Людмила БИРЮК (Краснодар)

ДРУЗЬЯ КУБАНСКИХ РЕБЯТИШЕК

К 75-летию Краснодарского отделения Союза писателей России

Яркие и интересные, глубокие по смыслу, исполненные любви к Родине и своему краю литературные произведения подарили своим читателям кубанские мастера слова. В нынешнем, 2022 году краевая писательская организация торжественно отпразднует  свой 75-летний юбилей. Но, возможно, не все знают, что вместе с этим юбилеем, круглую дату отметит одна замечательная книжка, которой когда-то зачитывались и дети, и взрослые.  Ровно 70 лет прошло с тех пор, как читатели впервые открыли её тёмно-красную обложку и прочли первые слова: «Шурочка Щукина вставала рано»…   

Роман Виктора Николаевича Логинова «Дороги товарищей» вышел в Краснодаре в 1952 году и в несколько дней был сметен с прилавков. И не только нашего города: в то время книги издавались огромными тиражами и расходились по всей стране. Чистая, правдивая и романтичная  книга 26-летнего автора о юных патриотах полюбилась читателям «от Москвы, до самых до окраин». Пусть она была написана еще неопытной рукой, без затей, но увлеченно и пылко. В её героях, Саше Никитине, Аркадии Юкове, Борисе Щукине, Жене Румянцевой, читатели послевоенной поры узнали себя и благодарно откликнулись сотнями восторженных писем. Одно письмо пришло Логинову даже с Северного полюса! Чем же так тронул роман сердца целого поколения?  На этот вопрос Виктор Николаевич ответил так: «Я писал о своих товарищах, участниках и свидетелях войны с фашизмом. Они были такими, мои ровесники. Мы были такими – я ничего не придумывал…».

Однако сам писатель не считал свой первый роман выдающимся произведением и лет через десять серьезно его переработал.  Как ни странно, в новой редакции книга уже не имела прежнего успеха. Некая читательница даже возмущенно написала автору: «Что вы наделали со своей книгой! Вы убили ее живую душу!». Но, возможно, дело было совсем в другом.  Уходило время ровесников героев романа, они взрослели, старели, а им на смену уже поднималось новое поколение, с другими мечтами и заботами.  

Сегодня роман почти забыт. Словно солдат на поле боя, он честно, до конца исполнил свой долг, а потом ушел в тень, не претендуя на память и славу. Но и сейчас в романе Логинова чувствуется неизъяснимое обаяние юности, некая загадочная притягательная сила…  Поверьте, тот, кто прочтет его – не пожалеет об этом.

«Дороги товарищей», «Сказание о первой любви», рассказы «Бирюзовое колечко», «Венки для девчонок», «Мир хороший»… Сколько бесценных произведений, ставших классикой кубанской литературы, подарил Виктор Николаевич Логинов детям и подросткам! 

Володя Комаров из романа «Испания, Испания!..» свое беспокойное, не всегда сытое детство искренне считает счастливым. Пусть у него нет хорошей одежды, и часто кусок хлеба с солью заменяет обед, и в то же время он безмерно богат: он свободный человек, и ему принадлежит вся горячо любимая огромная страна, её чистые реки и озера,  её земля «ласковая, удобная для всех – для муравьев, для птиц и для мальчишек».

Настоящий шедевр лирической прозы – рассказ «Цвет топленого молока». Его герой – деревенский мальчик, «безгрешный и святой, как звезда на утреннем синем небе». Ребенок глядит на мир по-особенному, не так, как взрослый. Его восприятие острее и образнее, а чувства чище и богаче.

Отец и сын… Они, конечно же, любят друг друга, но в то же время между ними - непреодолимая стена непонимания, которая сравнима лишь с той, что разделяет слепого и зрячего. Суровому отцу не дано увидеть, как в разрывах белого тумана «звезды высекали искру» на булыжном шоссе, он не замечает, что «солнце было похоже на розовые ворота», он не может разглядеть луну на утреннем небосводе… Но все это видит мальчик! Вместе с ним мы преодолеваем волшебный «розовый порожек» и оказываемся на сверкающем «солнечном дворе». Вместе с ним пьем топленое молоко, приготовленное в золе костра, спускаемся ночью под уклон дороги в белый туман, «как в озеро, - сначала по колено, потом по грудь и наконец с головой». Видимо, следовало именно так окунуться в туман, чтобы ощутить, какой он плотный и белый. Словно молоко. Его можно «черпать пригоршнями», «взвешивать на ладошке»… Ничего этого не замечает и не понимает отец: ведь он смотрит на туман сверху, с высоты своего роста. Отец опытен, практичен и не верит в чудеса. А если не веришь в чудо – оно с тобой не произойдет.

Заблудившись в тумане, мальчик взбегает на мост через реку, видит впереди себя обрушившиеся доски, двухметровую дыру, зияющую, «как бездна», и вдруг… фантастически оказывается на другой стороне пролома. «Как же я миновал его? – искренне удивляется автор. – Перепрыгнул ли? Прошел ли по дощечке, которая свалилась в воду после моего последнего шага? Или может, кто-то добрый перенес меня?»  Это так и остается загадкой…

В повести «Мир хороший» память уносит писателя в родное село «Большие Вёски».  В тот год в селе детей народилось много – «в каждой избе подряд по младенцу». Так что, когда Витюшка подрос, друзей-одногодков у него  «было не меньше десятка». Шумная ватага, «бесштанная кавалерия», самозабвенно увивается вокруг местного дурачка Микишки Завьялова. Смышленый и впечатлительный Витюшка впитывает в себя рассуждения деревенского шута о том, что солнце светит для добрых и, вообще, «все на земле, все хорошее – для добрых, и земля создана для добрых людей и добрых дел» …

Вместе с приятелем Витюшка проникает в заброшенную избу Михайлы Гаврилова, бежавшего от раскулачивания, и находит сказочное сокровище - неисчислимое множество замечательных книг. Но прежде он чувствует ни с чем несравнимый, таинственный и сладостный запах… Точные и  верные слова находит писатель, передавая впечатление мальчика: «Из глубины избы пахло, как из бабушкиного буфета, чем-то лакомым – может сладкими леденцами, пряниками, - и в то же время вроде бы кожей…».  Рядом с Витюшкой молча стоим и мы, очарованные таинством самого великого, что создано на земле человеком – книгами.  Мы радуемся вместе с ним и невольно завидуем: ведь ему еще только предстоят волшебные встречи с дон Кихотом и Спартаком, с Тарасом Бульбой и Мцыри, с Белым Клыком и Каштанкой…

Пройдет время, и он поймет, что это лишь непрочитанные книги пахнут одинаково. На самом деле, каждая из них имеет свой неповторимый аромат. От них пахнет морским прибоем  и свежим дыханием любимой женщины, порохом сражений и прибитой дождем пылью на улицах родного города.  Есть  книги, что пахнут неприятно – насилием и могильным смрадом, а есть и вообще без запаха…

Юным героям Логинова приходится принимать ответственные решения,  быть смелыми, терпеть боль, идти на жертвы…  Они познают жизнь: учатся отличать добро от зла, видеть красоту природы и любить людей. Какими будут их первые впечатления, такими они и вырастут.

Фантазер Володя Борисов из повести «Сказание о первой любви»  поднимается на гору Венец, чтобы помечтать о лучшей девушке на земле - Жене Татарниковой. «Ненастоящая моя жизнь осталась дома. Жизнь настоящая шла на Венце. И для меня совсем не имело значения, что Женя не догадывалась об этой счастливой жизни. Две разные жизни меня вполне устраивали. Из ада, от домашних неурядиц, я в любую минуту мог подняться в рай на Венец...»

Любовь помогает юным героям справляться с трудностями, не дает упасть духом в тяжелые минуты. «Косить с мужиками, особенно вначале, мне было трудно, - признается Володя, - и, если бы не Женя Татарникова, которая незримо косила рядом со мной, я бы не выдержал».

Не выдуманное, не игрушечное детское чувство, а настоящая любовь приходит к юным героям. Пусть идет война, но любовь не спрашивает, подходящее ли для нее теперь время… Она всегда является нежданно, когда захочет, когда пробьет ее звездный час. «Шла война, убивали людей, а я любил, я любил и ничего не мог с собой поделать»…

Невольно вспоминаются строки незабвенного нашего поэта Виталия Борисовича Бакалдина:

У каждого своя весна.
И все же,
коль их поставить рядом и сравнить,
все весны удивительно похожи,
невысказанной жаждою
любить. 

Отрочество – счастливое, но трудное время… Как порой бывает нелегко мальчику или девочке занять среди сверстников достойное место! Сколько разочарований, незаслуженных обид, приходится пережить хрупкому растущему существу. А если вдруг приходит первая любовь – неведомое, всепоглощающее и часто безответное чувство?  С кем поделиться?

К счастью, у подростка всегда есть надежные друзья, которые никогда его не предадут и не бросят. Это герои любимых книг. В конце 50-х годов прошлого века в журнале «Молодая гвардия» была напечатана трепетная и целомудренная поэма Виталия Бакалдина «Царевна – недотрога», в которой он рассказал о любви, выдержавшей проверку на прочность.

Трудно сказать, когда человек впервые ощущает в себе «невысказанную жажду любить». Это может произойти очень рано, ещё неосознанно.

По классу идет санитарка
и в уши глядит ребятне.
И хлопцу становится жарко,
и уши горят, как в огне.

В каждом классе есть такая «царевна-недотрога», в которую влюбляются все мальчики.  Она особенная… Когда она рядом, то легко и на уроке, и в походе, и на спортивных соревнованиях. Любое дело по плечу. Влюбляются в неё все, но по-настоящему любит лишь один…

Поэма о первой любви мальчика и девочки, краснодарских школьников, напоминает повесть в стихах. Тысячи подростков не только нашего города, но и всей страны взахлеб читали ее, передавая друг другу… Бакалдин умышленно не дает героям конкретных имен: ведь таких, как они, в реальной жизни очень много.  В какой-то момент чуткая Недотрога замечает, что её друг почему-то стал чужим, замкнулся в себе. У него всё «не так»: отец бросил семью, и юноша вынужден по вечерам работать у станка, чтобы помочь маме. Он теряет веру в справедливость, втягивается в плохую компанию, пьёт, дерётся. «Каждый живет в одиночку… Все остальное – слова!», – с горечью восклицает он.

Но любовь девочки оказывается сильнее всех преград. Недотрога находит в себе силы бороться за любимого человека. Она, неопытная и наивная, смогла уберечь парня от падения, от безверия, заставила его по-новому взглянуть на жизнь…

Запоминающийся, психологически достоверный портрет девочки, нарисованный поэтом, не оставил равнодушными не только молодых читателей, но и маститых столичных поэтов и искушенных критиков.

Вступив в 28 лет в Союз писателей СССР, Бакалдин оказался там единственным поэтом-учителем, и корифеи литературы дружно благословляют молодого поэта писать на школьные  темы. И он создает «Горный мед», «Каску», знаменитую «Полевую сумку», одобренную Михаилом Шолоховым и известным очеркистом Михаилом Овечкиным…

Бакалдин рассказывал, как однажды в Краснодар, на совещание в краевую писательскую организацию приехал Сергей Михалков. Перед началом своего выступления, он взял со стола детскую книжку Виталия Бакалдина «Стихи о хлебе» и, высоко подняв, потряс ею перед притихшим залом.

– О-очень жаль… – нахмурил брови знаменитый поэт, заставив писателей тревожно переглянуться. Все приготовились к разносу… Выждав долгую, «по Станиславскому», паузу, Михалков неожиданно широко улыбнулся и озорно закончил:  –  Очень жаль… что не я написал эту книгу!

Думаю, что прославленный автор «Дяди Степы» был совершенно искренен. Яркость бакалдинского слова, отточенность его рифм, оригинальность метафор и сравнений порой заставляют вздрагивать от неожиданности.  Иначе он не мог – ведь дети сами неподражаемые фантазеры и часто удивляют нас своими литературными экспромтами. Как-то открыла книжку Бакалдина «Смешинки», изданную в 1995 году, и прочла наугад:

 А куда часы спешат?
Они спешат ловить мышат!

Ну как не улыбнуться такому парадоксу? Краснодарская городская детская библиотека недаром носит имя Виталия Бакалдина. Поэт, написавший множество выдающихся «взрослых» произведений на военные, философские и социальные темы, до конца своих дней оставался верным другом своих юных читателей. 

Мне снятся уроки –
такая морока!
Наверно я школу
оставил до срока…

В 2010 году в литературной серии «Кубанская библиотека» вышел 7-ой том, посвященный детской  литературе: «Кубанские писатели – детям» (Составитель В.Д. Нестеренко). В нем более сорока авторов! И признанные корифеи, уже ушедшие от нас в лучший мир поэты и писатели – Кронид Обойщиков, Иван Варавва, Петр Игнатов, Григорий Федосеев… и сравнительно молодые, чьи имена еще не обрели громкую известность.

За свою долгую славную жизнь краснодарский поэт, ветеран Великой Отечественной войны Кронид Александрович Обойщиков издал около трех десятков поэтических книг, семь из которых посвятил детям и подросткам. Вместе со своими детьми и внуками мы по-доброму улыбаемся и подшучиваем над Кошкой, которая прикинулась больной, чтобы «не ходить на работу», и над маленьким Адмиралом, у которого корабль – обыкновенный балкон с развешенными на веревках простынями, и над маленькими помощниками по сбору клубники в совхозе:

Мы одну клубничку –
В ящик
А другую –
Клали в рот.

Но особенно мы любим незадачливого Слоненка, который хотел научиться летать. Смеемся над его неуклюжестью, не знанием географии и прочих наук… И при этом нередко забываем, а почему он вдруг захотел научиться летать? С какой целью? А ведь именно это самое главное! Ему снится, что над  страной, где обитают мирные зверята, нависла опасность – «летит-жужжит» оса, «тонкая и злючая, как игла колючая»:

Никого не уважает,
Угрожает, обижает,
И кусает всех подряд –
И зайчишек и слонят.

А разве сам поэт выбрал себе профессию летчика не для того, чтобы защитить свою страну от чудовища, пострашнее злой осы, – фашизма? Военный летчик… Что могло быть почетнее и романтичнее в далекие годы юности Кронида Александровича! Ему было тринадцать лет, когда страна с волнением следила за спасением челюскинцев героями-летчиками, среди которых был и наш земляк Анатолий Ляпидевский. Когда Валерий Чкалов совершил беспосадочный перелет от Москвы до американского города Ванкувера, Обойщикову минуло семнадцать, столько же, сколько и Сане Григорьеву из романа  «Два капитана». Как и герой Каверина, он осуществил  мечту детства – стал летчиком, принимал участие в боевых действиях, защищал свою страну…

Жизненный опыт  определяется не количеством прожитых лет, а насыщенностью жизни, неравнодушием к людям, умением преодолевать испытания. Обойщиков рано начал писать стихи, а талантливый поэт может рассказать о «времени и о себе» больше, чем увесистые тома учебников. Войну Кронид Александрович знал не понаслышке, поэтому в его стихах нет умозрительности, многословных рассуждений, зато есть зримые, осязаемые картинки, взятые из жизни, доступные не только взрослым, но и юным читателям.

Помню, как-то выступала я  в краснодарской библиотеке им. Некрасова перед учащимися колледжа.  Речь зашла о Крониде Обойщикове, и я прочла стихотворение «Кисет» – о несбывшейся любви молодого солдата и неведомой девушки, которая когда-то прислала ему на фронт в подарок вышитый кисет.  На глазах у ребят выступили слезы:  жалко им было и солдата, и девушку, которая с ним так никогда и не встретилась. А одна юная первокурсница, вся в слезах, подняла руку и спросила: «Скажите, пожалуйста, а что это такое – кисет?»

И подумалось мне: почти целый век отделяет одно поколение от другого, многие слова стали архаичными, а чувства остались живыми и понятными…  

В начале нынешнего века мне довелось познакомиться с известным писателем-историком Борисом Евгеньевичем Тумасовым. В свои 75 лет  он выглядел на удивление молодо: улыбчивый, черноволосый, обходительный.

– Вы читали мои книги?  – спросил он меня.

– Пока нет, но хочу почитать!

– Ну, что ж… приходите в гости. Что-нибудь подберу.

Тумасов жил на улице Котовского, в частном доме. Его писательский кабинет – маленькая комнатка, где стояли стол и тахта, а у стены до потолка – стеллажи с книгами. Настоящее книжное царство! И в основном там находились его собственные книги в нарядных обложках, выпущенные различными книжными издательствами. Особенно много его издавала Москва: издательства «Астрель», «Альфа-книга» и издательство «Вече», которое специализировалось на выпуске исторической литературы. При мне несколько раз звонил телефон: издательство уточняло условия договора на очередную книгу Тумасова.   Это меня поразило… Издаваться в Москве в наше время – редкая удача! Значит, книги востребованы, имеют спрос. Когда я спросила его, почему он не встречается с читателями, не устраивает презентации, он усмехнулся: «Зачем? Надо, чтобы не писатель рассказывал о своих книгах, а книги о писателе!».

Мне очень хотелось взять у него почитать что-нибудь из исторических книг, но он сказал:

– Успеете! Сначала прочтите вот эту…

И дал мне повесть «За порогом юность». Скромная книжка, изданная 1968 году.  Когда я стала ее читать, сразу же мелькнула мысль: «Эта книга непременно должна быть в школьной программе кубанских школьников!». В ней фронтовик Тумасов рассказал о своих боевых товарищах. Его герои – мальчики из станицы Уманской, которые отправились на войну в 1943 году, сразу же после окончания школы. Жека, Женька, Иван и Толя.  Под именем «Толя» Борис Николаевич изобразил себя, 17-летнего солдата…

Читаешь и видишь, словно наяву, как ребята учились в пехотной школе, принимали присягу, шли суровыми дорогами войны, сражались, погибали в бою. Жека, Женька, Иван остались лежать в безымянных могилах. А Толя был тяжко ранен… Он истекал кровью на койке в полевой медицинской палатке, и слышал, как врачи, переговаривались между собой: «Вряд ли парень  выживет»…

Но он выжил. И дал себе клятву написать книгу о павших друзьях – отважных, беззаветно преданных Родине уманских мальчишках. И сдержал её! Его друзья, погибшие в боях мальчики-солдаты, неслышно пришли к нам со страниц книги и вновь стали говорить, смеяться, мечтать…

***

«Жизнь — это огромный океан. И чтобы достигнуть самой дальней гавани, очень важно выбрать правильный курс», – так говорит старый художник Богословский из небольшой повести Светланы Макаровой-Гриценко «На берегу океана». Ее герои – школьники-старшеклассники, стоящие на пороге жизни.  Они ровесники героев Логинова, но какая большая разница между довоенными школьниками из романа «Дороги товарищей» и ребятами середины 80-х! Еще жив Советский Союз, но практицизм, потребительское отношение к жизни, западные «ценности» уже начали развращать юные души. Появление в классе Юрия Лозовицкого, уверенного в себе, модно одетого юноши  производит на всех огромное впечатление. Девочки влюбляются в него, а мальчики относятся к нему неоднозначно: одни ревнуют, другие стараются подружиться.

Главная героиня повести, Ксения Рогова, поначалу поддавшись чарам современного денди, вскоре понимает, что перед ней «павлин с гнилой душонкой». Не Лозовицкий, обладатель заграничного стереокомплекса и фирменных шмоток,  а художник Михаил Евграфович Богословский, человек непростой судьбы, встречавшийся с самим Репиным, становится ее кумиром. Став комсоргом, Ксения всячески старается наладить отношения с классом, и поначалу у нее это получается. Но… соблазнившись заморской мишурой, которой хвастает перед друзьями бездушный и эгоистичный одноклассник, ребята предают свою подругу, и доверчивого художника. К сожалению, это вполне реальная история. Именно такие самоуверенные павлины, вроде Лозовицкого,  часто становятся лидерами, ведут за собой класс, как пастухи овечек, а непокорные, честные и чистые натуры больше всех от них страдают.

«Раньше думать о Юрке было легче — с ней рядом был класс, а сейчас все они оказались с ним, даже Ленка, даже Маринка... Все! Значит, он побе­дил? А о ней забыли. Забыли!»

Совершенно опустошенная, Ксения теряет веру в людей. Но жизнь не заканчивается на первой неудаче, вскоре девочка понимает, что «счастье – это приносить счастье людям».  Так объясняет Ксении случайно встретившийся парень Олег. И она верит  ему, ибо сердцем чувствует, что это надежный друг…

«Они идут по городу. Девчонка в толстой стеганой куртке и широкоплечий парень. В ее руках хризантемы. Она то улыбается, то вдруг хмурит брови, а он, размахивая   руками, говорит ей что-то твёрдо и горячо. Они идут легко и свободно.

А впереди у них — Океан».

