Татьяна БЕЛОЗЁРОВА, член Союза журналистов РФ, член Союза писателей РФ, (Орск, Оренбургской области)

А «Ревизор» родился в Оренбурге!


Портрет губернатора Василия Перовского кисти Карла Брюллова
«Золотой наперсток»

Оренбургский край 19 века – дешевая земля и масса возможностей - включал Башкирию, Уральск, (Яицкую крепость), Челябинский, Троицкий, Верхнеуральский уезды, Пермский край и др.

Привлекал лидер, блестящий офицер, губернатор В. Перовский, хлебосольный, дающий балы, куда съезжалась петербургская знать. Василий Алексеевич один из десяти внебрачных детей графа Разумовского и мещанки Марии Соболевской. Свою фамилию эти, как их называли,«воспитанники» получили от отцовского подмосковного поместья Перово– причём папаша выхлопочет всем отпрыскам дворянство. Надо сказать, сыновья не подведут, став генералами и министрами (трое, включая нашего героя – даже графами)… а брат Василия, Алексей, войдёт в историю как писатель Антоний Погорельский, автор знаменитой повести«Чёрная курица, или Подземные жители»).

Друзья, а это и Н.Гоголь , и В. Жуковский, и Н. Карамзин, и П. Вяземский, и А. С. Пушкин, называвший Перовского милым другом, за глаза прозвали Василия «золотой наперсток». По одной версии пальца на левой руке он лишился в Бородинской битве, по другой - юнкером забавлялся в комнате стрельбою из пистолета восковыми пулями, часто втыкал в дуло палец и расхаживал с повисшим на пальце заряженным оружием. Однажды задел курок; последовал выстрел и оторвал ему ту часть пальца, которая находилась в дуле; с тех пор он носил золотой наперсток, к которому прицеплена была цепочка с лорнетом, что порождало немыслимые слухи. Историки расходятся только по поводу того, золотым был наперсток или серебряным.

Перовский был одним из образованнейших людей России. Он знал множество иностранных языков, любил поэзию, музыку. При нем было открыто второе приходское училище в городе, в губернской канцелярии возникла богатая библиотека. Современников Перовского, прибывающих из столицы в Оренбург, поражал высокий интеллектуальный уровень его окружения. И сам граф Перовский - выше среднего роста, с изящными манерами, обладал необычайной физической силой, — свободно разгибал подковы. Был горд и отзывчив, имел большой успех у женщин.

Когда он прибыл в Оренбург губернаторствовать, город оказался мал, дома преимущественно деревянные, он поставил задачу снести жалкие строения. Жителям ветхих домов бесплатно выделялись новые земельные участки, вот чем был привлекателен Оренбург 19 века, куда стремились самые блестящие люди. При Перовском возводится Караван-Сарай, появляются первые фонари на конопляном масле, развивается торговля, разбиваются первые сады и клумбы с цветами, строится водопровод, фонтан. Перовский первым осуществил попытку строительства постоянного моста через Урал.

В 1833 г. он издал следующий циркуляр комендантам крепостей: «При проезде моем по линии с прискорбием заметил худое состояние лесов по Уралу — большая часть из них совершенно вырублена или быстро клонится к истреблению; с истреблением лесов, сих кормилиц влаги и снега, освежительная роса исчезает... Урал мелеет и во многих местах представляет беспрерывный ряд бродов... летом палящий зной сжигает хлеба, сено, томит людей и животных... пушной зверь и дичь покидают край, в котором нет лесов для их пищи и жилища... » И предписал осмотреть оставшиеся леса, выделить заповедные участки. Кроме того, он предложил собрать все образцы почв и лесных пород. На основании этих данных весной 1835 г. губернатор выпустил литографированное «Наставление, как производить посадку леса». В результате его упорных усилий было посажено около 200 тыс. молодых деревьев, из них принялось примерно 70 тыс. Начало было положено, но вместе с тем стала ясна необходимость создания специальных учебных заведений. Так,18 февраля 1836 г. в Оренбурге было открыто училище лесоводства и земледелия.

Мнения о В.А. Перовском были подчас диаметрально противоположны. А.П. Брюллов, например, называл его «прекраснейший человек во всем свете», а томившийся в ссылке в Оренбургском крае Т.Г. Шевченко именует его не иначе как «сатрапом» с «холодным, развращенным сердцем», а то и похлеще.

 

Кашу заварил губернатор Бутурлин

Особые страницы биографии В. А. Перовского — это встречи с А. С. Пушкиным. Скорее всего, поэт познакомился с Василием Алекеевичем в послелицейский период (1817— 1818) через В. А. Жуковского, который был не только воспитателем Василия, но и его другом. В 1825 г. Перовский и Пушкин были уже знакомы. Они встречались и в 1829—1830 гг.

С трудом добравшись в 1833 г. в Оренбург для сбора материалов о восстании Пугачева, Пушкин пробыл три дня в загородном доме Перовского. В. Вересаев свидетельствует, что однажды, проснувшись утром, Пушкин услыхал громкий хохот Перовского, который держал в руке письмо М. П. Бутурлина, приятельски предупреждавшего Перовского, что возможно Пушкин выехал в Оренбург для проведения ревизии над деятельностью оренбургских чиновников. Именно этот факт и подарил Пушкин Гоголю, в результате чего появился знаменитый «Ревизор».

Кстати, современники утверждают, что в то время Пушкин был довольно полным, солидным мужчиной. В таком можно было признать чиновника – ревизора. Побывал Пушкин в семье старого товарища, директора Оренбургского Неплюевского корпуса К. Д. Артюхова, попарился с ним в бане. Артюхов, обращаясь к Пушкину, пошутил: «А видел ли ты, Александр Сергеевич, свое сейчас сходство с Венерой Медицейской?» Последний, взглянув в зеркало, как бы для проверки сходства, отвечал: «Да, правда твоя. Только ты должен вообразить ее степенство, когда она была во второй половине своего интересного положения».

Через месяц после отъезда Пушкина из Оренбурга в адрес Перовского опять поступило письмо нижегородского губернатора М. П. Бутурлина, в котором он уведомлял, что уже и санкт-петербургский обер-полицмейстер сообщил ему: за Пушкиным учрежден секретный надзор, и в Оренбурге за поэтом должен учиниться подобный. На этом письме рукою Перовского сделана пометка: ответить, что Пушкин из Оренбурга отбыл более месяца назад и, поскольку останавливался в моем доме, могу отметить, что «поездка его в Оренбургский край не имела другого предмета, кроме нужных ему исторических изысканий». И в последующие годы В. А. Перовский не изменил своим симпатиям А. С. Пушкину. Находясь в 1836—1837 гг. в Петербурге, Василий Алексеевич пытался предотвратить роковую дуэль Александра Сергеевича. С этой целью он специально побывал на квартире П. А. Вяземского, ждал его до утра, но князь не появился. И Перовскому осталось быть среди тех, кто проводил поэта в последний путь.

И еще одна встреча была интересной у А.С. в 1833 году, когда он собирал материалы о Пугачевском восстании. Беседовал с капитаном Андреем Петровичем, чья храбрость стала притчей во языцех. Отважный казак вспоминал, как пугачевцы нападали на станицу, как они отбивались, как Емельян пообещал первым казнить капитана. «Но я не боялся. Переживал за маленького сына Ивана. Когда начинался обстрел, мы его помещали в громадный кувшин для воды, и увозили в Оренбург». Андрей Петрович Крылов станет прообразом капитана в «Капитанской дочке», а Ваня , чье детство пройдет в Оренбуржье, нам известен как баснописец Иван Андреевич Крылов. В нашем же крае прошло детство Г.Державина, здесь служил отец Карамзина, жили Аксаковы. К прадеду А.Блока Г.Карелину приезжал В.Вольховский, лицейский приятель Пушкина. С супругой Карелина переписывалась ее подруга Салтыкова, ставшая женой Дельвига. Оренбуржцы нередко знакомились с произведениями Пушкина, еще не опубликованными в печати. Лев Толстой знакомился с личным архивом Перовского, и многое в его романе «Война и мир» - из биогрфии Василия Алексеевича.

 

Художник Лев Лагорио, Портрет Козьмы Пруткова, 1853
Козьма Прутков

Одни историки полагают, что до сих пор живучий Козьма Прутков родился у племянников Перовского братьев Жемчужниковых и А.Толстого в деревне.

Выбор имени объяснил позже Алексей Жемчужников в разговоре сИ.А.Буниным:

«Мы— я и Алексей Константинович Толстой— были тогда молоды и непристойно проказливы. Жили вместе и каждый день сочиняли по какой-нибудь глупости в стихах. Потом решили собрать и издать эти глупости, приписав их нашему камердинеру Кузьме Пруткову, и так и сделали, и что же вышло? Обидели старика так, что он не мог нам простить этой шутки до самой смерти».

Другие полагают, что именно на Оренбургских балах, которые племянники часто посещали, и родилась эта искрометная шутка. Поле якобы одного высказывания великого дяди : «Все время надо бдить». Не случайно первым портеретом Козьмы стал их дядя, изображенный в сатирически. Ну, как тут не узнать эти усы. Этот горделивый вид отъявленного вояки. Эту некоторую помпезность. Дядя не обиделся.: любимые племянники, что с них возьмешь, дети!

А «дети» резвились вовсю, как настоящие потомки Кантемира. Сначала они написали «Фантазию», шутку - водевиль, Пьеса была поставлена 8 января 1851 года вАлександринском театре. Оба автора в то время были молодымикамер-юнкерами, любящими проказы и тяготящиеся казёнщины, окружавшей их. Это была пародия на модные в то время водевили. В «Фантазии» (названной по имени собачки одной из героинь) доводятся до абсурда банальные водевильные ситуации. Во время премьеры разразилсяскандал: возмущённый императорНиколай Iне дождался окончания и ушёл из театра, заявив: «Много я видел на своём веку глупостей, но такой ещё никогда не видал». На следующий день пьеса была запрещена.

Но тут появилась басня «Незабудки и запятки» Александра Жемчужникова и так понравилась первым двум авторам, что они сели за басни: «Цапля и беговые дрожки», «Кондуктор и тарантул», «Стан и голос». Произведения были изданы в журнале «Современник» без указания авторства. В шутку поставив эти басни в один ряд с творчеством Ивана Крылова, авторы решили писать подобные произведения совместно под именем: «Козьма Прутков».

К лету 1853 года образ Пруткова был сформирован.

Появились литературные подделки под Пруткова и приписываемые ему произведения, и это заставило авторов ещё раз задуматься о публикации собрания сочинений. В 1863 году Ф.М.Достоевскийнаписал: «Есть у нас теперь один замечательнейший писатель; краса нашего времени, некто Кузьма Прутков. Весь недостаток его состоит в непостижимой скромности: до сих пор не издал ещё полного собрания своих сочинений».

В 1875 году умер Алексей Толстой, и над изданием сборника остались работать Владимир и Алексей Жемчужниковы. «Полное собрание сочинений Козьмы Пруткова с портретом и биографическими сведениями» вышло в 1884 году небольшим тиражом в 600 экземпляров. Книга была быстро раскуплена и в следующем году была переиздана уже тиражом в 2000 экземпляров. С тех пор сборник регулярно переиздавался, и в 1916 году вышло уже 12-е издание. Но и сейчас современный писатель нет-нет, да и заглянет в сборник. Потому что афоризмы свежи до сих пор.

«Глядя на мир, нельзя не удивляться»;
«Одного яйца два раза не высидишь»;
«Если на клетке слона прочтёшь надпись «буйвол», не верь глазам своим»;
«Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану»;
«Бди!»;
«Что имеем— не храним; потерявши— плачем»;
«Никто не обнимет необъятного»;
«Если хочешь быть счастливым, будь им»;
«Не всё стриги, что растёт»;
«Держаться партии народной и современно, и доходно».

Многие из них вошли в нашу жизнь, стали поговорками, расхожими словами.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную