Александр БОБРОВ
О национальном и русском
Размышления после Госсовета в Уфе

Проблемы и нестроения в никудышной национальной, миграционной политике вопиют и требуют внятных решений. Однако у Кремля наметился вполне застойный метод управления: если надо обозначить какую-то неотложную государственную проблему – ее выносят на заседание Госсовета, забалтывают, и прячут голову в песок пустопорожних заявлений. Эдакий позднепетербургский стиль крушения империи: все трещит по швам, а при дворе идут склоки, интриги, ждут подсказок коллективного Распутина.

Разделяю мнение нашего читателя Slavan39, который откликнулся на мою статью пространным суждением, с впечатлениями о февральском Госсовете в Уфе по национальному вопросу:

«1) Режим уничтожает все, за что берется, – госсобственность и экономика, социальная защита, оборона, образование, охрана лесов... а теперь, наконец, пришло время катастрофы в межнациональных отношениях.

2) На Госсовете всячески раздувались и обсуждались исключительно проблемы малых народов (которые организованы в административные единицы и диаспоры, имеют национальных руководителей и сами за себя отлично могут постоять – примеров много), и ни слова не сказано о проблемах огромного и рассеяного по стране и прилегающим странам неорганизованного ни административно, ни по линии общественных организаций русского народа (любые попытки организации преследуются как преступления).

3) Возмущает безграмотное и упорное придание высокими государственными лицами терминам «национализм», «экстремизм» и «ксенофобия» криминального уголовного характера и обещание «разобраться» с лицами, замеченными в этих «преступлениях», ограничить их конституционные права. Это беспрецедентное явление в мировом праве, оно ущемляет права граждан на свободу совести, мысли и слова – почему «спят» наши хваленые правозащитники, наши ученые-академики в области права?!».

Справедливости ради надо заметить, что министр регионального развития Виктор Басаргин предложил искоренять «язык вражды» с выражениями типа «чеченский терроризм» и «русский фашизм». А еще внести изменения в законодательство о национально-культурных автономиях, скоординировать деятельность 15 ведомств, которые занимаются вопросами нацполитики, а со своей стороны пообещал подготовить новую ФЦП «Укрепление российской нации». «Будет возможность ресурсно ее поддержать, мы готовы отработать и защитить в минфине. Не будет ресурсов, все равно будем двигаться по реализации этой программы»,– заверил министр.

Российская нация? Это что-то новенькое. Бунин писал с иронией о подобных деятелях:

Он не знает наций,
Хлещет черных сук.
Для организаций
Отдает досуг.

Президент России Дмитрий Медведев еще 17 января на встрече с председателями обеих палат Федерального собрания, их заместителями, руководителями ключевых комитетов Совета Федерации и фракций Государственной думы сказал: «Мы должны создавать нашу современную российскую культуру, включая и русскую культуру тоже, конечно».
Не на базе великой русской культуры, а «включая», как марийскую, балкарскую, еврейскую? Эта фраза заставила в недоумении тряхнуть головой. Русская культура относится к литературоцентристским культурам – к тем, где исповедуется принцип: в начале было Слово. И тут все просто: тот, кто творит и думает на русском языке, – представитель русской культуры. Кто на башкирском – башкирской. Мир может узнать о представителях национальных культур в основном через русский язык. Даже политиканы-националисты дают интервью на русском.

Например, со мной в Литинституте учился симпатичный голубоглазый парень из Белоруссии Володя Некляев. Он писал стихи на русском языке, находясь под влиянием Евтушенко. Потом вернулся в Минск и перешел в стихах на белорусский язык. Песни продолжал для солидных гонораров писать по-русски. Так он принадлежит к российской культуре, являясь главой прозападной, националистической оппозиции, или нет? Запутанный вопрос!

Медведев в Уфе его еще больше запутывает: «Носителями русской культуры так или иначе являются все наши граждане, просто для кого-то своя культура – это часть общей российской культуры, а для кого-то она своя, единственная (но хотя бы часть общемировой? – А.Б.) Это уникальный образец, который сплотил все нации и этносы для зарождения единой нации». Что конкретно «это» – образец? Ну хоть убей, не понимаю подоб­ных перлов, а их суют во все репортажи, размещают на официальных сайтах!

Одессит и эрудит Анатолий Вассерман легко все растолковал, предположив, что Дмитрий Медведев говорил скорее всего о культуре, направленной на обслуживание интересов «верхних десяти тысяч» и предотвращение работы социальных лифтов, способных хотя бы теоретически обновить состав этих «верхних» – мафию в масскульте для толстых. На его взгляд, эта новая «россиянская» культура, несомненно, связана с внедрением новых стандартов образования, которые должны вместо творческой личности, вспоминая признание министра Фурсенко, формировать нового человека-потребителя. «Как же еще нынешним хозяевам жизни застраховаться от утраты своего хозяйства?» – резюмирует эксперт. Да, в такой российской культуре нет места плодотворной национальной политике, начиная с усиленного внимания к культуре и литературе государствообразующей нации.

Вместе с тем президент России Дмитрий Медведев, получивший полноценное советское образование, соединенное с интернациональным воспитанием, справедливо заявил, что основой практически всех конфликтов, а тем более межнациональных, является невежество. Он опроверг тезис о неудаче сосуществования различных культур и призвал активизировать просветительскую работу. «Чем активнее просвещение, тем выше общенациональный дух», – подчеркнул глава государства. Так чего же он за кульбитами мин­обра не следит?

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

О ком это написал Пушкин: «не презирал страны родной»? О великом реформаторе Петре, конечно! А что готовят наши неуемные «реформаторы» – реставраторы дикого капитализма, презирающие «эту страну»? В чем видят ее предназначение? Вопросы вспыхивают с новой силой и тревогой.

Все наши читатели слышали о безумной затее – оставить для старшеклассников только четыре обязательных предмета: «Физкультура» имени Путина, «ОБЖ» имени Шойгу, «Россия в мире» имени Сороса, Чубайса или Швыдкого (оставь нужное!). Ну и еще некий «индивидуальный проект», схожий с солдатским индивидуальным пакетом, который используется под огнем или в окружении врагов, когда помочь некому. Остальное, по прикидкам авторов, подростки смогут выбрать из шести предметных областей и сразу: «русский язык и литература, или родной язык и литература»… Или! Что за бред? После бури протестов учителей и общественников «Русский язык» стал обязательным предметом. В области знаний «Филология» «обучающийся в обязательном порядке выбирает либо «русскую словесность» на интегрированном уровне, либо «русский язык и литературу» на профильном или базовом уровне», говорится в тексте документа. Хоть одна победа на поле идиотизма!

Доклад рабочей группы президиума Госсовета представил ростовский губернатор Василий Голубев, начавший с банального заявления, что от укрепления гражданского мира и межнационального согласия прямо зависит успех модернизации страны. Он признал, что принятая в 1996 году концепция национальной политики устарела в условиях роста миграционной привлекательности России, поэтому в государственном масштабе необходимо прояснить основные подходы к государственной национальной политике и вообще решить, «какие общие идеи мы продвигаем». Ну, какие?

Соратница тандема – глава Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко – говорила сбивчиво, а в сухом остатке предложила подумать (только подумать!) «о создании специального органа для решения национальных вопросов, например, правительственной комиссии». Господи, еще одна комиссия! Пусть лучше сосульками займется.

Глава Дагестана Магомедсалам Магомедов выступил за проведение съезда народов России, а также «Селигера на Каспии». Еще одна говорильня для молодых карьеристов. Нет конкретных, огромных сплачивающих идей и дел!

«О вопросах укрепления межнационального единства забывать нельзя, – важно заметил президент Медведев в Уфе. – Проблемы есть везде, их не нужно драматизировать, но и не обращать внимания на них нельзя», – сказал президент, заметив при этом, что толерантности иногда можно поучиться и за рубежом. Неужели такое неважнецкое образование давали в ЛГУ? Ведь там все-таки привечали Льва Гумилёва, слушали лекции его ученика Александра Панченко. Гумилёв в своих трудах предупреждал: «Механический перенос в условия России западноевропейских традиций поведения дал мало хорошего, и это неудивительно. Ведь российский супер­этнос возник на 500 лет позже. И мы, и западноевропейцы всегда это различие ощущали, осознавали и за «своих» друг друга не считали. Поскольку мы на 500 лет моложе, то, как бы мы ни изучали европейский опыт, мы не сможем сейчас добиться благосостояния и нравов, характерных для Европы. Наш возраст, наш уровень пассионарности предполагают совсем иные императивы поведения. Это вовсе не значит, что нужно с порога отвергать чужое. Изучать иной опыт можно и должно, но стоит помнить, что это именно чужой опыт».

Зато даже безусловно положительный советский опыт признается сквозь зубы, но не используется: «Из советского периода мы помним, что говорили о единой общности – советский народ, но делали это плохо. Сама по себе идея неплохая. При сохранении различий культур мы должны быть объединены одной общей вещью». Какой такой «вещью», не ясно. А каков стиль, насколько туманна мысль… Почему только «говорили»? По-моему, было сделано очень много конкретного: например, ингуши, которых жители Беслана считают главными и самыми жестокими виновниками трагедии, в советское время объединялись не в банды, а в бригады и были лучшими строителями в Нечерноземье. Спросите у живых свидетелей!

Заседание с острой повесткой «О мерах по укреплению национального согласия» проходило вяло. По итогам псевдодискуссии президент пообещал создать надведомственную структуру для координации работы министерств по вопросам развития межнационального сотрудничества. По его словам, координационный совет или комиссию мог бы возглавить чиновник в ранге вице-премьера. Привычное решение: еще одно высокопоставленное лицо на «Мерседесе» вместо продуманной и многогранной национальной политики.

Свое обещание сделать 10 обязательных предметов Фурсенко не выполнил. Было стыдно слушать, как он высказывался на заседании правительства, когда премьер Путин стал открыто над ним иронизировать: «Вы знаете, как я люблю физкультуру и спорт, но, по-моему, ваши авторы стандартов перестарались». Ну, ладно: поставил на место, вернее, оставил на месте взамен того, чтобы найти нового, адекватного министра. Почему? Красоваться на этом сером фоне выигрышней или все-таки тенденция на планомерное разрушение образования устраивает? Так удобно за безликим министром, за внешней полемикой и иронией проводить нужную политику по внедрению невежества.

Медведев смело вступил в заочную полемику с французским президентом Саркози, который аккурат 11 февраля сделал заявление о провале мультикультурализма. Он заявил, что Франция не станет менять свой образ жизни и подстраиваться под традиции мигрантов. Накануне со столь же громким и неожиданным заявлением выступил премьер-министр Великобритании Кэмерон. Оно стало сенсацией еще до того, как он произнес речь на конференции по безопасности в Мюнхене. Многие даже предрекали, что премьер не решится ее произнести. Еще бы, ведь Кэмерон собирался затронуть одну из священных коров западного мира, играющего в толерантность. И все-таки произнес – достали: «Политика государственной мультикультурности провалилась, и я предлагаю своим европейским партнерам проснуться и осознать, что же происходит внутри наших границ». Первой на этом взрывоопасном поле смело выступила женщина – канцлер Германии Меркель. В октябре 2010 года она признала нежизнеспособность мультикультурной модели и резко заявила, что иммигрантам следует приспосабливаться к немецким обычаям и изучать немецкий язык.

Напомним, что на территории современной Германии еще в XVIII веке обитало не менее десятка крупных славянских племен со своими наречиями, культурой, традициями, верой… Где они? На Пушкинском празднике в начале 80-х я видел последнего писателя-славянина с берегов немецкой Лабы. А в это же время последние народности СССР, не имевшие своей письменности, создали ее и выдвинули писателей – например, Октябрину Воронову. Именно с ее поэтического сборника «Ялла» началась саамская литература. Одновременно хранительница родного саамского языка стала одной из основательниц на Мурмане возрожденного праздника Славянской письменности и культуры. Вот она, мудрая национальная политика Советской России! Сегодня я не видел ни одной переводной книги, изданной за государственный счет.

Медведев поручил минкомсвязи направить государственные гранты «на создание медийной продукции, способствующей гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений». Минкультуры президент поручил расширить культурный обмен между регионами, придав этой работе «большую осмысленность». «А то получается, что лучшие образцы нашей культуры лучше известны за границей, чем в отдельных частях нашей страны. Когда Большой театр и другие коллективы были в кавказских республиках?» – спросил он. А когда на федеральных каналах в последний раз выступал хор им. Пятницкого, «Березка», Северный народный хор или хор Николая и Елены Кутузовых «Песни России»?

«Надо способствовать сохранению языков как важнейших элементов культуры, как насущной духовной потребности страны, – сказал глава Башкирии Рустэм Хамитов, – я лично не могу без родного башкирского языка, не могу без родной культуры, без книг, театра, песен. Мне все это нужно, как человеку». Соглашусь с ним и позавидую, что он-то может услышать башкирскую песню в эфире, а я в Москве, похоже, подлинной русской песни не услышу. Ее на ТВ заменили кабацко-местечковые ритмы двух Надежд – Бабкиной и Кадышевой. Почему только они получили карт-бланш, что за мафия? Не могу понять. Где выдающиеся русские певицы Анна Литвиненко, Надежда Крыгина, Татьяна Петрова, Александра Стрельченко? Все телеканалы вспомнили, что 14 февраля исполнилось 75 лет со дня рождения польской певицы Анны Герман, а вот то, что 2 февраля был 90-летний юбилей выдающегося, истинно народного композитора Григория Пономаренко – ни один! И это – лишь малая часть вопиющих примеров. Хамитов сказал о родном языке, но кто лучшие его хранители? Конечно, писатели. Башкирского поэта и драматурга Мустая Карима знала вся страна, а сегодня даже я, профессионал, переводивший фронтовика Гилемдара Рамазанова, не знаю, кто же продолжает традиции Мустая?
Расул Гамзатов стал знаменем и гордостью Дагестана. Его переводил русский Владимир Солоухин и еврей Наум Гребнев – полное взаимопонимание и уважение с общенародной любовью! Сегодня плодотворно работает, пишет прекрасные стихи Магомед Ахмедов, нынешний председатель сложного, многоязыкого Союза писателей Дагестана, – никто не знает! Я учился в Литинституте в семинаре Льва Ошанина вместе с алтайским поэтом Бронтоем Бедюровым. В ту пору поэзией в журнале «Дружба народов» занимался сам Ярослав Смеляков. Он перевел для журнала подборку молодого алтайца, которая начиналась верлибром «Мой отец был парторгом совхоза». После публикации Бронтой сразу стал общесоюзно признанным поэтом, а про Алтай и говорить нечего. Сегодня это крупный писатель и общественный деятель. Известен он кому-то, кроме собратьев? А ведь это – тончайшая политика, на которую плюет наше ТВ и лично награжденный к юбилею Константин Эрнст.

Абсолютно прав писатель Юрий Поляков, когда написал в своей статье «Лезгинка на Лобном месте»: «Беру на себя смелость утверждать: нынешнее российское телевидение провоцирует ксенофобию, невольно включая подсознательные инстинкты этнического самосохранения. Глядя на экран и не находя там никаких признаков своей национальной культуры, никаких родственных лиц, или обнаруживая их исключительно в негативно-криминальном контексте, тот же аварец, чеченец или башкир (да и русский иной раз) испытывают ту этническую тревогу, которую ощущали их далекие предки в пору иноплеменных нашествий».

Да, нашествие поработителей национальной культуры и языка налицо.

В конце слово получил член Общественной палаты Максим Шевченко, который в том числе вместо всяких советов и рабочих групп предложил реализовать потенциал Общественной палаты в регионах по выстраиванию национальной политики и начать готовить журналистов «к пониманию этнокультурного разнообразия России». Могу с ним согласиться как преподаватель кафедры журналистики Московского государственного университета культуры и искусств, который постоянно предлагает создать отделение межнациональной, межкультурной журналистики, коли есть у нас журналистика спортивная или международная. Но замечу при этом, что российская журналистика всегда была сильна писательскими перьями. А в нашей среде с творческими содружествами, переводческими связями большинство не надо учить «пониманию этнокультурного разнообразия России». Скажем, весь мир увидел руины Цхинвала, когда осетин Гергиев дал там концерт под открытым небом. Но вскоре Союз писателей России провел в Южной и Северной Осетии выездной секретариат с выступлениями писателей в школах со следами пуль, в трудовых коллективах, на заставах наших пограничников. Мелькнул об этом хоть кадр на федеральных телеканалах?

Председатель курултая Башкортостана Константин Толкачёв так подвел итоги госговорения: «Мне, как законодателю, видится необходимость внесения изменений в ряд федеральных законов. В частности, дальнейшее обеспечение гарантий государственной поддержки национально-культурных объединений за счет средств федерального бюджета требует внесения изменений в статью 16 Федерального закона «О национально-культурной автономии». Ныне действующая формулировка «Федеральные органы исполнительной власти могут оказывать поддержку» не способствует их развитию и, соответственно, гармонизации национальных отношений. Целенаправленное и обязательное финансирование из федерального бюджета национально-культурных автономий позволило бы поднять их деятельность на более высокий уровень». То есть не могут, а должны поддерживать – не за счет заработанного республиками, а за счет нашего общего бюджета. Завидую…

Но кто поддержит русскую культуру и мой сокращающийся, порой высмеиваемый в эфире народ? Наверное, он тоже заслуживает сегодня национально-культурной автономии. Но об этой трагической судьбине на Госсовете в Уфе не прозвучало ни слова.

http://www.sovross.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=587533


Комментариев:

Вернуться на главную