«На берегу океана» – одно из ранних произведений Светланы Макаровой-Гриценко. Возможно, в нем еще нет того блеска и литературной искушенности, как в её более поздней, зрелой прозе. Зато есть некое особенное очарование. Такой свежестью, безыскусной юношеской романтикой веет от этой в чем-то наивной повести, что становится жаль собственной ушедшей молодости со всеми ее ошибками, максимализмом, неопытностью, поиском идеала и даже горькими слезами…

***

В одном из стихотворений Виталия Бакалдина есть строки:

 У мастеров не видно мастерства:
сама собой свободно мысль струится…

Вот и у кубанской поэтессы Любови Мирошниковой стихи льются свободно, словно  сами собой,  будто это не она, а сама природа подсказала ей яркие, выразительные эпитеты и метафоры:  

Ситцевое небо,
Бархатное море,
Шелестящий жёлтый
Шелковый песок…

А также блестящие аллитерации и сравнения:

Чу, камыш шуршит над речкой.
Словно мышь в углу за печкой.
И, как глазки у котят,
В небе звездочки горят. 

Рифмы в стихах Мирошниковой всегда свежие, не затертые, неожиданные:

Уж не мы ли
Уж не мы ли,
Поросенка с мылом мыли?!

Или в стихотворении про медведя:

Много книг медведь прочел –
Все про пчёл, про пчёл, про пчёл!

Разумеется, не только ради оригинальной рифмы написаны эти строчки. Услышав их, маленький ребенок тут же спросит: «А почему – про пчёл?». И взрослые ему объяснят, что любимое лакомство медведя – мёд. А мёд добывают пчелы! Каким образом? Собирают нектар из цветов…  Но иногда пчелы нападают на медведя, и ему приходится спасаться. Вот мишка и читает про пчел, чтобы изучить их повадки. Так новые сведения потянутся к любопытному Почемучке одна за другой.
Все детские стихи Мирошниковой, на первый взгляд легкие и незатейливые, дают ребенку неисчерпаемую пищу для ума и фантазии. Вот высокомерно поглядывая на жуков, цикад и остальной мелкий народец,  важно шествует на театральное представление гусеница, а в лапке у неё – поводок, на котором, вместо собачки, семенит крошечный паучок. Только неистощимое воображение может создавать такие яркие, смешные, узнаваемые образы. И как интригующе закручен сюжет! Сожрав сцену (капустный лист) гусеница таинственно исчезает. И теперь никто, даже строгий контролер-жук не сможет найти «вредительницу». Ведь из неуклюжей гусеницы она превратилась в нарядную бабочку… Ну, чем не детектив? Причем, не только интересный, но и познавательный!

Тонко чувствует душевный мир ребенка Любовь Кимовна Мирошникова…  Её стихи пронизывает добрый юмор, понятный детям. Они лишены навязчивой поучительности, и в то же время у нее нет ни одного стихотворения написанного просто так, для развлечения. В каждом – «добрым молодцам урок». Это подтвердили и взрослые, и самые строгие критики – дети, которые любят и читают наизусть ее стихи:

Плыл листик, будто челночок.
На нем свернулся червячок.
Впервые в жизни он жалел,
Что дырку в листике проел.

***

Грань, разделяющая детскую и взрослую литературу часто бывает условной, незримой.  Для кого пишет свои рассказы о ребятишках-детдомовцах известный кубанский писатель Геннадий Григорьевич Пошагаев? Для всех нас, потому что детство, даже если оно было неуютным и неустроенным, всегда вспоминается с ностальгией.

Подросток Чумаков из повести «Светофоры зеленые» бунтует против издевательств руководителя музыкального кружка Капитона и, словно Мцыри, убегает  в неведомую жизнь. После долгих скитаний и приключений мальчик находит замечательного друга-заступника, бывшего моряка, который предлагает Чумакову вместе вернуться в детдом и там «по-морскому» разобраться с жестоким и деспотичным Капитоном.  Писатель не рисует нам развязку драматичной истории, но оставляет своего героя в минуту душевного подъема, с глубокой верой в торжество справедливости.

Воспитанник детского дома Тихоня из рассказа «Яблоки» доверчиво потянулся душой к суровой бабке Назарихе.  Старуха сначала наказала его за ворованные яблоки, а потом, пожалев сироту, пригласила в гости. «Тихоня шел в детдом и чувствовал за пазухой твердые, холодные яблоки. Они показались ему сейчас вкусными, сочными, а главное было не это: не один он теперь был на свете». Много невыдуманных трогательных историй о детях написал Геннадий Пошагаев. Но настоящую писательскую известность принесла ему повесть «Немая», впервые  опубликованная в 2000 году, в четырех номерах газеты «Литературная Кубань». Писал он её неторопливо, раздумчиво. Это были грустные и в то же время светлые воспоминания о далёких годах, когда он, дошколёнок, счастливо жил с мамой, не подозревая, что скоро её потеряет.  Редактор «Литературной Кубани», Виталий Борисович Бакалдин, внимательно и неравнодушно следил за рождением этого произведения. Однажды, когда мне довелось быть в гостях у Бакалдиных,  он за чаем сказал своей жене, Евгении Владимировне:

– Посоветовал Гене ничего не выдумывать, рассказать всё, как было на самом деле. Но что-то медленно дело идет.

– А ты не торопи! Ведь не  байки сочиняет… О маме пишет.

В первые дни января 2000 года, передавая друг другу свежие номера «Литературной Кубани», мы впервые  прочитали о похождениях маленького Гоши. Описывая собственную жизнь, писатель сумел передать приметы тяжелого послевоенного времени, так что повесть далеко выходила за рамки личных воспоминаний.

Глухонемая банщица Полина в одиночку воспитывает шестилетнего сына. Для  Гоши лучше мамы нет никого на свете, а их бедная квартира на краю города для него – лучшее место на земле... Всё рушится в одночасье!  Мама умирает от неизлечимой болезни, и Гоша остается один. Бездетная учительница, приютившая осиротевшего ребенка, не сумела найти ключ к его сердцу.  Мальчик убегает в свой опустевший, но всё-таки родной дом.

До последней строчки мы наивно надеемся на чудо. Но счастливого конца у этой невыдуманной истории нет. Мы оставляем Гошу, плачущего, трясущегося в телеге, на пути к неведомой жизни. Что ждет его впереди?...

***

Признаюсь, не без некоторого сомнения приступала к чтению повести «На спине у ветра» Николая Алексеевича Ивеншева. Его манера письма своеобразна, произведения часто непросты, с подтекстом, с некой сверхзадачей. Поймут ли дети нашего кубанского стилиста-импрессиониста? Но, стала читать, – и сразу забыла о своих опасениях. Книга написана интересно, хотя и «по-взрослому»: без заигрывания, без сюсюканья. Дети безошибочно чувствуют, когда писатель их уважает, а когда относится к ним снисходительно, как к маленьким несмышлёнышам.    

Герои книги, отец и сын, при всей разности характеров, понимают и любят друг друга.  И часто, не сговариваясь, принимают одно и то же решение. Вот Николай покупает сыну Глебу новый дорогой велосипед, а старенький дребезжащий, они отправляют на свалку.   Николай гордится покупкой, а сын  втайне жалеет старый «велик».  Для него это не просто вещь, а верный друг, почти живое существо. И когда на дворе стемнело, сын тайком пробирается к свалке и забирает своё сокровище. И тут выясняется, что отец тоже решил спасти ненужную, но любимую «рухлядь», много лет верой и правдой служившую их семье. Встретив сына с велосипедом, он, не удивляясь, произносит только одно слово: «Ведёшь?» – «Веду…», – отвечает Глеб и добавляет, словно в оправдание: «У него штуцер хороший, не спускает».  Заметьте, как точно выбран глагол: «ведешь», а не «везешь» или «катишь», словно речь идет не о велосипеде, а о человеке.

Герои Ивеншева, отец и сын – безудержные фантазеры, бесхитростные и нерасчетливые.  Николай – поэт, витает в облаках, а его сын Глеб, хотя и более энергичный и самостоятельный, тоже смотрит на мир глазами художника и выражает свои мысли образно, находя неожиданные сравнения: «Она смеялась хорошо, как будто на велосипеде по кочкам…»

Каждой своей строкой книга Ивеншева словно напоминает нам,  как  прекрасен русский язык – наше богатство, которое мы порой расточительно тратим, полагая, что оно неисчерпаемо. Остановитесь на мгновенье, насладитесь звукописью: «Пасха в этот раз пахла не только ванилью…». Или о собаке: «Она ткнулась в мою руку и прохладно лизнула её». Читатель чувствует кожей эту прохладу.

Говорят, что возле села Верхняя Маза  бьет чудесный родник. Вода в нем чистая, игристая и вкусная, «как легкий виноградный напиток». И не простая вода, а колдовская. «Хлебнёшь пригоршню – ещё хочется, приложишься опять – жажда не уходит». Такое же чувство не покидает нас при чтении книги Николая Ивеншева «На спине у ветра» – прозрачно-чистой и желанной, как глоток прохладной воды в жаркий полдень.

***

Однажды, отправившись в Первомайский парк на книжный рынок, я стала искать для маленького внука веселую детскую книжку. Выбор был достаточно велик, и после некоторых колебаний я купила книжку в яркой обложке со множеством иллюстраций. Называлась она «Про котят, котов и кошек» и предназначалась для дошкольников. Дома прочитала около тридцати серых, труднопроизносимых стихотворений, посвященных  животным, указанным в названии.

Вы можете объяснить ребенку, что значит: «коты вокруг котам соседи, плетут интриги, словно сети»? Как понять: «забота мамой правила», «сквозняк ворвется очумело»?  Как могло такое  «произведение» выйти в свет 15-тысячным тиражом? Очень просто. Если в советские времена книга издавалась за государственный счет, проходя сквозь сито строгих рецензентов, то теперь её может издать любой, у кого есть деньги. Пиши, плати и вот она, книжка перед тобой! Таких книг сейчас несметное количество и во взрослой литературе, и в детской. Но произведение про кошек – это ещё сравнительно безобидное изделие…

Когда-то Владимир Маяковский давал детишкам полезные советы и терпеливо растолковывал, «что такое хорошо и что такое плохо». Сейчас модно давать вредные советы, ломая каноны старой морали.  Детям предлагают ковыряться в носу, рисовать на обоях, воровать, объедаться, мучить животных, драться, обманывать.  Не пугайтесь, читатель! Это автор шутит. По его мнению, ребенок будет поступать наоборот.  Хочется сказать: «Ничего себе шуточки…».

Умные, романтичные, наполненные добрым юмором произведения для детей часто годами терпеливо ожидают издания, а если и публикуются, то мизерными тиражами. Но все же и сегодня писатели нашего края продолжают творить не для коммерции, а для пользы юного поколения, для «племени младого, незнакомого», которое вырастет таким, каким его воспитают.

Поистине крылатой стала поэзия для детей кубанской поэтессы Светланы Афанасьевны Медведевой.  Недаром одна из ее книг так и называется – «Птицы».  В ней собраны короткие, но яркие, интересные и познавательные стихи о пернатых нашей планеты. Здесь и наши скромные синички и воробышки, и экзотические фламинго, павлины, колибри... Около ста птиц! Кажется, что со страниц книги раздаётся весёлый птичий гомон. Каждое стихотворение сопровождает фотография птицы, подобранная самим автором.  Серый русский воробышек, толстенький уютный королёк («сын короля»), хищный ястреб,  райские птицы Новой Гвинеи..  
 
На просторах Родины-Земли
Птицы все –  мои приятели,
Чувств хороших создатели
И певцы
таинственной
любви…
 
 А в её книге «Словесная мелодия» главные герои – буквы и слова. Светлана Афанасьевна создала увлекательную игру, уводящую читателя в мир многозначности русских слов. Её «Словесная мелодия» звонко звучит для любознательных и неравнодушных читателей, для всех, кому дорог русский язык. Литературное творчество стало для Светланы Афанасьевны  Медведевой продолжением ее благородной профессии. У неё великое множество детских стихов, рассказов и сказок… И это вполне естественно, если учесть ее профессию, выбранную по призванию: она народная учительница России!

***

Посмотри, на ветках почки.
Вот они надули щечки –
Разобрал подружек смех –
Убегает с поля снег.
Он спешит, а им потеха –
Почки лопнули от смеха.

Эти строки написал кубанский поэт Владимир Дмитриевич Нестеренко… Он всегда говорит с детьми чуть шутливо, и в то же время поэтично. Маленький читатель не только видит на деревьях почки, надутые, как щёчки, но и слышит, как они лопаются – словно смеются над убегающим снегом.  Сколько поэтических картин!

Иногда у Нестеренко всё стихотворение умещается в одно предложение:

Ладошка
Снег ласкает –
И он –
От счастья – тает.

Как ещё, более ярко и образно, объяснить ребенку известный фразеологизм «таять от счастья»?  Когда юный читатель подрастет и прочитает в какой-нибудь книге это выражение, то непременно вспомнит стихотворение Нестеренко «Ладошка». И, возможно, подумает: «Если под  ласковой ладошкой тает снег, то и самый суровый, холодный человек тает от ласки»…

Всем своим творчеством поэт доказывает нам, что отточенная поэтичная строка  в детских стихах необходима так же, как и во взрослых. И даже еще нужнее: ведь хороший литературный вкус закладывается в раннем детстве на всю жизнь…

Отрадно видеть, что сын Владимира Нестеренко, Дмитрий, тоже стал отличным детским писателем. Детально, серьезно и в то же время с юмором, в доступной форме рассказал он детям о святой обязанности человека — сохранении природы. Книга Дмитрия Нестеренко «12 подвигов Маврика» заняла достойное место на книжной полке кубанской детской литературы. Маврик — настоящий герой, хотя и не сражается на войне, не кидается в огонь и в воду. Он одержим идеей сохранения природы и зажигает этой идеей читателя. В книге показан его большой и трудный путь от простого дворника, до знаменитого эколога, которого с почетом принимают на симпозиуме в Рио-де-Жайнеро.  Подобно Гераклу, Маврик совершает подвиги не для того, чтобы прославить себя, а для того, чтобы сделать жизнь на нашей планете лучше и счастливей. В каждой главе книги заключена маленькая интрига, которая держит в напряжении юного читателя, и в то же время автор доходчиво, словно играючи, дает ценные советы, как поступить в тех или иных случаях, чтобы спасти родную природу от самого коварного врага — равнодушного и безответственного человека.

***

Детство часто называют «золотым»… Но из собственного опыта или на примере своих детей мы знаем, какая это сложная пора жизни!  Даже сытое и материально благополучное детство не всегда бывает безоблачно безмятежным. А если вдруг в дом пришла беда?

Тринадцатилетний Костя Котов из повести Сергея Лёвина «На берегу безымянной реки» чувствует себя бесконечно одиноким. После смерти матери в один миг оборвались нити, скреплявшие маленькую дружную семью. Одно горе потянуло за собой другое: отец пристрастился к наркотикам, и Костя при живом родителе остался сиротой.  Опасность подстерегает его всюду: то хулиган Пашка-Паровоз отнимает у него последние сто рублей,  а то наносят зловещий визит «три похожие, словно сёстры, женщины из социальной службы», грозя забрать его в детский дом.

Редко можно встретить в современной художественной литературе произведение, где так беспощадно-правдиво показана наркотическая зависимость, как это сделал писатель из Анапы Сергей Лёвин. Его юный герой, переживает настоящую драму, пытаясь вытащить отца из плена наркотиков.

Некоторые писатели изображают наркоманов сочувственно, даже романтизируют их пагубную страсть. Но в повести Лёвина наркотики – абсолютное зло, одно из самых отвратительных человеческих пристрастий: ведь наркоманы не только губят себя, но и обрекают на страдания своих близких.

Невольно возникает вопрос: а надо ли раскрывать подобные темы в повести для подростков?  Но особенность Сергея Лёвина в том, что он, как и Николай Ивеншев и другие выдающиеся  русские писатели,  не признает «облегченной» детской литературы. Он разговаривает со своими читателями на равных, без скидок на юный возраст. Для него детские переживания – не пустяк, не игрушка, не «маленькие радости и горести», а повод для больших раздумий. В детской жизни бывает много серьезных испытаний и даже трагедий. Трудные вопросы сопровождают ребенка так же, как они сопровождают взрослого, только воспринимаются больнее и острее. И как важно, чтобы рядом были любящие родители и бескорыстные, преданные друзья, которые тебя не бросят в беде, у которых можно спросить совета и которые тебя всегда поймут и поддержат…

Кроме Кости Котова, его  друзей и врагов,  есть в повести Лёвина  героиня, о которой нельзя умолчать и без которой повесть потеряла бы половину своего лиризма и доверительного очарования.

Таинственная безымянная река… Она является полноправной, а порой главной участницей того, что происходит на страницах произведения Сергея Лёвина. С описания безымянной реки начинается повесть, и далее образ ее постоянно появляется в самые ответственные моменты повествования. Ей писатель посвятил проникновенные, из сердца взятые строки… 

«Живая, игривая, рассекающее поле серебристым полумесяцем вода – одновременно тяжёлая, весомая и воздушная, подмигивающая солнечными бликами. Она мгновенно переполнила мальчика, поглотила, загипнотизировала и взяла в плен».

Река – душа рассказа. Река-лекарь, река-друг, река-учитель…  Она всегда приходит на помощь, наполняет Костю духовной и физической силой,  помогать вылечить его отца…  Её голос слышит он в звездные часы своей жизни, пытается разгадать её бесконечный монолог.

На берегу реки, происходит кульминация повести: неравный бой отважного романтика Тёмки против блатных великовозрастных сынков краевых чиновников.

Дочитав до этого эпизода, любой прозорливый читатель предскажет, что Костя непременно кинется в драку, чтобы поддержать друга. Казалось, к этой мысли подводит основная идея повести: превращение затравленного мальчишки в мужественного героя. Ведь должен он наконец показать силу мускулов, накачанных, благодаря воспитанию деда и здоровому образу жизни!  Но писатель снова не идет по легкому пути. 

Поддержать друга – дело святое… На первый взгляд Костя струсил, сбежал с поля боя, оставив Тёмку одного с врагами. Но реально он его спас, так как, сумел вырваться и позвать на помощь. Иначе, погибли бы оба. Конечно, выбирать, взвешивать «за и против», у Кости не было времени – он действовал инстинктивно. И не ошибся!  Но правильность поступка, все-таки не избавила его от мучительных сомнений и раздумий, ведь, как ни крути, он нарушил кодекс мужской чести.  К тревоге за жизнь товарища прибавляется не меньшая тревога быть отвергнутым друзьями, снова стать изгоем. А Костя хорошо знает, что это такое… Слава богу, друзья, и в первую очередь Тёмка, всё поняли правильно.

Хрупким, беззащитным и одиноким предстает Костя в начале повести,  а в конце, преодолев тяжелые испытания, обретя друзей, закалившись физически и духовно,  он идет вдоль берега реки, уверенный в себе, сильный, счастливый…  А впереди – бесконечно прекрасная жизнь!

***

Современным детским писателям намного труднее, чем их советским предшественникам, жившим в то время, когда развитие детской литературы было делом государственной важности. Они не получают прежней поддержки,  не окружены прежней заботой.  Детская литература, как и взрослая, стала коммерческим продуктом. Даже лучшим детским писателям нынче издаваться нелегко, особенно, если в их книжках нет гробов, вампиров, привидений или «вредных советов»…  Нет спроса на  чистоту чувств, героику и романтику.  Невольно задумаешься:  «Время, кто твои герои?»

Но лучшие молодые писатели Кубани пишут для детей талантливые книжки, думая не о тиражах, премиях и гонорарах, а о своих  маленьких читателях, об их юных душах: Анна Вартаньян, Ирина Иваськова, Наталья Широбокова, Марина Тараненко, Любовь Деткова… Многие из них сделали литературу для детей своим основным жанром и были приняты в Союз писателей России именно как детские писательницы.  

Ни одна страна мира не дала детям столько литературных произведений высшей пробы, сколько дала им наша страна. Мы отдаем должное зарубежным писателям, любим Тома Сойера, Маугли, Винни-Пуха… но нигде в мире, а только у нас появился отдельный, самостоятельный жанр, имя которому – Детская литература.

Заботливо, талантливо и нежно вели советские писатели своих юных читателей по дороге жизни – шаг за шагом, всё вперед и выше, от Мухи-Цокотухи и глупого Мышонка – к Павлу Корчагину и к героям Молодой Гвардии. Вместе с юными читателями жили, играли, учились, влюблялись герои наших земляков, писателей-ветеранов – незадачливый Слоненок-авиатор,  мальчик, шагающий по сказочной дороге цвета топленого молока, целомудренная Царевна-Недотрога…  А теперь к нашим детям пришли герои современных кубанских детских писателей. Их тоже немало: от гусеницы-театралки и смешной вороны, потерявшей своё «Карр», до вдумчивого и печального Кости Котова, нашедшего друзей и смысл жизни на берегах Безымянной реки… 

В рассказе «Мир хороший» Логинов говорит устами своего героя: «Придуманный мир ничуть не хуже настоящего. А очень хорошо придуманное даже живее настоящего»…

Так пусть к нашим детям приходят только  «хорошо придуманные» книжки! Те, которые не развлекают примитивными шутками и пугают «страшилками», а учат сопереживать героям, радоваться вместе с ними, испытывать боль потери и суровую гордость за их непобедимое мужество и преданность  любимой Родине, самой лучшей на свете.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную