идейного искусства "Время, вперед!"(2019)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

— Что такое труд для вас? И что в рамках страны значит простой рабочий человек?

— Мы хотим показывать человека труда с позитивной стороны, а не как человека безысходности, как это было в 90-ые. "Мрачняка" и на других выставках полно. Для человека всегда в радость позитивный, созидательный труд. Но это совсем другое искусство. Здесь мало улыбающихся лиц почему-то. Не так уж парадно получаются эти картины. Образ далеко не гламурный. Изображаются не только рабочие, но и инженеры, люди интеллектуального труда тоже присутствуют на полотнах.

Кто для меня человек труда? Это человек, на котором все держится. Бездельников, блогеров полно и на телевидении, и в интернете, их продвигают, и вырастает поколение "даней милохиных". Для меня это деструктивные образы. А человек труда это то, на чем общество держится, но, кроме нашего проекта, я что-то других подобных не знаю. Мы важнейшую часть жизни России показываем. Проект выполняет не только эстетическую функцию, но и практическую. Все больше художников вовлекается в фестиваль, все больше предприятий.

Татьяна Авдеева(2023)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

— То есть вы тем самым поддерживаете не только рабочих, показывая, как важен их труд, но и влияете на искусство? Находится все больше творцов, которые готовы изображать человека труда и отдаваться теме созидания, зная, что их картины не останутся невостребованными?

— Да, я знаю нескольких художников, которые, если бы не поучаствовали в нашем проекте, если бы их картину не выставили в залах Третьяковки, то они, может быть, и бросили бы свою работу. Мы поддерживаем тем самым людей с созидательным направлением мысли.

— Пять лет уже фестиваль существует, выставка часто менялась. Расскажите, какие были перемены, с чем они были связаны? Как менялись члены жюри, как проходят процессы на "внутренней кухне"?

Фестиваль "Время, вперед!"(2023)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

— Жюри остается, состав не сильно меняется: действительный член Российской Академии художеств, профессор, ректор МГАХИ им. Сурикова Анатолий Александрович Любавин, народный художник России Сергей Гавриляченко — основа жюри. Кто-то включается в проект, кто-то не может приехать в напряженные предновогодние или новогодние дни, не всем удается реально участвовать в наших проектах. В целом, жюри — это представители искусства и люди, имеющие представительство в промышленности. А "внутренняя кухня" довольно простая — мы коллективно отбираем работы.

Фестиваль "Время, вперед!"(2023)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

— Да, мы обсудили человека труда, художников, которые находят вдохновение в теме созидания, и сам проект. А интересно, кто ходит на эти выставки, кому сегодня интересна эта тема? Это обычные люди или сугубо рабочие, промышленники?

— На самом деле, мы не проводили такого среза — кто именно ходит на наши выставки, но мы рады всем. Приходят те же люди, что и ходят в Третьяковку. Молодежи много приходит, что заставляет верить в будущее. Я бы сказал, что молодежь доминирует там, превалирует. Мы возим выставку по регионам, организуем в разных городах выставки из работ участников нашего фестиваля. Каждая экспозиция живет в течение года, так что вы можете представить, сколько людей приходят посмотреть на картины, это разные люди, тема интересна всем. И этот интерес растет, потому и выставка расширяется. Поначалу мы выставляли 50 работ, сейчас их больше 200.

Фестиваль "Время, вперед!"(2023)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

— Что нас ждет на выставке в этом году?

— Там будут и скульптуры, и графика, и инсталляции, и прикладное искусство. Беседы и обсуждения будут вести и искусствоведы, и философы, будем рассуждать о путях современного искусства и о пути России — куда ей развиваться, глядя в отражение именно такого искусства, благодаря которому и можно добиваться высот.

Фестиваль "Время, вперед!"(2023)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

Следите за анонсами на сайте. Приглашаю всех участвовать в нашем фестивале!

Фестиваль "Время, вперед!"(2023)|Фото: пресс-служба фестиваля "Время, вперед!"

Беседу вела Елена РЫЧКОВА

https://www.nakanune.ru/articles/121537/

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную