Владислав Бахревский: грани таланта

15 августа отметил 75-летие известный российский советский писатель, лауреат Пушкинской премии, автор более 50 книг (в т.ч. исторических повестей и романов, вышедших в популярной серии ЖЗЛ), Владислав Бахревский.

Владислав Анатольевич Бахревский родился 15 августа 1936 года в Воронеже в семье лесничего. Семья много кочевала: Горьковская область, Рязанщина – позже в эти лесные места писатель поселит героев своих книг, таких же мальчишек, каким был сам. Детство, проведённое в лесу, жизнь на лоне природы во многом определили характер и судьбу будущего мастера слова, его любовь к Родине и её истории, умение видеть большое в малом, чувствовать и понимать красоту родного края.

В 1948 году Бахревские осели в подмосковном Орехово-Зуево, где Владислав окончил школу, а затем литфак Орехово-Зуевского пединститута. Именно в Орехово-Зуево сформировался самобытный талант писателя, здесь, на литфаке пединститута, Владислав Бахревский руководил созданным им литературным кружком, а впоследствии возглавлял городское литературное объединение, из которого вышли такие талантливые авторы, как Николай Дмитриев, Аркадий Кошелев, Фёдор Камалов и другие.

В 1960 году вышла первая повесть писателя – «Мальчик с Весёлого». В 1967 году Бахревский был принят в Союз писателей СССР. За долгие годы литературного труда им было создано более ста книг как для взрослых, так и для детей. Это повести о военном и послевоенном детстве, исторические романы, рассказы, сказки, миниатюры, стихотворения. Многие из них переведены на иностранные языки и изданы за рубежом.

С 1975 года Бахревский жил в Оренбуржье, но много ездил по стране: бывал в Сибири, на Камчатке, Сахалине, в Карелии, на Алтае, собирая бесценный материал для своих книг; работал корреспондентом районной газеты, сотрудничал в «Литературной газете», в детских периодических изданиях «Пионерская правда», «Пионер», «Мурзилка» и многих других. Не одно поколение советских детей выросло на книгах Владислава Бахревского: «Дядюшка Шорох и шуршавы», «Дворец Золушки», «Дом с жабой», «Желуди», «Журавлик», «Кот в сапогах с секретами», «Лекарство от семидесяти семи болезней», «Нормальная температура», «Первоклассник Митя и кролик Ушки-на-макушке», «Собака на картофельном поле», «Строение пера», «Тихая плакса», поэтические сборники «Лошадиная поляна», «Золотые к сердечку ключи» – трудно даже перечислить всё, что вышло из под пера сказочника и поэта. В сказках, детских повестях и рассказах раскрываются лучшие качества Бахревского-стилиста, они расцвечены юмором, озарены сказочной фантазией и затрагивают те нравственные проблемы, с которыми сталкивается по мере взросления каждый ребёнок. Произведения писателя учат отличать добро от зла, поступать честно вне зависимости от обстоятельств.

Признание взрослых читателей получили исторические романы Бахревского «Хождение встречь солнцу» (1967, о Семёне Дежнёве), «Всполошный колокол» (1972), «Тишайший» (1984, о царе Алексее Михайловиче), «Никон» (1988), «Виктор Васнецов» (1989), «Долгий путь к себе» (1991, о Богдане Хмельницком), «Василий Иванович Шуйский, всея Руси самодержец» (1995), «Аввакум», «Страстотерпцы», «Столп» и другие, составляющие грандиозный цикл, где писатель исследует ключевые, переломные моменты русской истории, пишет об истоках русского национального характера, который даже под давлением самых суровых обстоятельств оставался неизменным. Из поколения в поколение передавались русскими людьми такие качества, как верность Отчизне, терпение, сила духа и стремление к нравственному совершенствованию.

Сам Бахревский нередко называет себя поэтом в прозе и даже свою фамилию считает говорящей: «бахарь» – старинное русское слово, восходящее к глаголу «баять» – «рассказывать, петь» (вспомним мифического певца – Баяна, упомянутого в «Слове о полку Игореве»), то есть «бахарь» – это певец-сказитель. Таким и выступает чаще всего писатель в своих книгах, увлекая нас в сказочные миры, где реальность и фантазия причудливо переплетаются друг с другом.

Произведения Бахревского получили высокую оценку критиков. За заслуги в области художественной литературы он был удостоен Пушкинской премии, наград Союза писателей России, звания «Заслуженный деятель искусства республики Крым», стал лауреатом литературной премии имени Александра Грина. Он принимает активное участие в творческой и общественной жизни, является членом жюри различных литературных конкурсов, часто выступает перед читательской аудиторией.

Несмотря на всероссийское признание Бахревский по-прежнему тесно связан с Орехово-Зуево – городом, в котором он вырос и которому отдал немалую часть души и творческих сил. Орехово-Зуевская тема звучит во многих произведениях писателя –повести «Морозовская стачка» (1985), пьесе «Голодный поход» (1970), рассказе «Мишка Ильич» и других. С 2001 года и по сей день Бахревский является руководителем орехово-зуевского литературного объединения «Основа».

Как руководитель объединения он сделал немало для возрождения литературных традиций города: благодаря его поддержке у наших талантливых земляков появилась возможность публикации своих произведений на страницах различных газет и журналов – как региональных, так и всероссийских, многие получили рекомендации для вступления в Союз писателей России.

Окидывая мысленным взором творческий путь Владислава Бахревского, поневоле начинаешь восхищаться яркой личностью руководителя орехово-зуевской «Основы», его замечательными человеческими качествами – скромности, внимательности к людям, искренней заботе о городе и его талантах, трудолюбию и разносторонности художественных интересов. Кажется невероятным, что всё, написанное им, создано одним человеком – нашим талантливым земляком Владиславом Бахревским.

Клим БУЛАВКИН
Орехово-Зуево

http://oz-city.ru/bachrevskiy/

 

"Совесть - мерило величия человека..."

Фрагменты беседы В.А.БАХРЕВСКОГО с крымским писателем-аналитиком Марком АГАТОВЫМ

Владислав Бахревский: Я вчера разбирал рукописи и мне попался на глаза давний рассказ о наших соседях. В Евпатории жила больная от рождения женщина с мамой, которая была всю жизнь со своей больной дочерью. У них была овчарка. Они ходили с этой овчаркой к озеру «Мойнаки» и в этот парк. А еще у них была коза, и эта овчарка пасла козу. Коза жила на балконе в многоэтажном доме и они, наверное, кормились молоком козы. Потом, у них появилась какая-то курица. Я помню, как эта старая овчарка защищала на улице от других собак курицу. Так, кем эти люди были для общества, вечная пенсионерка и ее больная дочь? На мой взгляд, они-то как раз, может быть, и были очень важными людьми для этого мира. Мы же не знаем всех святых. Церковь говорит, вот этот святой, но этот человек святой, потому что он известен и что – то сделал для церкви, сколько-то дал денег, столько церквей построил. А есть люди, которые всю жизнь убирали картошку. Может быть, мешок другой раздавали соседям. Вот и все. И глядишь, они прожили жизнь более святой, более мудрой, чем все остальные, чем мы с тобой творцы.

...Мы живем ради жизни. Во-первых, я думаю, что мы не приходим в этот мир голенькими. Человек приходит от Бога. Короче говоря, дана жизнь и человек с первого вздоха не табула раза, не «ничто». Человек приходит «со всем». Человек 5-7 лет - у кого как, - очень много знающий не мыслями, не информацией, а соприкосновением с Богом, единством с Богом.

Человек – это часть вселенной и когда говорят, ах ребенок, дитя неразумное! - Это говорят наивные люди. Они ничего не понимают в детях. Они не понимают, что разговаривают с посланцами Бога, Бог недаром сказал, будьте как дети. В жизни человека может быть самый важный возраст - дошкольный, когда человек очень много в себе несет. Позже начинают действовать страшные силы человеческого бытия и страшные силы порой исходят из самой семьи, когда семья неблагополучная. Когда вырастали мои дети, а мой старший сын был очень талантливый мальчик, он в пять лет уже знал всю мифологию греческую и, мог рассуждать вполне философски о самых важных вещах в мире. Я боялся, он пойдет в школу и станет таким, как все.

Он потом, набирая знания, которые ему набросают со всех сторон, должен определиться и стать кем-то. Вот какой парадокс: человек приходит всем, в начале жизни он еще "всё" он готов для всего, он готов для Вселенной, готов создать еще одну Вселенную. Он сотворец Бога, но потом это самое человечество творит с ним такое, что он становится «никем». И дальше у нас идет процесс: школа, институт, чтобы стать хоть кем-то. И кто хорошо учится, даже отличники, очень часто потом становятся «никем», потому, что они получили куцее ничтожное образование, приучились быть первыми, а тут начинается совсем другой виток жизни, уже совсем другая гонка.

А сейчас у нас капитализм. Социализм был плох, бюрократизмом и воинствующей антирелигиозностью, но по своей сути эта была как раз христианская общность людей: "совки" - так нынешнее быдло кличет советский народ, то жили по Христу. Что такое бригады коммунистического труда? Это воплощенные десять заповедей: человек должен быть чистым, светлым, он должен работать на всех, и все работали для него. Люди в то время были наивные, они так и жили.

- В шестидесятых годах мало кому приходило в голову, что мы строим «коммунизм» по христовым заповедям. Да и сейчас, редко, кто из власть предержащих живет по этим заповедям, хоть прилюдно многие и декларируют свою приверженность религии. Но мы с вами начали разговор с вопроса о смысле жизни, о том, что оставляет человек на земле после смерти.

- Хорошо, вернемся к началу разговора. Когда пришли коммунисты, именами своих героев они назвали улицы и города. Сейчас, часть этих названий убрали и возвращают имена каких-то императоров, о которых мы ничего не знаем, и которые нам ничего не говорят. Но думаю, уж это точно, что именами современных бандитов, которые владеют городами, заводами, пароходами никаких улиц еще долго не назовут.Впрочем, это зависит от власти.

Смысл жизни в памяти памяти людской. А вот книги писателя не должны быть памятниками, они и через века должны быть жизнью. Если ты работаешь на власть, работаешь, еще хуже, на данного государя, то твоя жизнь очень короткая. Как это случилось со многими лауреатами сталинских премий. А если ты работаешь просто для своего таланта, для слова, думаешь о людях, о народе, книга продолжает соучасствие в жизни.

По себе знаю. Я писателем стал в очень раннем возрасте. Причем никогда не позволял себе сказать: я буду писателем. До сих пор не могу сказать: я - писатель. Просто теперь уже никуда не денешься, книг много написал. Первую книгу «Мальчик с «Веселого» я написал в 1958 году. В начале 1960 она вышла. С того времени прошло уже 50 лет. Она много раз переиздана, она существует, и она будет еще какое-то время жить. Но, мы - то говорим вообще о людях.

- Об одном люди вспоминают с благодарностью, а другой – убивал, грабил, вымогал взятки.

- Наверное, каждый человек предназначен все-таки для хорошего. У каждого есть свой добрый ангел. Не можем же мы думать так, что Бог задумал злодеев и вот столько-то, потом родилось негодяев, убийц.

- Но они тоже пришли на эту землю. Они живут рядом с нами. Мы их знаем, мы с ними общаемся…

- Никто не отменял добро и зло. Вот, советскую власть американцы называли «империей зла». Хотя они-то и есть самая настоящая империя зла. Они столько крови пролили, столько народов уничтожили и уничтожают. Зло при советской власти открыто не вылезало наружу, а теперь оно расцвело. А корень зла, я вижу, в частной собственности и никуда от этого не денешься. Потому что где частная собственность, там сидит злодей. Преумножая капиталл, богач будет творить чудовищные вещи, богач - служитель мамоны. Так жила вся Россия до Революции. Вспомним жуткие крестьянские драки из-за сенокоса. Мой дед был мельником. Он имел третью часть мельницы, и другие дядьки пытались травить его детей из-за мельницы. Вроде бы все христиане, а на самом деле Россия тех времен - это власть тьмы. О чем и писал Лев Толстой. Недаром он взбунтовался против всего. Зло запихивается по своим норам или крестом, или какими-то очень светлыми личностями огромного значения, которые появляются в стране. А потом оно опять вылезает наружу. Сейчас у нас все затоплено лавиной зла и только маленькие островки добра остались.

Я вчера разбирал рукописи и мне попался на глаза давний рассказ о наших соседях. В Евпатории жила больная от рождения женщина с мамой, которая старалась быть полезной дочери. У них была овчарка. Они ходили с этой овчаркой к озеру «Мойнаки» и в этот парк. А еще у них была коза, и эта овчарка пасла козу. Коза жила на балконе в многоэтажном доме и они, наверное, кормились молоком козы. Потом, у них появилась курица. Я помню, как эта старая овчарка защищала на улице от других собак курицу. Так, кем эти люди были для общества, вечная пенсионерка и ее больная дочь? На мой взгляд, они-то как раз, может быть, и были очень важными людьми для этого мира.

Мы же не знаем всех святых. Церковь говорит: вот этот святой. Но этот человек святой, потому что он известен и что–то сделал для церкви, сколько-то дал денег, столько церквей построил. А есть люди, которые всю жизнь убирали картошку. Может быть, мешок другой раздавали соседям. Вот и все. И глядишь, они прожили жизнь более святую, более мудрую нежели мы с тобой, творцы.

- Я помню эту козу и этих женщин. Я их встречал в городе, но никогда не разговаривал с ними. Так может, смысл жизни в простой жизни и не обязательно самоутверждаться и ставить перед собой недосягаемые цели?

- Смысл жизни, я думаю, в совести. В общем-то, единственное мерило всему – совесть. Какая она мы приблизительно представляем, хотя может быть, и не понимаем полноты, что это такое. Совесть - мерило величия человека. Насколько у него есть сил, сколько ему дано от Бога, сколько он реализовал от своих возможностей, насколько он был совестлив - это и есть показатель всему. Это и есть смысл жизни.

Смысл жизни писателя тоже простой. Тебе дано слово, ты должен служить слову. Но мы-то не больно слову служили. Мы боролись с мамоной, противостояли злу, не понимая, что слово - это более высокая категория, чем совесть. Слово Бог. Почему современное искусство - дьявольское. Потому, что оно без ОБРАЗА. Оно – безобразное. Искусство сатаны - это уничтожение образа. А от человека, от любого, от великого, малого, от какого угодно, остается в памяти людей одно - образ. Образ этого человека. Опять же, можно повторить: на каждом из нас образ Бога, но, тем не менее, все мы очень разные. Значит и Бог необъятен. Вот он, дан нам образ и если мы образ не превратили в безобразие - наше счастье. Он останется в памяти людей, как те женщины с их козой, и овчаркой.

- Я написал три книги о настоятеле Форосской церкви отце Петре. Одновременно пытался понять, зачем нужны подлые люди с преступными наклонностями в спецслужбах.

- Может быть, это нужно для того, чтобы понимать, что есть такие черные пики, на которые надо посматривать и шарахаться от них. И опять об образе. Мы говорим Лев Толстой: мы что «Войну и мир» или рассказ о каком-то мужике вспоминаем? Нет, перед нами образ великого русского писателя. Что такое Пушкин – образ. Он может быть у каждого свой, но он - образ. Так же как и Жуков. Для кого-то, может, Жуков и герой, а я по молодости негативно к нему относился. Жесткий человек. Наверное, на нем много крови, зазря пролитой. Но, тем не менее - это образ победителя, образ победной нашей войны. И почему сейчас идет такая борьба за образ Сталина. Как власть ни навязывает, что это такой сякой убийца столько на нем зла, а для народа это другой образ. За эти образом - огромная государственность, могущество и стремление государства к великому будущему.

Сталин держал в рабстве крестьян, не давая им паспорта. Но в, то, же время снижения цен были наглядным примером, что жизнь становится лучше. Вчера стоили пять копеек спички, а сегодня уже копейка. Значит, лучше живем. А что сейчас? Вчера спички стоили пять рублей, а сегодня они уже пятьдесят рублей, а завтра сто, а послезавтра тебя уже никуда не пускают, тебе уже и в лес нельзя войти и в море искупаться. Частная собственность. И этот парк, у грязелечебницы «Мойнаки», где мы с тобой разговариваем, если б не вмешался народный депутат Украины Александр Черноморов, был бы уже недоступен для евпаторийцев, и стал бы частной собственностью неких жуликов.

Ты спрашиваешь, для чего мы живем, и что останется после нас. Останется ОБРАЗ. Образ человека, который посетил этот мир, прожил отведенное ему время и ушел навсегда, оставив в людской памяти свой ОБРАЗ.

http://www.agatov.com/content/view/724/38/

 

Вернуться на главную