Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
ЗА СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВДУ!

В адрес XIV съезда Союза писателей России, который только что прошёл в Москве и гостеприимной Калуге, поступило письмо от бывшего многолетнего его руководителя, классика советской литературы Юрия Бондарева: «Дорогие собратья по перу! Очень сожалею, что не смогу вместе с Вами участвовать на съезде в нашем общем разговоре о современной писательской жизни, где нелегко решаются множество болезненных проблем и не только в родной нашей словесности, но и в товарищеских взаимоотношениях по причинам главным образом духовным и общественным». Можно, конечно, добавить и причины экономические, но Юрий Васильевич не менеджер, а прежде всего – русский творец.

Насчёт болезненных проблем – он попал в точку. Они выплеснулись задолго до октябрьского съезда, но совершенно прав Владимир Бондаренко, который написал в передовой «Дня литературы»: «Я рад, что в преддверии съезда Союза писателей в печати и по интернету началась оживленная дискуссия. Жаль, что иногда она переходила в перепалку, но, по крайней мере, поднимаются серьёзнейшие проблемы. В недрах «Литературной газеты» возникло «Открытое письмо членам Союза писателей России». В ответ на сайте «Российского писателя» началось активное обсуждение всех важнейших вопросов. Даже если это обсуждение хоть в малой мере стало возможным благодаря публикации письма, значит, и письмо принесло свою пользу. Стала видна и мнимость якобы писательского противостояния. Практически, все вопросы, задетые в письме, иногда даже в гораздо более острой форме, прозвучали в дискуссии на сайте «Российского писателя». Думаю, хорошо бы всю эту дискуссию, после её окончания, опубликовать брошюрой.

Проблем накопилось достаточно, и вряд ли все они будут решены на съезде. Мне кажется, если не будет изменений со здоровьем уважаемого Валерия Николаевича, на съезде на какой-то период переизберут вновь на должность председателя того же Ганичева. Впрочем, я об этом уже писал, за что был высмеян в «Литературной России». Но я иду лишь от самой логики событий… Руководители приходят и уходят, особенно в наше тревожное время, а единый писательский Союз уже давно нужен всем. Под него бы и закон о творческих союзах сразу приняли в Думе, и финансирование государственное началось. Но это мечты… На какой-то период нужен тот же Ганичев. И активная подготовка преемника. На мой взгляд, можно было бы рассмотреть кандидатуры Александра Боброва, Юрия Козлова, Александра Сегеня, Александра Арцибашева, Геннадия Иванова, Николая Дорошенко… С удовольствием добавил бы кандидатуры из провинции, но на сегодня это не реально. Необходимо тогда иметь служебную жилплощадь или в Переделкине, или во Внукове для руководителя Союза, с жёстким выселением после переизбрания».

Спасибо моему давнему соратнику по литературным битвам, как говорится, за доверие, но теперь уже и мне поздновато браться за этот гуж. Но многое Владимир Григорьевич предрёк точно. Главное: при открытом голосовании зарегистрированных 200 делегатов Валерий Ганичев был избран Председателем Союза писателей России при 2-х голосах против. Почти единогласно!

Кстати, во время печатной дискуссии многие критиковали его за 80-летний возраст, позиции, решения, амбиции, но никто – ни единый автор! – не предложил на страницах той же «ЛГ» разумную кандидатуру. Только деятельная Татьяна Набатникова, которая сама что хочешь может возглавить, но занимается исключительно своими книгами и переводами с немецкого в Германии, вспомнила с ностальгией: «Когда в 1994 г . готовился съезд писателей, наша группа активных 40-летних не дремала, мы выдвигали в председатели СП три кандидатуры: Валентин Распутин (безусловный литературный лидер, достойный прийти на смену фронтовику Юрию Бондареву), Александр Проханов (талантливый, красивый и харизматичный, куда там Навальному) и Юрий Поляков (умный, деятельный, молодой). Но «наши» не прошли, хотя и не затерялись в безвестности». Не только не затерялись, Татьяна, но и доказали правоту решения съезда, избравшего тогда Ганичева. Зачем нашему национальному достоянию Распутину взваливать на себя административный груз? Харизматичный Проханов «(куда там Навальному») возродил свою газету и стал официальным лидером имперской оппозиции. Я просто поражаюсь, как Александр Андреевич успевает выступать по всем известным мне телеканалам и радиоэфирам, да и Поляков за эти годы утвердился как прозаик, драматург, публицист-государственник, который входит в президентский Совет по культуре, тоже выступает во всех телепрограммах и часто представляет Россию за рубежом.

А в это время без света софитов, грима визажистов, девочек-ассистенток и валютных командировочных идёт каждодневная, черновая работа по выживанию Союза писателей и его здания по Комсомольскому,13. Как сказал в своём выступлении Валерий Ганичев: «Сейчас Союз лишился какой-либо финансовой базы. Нам запрещено сдавать наши помещения в аренду и извлекать какие-либо скромные финансовые средства, которые шли на оплату помещения, коммунальные услуги (свет, газ, связь) и которые мы оплачивали до 2009 года. С этого времени дело дошло почти до закрытия Союза, если бы не наши усилия, усилия всех писателей. Мы, не впадая в панику, не провозглашая, что Союз погиб, не пугая наших нередко колеблющихся сторонников, с утра и до вечера вели неоплачиваемую работу, ибо никаких средств не было. В Союзе работали в основном бывшие работники-пенсионеры, которые жили только на свою пенсию. Да, была оплата из наших скудных остатков охране, шофёру и нескольким сотрудникам. Вы знаете, что мы мобилизовали общественное мнение на защиту нашего исторического здания, на которое периодически ведётся охота то ли государственных организаций, то ли «жирных котов»… Просьбу оставить Дом Союзу писателей России поддержали Патриарх Алексий. Символично, что он подписал это письмо в последний день своей земной жизни. Поддержал нас и Патриарх Кирилл. Это была большая духовная поддержка. По этому вопросу выступил Г.А. Зюганов. Но мы продолжали бороться. Лишь только тогда, когда наше письмо подписало более сотни писателей и Валентин Григорьевич Распутин  передал его В.В. Путину, в 2010 году вышло постановление за его подписью: «передать в безвозмездное пользование здание (часть здания) Союзу писателей России». Мы благодарны ему за это решение. И вот нынче новому правлению предстоит снова борьба за наш Дом. Все это напоминает наскок на Академию наук России с целью отобрать у неё собственность. Снова надо мобилизовать общественность, искать спонсоров». Новый наскок заключается в требовании провести дорогущую реставрацию памятника архитектуры (ну, мол, раз вам его Путин передал). Издевательство!

 

* * *

Успешный писатель Сергей Алексеев заявил: «Творческой организацией способен руководить только исключительно творческий человек, и никто иной». Зато нижегородский писатель и издатель Олег Рябов говорит прямо противоположное: «Если руководство союза начнёт понимать, что литература – это идеологический инструмент, то издательства, подотчётные Союзу писателей, должны заняться созданием своей сети книжных магазинов, и этих магазинов по стране должно быть несколько сотен. А поэтому руководству Союза писателей нужны молодые, талантливые и агрессивные менеджеры». Какие подотчётные издательства, Олег, какие сети магазинов, когда загублен флагман мирового издательства новинок «Советский писатель», когда в малых городах закрывают последние книжные магазины?!

Глава астраханских писателей Юрий Щербаков – поэт, публицист, активный переводчик заявил: «Каким быть СП? Ответить хочется по-маниловски: таким, каким был Союз писателей СССР! Тем более что в стране до сих пор благополучно существуют его уменьшенные копии. В Дагестане, Кабардино-Балкарии, Чечне, да в любой республике РФ, кроме Калмыкии, писательские организации содержит власть! Я уж не говорю о широких жестах местных руководителей вроде недавнего решения Кадырова, который росчерком пера подарил чеченским писателям 12 квартир и 18 автомашин! Что мешает экстраполировать нынешнее положение вещей в литературном хозяйстве республик на всю Россию? Идеология! Давайте не лукавить. Союз писателей России изначально являлся организацией, оппозиционной правящему режиму. И это было правильно, когда «во дворец, до императорского трона, дошёл и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами и могучей мужской силой» (Алексей Толстой. «Хождение по мукам»). Чудилось, что гнилая стена вот-вот рухнет, что ублюдочная опереточная власть разлетится от взрыва народного гнева, и… вернётся прежняя жизнь! Революции, слава богу, не случилось. А эволюция общества от чужеродного к коренному шла медленно и дала, наконец, плоды. Увы, наш СП этих изменений словно бы и не заметил».

Неправда, Юрий! Если бы не сотрудничество с властью - не было бы никаких выездных пленумов Союза писателей, Дней литературы от упомянутой Чечни до Прохоровского поля, премий и лауреатских званий, наконец, самого Съезда в Калуге! Но на подобные обвинения тоже ответил Ганичев в свой речи: «Я ещё раз хочу напомнить наши принципы, которые исповедует Союз писателей России, решительно руководствоваться ими, как и в предыдущие годы, и утвердить их официально как нашу духовную программу.

- Следование традициям русской классической литературы, высоким образцам национальных литератур.

- Быть организацией патриотической, державной, мы — государственники.

- Быть очагом русского и национальных языков России. Союз писателей — организация многонациональная, в которую входят представители всех национальностей.

- Бороться за справедливость и правду.

- Исповедовать высокую нравственность и народность.

Если эволюция власти, по Щербакову, идёт в сторону нравственности, правды, патриотизма, сбережения традиций и великого русского языка – мы с нею и готовы к государевой службе. Если же это только декларируется с высоких трибун, а вокруг торжествует зло, несправедливость, ложь, власть золотого тельца, то русский писатель по мере сил обязан бороться. Я не читал у моих любимейших поэтов Бунина и Блока прямых строк-прокламаций за или против власти, но поэма «Возмездие» или «Двенадцать» многое что объяснили. Да, у Бунина были яростные «Окаянные дни», но раньше и «Деревня» была, от которой выть хотелось. Оба показали: революция была неизбежна! Посмотрим, куда поведёт эволюция…

Но в одном Щербаков прав: почему же есть поддержка литературы на республиканском уровне, а не в масштабах всей коренной России? Вот и на Съезде нам доложили, что Союз писателей Хакасии тоже лишился и финансирования, и крыши над головой, но у властей хватило понимания, что так литература, в том числе национальная – развиваться не может. Было создано в Абакане Автономное учреждение Республики Хакасия «Дом литераторов Хакасии» постановлением правительства от 26.08.2009 года. Предметом деятельности Автономного учреждения является, как сказано в документах, развитие в республике Хакасия литературного творчества и деятельности, связанной с изданием и пропагандой художественной и публицистической литературы местных авторов, включая всестороннюю поддержку писателей, поэтов и молодых авторов, живущих и работающих в Республике Хакасия. Конечно, он существует и финансируется под эгидой Министерства культуры Хакасии (может, там, к счастью, Минсвязи своим делом занимается, а не писателями руководит?), получил за 3 года 8 миллионов на свою деятельность и издал 80 книг на русском и хакасском языках. Вот пример! Многие говорят: какая господдержка? - ведь Союз писателей России общественная, хоть и творческая организация. Ну, так надо создать в Году культуры автономное учреждение «Дом литераторов России», и пусть представители разных эстетических и даже идеологических сообществ будут иметь свой дом!

Кстати, на Днях литературы в Курской области мы открыли такой же прекрасный «Дом литераторов» на центральной улице. Из беседы с председателем правления Курского регионального отделения Союза писателей России Николаем Гребневым стала известна главная задача: «Претворить в жизнь такую рекомендацию нашего съезда, которую мы для себя определили: добиться на деле реализации государственного заказа на приобретение школьными библиотеками книг для детей и юношества военно-патриотического, историко-краеведческого характера, воспитывающих любовь к малой родине, к природе, отечественной истории и культуре. Мы предлагаем отбор книг осуществлять на конкурсной основе, компетентным общественным жюри с непосредственным участием профильных региональных ведомств». Разве это не общероссийская задача? К 200-летию великого поэта Лермонтова, например, в большой и малой серии ЖЗЛ вышло сразу две книги о гении – Владимира Бондаренко (5.000 экз.) и Валерия Михайлова (4.000 экз.). Ну и до каких библиотек, а тем более школ с таким тиражом они дойдут?

Между тем, когда министр культуры Владимир Мединский (писатель) стал жаловаться, что нет хороших киносценариев (120 сценариев про вампиров пришло самотёком!), корреспондент «ЛГ» резонно заметил:

- Сценарий всегда был жанром литературы. При Союзе писателей существовал специальный совет по кинодраматургии.

– Мы бы с удовольствием работу такого совета возобновили и даже взяли на финансирование. Надо только разобраться – при каком из многочисленных союзов писателей его создать.

Ох, и не такие уж они «многочисленные»! Поведаю «тайну» министру, что в перестройку и в начале 90-х произошёл раскол не столько по творческим или даже идейным причинам, сколько из-за общей политизированности общества и, главное, стремления урвать «новым руководителям» себе кресла, дачи, гранты при растаскивании общесоюзной собственности. Теперь союзов, грубо говоря, в Москве, Питере, областях (в республиках давно это пресекли!) - кругом по два: отделения Союза писателей России и менее крупные «либеральные» образования, которые по новому Закону об общественных организациях должны или слиться, или ликвидироваться, потому что в субъекте федерации не может существовать две ОДИНАКОВЫЕ общественные организации. Съезд внёс изменения в устав Союза и признал это правильным, как нет, например министерства русской культуры, министерства прозападной или массовой культуры и т.д. Какие проблемы: ведите в одном Союзе идеологические дискуссии, творческие и поколенческие споры. Только оружие должно быть одно – Слово! А не чиновничья крыша, доносы в духе 37-го года, силовые захваты со скандалами. Или назовите себя обществом литгениев, содружеством постмодернистов да и регистрируйтесь на здоровье. Но мы знаем, как и кем пишутся законы и, наверное, в Москве, как и в Питере, останутся огромная Московская городская организация Союза писателей России и не такой многочисленный, но активный Союз писателей Москвы. С его первым руководителем Риммой Казаковой я оставался в дружеских и литературных отношениях. Так что будет желание – легко всё под одной крышей Министерства культуры объединить, а не сбрасывать писателей и издательское дело на задворки Минсвязи.

Много и других вопросов поднималось на Съезде: от повышения требовательности к приёму новых членов (в разгар политической борьбы разные организации вербовали новых сторонников даже без книг!) до повышения ответственности каждого члена творческой организации. А то во время дискуссии многие противники нынешнего руководства демонстративно заявляли: «Мы про съезд ничего не знали!» Зайди на сайт «Российского писателя» или загляни в свою организацию. Куда там! Сергей Беляков, критик, заместитель главного редактора журнала «Урал», валяет дурака: «А разве будет съезд? Впервые слышу… Одно время я честно ходил на собрания нашего отделения СП (из уважения к нескольким хорошим людям, меня в этот союз и пригласившим). Теперь и это в прошлом – времени жаль». Ну, так и выйди тогда из Союза писателей России – береги время! Ведь в Уставе, и старом, и новом, записано, что член Союза обязан платить взносы и принимать активное участие в работе своей писательской организации. Но у нас в России и всегда так было принято, а ныне расцвело махровым цветом: брюзжать на печи или за рюмкой, ругать, ничего не предлагая, а главное – путать своё с общественным, общерусским. С таким подходом хоть в столице, хоть на просторах Отечества - нам и впрямь не выжить.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную